Собор Святого Николая, или Николаевская церковь, церковь Николая-Чудотворца в Харькове — православный храм, построенный в 1896 году по проекту харьковского епархиального архитектора В.Х. Немкина в русско-византийском стиле. Снесён в 1930 году, по официальной версии, в связи с прокладкой трамвайной линии, поворачивающей с площади на улицу Пушкинскую, перед тем трамваи ходили с Московского проспекта через крутой подъём переулка Короленко.
hram-ua.com›places/
Как написано в статье «Храм-мученик Свято-Николаевский» (сайт «Православные святыни Слобожанщины»), новый Николаевский храм начал строиться несмотря на возражения представителей городской интеллигенции: еще крепкую и достаточно вместительную старую Николаевскую церковь, ценную как историко-художественный памятник, решено было заменить новой, более “модной”. В 1886 году Николаевская церковь была разобрана, а на время строительства нового храма рядом построили и освятили временный деревянный храм. Новый каменный храм основали в 1887 году по проекту епархиального архитектора В.Х. Немкина и строительство велось на протяжении 9 лет. Торжественное освящение нового храма состоялось 3 октября 1896 г.
Высота храма с крестом достигала 47 м, а от старины в нем сохранился только колокол, отлитый в 1715 г. в Воронеже. Остальная церковная утварь была не старше 1830-1840 гг. и состояла в основном из ценных даров верующих. В архитектуре храма слились воедино архитектура древнерусских и греческо-византийских храмов (напоминал древне-византийскую базилику). Церковь имела 5 основных куполов, кроме них в виде куполов и полукуполов завершались боковые входы и угловые часовни. В оформлении церкви широко исполнялся “кирпичный” узор, а выкрашена она была в светло-бежевые тона. Рядом с двухэтажными домами, располагавшимися вокруг храма в конце XIX века, он казался особенно грандиозным, но не утратил своего доминирующего положения и тогда, когда в начале XX века вместо них выросли многоэтажные здания.
В конце 1920-х годов городские власти решили, что на месте Николаевского собора непременно должна быть проложена трамвайная линия. В феврале 1930 г. секретариат постановил закрыть и разобрать Николаевский собор на площади Тевелева. Кирпич и другие строительные материалы планировалось пустить на строительство школ-семилеток. Точная дата взрыва неизвестна. Есть сведения, что 7 марта 1930 года комендант Харькова Петров официально предупредил горожан: “В связи с возможностью в ближайшее время разлива рек и заторов льда комиссия по борьбе с наводнением будет производить подрывы льда у мостов ”. Окна рекомендовали оставлять открытыми, а стекла оклеить бумагой.
Неслучайно архитектор В.Х. Немкин за свои заслуги был награжден орденами Св. Анны и Св. Станислава 2-й и 3-й степени. Собор стоял как вкопанный на хорошем растворе и кирпиче. Взрыв произвели неудачно, завалы пришлось мучительно разбирать еще полгода».
По материалам энциклопедии Украины
Церкви часто давали название улицам и площадям городов. Нынешняя площадь Конституции до революции именовалась Николаевской в честь церкви святого Николая Мирликийского. Первая церковь была построена в те далекие времена, когда Харьков только основывался, и находилась за восточной стеной крепости. Основным строительным материалом в XVIII веке было дерево. А дерево, как известно, очень хорошо горит. В огне городского пожара 1733 года и погибла первая Николаевская церковь. Только почти через тридцать лет на тогдашней главной площади города началось строительство новой, каменной церкви, работы над которой были завершены в 1770 году. Храм был сооружен в характерной для Слобожанщины форме, которую мы можем увидеть на примере Покровского собора.
В ХІХ веке Харьков превращался в один из важнейших центров Российской империи. Николаевская церковь ветшала и городская дума, окна которой выходили как раз на храм, решила возвести новый, более значительный храм. Несмотря на то, что собор занимал центральное положение в городе, приход его был беден. Поэтому сбор средств на его возведение занял целых девять лет. Строительство Николаевского собора было поручено епархиальному архитектору Владимиру Христиановичу Немкину. К 1896 году пятиглавый, в византийском стиле Николаевский собор был готов. Новый собор стал настоящим украшением города. Однако простоял он всего лишь 34 года. Советская власть особо не церемонилась с церковью. В 1930 году для прокладки трамвайных путей Николаевский собор был взорван. Так Харьков утратил один из самых прекрасных своих символов.
https://kh.vgorode.ua/news/
В 1887-1896 годах по проекту В.Х. Немкина возвели величественный пятиглавый храм в русско-византийском стиле. Хотя этот храм занимал центральное положение в городе, средства на его возведение собирали с трудом на протяжении девяти лет, так как приход был бедным. Тем не менее, здание получилось весьма эффектным. В нем были теплая и холодная церкви. Как известно, в 20-30-е годы ХХ века на территории Советских республик шло тотальное искоренение церкви как явления. Свято-Николаевский собор не мог не попасть под горячую руку, тем более для его сноса легко нашёлся повод — он мешал строительству трамвайной линии между Николаевской площадью и улицей Пушкинской. Ныне место собора занимает широкая дорога, площадка с выходом из станции метро «Советская» и часть здания №20. А роковая трамвайная линия была демонтирована в июле 2009 года.
Источник: mediaport.ua и skyscrapercity.com/showthread.php?t=1184973
Новый каменный храм основали в 1887 году по проекту епархиального архитектора В.Х. Немкина и строительство велось на протяжении 9 лет. Это было вызвано не только монументальностью задуманного и сложной узорчатой кирпичной кладкой. По одной версии, храм был заселен очень густо, но представителями иного вероисповедания, по другой — несмотря на то, что храм был центральным, большими собственными средствами он не обладал. Своей земли у него не было, прихожан было также немного: в начале XX в. их насчитывалось 169 мужчин и 203 женщины. Неприкосновенный капитал церкви составлял 200 рублей и проценты от него расходились на неугасимую лампаду перед образом святого Николая. Капитал причта (два священника и два псаломщика, работающих без жалования) исчислялся в 10 552 рубля. Церковным старостой на протяжении многих лет, начиная с 1889 г., состоял купец Иван Коваленко, которого за бескорыстные заслуги удостоили награды: серебряной медали на Анненской ленте.
Осенью 1896 г. октября 3-го дня, состоялось торжественное освящение нового храма. Помимо главного престола — Святителя Николая были освящены также правый придел в честь иконы Иверской Божией Матери и левый в честь Святого Ильи Пророка. Позднее (в цокольном зале) 20 февраля 1907 г. был освящен придел в честь Святого Феодора Тирона.
Высота храма с крестом достигала 47 м, а от старины в нём сохранился только колокол, отлитый в 1715 г. в Воронеже. Остальная церковная утварь была не старше 1830-1840 г.г. и состояла в основном из ценных даров верующих. В архитектуре храма слились воедино архитектура древнерусских и греческо — византийских храмов (напоминал древне — византийскую базилику). Церковь имела 5 основных куполов, кроме них в виде куполов и полукуполов завершались боковые входы и угловые часовни. В оформлении церкви широко исполнялся «кирпичный» узор, а выкрашена она была в светло-бежевые тона. Рядом с двухэтажными домами, располагавшимися вокруг храма в конце XIX века, он казался особенно грандиозным, но не утратил своего доминирующего положения и тогда, когда в начале XX в. вместо них выросли многоэтажные здания.
Буквально сразу же церковь Святителя Николая стала одним из любимых объектов для харьковских фотографов. Когда смотришь их фотографии, о храме создается впечатление (несмотря на его внушительный вид и массивность) воздушности и некоторой нереальности, так величественен он и прекрасен среди других зданий, стоящих рядом. Точно гость, заглянувший на мгновение из других времен, другого, более счастливого и совершенного мира. И действительно, жизнь Свято-Николаевского храма оказалась лишь мгновением. Ему суждено было погибнуть в столь юном возрасте (тридцать с небольшим лет), который даже по человеческим меркам считается почти детством.
Чудесный храм стоял в самом центре Харькова, на том самом месте, где еще не так давно ходили трамваи 5-го и 7-го маршрутов, поворачивая с пл. Тевелева-Конституции на ул. Немецкую — Пушкинскую.
Храм-мученик стал свидетелем всех этапов крушения православной монархии, утраты истинных духовных ориентиров и нравственности нескольких поколений. Весной 1917 г. прямо у его стен Харьковчане выражали бурные восторги по поводу падения царского режима. Вскоре в молодом советском государстве возникла Украинская Автокефальная Православная Церковь, независимая от Московского патриархата. Храм Святителя был передан ей примерно в 1918 г. (в некоторых источниках в марте 1922 г.) и получил новый статус Кафедрального Собора Харьковско-Полтавской епархии и стал резиденцией архиепископа Харьковского Александра (Ярещенко).
В конце 1920-х г.г. городские власти решили, что на месте Николаевского собора непременно должна быть проложена трамвайная линия. Маршрут трамвая вокруг собора был очень извилист и неудобен, шел по Петровскому переулку, «карабкался» по переулку Короленко, забегал на улицу Короленко. После ряда аварий на этом участке, в том числе с человеческой жертвой, власти города стали задумываться о изменении маршрута. Кто был последней инстанцией в вынесении смертного приговора храму, однозначно сказать сложно. За его уничтожение высказались многоопытные специалисты. Городские трамвайщики — управляющий Никитченко и инженер Подхалюдин — говорили , что это самый опасный участок. Вагоновожатый, мол, не мог видеть, что делается за углом, рельсы приходят в негодность через 2-2,5 года, т.к. узкий радиус закругления настолько усиливает трение, что вагон идя в этом месте режет стружку на рельсах. Кроме того, значительно, мол, изнашиваются бандажи в трамваях, плюс при движении (из-за узкого радиуса закругления) затрачивается вдвое больше электроэнергии и т.п. Все эти проблемы можно было решить одним махом — снести Николаевский собор.
В феврале 1930 г. секретариат постановил закрыть и разобрать Николаевский собор на площади Тевелева. Кирпич и другие строительные материалы планировалось пустить на строительство школ-семилеток. Точная дата взрыва не известна. Есть сведения, что 7 марта 1930 года комендант Харькова Петров официально предупредил горожан: «В связи с возможностью в ближайшее время разлива рек и заторов льда комиссия по борьбе с наводнением будет производить подрывы льда у мостов». Окна рекомендовали оставлять открытыми, а стекла оклеить бумагой. Неслучайно архитектор В.Х. Немкин за свои заслуги был награжден орденами Св. Анны и Св. Станислава 2-й и 3-й степени. Собор стоял как вкопанный на хорошем растворе и кирпиче. Опыта «диверсионных» работ против мощных культовых сооружений у подрывников было мало. Взрыв произвели неудачно, завалы пришлось мучительно разбирать ещё полгода.
Трамвайная линия проходила мимо собора с 1923 г. В 1928 г. ее перешили с 1000 мм на 1524 мм колею, после чего ее вполне могли оставить в таком состоянии до наших дней. На фотографии хорошо видно как трамвай проходит мимо храма. Но новая власть жаждала навести новые порядки, свои порядки — «…весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…», жаждала жертвы и крови (невинной крови, разумеется). Свято — Николаевский собор, Мироносецкая церковь (погибла чуть ранее) и другие святыни при советской власти были обречены.
Вид руин храма Божьего вызывает ощущение, которое сложно передать… Это и шок, и ужас, и «… как — будто убили тебя, не его». На месте чудо — храма поставили будку с газированной водой — мотив сногсшибательный! А через священный алтарь пустили трамвайные рельсы…
Из предания церкви мы знаем, что при освящении церковного алтаря поставляется особый ангел, который навсегда остается на месте храма. Ангел Свято-Николаевского собора до века будет покрывать своими крылами место, где стояла святыня и возносить молитвы Милостивому Богу…
Газета «Панорама», №47 (202), ноябрь 1994 г.; Судьба Николаевской церкви” автор кандидат архитектуры А. Лейбфрейд; Газета «Слобода», №100 от 22 декабря 1998 г.; А.Хорошевский, «Свято-Николаевский собор»; Газета «Время», №15 (14489) от 6 октября 1998 г., «Трамвай или собор»; Газета «Вечерний Харьков», №82 (8882) от 30 июля 2005 г., «Византия в центре Харькова»; Газета «Вечерний Харьков», 1 августа 2007 г., «Снос Мироносецкой церкви и Николаевского собора: не обошлось без…»; Фларет, «Историко-статистическое описание Харьковской епархии»; Гусев А.Н., «Историко-справочный путеводитель. Харьков его прошлое и настоящее», 1902 г., Вечерский В.В., «Втраченi об’екти архiтектурноi спадщини», Украiна.- к.: НДIТIАМ, 2002 г.