Харьков. Покровский мужской монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы.

Одновременно с Успенским собором в XVII веке возникали приходские церкви за пределами крепости, в слободах и посадах. В числе первых уже в 1659 г. существовала Благовещенская церковь, в 1683 г. — Николаевская, Рождественская и Михайловская церкви, а к концу века город имел шесть деревянных и два каменных храма. Среди них особое место заняла каменная Покровская церковь, освященная митрополитом Авраамием в 1689 г. Это единственный храм XVII века, дошедший до наших дней в близком к первоначальному виде.
Сооружена Покровская церковь была за пределами тогдашних границ крепости, вблизи ее северной стены. Построили храм казаки, проживавшие в небольшом посаде и на ближайшем хуторе на северо-западной стороне у берега реки Лопань. В 1724 г. в этом приходе насчитывалось всего 87 прихожан с семьями. Имена основателей храма не установлены, ее строили опытные мастера, владевшие знаниями народного зодчества, форм украинского барокко и приемов московской архитектуры. По композиции Покровская церковь подобна типичным трехсрубным деревянным церквам Украины с отдельно стоящей колокольней, но она двухэтажная. В основании храма находится подклет, окруженный открытой аркадой. В подклете расположена однопрестольная «теплая» зимняя церковь во имя Трех Святителей. На верхнем этаже, опоясанном «гульбищем», возвышается однопрестольная летняя церковь (первоначально она не отапливалась) во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В подвале под храмом в последующем устроили усыпальницу, в которой хоронили представителей местной знати. К центральному, восьмигранному в плане, башнеподобному объему с западной стороны примыкает шестигранная алтарная часть, с восточной — такой же притвор. Восьмигранные башенные объемы верхнего храма разделены заломами на убывающие по величине ярусы и завершаются главками с крестами. Общая высота храма в его центральной части 48 м. Наружные стены украшены выложенными из кирпича карнизами с зубчатым поребриком, углы акцентированы тонкими, висящими на кронштейнах полуколонками. Оконные проемы обрамлены изящными наличниками с колонками и фигурными сандриками. Внутри верхнего храма открытое светлое пространство трех камер, объединенных по низу широкими арочными проемами, создает исключительный по красоте эффект. Колокольня, возведенная одновременно с церковью, была первоначально связана с ней галереей. В плане колокольня восьмиугольная, по высоте четырехъярусная, с подвалом. Своим видом она напоминает оборонную башню. Завершает колокольню звоновый ярус, над которым возвышается каменный шатер со слуховыми окнами и маленькая луковичной формы главка с крестом.
В 1709 г. по указанию Петра I, посетившего Харьков, крепость была расширена в северном направлении, и Покровский храм оказался внутри ее территории. Окружавший церковь земельный участок до этого принадлежал изюмскому и харьковскому полковнику Федору Шидловскому. На участке находилось несколько небольших деревянных жилых и хозяйственных строений, и было начато невдалеке от церкви строительство большого двух-этажного каменного дома с подвалом. С южной и западной сторон был разбит сад. В 1708 г. владение домом перешло к назначенному харьковским полковником Лаврентию Шидловскому (племяннику Федора Шидловского), а участок с садом и находившимися на нем строениями был отдан князю Кантемиру.
В 1726 г. в культурной жизни Слобожанщины произошло весьма важное событие, отразившееся на дальнейшей судьбе Покровской церкви. В Харькове по инициативе епископа Белгородского Епифания Тихорского и генерал-губернатора Слободской Украины князя М.М. Голицына был учрежден Свято-Покровский мужской училищный монастырь с Коллегиумом — первым высшим учебным заведением на Левобережье. Покровская церковь при этом с 1729 г. стала монастырской и коллегиумской. Ее отремонтировали, украсили внутри и снабдили церковной утварью. В 1732 г. на колокольне установили колокол весом 1,6 т. В 1799-1800 гг. верхнюю церковь преобразовали в кафедральный собор, а нижняя продолжала служить коллегиумской. В ризнице монастыря хранилось много памятников церковной старины — напрестольные Евангелия, кресты, подсвечники и другое. В усыпальнице были погребены видные священнослужители и именитые граждане.
В 1820-26 гг. при возведении нового Архиерейского дома соорудили между ним и храмом переход, а также устроили трапезную, объединившую храм с колокольней. В 1837 г. позолотили главки и кресты. В 1846 г. кафедральным собором вновь стала Успенская церковь, к которой была пристроена колокольня, а Покровскую церковь обратили в главную крестовую церковь Архиерейского дома. В 1844-56 гг. ее расписали внутри и устроили отопление горячим воздухом. В 1872-74 гг. расширили трапезную, перестроили лестницу на второй этаж, устроили хоры.
На протяжении XIX и начала XX века в монастыре велись работы по строительству новых зданий и благоустройству территории. Была воздвигнута Озерянская церковь (базиликальное здание рядом с Покровским собором), дом настоятеля с главными воротами, бывшая Консистория, корпус келий с трапезной и квартирой для приезжающих высокопоставленных духовных лиц, изящная часовня с запасными воротами со стороны Клочковской улицы (не сохранилась) и несколько жилых и служебных зданий.
В начале 1920-х гг. Свято-Покровский монастырь закрыли. В его зданиях разместили разные музеи и сторонние организации. Покровская церковь использовалась беспорядочно и разрушалась. Первая попытка ее реставрации была предпринята в 1950-х гг. Она носила внешний косметический характер, но спасла храм от окончательной гибели. В 1960-х гг. решили возродить храм в том виде, который он имел в XVII веке. Разобрали для этого части, достроенные в XIX веке: трапезную между церковью и колокольней и переходы в Архиерейский дом и Озерянскую церковь.
В 1992 году комплекс Свято-Покровского монастыря был возвращен церкви. Ей переданы в бессрочное бесплатное пользование находящиеся на его территории здания — памятники архитектуры. По договоренности с Епархиальным управлением помещения будут использоваться находящимися в них организациями и под квартиры жильцов. Продолжаются работы по реставрации Покровского храма, в нижней церкви которого возобновлена служба. Новым проектом восстановления храма предусматривается воссоздание ранее разобранных частей.
www.kharkov.com/news/?p=57&secure=&lang=[/http][/p]

Наверное, наиболее выразительным памятником, демонстрирующим синтез трансформированных идеи и конструкций слобожанского деревянного зодчества в каменной архитектуре, являлся Покровский собор в Харькове. Этот собор, созданный в 1689 г., — один из старейших архитектурных памятников Слобожанщины. Собор практически дословно повторяет слобожанскую деревянную церковь бойковского типа. Он имеет трёхструбное основание и трёхкупольное здание. В наземном плане собор представляет собой три соединённые меж собой восьмиугольника, наибольший из них по размеру — в центре. Из могучего основания, образованного из глухих ренессанных аркад, вырастают три трёхъярусных купола. При этом каждый ярус, более узкий по сравнению с предыдущим, вырастает из срезанного барочного основания, как будто пытается устремиться в небо стройными световыми проёмами и необычайно лёгкой маковкой. Все простенки куполов прорезаны изящными окнами в красивом обрамлении из полуколонн и карнизов. По словам исследователя украинской культуры Дмитрия Антоновича, «Словно тесно сомкнутые друг с другом три свечи тракирия, разделена она от самой земли на три логичных купола, которые гармонично объединены в одно целое». Нет в украинской каменной архитектуре другого такого сооружения, где так блистательно был бы осуществлён приём высотного раскрытия внутреннего пространства . Монументальный и возвышенно-величественный образ Покровского собора как нельзя ярче выражает эстетические представления народа Слобожанщины.
http://kharkov.vbelous.net/barocco.htm

Харьковский Покровский храм — самое древнее и прекрасное здание в Харькове расположенное на берегу реки Лопани, внутри бывшей Харьковской крепости. От него когда-то вел подземный ход к реке Лопань, на случай осады Харькова татарами. Храм освящен в 1689 г. митрополитом Авраамием. С 1689 по 1726 гг. — приходская церковь бывшей крепости тогдашнего Харькова. С 1726 г. по 1799 г. — Коллегиумский храм. 3 июня 1738 г. в Покровском монастыре сгорела церковь Пресв. Богородицы. С 1799 г. — Кафедральный собор и до 1815 г. — Коллегиумский храм. С 1846 г. — главная крестовая церковь архиерейского дома. В конце XVIII века, когда все украинские монастыри, за исключением училищного Покровского, были разрушены, Покровский храм служил местом убежища для Чудотворной Иконы Божией Матери, именуемой Озерянскою и считающейся покровительницей Слобожанщины и ее жителей. Отец Федор уведомил своего архипастыря о том, что в его владениях — Озерянке — появилась чудотворная икона Богоматери. Это событие относят к 1668-1696 гг.
В 1787 г. Екатерина II подписала указ о передаче управления Харьковским наместничеством Григорию Потемкину. По приказу князя Таврического было закрыто 15 монастырей Слобожанщины, в том числе и Озерянская Богородичная пустынь. Имущество было передано в казну, а братия отправлена в Куряжский монастырь. Сюда же перенесли и Озерянскую чудотворную икону, но скоро и этот монастырь был закрыт. Именно в это время чудотворная икона Божией Матери обрела для себя приют в училищном Покровском храме, где и хранилась около 10 лет, до времени нового открытия Куряжского Монастыря (1797 г.). С 1844 г. эта икона ежегодно с 30 сентября по 22 апреля находилась в Покровском храме. В нижнем храме Покровского монастыря был престол в честь трёх святителей, который с построением храма в честь Озерянской Иконы Божией Матери находился теперь в новой церкви. В 1844 г. окончена роскошная переделка Покровской (верхней) церкви, а в 1846 г. возобновлен иконостас и освящен храм (нижняя церковь) в честь Воздвижения Креста Господня. Перед царскими вратами стояло Распятие Спасителя с предстоящими Богоматерью, Иоанном и двумя женами, которое было подарено потом Ахтырскому Свято-Троицкому монастырю. Здесь же находилась драгоценная святыня — напрестольный крест с мощами святых печерских угодников. Во время чтения акафиста Страстям Господним этот крест возлагали на аналое посреди храма. К монастырскому храму с северо-западной стороны примыкал архиерейский дом, в котором находилась домовая церковь во имя «Всех скорбящих радости» Божией Матери.
21 ноября 1896 г. в Харьковском Покровском монастыре Высокопреосвященным Амвросием было совершено освящение нового храма во имя Озерянскои чудотворной Божией Матери. «Успешность и легкость, с каким происходило сооружение храма, благодаря горячему участию, которое принимало в этом деле духовенство епархии, и многочисленные пожертвования, принимаемые не только от местных жителей, но и из других городов. Поступили пожертвования от духовенства монашествующего, и было личных пожертвований, доставленных владыке, 75213 р. 52 к.. Трудами духовенства собрано в приходах городских и сельских 25155 р. 11 к.; всего от духовенства 100368 р. 36 к., от жителей г. Харькова 23000 р., из С.-Петербурга 3200 р., из Москвы 7050 р., из Киева 1500 р., из сумм 22800 р., от разных лиц и из разных мест 9424 р. 35 к. Всего 196142 р. 71 к.». Перед утренней литургией был освящен придел во имя св. Дмитрия Солунского и перед вечерней — во имя Ап. и Ев. Иоанна Богослова. Кроме главного престола, в честь Озерянскои иконы Божией Матери, имелись приделы: (правый) Иоанна Богослова и (левый) Димитрия Солунского. Внизу, где усыпальница, Трех Святителей.
В начале 20 гг. XX столетия Свято-Покровский монастырь был закрыт. Свято-Озерянский храм превратили в хранилище госархива. В 1960-е гг. приняли решение возродить храм в его первоначальном виде. Для этого были разобраны строения, возведенные в XIX веке. В 1992 г. комплекс Свято-Покровского монастыря был возвращен церкви.
Ибрагимова А.Р., Дюкарев В.П. Твой Храм. — X.: Факт, 2005 — 232 с.:ил. ISВN 966-637-257-6.

Древнейшее сооружение города и единственное сохранившееся от застройки Харьковской крепости. В архитектуре собора сочетаются черты русского и украинского барокко XVII в. Памятник кирпичный, побелен по тонкой затирке, двухъярусный, на подклети, с церквами в каждом ярусе. В его объемно-пространственном решении отражены традиции украинской трехмастной, трехверхой, многозаломной церкви. К центральному восьмигранному башенному объему храма примыкают пятистенные притвор и алтарная часть. Нижняя зимняя церковь перекрыта сомкнутыми сводами с распалубками, верхняя — летняя — восьмигранными верхами с двумя заломами. Средний объем верхнего храма значительно выше и шире боковых. Верхняя церковь в плане почти целиком повторяет нижнюю, только по периметру центрального и западного объемов устроено гульбище, опирающееся на аркаду нижнего яруса. Отвечающие поперечной оси памятника небольшие ризалиты первого яруса играют роль контрфорсов. Стены основного объема и глав завершены карнизом с зубчатым поребриком, углы подчеркнуты висячими полуколоннами на кронштейнах. Наличники, колонки, сандрики декорируют оконные проемы. Интерьер отличается стройностью.
Собор сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. Реставрирован в 1960-1965 гг. (архитекторы В. Б. Петичинский и В. И. Корнеева): укреплены основные конструкции, восстановлены главы и утраченные архитектурные детали, разобраны поздние притвор между церковью и колокольней и переход к архиерейскому дому. Экстерьеру сооружения возвращен первоначальный вид.
Колокольня возведена одновременно с собором. Кирпичная, побелена по затирке, восьмиугольная в плане, четырехъярусная с подвалом. Имеет вид оборонной башни, входила в систему укреплений Харьковской крепости. Подвал, первый и третий ярусы перекрыты сомкнутыми сводами, второй ярус имеет плоское перекрытие. Верхний звонный ярус с арочными проемами в гранях завершен кирпичным, шатровым, в котором восемь слуховых окон размещены в два яруса. Шатер колокольни увенчан луковичной главкой на восьмигранном барабанчике. Колокольня снаружи поярусно расчленена карнизами. Фасады нижнего яруса отвечают архитектуре первого яруса собора. Здесь и венчающий карниз с зубчатым поребриком, над которым протянут пояс ширинок и арки, обрамленные архивольтами, соединенными у пят горизонтальной тягой. Внутри арок — прямоугольные перспективные ниши, скомпонованные по вертикали по три в каждой арке.
Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. Иллюстрированный справочник-каталог, 4 том. Харьковская область.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?