Харьков. Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы.

Благовещенская церковь принадлежит к числу древнейших храмов города Харькова. Первоначальная история ее происхождения и устроения переплетается с историей основания нашего города. Со времени основания первой деревянной церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы сохранилось мало достоверных сведений, да и сохранившиеся отличаются случайным характером и дают мало исторического материала. Главнейшими источниками этого периода Благовещенской церкви могут служить «Куряжские записи» (от 1701-1720 гг.), «Метрические книги» (начинающиеся с 1727 г.) и «Опись церкви», составленная в 1775 г.
Возникновение первой Благовещенской церкви относят ко времени основания Харькова. Сложно назвать точную дату основания храма, однако с уверенностью можно сказать, что он построен не позже 1655 г., одновременно с церквями Николаевской, Рождественской, Вознесенской. Эту дату называют большинство историков и исследователей (например Багалей, Миллер, архиеп. Филарет (Гумилевский), свящ. Иван Филевский). Церковь эта находилась в поселении, которое впоследствии стало Залопанью или т.н. залопанской частью города. Тогда это было селение в несколько улиц с хатами-мазанками в низкой болотистой местности, окруженное многочисленными левадами (низинными затопляемыми лугами). Люди, составляющие приход Благовещенского храма, были не очень богатыми в материальном отношении, что сказалось и на устроении самой церкви. Она была деревянной, однопрестольной. При храме был один священник во главе небольшого прихода. Но бурно развивавшаяся приходская жизнь дала толчок к возможности расширения прихода. И по «Куряжской записи» от 1720 г. мы видим уже «за рекою Лопанью парафию Благовещенскую», т.е. большой приход и уже с двумя священниками. Архитектура первой Благовещенской церкви была простой, по своему художественному типу сходной с другими церквями Слобожанской Украины. Эта церковь сгорела от крупного пожара в 1738 г. Вместо нее была сооружена другая, тоже деревянная церковь. Она была копией предыдущей. По «описи» 1775 г. о ней говорится как о деревянном 3-х-главом храме, с рубленной деревянной колокольней. Вместо ограды она была обнесена тыном. Из церковного убранства этого храма можно особо выделить икону Божией Матери «Казанская» в прекрасной серебряной позолоченной ризе, написанную в 1776 г. Достоверно не известно, по какой причине (так, по крайней мере, об этом пишут Багалей и Миллер) эта деревянная церковь была заменена на каменную, которая была заложена 10 июля 1789 г., а освящена 8 сентября 1794 г. Она была построена по проекту архитектора П.А. Ярославского — известного харьковского зодчего, ученика В.И. Батепова.
В числе создателей и благодетелей этого храма в первом ряду стоят подполковник Михаил Иванович Батезатул, вызолотивший иконостас и купола; надворная советница Анастасия Петровна Дупина (владелица благовещенского базара), устроившая в 1831 г. на местные иконы Спасителя и Божией Матери «серебряные шаты» и церковный староста Купец Михаил Нечаев, устроивший подобные шаты на храмовую икону Благовещения и св. Николая. В 1836 г. при святителе Мелетии (Леонтовиче) началась перестройка придельных храмов во имя св. великомученицы Варвары и св. великомученика Иоанна Воина, т.к. храм не мог уже вместить всех прихожан. Постройка их окончательно была завершена в 1839 г. Главным устроителем и украсителем этих приделов был купец Александр Дмитриевич Скрыпник, бывший 13 лет церковным старостой.
В ведомости по харьковскому градскому благочинию за 1858 г. об этом храме говорится так: «Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы зданием каменная, с каменной крепкой колокольнею. Имеет три престола: во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (холодный), а последние два теплые. <…> Утварью достаточна. Причта положено по штату: протоиерей, священник, диакон, дьячков — 2 и пономарей — 2. Земли при сей церкви никакой нет. <…> На содержание священнослужителей жалованья не получается, а получают они доброхотные даяния прихожан. <…> Приписаний к сей церкви нет. Домовая в сем приходе церковь во 2-й Харьковской мужской гимназии во имя преп. Сергия Радонежского (основана она в 1851 г., зданием тоже каменная). Настоятель — протоиерей Стефан Яковлевич сын Стефаневский. Число прихожан: мужчин — 484 чел., женщин 568″.
По своему архитектурному решению этот храм представлял собой типичный пример раннего классицизма. Эта каменная Благовещенская церковь по сравнению с другими древними церквами г. Харькова особенно отличалась по своему благоустройству, украшению, богатству, и вместимости и даже с 1846 г. она некоторое время называлась собором». Статус «собора» Благовещенская церковь имела вплоть до 1863 г. В дальнейшем упоминание об этом статусе теряется, и лишь 3 июля 1914 г. уже последняя Благовещенская церковь официально возводится на степень «градскаго собора». Бурный рост Харькова в конце XIX в. обусловил необходимость построения совершенно нового по своему архитектурному решению храма. Впервые вопрос об этом был поднят в 1858 г., однако он остался открытым, и прежняя церковь была только несколько расширена. По инициативе небольшого кружка именитых и зажиточных прихожан и с разрешения Высокопреосвященнейшего Амвросия (Ключарева) 22 ноября 1887 г. состоялось расширенное собрание прихожан, на котором единодушно решено было соорудить новый храм. Для заведования всеми делами по постройке был организован особый «строительный комитет» и сразу было собрано 34 000 рублей, добровольно пожертвованных.
16 февраля 1888 г. Строительный комитет исходатайствовал у Харьковской городской Думы новый большой участок земли под постройку храма. Зодчим будущего харьковского кафедрального собора Строительный комитет избрал своего прихожанина, опытного строителя, профессора архитектуры Михаила Ивановича Ловцова, принесшего беззаветный труд своей любви и своего дарования к подножию алтаря Божия и тем прославившего зодчее искусство, которому служил всю свою жизнь. 2 октября 1888 г. была совершена торжественная закладка новой церкви Высокопреосвященнейшим Амвросием, архиепископом Харьковским. На строительство храма, которое продолжалось около 20 лет, были затрачены огромные суммы и привлечены лучшие мастера своего дела. Обильной рекой стекались добровольные пожертвования христолюбивых благодетелей не только из Харькова, ни и из других городов (особенно из Москвы). «Достопримечательно, — пишет свящ. И.Филевский, — что самыми ревностными благодетелями св. храма сего были лица преимущественно из купеческого и торгового сословия. Это искони — русская, культурно-историческая черта». Во все время строительства нового храма богослужение проходило в старой церкви, которая после окончания строительства была снесена. Окончательно храм был завершен в 1901 г., в этом же году он был торжественно освящен. Все расходы по сооружению церкви и внутреннему убранству обошлись в 400 000 рублей, одного кирпича положено около 7 миллионов. Размеры нововозведенной церкви поражали своим величием: лицевой фасад — 34 м, высота до основания креста главного купола — 59 м, длина церкви 71 м, высота колокольни с крестом — 80 м. Вместимость — около 4000 чел.
По поводу архитектурного убранства храма тот же И. Филевский писал: «Церковь выполнена в ново-византийском стиле. Со стороны внешнего вида она производит прекрасное впечатление своею грандиозностью и художественностью всего здания». Что касается внутреннего убранства нового храма, то тут следует особо отметить иконостас, выполненный из белого нежного наррского мрамора, работы московского мастера Василия Ивановича Орлова. Над живописью храма потрудилась целая группа талантливых живописцев. Иконы главного иконостаса выполнены классным художником С.-Петербургской Императорской Академии художеств Андреем Ивановичем Данилевским, а иконы боковых иконостасов — московским классным художником Михаилом Дмитриевичем Михайловым. Вся стенная живопись исполнена талантливым харьковским художником И.Н. Святенком и отчасти художником Марченко. Основные иконографические мотивы взяты из киевского Владимирского собора и отчасти из храма Христа Спасителя в Москве. В общем, весь архитектурно-художественный ансамбль новосооруженного храма поражал зрителя как своими внушающими размерами, так внешним благолепием и небывалой красотой. После революции 1917 г. история Свято-Благовещенского собора, как и история многих других храмов нашего отечества, приобрела трагическую окраску. По архивным данным известно, что 16 ноября 1919 г. с правой стороны собора была освящена церковь во имя преп. Антония Римлянина, а с северной стороны, у колокольни, с выходом на запад, имелась часовня во имя св. Архистратига Михаила и пророка Моисея. В часовне осенью 1921 г. была устроена церковь во имя преп. Сергия Радонежского, которая перебралась сюда из вышеупомянутой 2-й мужской гимназии.
С 1922 по 1924 гг. за собор шла усиленная борьба разноконфессиональных церковных групп и были даже попытки закрытия храма (например 22 марта 1923 г.). Но к 1925 г. ситуация несколько стабилизировалась и с 1925 по 1926 гг. в здании собора, с разрешения советской власти, проводились даже концерты духовной музыки. Однако в последующие годы положение верующих и принадлежащих им храмов в советском государстве становилось все сложнее и сложнее и 14 февраля 1930 г. постановлением секретариата ВУЦИК Свято-Благовещенский собор г. Харькова был закрыт, а его помещение должно было быть использовано для культурных целей. Однако из воспоминаний очевидцев известно, что на территории собора расположилась конюшня, а в подвальных помещениях — склад нефтепродуктов. Собор был вновь открыт лишь в 1943 г. и уже не закрывался до наших дней. По инициативе архиепископа Стефана (Проценко), управляющего Харьковской епархией с 1945 г., в собор в 1948 г. из Покровского монастыря были перенесены мощи св. Мелетия и находившиеся в музее мощи свт. Афанасия (Петелария), Патриарха Константинопольского. Этим действием Владыка Стефан подчеркнул общую значимость Благовещенского собора для Харьковской епархии и с 1946 г. ему присваивается звание «кафедрального», которое сохраняется и поныне. В 1993 г. к этим двум величайшим святыням Слобожанщины, находящихся в соборе, прибавилась еще одна — мощи священномученика Александра (Петровского), принявшего мученическую кончину в 1937 г. В последние годы Кафедральный собор претерпел несколько неприятностей: первый случай был в ночь с 1 на 2 июля 1974 г., когда сильным ураганным ветром сорвало крест с колокольни. Спустя 22 года в самом конце июля 1996 г. снова был сильный ураган и снова пострадал крест — его погнуло. Но самый страшный случай произошел 2 июня 1997 г. Этим летним вечером из-за нарушений правил безопасности загорелась верхняя часть подкупольного помещения колокольни собора. Но, не смотря на все материальные и технические трудности, стараниями управляющего Харьковской епархией Высокопреосвященнейшего Митрополита Никодима и всех верующих, сгоревший купол колокольни был восстановлен и над собором вновь был воздвигнут православный крест.
Свято-Благовещенский Кафедральный собор г. Харькова является драгоценной жемчужиной не только Слобожанского края, но и всего православного мира. Вместе с Успенским собором и ансамблем Покровского монастыря он составляет ожерелье главных архитектурных и духовных доминант нашего города.
http://pravoslavie.kharkov.ua/sobor.html
В числе старейших храмов, возведенных за пределами харьковской крепости, церковь во имя Благовещения Божьей Матери, заложенная в районе Залопани, вероятно, в 1655 году. Первый деревянный храм был трехглавый, с отдельной колокольней, огороженный плетнем. В 1738 году этот храм сгорел, а в 1789 году на его месте заложили по проекту архитектора П.А. Ярославского новый — каменный, однокупольный, в стиле раннего класицизма. Освятили этот храм в 1793 году. В 1836-1838 гг. храм расширили, пристроив к нему два придела: во имя св. мученика Иоанна Воина и во имя св. Варвары. В 1844-1846 гг. был произведен капитальный ремонт храма и в нем установили новый дорогой иконостас. Среди других приходских церквей Харькова Благовещенская выделялась вместимостью и богатством. Но приход продолжал увеличиваться храм уже не вмещал всех желающих. В 1858 году церковь еще немного расширили, а в 1887-м было решено построить новую. Храм решили разместить рядом с прежним, чтобы старый разобрать по окончании строительства. Проект храма создал архитектор Харьковского технологического института профессор М.И. Ловцов. Особенностью проекта являлось сочетание в одном здании традиционной крестово-купольной системы пятиглавого храма в формах русско-византийского стиля, с примкнувшей к нему высокой ярусной колокольней (высота 80 м), силуэт ее напоминает готические соборы. Подобное новшество в свое время вызвало немало споров. Фасады Благовещенской церкви обработали наподобие византийских построек горизонтальными полосами кирпичной кладки, чередующимися с оштукатуренными поясами. Внутренняя отделка отличается пышностью. В центральной абсиде помещается главный алтарь с иконостасом из белого каррарского мрамора, украшенный византийским орнаментом и позолотой. В боковых апсидах находятся приделы, посвященные св. великомученице Варваре и Иоанну Воину. В нижней церкви, в подвальном помещении, находится престол в честь всех Святых. Благовещенский храм, рассчитанный на четыре тысячи человек, стал самым большим и богатым среди всех харьковских церквей конца XIX века. В настоящее время он служит городским кафедральным собором.
http://www.kharkov.com/news/

Грандиозный Благовещенский собор в Харькове относится к типу пятиглавого храма с колокольней. Глава храма имеет два яруса окон: нижний, с витражами — для освещения интерьера, и верхний декоративный. Этот прием уже применялся в рижском соборе. Столь же усложнено были убраны боковые купола и окна алтарной апсиды. Праздничное ощущение создавалось благодаря декоративной «полосатой» кладке и обилию декоративных элементов, присущим храмам, построенным в византийском стиле. Колокольня, выдержанная в единой с храмом стилистике, была одной из самых высоких в то время в России – ее высота достигала 80 метров. Выразительный силуэт здания доминировал в западной части города. Храм был заложен в 1888г. и строился 13 лет. Освящение состоялось 14 октября 1901 года. Вместимость самой большой в городе церкви составляла 4000 человек. Как писали современники: «интерьер отличался простором и обилием света». Согласно канонам «византийского стиля», иконостас сооружался из белого каррарского мрамора.
По книге Ю.Р. Савельев «Византийский стиль» в архитектуре России. Вторая половина Х1Х – начало ХХ века: Альбом. – СПб.: «Проект 2003», «Лики России». 2005.

Благовещенская церковь построена в 1901 г. старанием прихожан и жертвователей. Каменная, трехпрестольная. Главный – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, с правой стороны – во имя Иоанна Воина и с левой – великомученицы Варвары. Земли подцерковной 807 кв. саж., пахотной и сенокосной нет.
Капитал церкви 2861 руб. 50 коп., капитал причта 7761 руб. 50 коп. Причта по штату положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. Жалование причту не положено. Помещение для причта церковное. Церковно-приходская школа предположена к открытию в 1904 г., приходское попечительство есть с 1866 г.
Протоиерей Николай Федоров, священник с 1855 г., на настоящем месте с 1898 г.; диакон Николай Сокольский, псаломщик с 1890 г., диакон с 1893 г., на настоящем месте с 1903 г.; псаломщик в сане диакона Иаков Фенев, псаломщик с 1893 г., диакон с 1899 г. и на настоящем месте с 1903 г.; псаломщик Евграф Попов, на месте с 1903 г. Церковный староста купец Андрей Жмудский с 1899 г. Последняя награда – большая золотая медаль на Андреевской ленте 1903 г.
«Справочная книга Харьковской епархии», составил Секретарь Харьковской Духовной Консистории Иван Самойлович. Литография И. М. Варшавчика Николаевская ул. дом №3, 1904 г.

Харьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор подобен драгоценной жемчужине не только Слобожанщины, но и всего православного мира. Наряду с Успенским собором и Покровским монастырём он образует ожерелье главных духовных и архитектурных доминант города и входит в тройку соборов, составляющих семь чудес Харькова.
Первоначальная история создания восходит к истории основания Харькова. Первая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы построена в 1655 г., почти в одно время с основанием Харькова. Деревянный однопрестольный храм был выложен в традиционно украинских трехкупольных формах с отдельной деревянной рубленой звонницей и обнесен плетеным штакетником. Прихожане того Благовещенского храма были небогатыми, что отразилось и на устроении самого храма, но бурное развитие приходской жизни дало толчок к перспективе расширения прихода. Этот храм сгорел при пожаре 1738 г. Вместо него был сооружен другой, тоже деревянный, копия предыдущего. Достоверно не известно, почему этот деревянный храм был заменён на каменный, построенный по проекту архитектора П. Ярославского — известного харьковского зодчего. В 1836 г. святителем Мелетием была начата перестройка придельных храмов в честь св. вмч. Варвары и св. вмч. Иоанна Воина. Главным устроителем этих приделов был купец А. Скрыпник, церковный староста. По своему стилю новая церковь представляла собой образцовый пример раннего классицизма.
Стремительное развитие Харькова конца XIX в. обусловило необходимость постройки совершенно иного по архитектурному решению храма. По инициативе небольшой группы состоятельных и именитых прихожан и с разрешения Владыки Амвросия состоялось расширенное собрание, на котором единогласно было решено возвести новый храм. С целью управления всеми делами по строительству был учрежден Строительный комитет и тут же было собрано 34 тыс. рублей пожертвований. Зодчим будущего кафедрального Благовещенского собора Строительным комитетом был избран один из прихожан, опытный строитель, профессор архитектуры М.И. Ловцов, принесший самоотверженный труд своего таланта и своей любви к подножию алтаря храма Божьего и тем прославивший зодчее искусство, которому отдал всю свою жизнь.
Строительство храма продолжалось без малого 20 лет, на него была затрачена огромная сумма и труд лучших мастеров своего дела, привлеченных на строительство. Обильно подавались пожертвования не только харьковских благодетелей, но и жителей других городов (особенно москвичей). Во всё время возведения нового храма богослужения проходили в старой церкви, которую после окончания строительства разобрали. Окончательно постройка храма была завершена в 1901 г., тогда же его торжественно освятили. Сумма, пошедшая на сооружение церкви и внутреннее убранство, составила 400 тыс. рублей, только кирпича было израсходовано около 7 млн. штук! Талантливый архитектор смело экспериментировал с актуальным русско-византийским стилем и элементами эклектики, придав храму, увенчанному характерными московскими пятиглавыми куполами, древневизантийские полусферические очертания, и противопоставив его массивному объёму (34 м лицевого фасада и 59 м высоты до основания креста главного купола) лёгкость псевдоготической ярусной 80-метровой колокольни. Полихромное решение фасада с обилием деталей и чередованием горизонтальных рядов светлой штукатурки и красного кирпича создают оригинальный запоминающийся внешний вид храма. Размеры новой церкви поражали своим размахом: длина 71 м при вместимости около 4 тыс. чел.
Искусствоведы считают, что «смело экспериментируя в модном византийско-русском стиле с элементами эклектики, архитектор Ловцов придал храму, увенчанному традиционным московским пятиглавием, древневизантийское полусферическое очертание и противопоставил массивному объёму (34 м лицевого фасада на 59 м высоты) лёгкость псевдоготической ярусной колокольни (80 м). Обилие деталей и полихромное решение фасадов с чередованием горизонтальных рядов красного кирпича и светлой штукатурки создали своеобразный и действительно запоминающийся облик храма». Говоря о внутреннем убранстве нового храма, следует особо выделить иконостас, выточенный из нежно-белого наррского мрамора, работы московского мастера В.И. Орлова. Над фресками храма трудилась целая группа известных живописцев: иконы главного иконостаса выполнил художник Петербургской Академии художеств А.И. Данилевский, а иконы боковых иконостасов — московский художник М.Д. Михайлов. Вся настенная живопись выполнена талантливыми харьковскими художниками И. Святенко и Н. Марченко. Главные иконографические мотивы навеяны киевским Владимирским собором и отчасти храмом Христа Спасителя в Москве. Весь архитектурно-художественный ансамбль нововозведенного храма впечатлял зрителя как своими внушительными размерами, так и внешним великолепием и неописуемой красотой.
В исторических хрониках сохранился любопытный факт: после железнодорожной катастрофы царского поезда под Борками (Харьковская обл.) в 1888 г. горожане решили по случаю спасения Императорской семьи, помимо постройки храма Христа Спасителя, отлить серебряный колокол. Задумали сделать 10-ти пудовый колокол, а пожертвований собрали намного больше — и отлили 20-ти пудовый. Этот великолепнейший колокол с изображением Императорской семьи и посвящённой надписью торжественно укрепили на первом ярусе соборной колокольни в специально построенной для него часовне. Кронштейн на наружной стене колокольни был обращен на запад к магистрали Курско-Харьковско-Азовской железной дороги, где произошла катастрофа. Звонили в царский колокол ежедневно в 13 часов дня, в самое время свершения чуда спасения Императорской семьи. Сразу же памятный серебряный колокол прослыл городской достопримечательностью, но во время гражданской войны колокол исчез. Кто его демонтировал и увез (немцы, добровольческая армия, большевики) неизвестно, а вместе с этим оригинальным колоколом исчезло и памятование об этом уникальном памятнике Императорской семье.
После революции история Свято-Благовещенского собора приобрела трагическую окраску — в 1930 г. он был закрыт, а помещения должны были использоваться для различных культурных целей. Собор вновь открыли лишь в 1943 г. и с тех пор уже не закрывали. По инициативе архиепископа Стефана в собор из Покровского монастыря были перенесены мощи св. Мелетия и находившиеся в музее мощи свт. Афанасия (Пателароса). С 1946 г. Благовещенскому собору присваивается статус «кафедрального», который сохраняется и поныне. В 1990-е гг. к святыням собора прибавилась еще одна — мощи свщмч. Александра (Петровского), принявшего мученическую смерть в 1937 г.
В последние годы Кафедральный Благовещенский собор претерпел несколько неприятностей: в 1974 г. сильным ураганом сорвало крест с колокольни и унесло в Лопань. Спустя 22 года снова был сильный ураган и снова пострадал крест — его погнуло. Но самый страшный случай произошел в 1997 г.: из-за нарушений правил техники безопасности загорелась верхняя часть подкупольного помещения колокольни. Несмотря на все материальные и технические трудности, сгоревший купол колокольни был восстановлен и над собором был воздвигнут крест, а высота купола после пожара даже несколько увеличилась. В 2007-2008 гг. вокруг храма устроена новая ограда, подчеркнувшая его монументальность и придавшая соборному ансамблю логическую завершенность. В 2011 г. Благовещенский Собор посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с первым в истории УПЦ официальным визитом в Харьков.
http://lifekharkov.com/kafedralnyj_blagoveshhenskij_sobor/

Храм Благовещения Богоматери за р. Лопанью, с 1846 г. соборный города Харькова, в первый раз построен был не позже 1655 г. По Куряжским записям 1701 и 1713 гг. известен Харьковский Благовещенский священник о. Павел, а в записи 1720 г. видим «за рекою Лопанью парафию Благовещенскую»12. В архиве консистории метрики Благовещенской церкви начинаются с 1727 г., и уже в этом году при ней два священника Симеон и Иоанн. В архиве церковном находится увещание Святейшего Синода, напечатанное в московской типографии славянскими буквами 1722 г. с надписью: «Благовещенским Стцем Павлу да Симеону». Кроме того, в церковном архиве хранятся: а) манифест Екатерины I о смерти Петра I и о восшествии ее на престол и формы ектений 1725 г.; б) указ Петра II о смерти Екатерины I и о восшествии его на престол 1727 г. мая 12 дня, с формой возношения царской фамилии. Две другие формы того же года, печатанные в С.-Петербурге, одна – 1 июля, а деревянный с тремя главами, вместо ограды обнесен тыном, колокольня рубленная деревянная.
Ныне существующий каменный храм основан в 1789 г. 10 июня и освящен 1794 г. октября 8 дня. Сей храм, подобно древнему деревянному, с одним престолом. При отделке его значительные благотворения сделал подполковник Михаил Иванович Батузатель, который на свое иждивение подрядил вызолотить лучшим червонным золотом иконостас, жертвенник, горнее место, сень над престолом и главу на церкви, за что заплатил 850 р. серебром; а надворная советница Анастасия Петровна Дунина в 1831 г. устроила на местные иконы Спасителя и Богоматери серебряные шаты с вызлащеннымн венцами в 3000 р. ассигнациями. Усердием церковного старосты купца Михаила Нехаева устроены на две иконы – храмовую Благовещения и Николая чудотворца – серебряные вызлащенные шаты с таковыми же венцами, всего на сумму 2820 р. ассигнациями.
В 1836 г. началось построение придельных храмов Св. Мученика Иоанна Воина и Св. Великомученицы Варвары, а окончены постройкою в 1839 г. Главным действователем в построении сих приделов был купец Александр Дмитриевич Скрынников, который, быв прежде 13 лет церковным старостой, в 1836 г. избран был попечителем для построения приделов.
В 1844–1846 гг. устроен новый иконостас в храме, на что употреблено около 3000 р. сер. Купец Александр Скрынников устроил при сем серебренные ризы на две иконы иконостаса, ценою в 600 р. серебром.
https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Chernigovskij/istoriko-statisticheskoe-opisanie-harkovskoj-eparhii/2

Благовещенская церковь, «градский собор» с 1846 по 1863 г., как и все приходские церкви Харькова, долго была однопрестольной. Необходимость ее расширения почувствовалась только в тридцатых годах, когда подверглись перестройкам и остальные старые харьковские церкви. В 1836 г. началась, а в 1839 г. окончилась постройка придельных алтарей, одного в честь св. Иоанна Воина, и другого — св. великомученицы Варвары. Душою дела был купец А. Скрынников, прослуживший старостою при церкви в течение 15 лет. Благовещенская церковь вышла из рук своих строителей в очень благолепном виде. Старанием подполковника М. И. Батезатула главы на церкви, иконостас, горнее место, жертвенник и сень над престолом были вызолочены «лучшим червонным золотом».
На украшение церкви жертвовали много и усердно. Так, в 1831 г. помещица Н. Н. Дунина, местная прихожанка, которой в то время принадлежал, весь нынешний Благовещенский базар, устроила серебряные «шаты» наместной иконы в 3000 руб. ассигн., староста купец Нехаев устроил серебряные вызолоченные ризы на иконы Благовещения и Николая Чудотворца. В сороковых годах устроен новый иконостас, обошедшийся в 3000 р. Староста Скрынников пожертвовал при этом ризы на обе наместные иконы нового иконостаса. Купчиха П. Тамбовцева, щедро жертвовавшая почти на все харьковские храмы, пожертвовала и на Благовещенскую церковь для обеспечения ее духовенства. В виду все более увеличивающегося роста прихода, в 1858 г. был возбужден вопрос о реставрации церкви, но остался открытым, а церковь была только несколько расширена. В таком виде она просуществовала до начала текущего столетия, когда была заменена обширным, каменным храмом.
В сравнении с другими церквами старая Благовещенская церковь особенно отличалась своим благоустройством, украшением, богатством и вместимостью. Новая церковь поражает громадностью размеров. Иконостас в ней из белого каррарского мрамора, стены расписаны изображениями святых. Из старой церкви в новую перенесены наиболее чтимые образа Спасителя, Божией Матери, Николая Чудотворца, Иоанна Воина, великомученицы Варвары. Из икон старого письма укажем на иконы Нерукотворного Образа и Иверской Божией Матери — дар И. Г. Бесчетвертнова, бывшего старосты Благовещенской церкви.
Д. И. Багалей «История города Харькова», гл. 25, ч. 1

В северном и южном членениях храма устроены, соответственно, боковые приделы св. вмц. Варвары и св. мч. Иоанна Воина. Ещё 3 придела устроены в помещении под собором. В 1915 г. здесь был освящен придел прп. Антония Римлянина. В 1951 г. этот придел обновлен и заново освящен в честь св. ап. первомч. архидиакона Стефана. В 1978 г. здесь освящены приделы Озерянской иконы Божией Матери и свт. Мелетия Харьковского. 17 сентября 2011 г. в приделе свт. Мелетия погребен митрополит Никодим (Руснак, † 15 сент. 2011).
Источник: официальный сайт Благовещенского собора, https://kharkiv-sob.church.ua/istoriya/

Первый храм во имя Благовещения Божией Матери был деревянный, построенный около 1655 г., однопрестольный, с тремя главами, вместо ограды он был обнесен тыном; колокольня его была также деревянная, рубленная. Вместо деревянной церкви в 1789 г. был заложен каменный храм, освященный в 1794 г. Мы не знаем, по какой причине деревянная церковь была заменена каменной, но в 1787 г. она, судя по рисунку на известном плане, еще не была разрушена, этот рисунок и знакомит нас с внешним видом первой Благовещенской церкви.
Вторая церковь, каменная, была однокупольная, имела богатый иконостас, устроенный 1844–1846 гг.
Третья новейшая церковь заложена в 1888 г.
От первой церкви в современной сохраняется два Евангелия киевсой печати 1697 г. и 1773 г., но в новых окладах, и крест, и чаша.
Крест серебряный 1782 г., четырехконечный, не литой. На нем чернью: Распятие Христа, Христос в терновом венце, пожилой; в небольших медальонах чернью: Бог Отец на облаках, Богородица, Иоанн — в медальонах фон золотой, насечкой. На ручке колонна с петухом, копье, рука, меч, гвозди и др. предметы страстей.
Чаша, небольшая, изящная, 1779 г., с серебряной сетчатой решеткой по стенке сосуда: все же остальной пространство позолочено. На стенках сосуда медальоны с изображениями гравировкой, словно с образцов Киевских гравюр XVIII в.: 1). Христос Вседержитель на облаках, поднявший вверх в благословении руку и держащий сферу; тин старческий, с длинной бородой; 2). Богородица на облаках, держащая у груди руки в молении; 3). Иоанн Предтеча на облаках, указывающий на Христа и держащий знамя; 4). шестиконечный крест с копьем и губкой; по сторонам надписи: IC XC HИКА. Красивое подножие: большой круг с орнаментом в виде звезды в медальонах из гирлянд. В медальонах гравировкой: орудия страстей. Чаша, небольшая, изящная, 1779 г., с серебряной сетчатой решеткой по стенке сосуда: все же остальной пространство позолочено. На стенках сосуда медальоны с изображениями гравировкой, словно с образцов Киевских гравюр XVIII в.: 1). Христос Вседержитель на облаках, поднявший вверх в благословении руку и держащий сферу; тин старческий, с длинной бородой; 2). Богородица на облаках, держащая у груди руки в молении; 3). Иоанн Предтеча на облаках, указывающий на Христа и держащий знамя; 4). шестиконечный крест с копьем и губкой; по сторонам надписи: IC XC HИКА. Красивое подножие: большой круг с орнаментом в виде звезды в медальонах из гирлянд. В медальонах гравировкой: орудия страстей.
Егор Кузьмич Редин «Материалы к изучению церковных древностей Украины. Церкви города Харькова», Харьков, 1905 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?