Харьков. Покровский мужской монастырь.

Памятник в честь 2000-летия Рождества Христова открыт 10 августа 2003 года на территории Свято-Покровского монастыря. Скульптура Иисуса Христа в полний рост стоит на земном шаре, установленном на гранитный постамент. Автор идеи и эскизного проекта памятника — митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим. Реализовали идею харьковский скульптор И. Ястребов и архитектор М. Ядченко. «Приидите все вернии, Воздадим хвалу Богови»- написано на памятнике. Памятник сооружен на благотворительные пожертвования и средства Харьковской епархии УПЦ.
Памятник в честь 200-летия образования Харьковской Епархии (16.10.1799-16.10.1999) освящён 3 октября 1999 года Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим Владимиром, Митрополитом Киевским и всея Украины.
http://library.kharkov.ua/lib_druk.php?type=3&year=2003&id=1

Сей храм является одним из старейших сооружений в Харькове и уцелел из-за строительства в 50-х годах ХVII столетия пограничной крепости, с которой начинался город. Воздвигнут храм в 1689 году, но имена основателей неизвестны. В основании храма находится подклеть, окруженная открытой аркадой. В подклете расположены однопрестольные два теплых храма: Крестовоздвиженский высотой 6 метров, перекрытый крестовыми сводами и другой – во имя трех святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. На верхнем этаже возвышается однопрестольная летняя церковь в честь Покровы Пресвятой Богородицы. В подвале под храмом устроена усыпальница, в которой хоронили представителей местной знати. Колокольня, возведенная одновременно с церковью, была первоначально связана галереей (большим коридором). В плане колокольня восьмиугольная, по высоте четырехъярусная с подвалом. Своим видом она напоминает оборонную башню.
В 1709 году по указанию российского императора Петра I, посетившего Харьков, крепость была расширена в северном направлении, и Свято-Покровский храм оказался внутри ее территории. Окружавший до этого земельный участок церковь принадлежал изюмскому и харьковскому полковнику Феодору Шидловскому. На участке находилось несколько небольших деревянных жилых и хозяйственных построек и было начато недалеко от храма строительство большого двухэтажного каменного дома с подвалом. В 1709 году владение домом перешло к назначенному харьковским полковником Лаврентию Шидловскому (племяннику Ф. Шидловского), а участок с садом и находящимися к ним строения был отдан князю Кантемиру. В 1726 году по инициативе епископа Белгородского Епифания (Тихорского) и генерал-губернатора Слободской Украины князя М.М. Голицына был создан Свято-Покровский мужской училищный монастырь с Славяно-греко-латинской школой, позже преобразованный в Харьковский Коллегиум. Последний был крупнейшим центром просвещения Слободской Украины до начала XIX века. Свято-Покровская церковь при этом в 1729 году стала монастырской и коллегиумской. В начале ее отремонтировали, украсили внутри, а затем снабдили церковной утварью. В 1732 году на колокольне поместили колокол весом 1,6 тонны.
В соборной церкви находилась чтимая чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Озерянская», которую переносили с 30 сентября по 22 апреля из Куряжского мужского монастыря Крестными ходами. Явление чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Озерянской» относится в 1710 году, в котором положено основание монастыря в Озерянке. По преданию, эта икона была обретена в конце ХVI века во время татарских набегов в Украину. Господу было угодно прославить Озерянское место, находящееся от села Мерефы в трех верстах явлением святой иконы Пресвятой Богородицы. В Харьковской Духовной консистории находятся документы, в которых говорится: «В сем Куряжском монастыре есть прославленная в давних годах чудотворная икона Божией Матери с Предвечным Младенцем на руках, называемая Озерянской. Один из жителей села, косивший траву за лесом, за одним взмахом косы услышал человеческий стон и при этом увидел половину священного изображения на оконечности косы, а другую половину образа и пред нею горящую свечу при корне дерева, здесь же росшего. Косарь, взявши обе половины этого образа, внес в свою хижину, и сложивши оные, поставил в приличном месте и усердно оному помолился, оставив свою работу. На другой день, рано утром, он не обнаружил святыни в своей хижине, ибо она была на месте обретения и была сращена (и была одета),а на самом месте заструился ключ чистой воды». Благочестивый иерей Феодор, настоятель храма Рождества Богородицы, духовно обрадованный явлением чудотворной иконы Богоматери, донес о сем событии своему архипастырю, митрополиту Белгородскому и Обоянскому Феодосию и с его благословения построил возле явления деревянную церковь во имя Рождества Богородицы, где была явлена икона. В 1794 году икона была перенесена в Спасо-Преображенский Куряжский мужской монастырь. Когда монастырь был закрыт, образ перенесли в Харьков в Свято-Покровскую училищную церковь, где пребывала восемь лет.
В начале XIX столетия Куряжский монастырь был снова восстановлен и по просьбе братии обители чудотворную икону «Озерянскую» возвратили из Харькова в обитель. В ризнице Свято-Покровского монастыря хранилось много памятников церковной утвари: напрестольная Евангелие, кресты, подсвечники и другие предметы. В усыпальнице были погребены видные священнослужители и граждане, в том числе из рода Квиток, участник Отечественной войны 1812 года генерал от кавалерии князь В.В. Орлов-Денисов и другие. В 1820-1826 гг. при возведении нового архиерейского дома соорудили между ними и храмом галерею-переход, а также устроили трапезную, объединившую храм с колокольней. В 1837 году позолотили купола и кресты. В 1846 году кафедральным собором в Харькове стала Свято-Успенская церковь, к которой была пристроена колокольня, а Свято-Покровскую церковь обратили в главную крестовую церковь архиерейского дома. В 1844-1854 годы храм расписали внутри и устроили отопление горячим воздухом. В 1872-1874 годы расширили трапезную, перестроили лестницу на второй этаж, устроили хоры, а чугуевский живописец И. Бунаков выполнил настенные росписи.
Незабываемой страницей в духовном просвещении народа являлась многолетняя архипастырская деятельность архиепископа Амвросия (Ключарова) – хранителя христианского просвещения, открывшего более 60 храмов, благоустроившего духовные школы и основавшего богословско-философский журнал «Вера и разум» и украсившим монастырь величественным храмом в честь Озерянской иконы Божией Матери. Под его пастырским руководством в 1896 году был освящен новый двенадцатиглавый храм в честь Озерянской иконы Божией Матери с боковыми приделами – в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и великомученика Димитрия Солунского, а также был создан нижний храм, где нашел себе место упокоения владыка Амвросий и другие епископы: Христофор (Сулима), Алоллос (Терешкевич), Павел (Саббатовский), Феофил (Татарский), также в усыпальнице Свято-Покровского храма почивали святые мощи святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского и Ахтырского.
Другими древними святынями, имевшими непреходящее значение в истории края и хранившиеся в обители были позолоченная гробница, под сенью которой размещался Гроб Господень с расположенными по сторонам на пьедесталах евангелистами, а также старинные Евангелия, украшенные эмалевыми медальонами тончайшей ювелирной работой. Огромную ценность представляли собой кресты ХVII века с мощами святых Киево-Печерских угодников и резной кипарисовый крест работы ХVII века. Стены собора и трапезной церкви украшали прекрасно выполненные монументальные росписи на Библейские темы.
В монастырской библитеке находились редчайшие издания: Острожская Библия печати 1581 года. Октоихи Московской печати 1618, 1683 годов, Требник Петра (Могилы), митрополита Киевского печати 1646 года, Евангелие Московской печати 1648 года и многое другое. В числе монашествующей братии в 1751 году находилось 11 иеромонахов, четыре иеродиаконов и 10 монахов. Часть братии занималась преподаванием в Коллегиуме, остальные посвящали свои труды ведению обширного монастырского хозяйства, включавшего мельницы, винокурные заводы, скотные дворы и земельные угодия. На протяжении XIX и начала XX вв. в монастыре велись работы по строительству новых зданий и благоустройству территории. Руководили ими епархиальные архитекторы: Краевский, которого сменил Ф.И. Данилов, В.Х. Немкин, занимавший должность до 1906 года, внесший в храмостроение Харьковщины огромный вклад, в том числе и в Свято-Покровский монастырь. По его проекту в обители построены церковь в честь иконы Божией Матери Озерянская, дом настоятеля с главными воротами, корпус келий с трапезной и квартирой для высокопоставленных духовных лиц, изящная часовня и несколько жилых и служебных зданий.
http://church-site.kiev.ua/

Основание монастыря было связано с перенесением в 1726 году архиерейской школы в Харьков Белгородским епископом Епифанием Тихорским, позже получившей статус Коллегиума. Главным монастырским храмом в 1729 году по постановлению Священного Синода о присоединении приходской церкви к монастырю стал храм Покрова Пресвятой Богородицы. История не сохранила ни имен строителей, ни других сведений о его возведении, известно лишь, что храм был освящен в 1689 году митрополитом Авраамием. Покровский храм является старейшим из сохранившихся до наших дней сооружений города, непревзойденным произведением украинской архитектуры XVII века. При монастырском Коллегиуме возникла первая библиотека, первый хор, была подготовлена почва для становления храма науки — Харьковского университета. Его основание в 1805 году благословил и приложил к тому немало трудов первый Святитель Харьковской Епархии епископ Христофор (Сулима) — человек высокообразованный, трепетный молитвенник, реформатор духовного управления, радетель насаждения всеобщего образования. Харьковский Коллегиум славился своими талантливыми педагогами, среди которых особое место занимает самобытный украинский философ и поэт Григорий Саввич Сковорода, преподававший поэтику, древнегреческий язык и христианское добронравие.
Незабвенной страницей в духовном просвещении народа являлась и многолетняя архипастырская деятельность архиепископа Амвросия (Ключарева) — стража христианского просвещения, открывшего более 60 церквей, благоустроившего духовные школы и основавшего философский журнал «Вера и разум», украсившим монастырь величественным храмом. Под его пастырским руководством в 1896 году был освящен новый двенадцатиглавый храм в честь Озерянской иконы Божией Матери, а боковые приделы — в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова и вмч. Димитрия Солунского, а также был создан нижний храм, где и нашел себе место упокоения Владыка Амвросий, а также покоились епископы Христофор (Сулима), Аполлос (Терешкевич), Павел (Саббатовский), Феофил (Татарский), герой войны 1812 г. граф Орлов-Денисов, род Квиток. Также в усыпальнице Покровского храма почивали и святые мощи святителя Мелетия (Леонтовича) Архиепископа Харьковского и Ахтырского. Современники вспоминают о нем как о любящем отце-архипастыре, бессребренике, строгом аскете, молитвеннике и постнике. Позднее гроб святителя был поставлен в алтаре нижней церкви обители. Множество верующих притекало к святой гробнице с молитвенным упованием в его ходатайство перед Богом. В 1978 году святитель Мелетий (Леонтович) был канонизирован, имя его внесено во всероссийские святцы стараниями и заботами Высокопреосвященнейшего Владыки Никодима, неустанно пекущегося о возрождении, сохранении и продолжении славных традиций монастырской жизни и увековечении памяти великих светильников веры.
Главной святыней монастыря стала Озерянская икона Божией Матери, обретенная чудесным образом и перенесенная в обитель в 1787 году. Согласно историческому свидетельству известно, что одним из жителей с. Озерянки, косившим траву, икона была рассечена надвое и ему послышался стон. С духовным трепетом крестьянин поднял рассеченные части святой иконы и перенес в дом, а поутру проснувшись, не обнаружил их. Со слезами на глазах он вернулся на то место, где косою рассек икону и увидел ее сияющую дивным сиянием. Пораженный, он передал икону местному священнику отцу Феодору в Богородичный храм г. Мерефы. С того времени и до наших дней наш народ имеет в лике Озерянской иконы Божией Матери свою дивную перед Богом Ходатаицу. Отец Феодор уступил принадлежащую ему землю архимандриту Севастиану, который построил храм и основал Озерянскую пустынь, где и пребывала икона. По закрытии пустыни она была перенесена в Куряжский монастырь, а после его упразднения — в Покровский, где оставалась до 1797 года, когда после восстановления Куряжской Обители была туда снова возвращена. Чудотворный образ, от которого происходило множество исцелений и чудес, дважды в год необычайно торжественно и благоговейно переносился в Куряж и обратно при небывалом стечении народа.
Другими древними святынями, имевшими непреходящее значение в истории края и хранившимися в монастыре, были позолоченная гробница, под сенью которой размещался Гроб Господень с расположенными по сторонам на пьедесталах евангелистами, а также старинные Евангелия, украшенные эмалевыми медальонами тончайшей ювелирной работы. Огромную ценность представляли собой кресты XVII в. с мощами святых Печерских угодников и резной кипарисовый крест XVII в. Стены собора и трапезной церкви украшали прекрасно выполненные монументальные росписи на библейские темы.
В библиотеке монастыря имелись редчайшие издания — Библия Острожской печати 1581 года, Октоихи Московской печати 1618, 1683 года, требник Петра Могилы 1646 г, Евангелие Московской печати 1648 года и многое другое. О числе монашествующей братии известно, что в 1751 году здесь было: 11 иеромонахов, 4 иеродиакона и 10 монахов. Часть братии занималась преподаванием в Коллегиуме, остальные посвящали свои труды ведению обширного монастырского хозяйства, включавшего мельницы, винокуренные заводы, скотные дворы и земельные угодья. Благодаря неустанным трудам братии и сочувствию общества к огромной просветительской деятельности монастыря, он быстро достиг значительного духовного и материального расцвета.
В 1922 году монастырь был закрыт, многие монахи приняли мученический венец, пострадав за Христа, их останки были найдены в июне 2000 года при очистке фундамента и сейчас благоговейно хранятся в специальном ковчеге в алтаре Озерянского храма. Монастырское имущество было разграблено, уничтожены уникальные ценности, библиотека, осквернена усыпальница. В монастырских постройках разместился музей, склады, военкомат. И только лишь 15 января 1990 года, благодаря святительским трудам и молитвам Высокопреосвященнейшего Владыки Никодима, властями было принято решение о возвращении монастырских сооружений. И сегодня великолепие и духовную силу возрождающейся Обители составляют не только прекрасно воссозданные храмы, но и ее насельники.
8 апреля 1990 года состоялось освящение и первая служба в Покровском храме, а 14 октября того же года впервые после долгих лет забвения был торжественно отмечен престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. 27-28 мая 1992 года на территории монастыря, в здании Епархиального управления, состоялся исторический Харьковский архиерейский собор под председательством Владыки Никодима, который в своем «Историческом воспоминании» писал: «На нашу судьбу выпал священный жребий утвердить преданность Вселенскому Православию, орошенному кровию мучеников и исповедников 2000-летнего подвига веры дедов и прадедов». Сохранив канонический путь единства и чистоты Святой Церкви, Собор избрал ее Предстоятелем Митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана).
Святая обитель ныне переживает свое второе рождение: восстановлена красота и великолепие храмов, засиявших блеском куполов, реконструирован и облагорожен монастырский двор, яркой жемчужиной которого является уникальный памятник 2000-летию Рождества Христова. Он возведен по замыслу Высокопреосвященнейшего Владыки Никодима, его трудами и заботами, как и памятник в честь 200-летия Харьковской Епархии, освященный Блаженнейшим Владимиром на торжествах в честь этого юбилея.
Стройный ансамбль монастырских зданий украшает архиерейский дом, где разместилась резиденция Митрополита и Епархиальное управление. 9 октября 2000 года, в день празднования памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, было освящено здание Духовной семинарии ее ректором Высокопреосвященнейшим Владыкой Никодимом. Монастырь, вновь становящийся духовно-просветительским очагом края, пополняется и уникальными святынями. Так, в августе 2001 года в дар монастырю Высокопреосвященнеишим Владыкой Никодимом было передано бесценное духовное сокровище — кивот со святыми мощами и камнями со Святой Земли, среди которых Часть Животворящего Древа Господнего, Камни со св. горы Голгофа, горы Синай, Гроба Господня, горы Фавор, Гроба Божией Матери, камень сорокодневной молитвы. А также частицы святых мощей: Святого Пророка и Предтечи Иоанна Крестителя; св. ап. Андрея Первозванного, св. ап. Луки, св. равноапостольной Марии-Магдалины, свт. Иоанна Златоуста, свт. Григория Богослова, свт. Василия Великого, св. вмц. Варвары, преп. Сергия Радонежского, св. вмч. и целителя Пантелеимона, преп. Амвросия, преп. Кукши и многие другие, всего более 50-ти. 
http://pravoslavie.kharkov.ua/diocese/monastery/459-svjato-pokrovskijj-muzhskojj-monastyr.html

Харьковский Покровский монастырь, бывший училищный, ныне архиерейской кафедры, основан в 1726 г. преосвященным Епифанием, епископом Белогородским. Он расположен на берегу Лопани, значительно возвышенном, внутри бывшей Харьковской крепости. Потому вид его с другого берега Лопани живописен. Внутри его был некогда подземный ход на Лопань на случай осады Харькова татарами.
До 1799 г. он был училищным монастырем; ректор Харьковского коллегиума был вместе настоятелем сего монастыря, и коллегиум находился в стенах монастыря. С открытием архиерейской кафедры в Харькове он назначен для пребывания в нём харьковского преосвященного с монашествующими. Монастырский Покровский храм назывался соборным кафедральным, пока в 1846 г. городской Успенский собор не переименован в кафедральный собор. Покровский монастырь давал помещение наставникам коллегиума и имел на своем попечении всю экономию коллегиума, в нем было много братии иноческой. По ведомости 1751 г. видим здесь 11 иеромонахов, 4 иеродиакона и 10 монахов.
Попечение об экономии коллегиума было делом нелегким для монастыря. Вначале средства монастыря были довольно ограничены. Собирание 20-й доли дохода с монастырей и 30-й доли с приходских церквей на коллегиум встречало разные затруднения, а весь этот сбор не простирался выше 1000 р. Начальнику коллегиума и Покровского монастыря Св. Синодом отданы были в управление пустыни — Озерянская, Аркадиевская, Чугуевская и церковь Каплуновская, как для их благоустройства, так и для поддержания экономии коллегиума. Училищному монастырю принадлежали 3076 дес. земли с 650 приписными черкасами, 50 мельничных колес, 3 ви нокуренных завода, скотные дворы, сады. Имения его были в Валковском уезде дер. Рубановка — дар вдовы валковского сотника и есаула Рубана, слоб. Песочки и Замосский Кут — дар фельдмаршала кн. Голицына; в Харьковском — хутора Клочко, Липецкий, Немышлянский, Шаповаловский, Даниловский, Череватый, пустоши Уставникова и Куленговская, Гринцов рог и деревня Гуки, приобретенная за деньги преосв. Епифанием; в Змиевском уезде — хутор Вопяховский.
Монастырский храм Покрова Пресвятой Богородицы — прекрасное здание последних времен патриаршества. Освящен в 1689 г. митрополитом Аврамием. Построен в два этажа четырьмя ярусами. Возвышаясь на 23 сажени, он увенчан тремя фонарями больших размеров с вызолоченными главами и крестами, бока его украшены арабесками и карнизами. При массивной толщине стен постройка его весьма легка. В восточном алтарном окне находился герб империи, а в нижней половине стекла — металлические буквы: Б. М. Е. Т. Е. Б. О., т. е. «Божиею милостию Епифаний Тихорский, епископ Белгородский и Обоянский». Это памятник того, что заботливостью основателя коллегиума храм был возобновляем. В верхнем храме Покрова Богородицы внутренние стены в недавнее время (1844 г.) обделаны алебастровою работою под мрамор. В зимнее время стоит здесь чудотворная Озерянская икона Божией Матери. Святая икона с давнего времени известна по чудесным благотворениям. В первый раз открылись чудеса ее в Озерянской пустыне, почему и называется она Озерянскою. Она писана древним малороссийским художником; на холсте приметны еще складки — следы путевого хранения святыни.
По закрытии Озерянской пустыни и Куряжа св. икона перенесена была в Покровский монастырь, а при восстановлении разоренного Куряжа, для освящения его, поставлена была (в 1797 г.) в том монастыре. В 1843 г., по представлению преосвященного Иннокентия о желании жителей г. Харькова видеть благодатную святыню среди своих жилищ, государь император в 16-й день октября 1843 г. высочайше утвердить соизволил определение Св. Синода — ежегодно приносить 30 сентября Озерянскую икону Божией Матери в Харьковский Покровский храм и после того, как она будет оставаться в сем храме во всю зиму, 26 апреля относить в Куряжский монастырь. Утвержден был священный церемониал сопровождения св. иконы в Харьков и из Харькова. Вместе с тем увеличен и штат монашествующих Покровского архиерейского монастыря для совершения молебствий и службы пред чудотворною иконою.
В нижнем храме Покровского монастыря престол был в честь Трех Святителей. В 1846 г. возобновлен иконостас, и храм освящен в честь Креста Господня. Пред царскими вратами стоит Распятие Спасителя с предстоящими Богоматерью, Иоанном и двумя женами. Здесь же находится драгоценная святыня, напрестольный крест с мощами св. печерских угодников, присланный высокопреосвященнейшим Филаретом, митрополитом Киевским, к освящению храма в честь Страстей Господних. В кресте находятся св. мощи пр. Иллариона, пр. Ефрема, пр. Феофила, пр. Лаврентия. Мощи сих преподобных были открытыми во время Кальнофойского, т.е. около 1630 г., но ныне они не видны в закрытых пещерах.
http://dalizovut.narod.ru/filaret/filar_02.htm

Архиерейский дом Покровского монастыря, 1820-1826 г.г. 
Построен в стиле классицизма, кирпичный, оштукатуренный, Н-образный в плане. В структуре здания три прямоугольных в плане объема: центральный двухэтажный и боковые трехэтажные, образующие ризалиты, увенчанные высокими треугольными фронтонами. На главном и тыльном фасадах между ризалитами колоннады дорического ордера, поддерживающие террасу с металлическим ограждением. Колонны лишены баз и стоят непосредственно на земле. Под всем зданием — подвалы с полуциркульными сводами. Перекрытия первого этажа — сводчатые, верхние — плоские по деревянным балкам. Крыши — стропильные двускатные, крытые железом. Декор фасадов строг и лаконичен. Стены увенчаны антаблементом с карнизом большого выноса с модульонами. Поверхность стен первого этажа по всему периметру здания рустована. Окна обрамлены наличниками — арочными в первом этаже, прямоугольными — во втором, над центральной частью здания украшены сандриками в виде полочек, средние окна ризалитов во втором этаже декорированы пилястрами, поддерживающими треугольные фронтончики.
Архиерейский дом — одно из ранних сохранившихся зданий Харькова, сочетавших функции жилого и общественного сооружения. Отличается оригинальностью объемно-пространственного решения, хорошими пропорциями и определенностью стиля.
С 1920 г. используется историческим музеем для размещения экспозиции.
Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР; http://www.alyoshin.ru/Files/publika/pamyatniki_ua4/pamyatniki_ua4_167.html

Покровский монастырь был основан в 1726 г. Епифанием Тихорским в центре города Харькова «на берегу реки Лопани, значительно возвышенном, внутри бывшей Харьковской крепости. Потому вид его с другого берега Лопани живописен. Внутри его был некогда подземный ход на Лопань, на случай осады Харькова татарами. До 1799 г. он был училищным монастырем, ректор Харьковского Коллегиума был вместе и настоятелем этого монастыря и Коллегиум находился в стенах монастыря… Монастырский Покровский храм назывался Соборным кафедральным до 1846 г., пока Городской Успенский Собор не переименован в кафедральный Собор. Монастырский храм Покрова Пресвятой Богородицы – прекрасное здание последних времен патриаршества. Он освящен был в 1689 г. митрополитом Авраамием. Как и многие другие храмы этого времени, он построен в два этажа четырьмя ярусами. Возвышаясь на 23 сажени, он увенчан 3 фонарями больших размеров с вызолоченными главами и крестами, бока его украшены арабесками и карнизами. При массивной толщине стен постройка его весьма легка.
В восточном алтарном окне находился герб Империи, а в нижней половине стекла металлические буквы: Б. М. Е.Т. Е. Б. О., т.е. «Божией милостью Епифаний Тихорский, епископ Белгородский и Обоянский». Это памятник того, что заботливостью основателя Коллегиума храм был возобновляем. Таким образом, и в настоящее время это самое древнее здание в Харькове… На верху его мы видим те же самые три фонаря больших размеров, на боках его те же самые арабески, карнизы, коими он красовался до 200 лет тому назад, храм древнее монастыря. В XVII и первой четверти XVIII-го века он должен был представлять из себя приходскую церковь. В приложенном к Атласу Харьковского наместничества виде г. Харькова 1787 г. имеется и изображение Покровского храма с четырех ярусной же колокольней. Они стоят у обрыва и с них открывалась чудесная панорама всего Харькова. Во дворе выделялось обширное 2-х этажное здание Коллегиума. В нижнем храме Покровского монастыря престол был в честь Трёх Святителей.
Монастырский храм является весьма характерным по своей архитектуре, наряду с другими церквами Харьковской епархии он представитель южнорусской, малорусской архитектуры. Весьма важно и интересно то обстоятельство, что храм, хотя каменный, но построен по образцу деревянных, именно этой южно-русской архитектуры. Из наиболее близких к нему и по времени, и по общему характеру работы – можем назвать собор в г. Изюме, построенный во время царей Иоанна и Петра Алексеевичей, и имеющий не три купола, как Харьковский, а пять, но отличающийся теми же простыми формами, той же орнаментальной отделкой в обрамлениях окон, куполов и т.п.
Храм двухэтажный: верхний посвящен Покрову Пресвятой Богородицы. Через притвор с невысоким сферическим потолком переход в первую часть храма – квадрат с плоским потолком, на востоке громадная арка, ведущая во вторую небольшую часть храма, имеющую раструб без окон. Арка из этой части ведет в центральную, противоположная арка закрыта иконостасом. В центральной — выше арки восьмиугольный раструб без окон, следующий такой же раструб с восемью окнами, а еще выше уже барабан с восемью окнами. Алтарная часть храма равна второй части. В общем, как сказали уже, здесь видим повторение форм деревянной архитектуры, особенно в куполах.
На престоле храма – серебряная, позолоченная гробница 1847 года, она громадных размеров, в виде ротонды на четырех колонах, под крышей Гроб Господень, на пьедесталах, по сторонам Гроба, по Ангелу с рипидами. Вверху колпака, уже на крыше, — сидящие Евангелисты.
В нижней церкви – Крестовоздвиженской имеется: 1) евангелие Московской печати 1789 г. в окладе новейшей работы, 2) серебряный крест XVIII в. с рельефным изображением Распятия Христа: тип Христа грубый, голова приподнята вверх, глаза закрыты, ноги изогнуты, по четырем сторонам медальоны с сильно поврежденной финифтью. На ручке креста (длина ручки 28 см., в поперечнике 13 см.) надпись: «ссоружися крест сей власни кошт… Феодосия гавоинского архидиакона».
«В новом храме монастыря хранится святыня края, переносимая сюда из Куряжского монастыря на время с 30 сентября по 22 апреля, икона Пресвятой Богородицы Озерянской, признаваемая чудотворной и очень чтимая не только харьковскими жителями, но и всем окрестным населением. «Она, по словам преосвященного Филарета, писана на холсте кистью древнего малороссийского художника; на холсте приметны еще складки — следы путевого хранения святыни. Все эти особенности подают мысль, что св. икона писана одним из страдальцев православия, орошавшим слезами молитвы изображаемый им лик Богоматери и взывавшим о помощи небесной для гонимых чад православия и что она принесена была из-за Днепра». Трудно, по отсутствию данных, говорит проф. Д.И. Багалей, подтвердить или отвергнуть эту догадку преосвященного Филарета. Старожил Мерефы дал о ней в 1762 г. следующее письменное свидетельство: «видел я, и помню в церкви Озерянской пустыни стояла чудотворная икона; а откуда и кем поставлена, ведать не могу. Первое чудо от нее явилось о. Архимандриту Севастьяну и при строителе иеромонахе Варсонофии Хвастиченке».
Севастиан был архимандритом Святогорского монастыря и получил в 1710 г. Озерянскую пустынь или пустошь от священника Богородицкой церкви в Мерефе о. Федора и соорудить в ней также Богородичную церковь. Священник же Феодор был выходец из-за Днепра, после бунта Брюховецкого (1668 г.) пришел в Мерефу, много лет состоял священником тамошней Богородичной церкви, купил себе под Мерефой пасеку с садом не р. Озеряной (отсюда и название пустыни) и занял (путем заимки) греблю (т. е. плотину) на став (т.е. пруд), в лесу криницу и часть леса; в 1696 г. все это было утверждено за ним харьковским полковником Ф. Донцом. Из этих документальных данных преосвященный Филарет делает вывод, что «храм Рождества Богородицы, перестроенный в 1711 г. в Озеряной, существовал еще прежде 1671 г., называясь Мерефянским по близости к Мерефе». Но документы ясно и определенно говорят, что о. Феодор был священником Богородичного храма в самой Мерефе и что он уступил принадлежавшую ему землю архимандриту Севастиану, который построил храм и основал Озерянскую пустынь, в 3-х верстах от Мерефы на левом берегу р. Озерянки. Из документов не видно также, чтобы Озерянская икона принадлежала священнику Феодору и была вывезена им из Заднепровья; малороссийский же характер ее живописи, быть может объясняется тем, что слобожане вообще усвоили себе такую манеру письма, как это видно из многих памятников иконографического искусства, собранных в пределах харьковской епархии на церковно-археологическую выставку при XII съезде.
Но приводя эти соображения, мы отнюдь не придаем им решающего значения, и очень может быть, что в действительности Озерянская икона была вывезена из-за Днепра и именно священником о. Феодором. Мы только хотели разобрать основания, которыми подтвердил свою гипотезу преосвященный Филарет. По закрытии Озерянской пустыни в 1787 г., Озерянская икона Божией Матери была перенесена сначала в Куряжский монастырь, а, по упразднении его в 1788 г., — в Харьковский Покровский, где оставалась до 1797 г., когда, по восстановлении Куряжской обители, была снова возвращена туда. Высочайший указ о перенесении иконы на зимнее время из Куряжа в Покровский монастырь состоялся только в 1843 году». Икона действительно писана на холсте, прикрепленном к доске. Письмо, как справедливо замечает Преосвященный Филарет, кисти древнего малороссийского художника, в том смысле, конечно, что икона местного южно-русского происхождения; исполнение ее довольно посредственное и она писана, по всей вероятности, простым мастером, копировавшим хороший образец; контуры фигуры грубые, краска, обычная в памятниках южно-русских для XVII-XVIII в. — красная, голубая. Икона дошла до нашего времени в плохой сохранности, но все же ясно очерчивается лик Богоматери, Младенца, их положение, цвет их одежды. Богородица изображена повернувшей лицо в сторону Младенца, на ней красный хитон и голубой мафорий, на голове корона, правая рука её в позе моления, а левой она поддерживает Младенца Христа, сидящего у нее как бы на коленях у левой руки. Младенец одет в красную рубашку-хитон, на голове у него такая же корона как у Богородицы, в левой руке он держит небольшое Евангелие, а правой благословляет. Нимбы у обоих желтые. Начиная от плеч, кругом нимбов Богородицы и Христа, на фоне иконы шли звезды, видные и теперь. Вверху иконы, справа и слева облака. Размеры иконы: высота 40 см., ширина 34 см.
Озерянская Божия Матерь — один из многочисленных переводов типа Одигитрии Божией Матери, известного и в афонской иконописи и в русской, в таких иконах например как Влахернской (в Успенском Московском Соборе), Смоленской Божией Матери, Тихвинской, Святогорской, Колочской, Межецкой, Федотьевской, Казанской, Грузинской и др. Отличие ее от других в некоторых лишь деталях и самом характере исполнения, обусловленных временем и происхождением ее. Она стоит в ближайшей связи со многими иконами, происходящими также из Харьковской епархии и несомненно находившимися под влиянием западных памятников искусства, иконописи. К таким деталям — кроме характера ликов Богородицы и Христа, отличающихся от таких же в северно-русских памятниках, относятся: короны на головах Богородицы, Христа, одежда Христа-Младенца, Евангелие в руках последнего.
Из ряда многочисленных памятников, происходящих из Харьковской епархии и имеющих ближайшее сходство с иконой Озерянской Божией Матери и по общему характеру работы и даже по многим деталям — укажем на икону Ченстоховской Божией Матери XVII в. в церкви Вознесения Хорошевского монастыря, на икону того же имени, но без многих деталей, имеющихся в первой, и через то еще более близкую к Озерянскому образу, в церкви Св. Троицы в Сумах, далее на иконы: в церкви Св. Николая в Замостье близ Змиева, в церкви Воскресения г. Лебедина, в церкви Рождества Богородицы в с. Двуречный Кут Харьковского уезда и др.
Икона Озерянской Божией Матери — времени не раньше XVII в.
Другие древние памятники монастыря, имеющие значение для культурной истории края, состояния церковно-религиозного искусств XVII — XIIVI в., хранятся в его ризнице; они почти все, как и много из икон, в большей части мало интересных, поступивших в ризницу из Духовной Консистории (в виду тех или иных изъятий из обращения) были на выставке XII археологического съезда в Харькове, составляя украшение ее церковного отдела. Опишем первые памятники, из которых некоторые восходят, как видим, по своей древности, к начальной поре существования монастыря.
Древнейший памятник — Евангелие, in folio, Московской печати 1698 г. На переплете Евангелия замечательный оклад; серебряная позолоченная доска, на которую наложен прорезной рельефный орнамент в виде ветвей виноградной лозы с кистями на одной (передней) стороне и в виде ветвей с цветками на другой; кроме того на одной стороне длинный серебряный крест, на котором статуарно перекрестное изображение распятого Христа. По сторонам креста четыре фигуры ангелов с орудиями страстей. На этой же передней стороне в медальонах финифтью изображения Евангелистов и сцен страстей Христа. На оборотной стороне в рельефе же древо Иессево с Богородицей поверх него с сидящими пророками и четырьмя ангелами, поклоняющимися Христу-Младенцу.
Описанное Евангелие — дар князя Потемкина. Другое Евангелие также громадных размеров, in folio, Киевской печати, 1707 г., с выходным листом, украшенным гравюрой, с символическими изображениями, характерными для искусства XVIII в. По сторонам заглавия Евангелия, помещенного как бы киот — Евангелисты; вверху киоты олицетворение — любви: женщина с детьми; по сторонам олицетворения веры и надежды; выше на облаках Спаситель, сидящий на колеснице, в которую впряжены символы Евангелистов: под колесницей попираемая ею смерть; впереди в звезде по грудь Предтеча. На переплете Евангелия вновь — прекрасный ценный памятник ювелирного искусства — оклад.
На серебряной доске цветной прорезной орнамент. По углам четыре серебряных наугольника, позолоченных, с изображениями в высоком рельефе Евангелистов. В центре — большой медальон, также позолоченный, с изображениями в рельефе Преображения Господня. Вокруг этого медальона идут малые медальоны с изображениями: Входа в Иерусалим, Несения креста, Положения в Гроб, Воскресения Христа, Распятия, Снятия с креста, Поклонения волхвов младенцу, Отречения Петра, Моления о чаше, Вознесения, Христа перед Пилатом, Бичевания Христа. На оборотной стороне рельефно изображен Покров Пресвятой Богородицы.
Из древних памятников выделяется серебряный крест XVII в. с мощами св. Печерских угодников: рельефное изображение Христа. Распятого, Бога Отца, предстоящих и др.
Далее отметим следующие памятники:
1) Четырехконечный кипарисовый крест весьма тонкой резьбы, с миниатюрными фигурами, XVIII в.: на одной стороне изображения: Благовещение, Введение в храм Богородицы, Крещение Христа, Сретение, Исцеление слепого, Неверие Фомы. На другой стороне: Преображение, Воскрешение Лазаря, Положение в гроб, Жены у Гроба, Сошествие Христа в ад. Более интересна, прекрасной работы серебряная оправа, украшенная ленточной филигранью, равно подставка и ручка. Выс. 12 см, перекр. 6 ½ см, толщ. 1 ½ см.
2) Большой четырехконечный серебряный крест в значительной части своей позолоченный. Фон насечкой оставлен не позолоченным; в нем рельефом цветочный орнамент, образующий собою и род медальонов, в которые вставлены другие выпуклые же медальоны — уже финифтяные. Громадное подножие овальной формы имеет также орнамент в виде цветочных разводов и особых медальонов, нижняя часть подножия украшена рельефным цветочным орнаментом, тянущимся гирляндой вокруг его и четырьмя херувимскими головками. На самом кресте с одной и другой стороны по пяти медальонов финифтяных, из коих средние больше, а остальные малые. На средних изображено — Распятие Христа и Воскресение по западным образцам, прекрасной работы, а на малых: Бичевание, Возложение тернового венца, Снятие со креста, Жена мироносица, Христос и два апостола на пути в Эммаус, Несение Креста, Неверие Фомы. На подножии: Тайная вечеря, Целование Иуды, Моление о чаше, Положение в гроб. Светлые краски, прекрасные формы фигур. Выдающийся памятник ювелирного искусства пол. XVIII в. На ручке креста выгравированы следующие надписи: «Весу в нем 15 ф. 12 л. 1724 год. мца декабря сооружися крт сей коштом преосвященного Митрофана Тверскаго». Высота с подножием 82 см, выс. Креста 44 см, перекр. 36, толщ. 3 ½, шир. 6 ½ см.
3) Серебряный позолоченный восьмиконечный крест, украшенный на передней стороне финифтяной пластинкой с изображением Распятия Христа, совершенно по западному образцу, в терновом венце, с закрытыми глазами. Вверху финифтью же надпись на трех языках: еврейском, греческом, латинском; внизу финифтью Адамова голова. Ниже по рукоятке рельефом колонна с петухом, копье и губка. На задней стороне в трех медальонах орудия страстей. Крест работы 1785 г. Длина — 30 см, перекр. 16 см, шир. 3 см, толщ. 1 ½ см.
4) Серебряный шестиконечный крест, позолоченный, XVIII в., хорошей работы. На кресте высоким рельефом изображено Распятие Христа. (У Христа склонившего голову направо, старческий тип лица, большая продолговатая борода, глаза закрыты). В перекрестье: стоящие фигуры Богородицы, Иоанна, Магдалины и сотника; вверху креста: сошествие в ад, а внизу Адамова голова, Иоанн Предтеча, крылатый, держащий в чаше голову. Все фигуры короткие, плотные, лица грубоватые, оконечности уродливые. Ниже Предтечи колонка с Петухом и орудия страстей. Ножки и подножие украшены рельефным цветочным орнаментом и херувимскими головками. На оборотной стороне медальоны и цветочный орнамент. Высота креста с подножием 72 см, креста 36 см, перекр. 21 ½ см, толщ. 2 см, шир. 3 ½ см.
5) Серебряный позолоченный крест, шестиконечный, западной работы, вывезен, вероятно из-за границы. На нем гравировкой изображено распятие Христа (ноги не сближены, а раздвинуты), по четырем концам евангелисты с символами. Изображения сопровождаются латинскими надписями. На перекрестии орудия страстей, а ниже образованы гравировкой и на оборотной стороне креста, при чем на одном конце сделан Нерукотворный образ, а на другом агнец со знамением. На ножке шар, на котором гравировкой надпись: IHESVS. Высота с подножием 49 ½ см, перекр. 18 см, шир. 3 см.
6) Серебряный крестик, четырехконечный, украшенный на передней стороне рельефным изображением Распятия Христа и орнаментом, прекрасной работы XVIII в. Дл. 9 см, перекр. 6 ½ см, толщ. 1,2 см, шир. 1 ½ см.
7) Серебряный позолоченный крестик, четырехконечный, украшенный на передней стороне гравированными изображениями, грубой работы, уродливые формы и оконечности: Распятие Христа; в перекрестье: Богородица, Иоанн по грудь, и вверху Бог-Отец, благословляющий на обе стороны. XVIII в. Длина 8 ½ см, пер. 6 ½ см, шир 2 ½ см, толщ. 1 см.
8) Кипарисовый четырехконечный крест плохой работы — резьба быть может киевских монахов, XIX в.; небольшие уродливые фигуры: Бог-Отец, Христос, и Св. Дух (голубь), Распятие Христа с предстоящими, по сторонам которых святитель, еще святой; Иисус Христос на троне в святительском одеянии, Воскресший Христос со знамением, Ангел и жены святые. Крест в металлической оправе и с металлической ручкой. На боку креста на металле подпись: «Старанием Преосвященного Христофора Сулимы Епископа Слободского, Украинского, Харьковского и Кавалера, 1810 года Мая, весу 1 ф. 48 зол.». Длина (без ручки) 27 см, перекр. 15 см, толщ. 2 ½ см.
9) Дарохранительница из плохого серебра; нижняя часть имеет вид параллелограма, верхняя меньшего параллелограмма, поверх которого усеченная крыша; сверху последний купол, увенчаный крестом. По крышке нижнего ящика идет следующая надпись: «во гроб плотски во аде же с душею яко Бог в ран же с разбойником и на престоле был еси Христе со отцом и духом вся исполняя неописаны». XVIII в.
10-11) Два серебряных подсвечника, с широким основанием, на которых высоким рельефом херувимские головки и фрукты. Ножкой подсвечника служит ангел, литая фигура в виде кариатиды, поддерживающая на голове самый подсвечник. Хитон на левой ноге ангела оставляет одну ногу открытой; рукова хитона загнуты. Фигура в общем уродлива, грубовата, работа этой фигуры не соответствует работе подножия. По нижнему краю основания надпись: «Сии подсвечники сделаны 1756 года, мца марта 7 дня в битность архимандрита Рафаила Макринскаго, весу в ных десять фунтов и сорок золотников. За работу дано 50 рублей за денег суммы жалованой». На другом подсвечнике надпись: «Ея Императорскаго Велычества Благочестивейшия Самодержавнейшия Велыкия горины-нашея Императрицы Елисаветы Петровны».
12-13) Два серебряных блюда; у одного края имеют характерный рельефный орнамент в виде завитков с насечками и чешуйками; другое более тяжеловесное, массивное, имеет на дне углубления — медальон какие-то, по-видимому, лунные исчесления; в круге и в полукруге цифры, гравировкою надпись: «Казенное блюдо, крутицкаго дому». Оба сосуда XVIII в. диам. — 35 см.
«В библиотеке монастыря имелись следующие редкие книги: Библия — Островской печати 1581 года, Маргарит Иоанна Златоутого 1596 г., Октонхи Московской печати 1636, 1683 г. и др, Евангелие Московской печати 1636 г., Требник Петра Могилы 1646 г., Апостол Львовской печати 1666 г., Ирмолог Московской печати 1682 г., Триод постная Киевской печати 1648 г., Триод цветная Львовской печати 1664 г., тоже Московской печати 1648 г., Евангелие учительное Московской печати 1652 г., Евангелие Московской печати 1735 г., «Трубы словес» — Лазаря Борановича и мног. Другие книги».
В древнее время, говорит преосвященный Филарет, в нижней церкви Покровского монастыря погребались многие из знатных фамилий Слободской Украины. Каменные склепы многих поныне (1852 г.) целы под полом нижнего храма. На одной металлической дощечке написано: «року (т. е. года) 1706, августа 28 дня, в среду преставился раб Божий Федор Григорьевич Захаревский, полковник Харьковский, в полку на Самаре, и погребен в Харькове»… Надругой дощечке читаем: «року 1721, июня 15, в субботу по полудни преставися раба Божия Марфа Федоровна Квиткина; Христе Боже душу ее упокой». По фамильной летописи Квиток видим, что это была дочь Федора Григорьевича Донца-Захаржевского, бывшая в замужестве за сыном полковника Григория Семеновича Квитки, Романом и только один год жившая в супружестве.
По той же летописи видим, что в том же храме был фамильный склеп Квиток. Здесь по летописи погребены в одном гробу умершие в один и тот же день (22 октября 1734 г.) — Василиса Ефремовна, урожденная Красновская, супруга полковника Григория Семеновича Квитки, 56 лет, и сын ее Василий Григорьевич Квитка, 25 лет. Мать и сын умерли через месяц после того, как сам полковник Григорий, отправился на богомолье в Киев, умер там 65 лет. В 1835 г., августа 24, умер капитан Стефан Григорьевич Квитка, 23 лет, и погребен в училищном монастыре в нижней церкви трех Святителей, пред левым крылосом». Наконец, здесь же погребен еще один представитель рода Квиток, внук харьковского полковника Григория Семеновича Квитки, принявший монашество под именем Наркисса в 1751 г. и бывший архимандритом в Куряже; скончался он, проживая на покое в Покровском монастыре, в 1792 г. Из фамилии Квиток вышли и другие деятели на почве монашества: две дочери полковника Гр. Сем. Квитки были игумениями Хорошевского монастыря.
Егор Кузьмич Редин «Материалы к изучению церковных древностей Украины. Церкви города Харькова». — Харьков, 1905 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?