Впервые храм Вознесения Христова упоминается в 1675 году. Деревянная церковь находилась в Немышлянской Слободе на месте земляного вала. Местность вокруг церкви была заселена крестьянами, которые и составляли основной ее приход. Поэтому долгое время Вознесенская церковь являлась беднейшей в городе.
В самом начале ХІХ века в городе разразился страшный скандал, грозивший всему Харькову. На стене церкви кто-то оставил злоречивое сочинение в адрес императора Павла І. «Добрые» люди донесли в столицу об этом государю. Разгневанный Павел приказал сыскать негодяя. Если же таковой не найдется, то произвести децимацию горожан: каждый десятый харьковчанин должен был подвергнуться бичеванию кнутом, а сам город сравнять с землей. Харьков спасло только то, что в ночь на 24 марта 1801 года император был убит в результате дворцового переворота.
В 1865 году старую деревянную церковь разобрали, а на ее месте была построена каменная. Строительство провели халтурно. Через четыре года купола оказались слишком тяжелыми для несущих опор и храм обрушился. Новую церковь возвели по образцовому проекту архитектора А. Тона, который был переработан его коллегой Б. Покровским. В 1920 году большевики закрыли храм, в 1931 году его перестроили под спортивную базу. Но полностью храм не исчез. Часть стен и фундамент Вознесенской церкви были использованы при строительстве одного из корпусов нынешнего университета сельского хозяйства им. Петра Василенко.
https://kh.vgorode.ua/news/dosuh_y_eda/342778-ostalys-tolko-na-foto-7-khramov-kharkova-kotorye-my-poterialy
Население местности за р. Харьковом, и именно за площадью, на которой стоят Вознесенский и Архангельский храмы, не принадлежит раннему времени: за р. Харьковом, на восточной стороне города опасно было жить тогда, как татары рыскали по юго-восточной степи. Потому и первый храм Вознесения Господня построен в Харькове не раньше 1675 г. По Куряжским записям храм сей известен в 1687 и 1703 гг. Хранящийся в церковном архиве печатный указ с манифестом 1725 г. о кончине Петра I и о вступлении на престол Екатерины I, подписан так: «Харьковской Вознесенской церкви попу Иакову». В 1733 г. архиепископом Досифеем выдан был антиминс в харьковский храм Вознесения Господня, т. е. в новый храм. Ныне существующий деревянный храм построен в 1794 г.
https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Chernigovskij/istoriko-statisticheskoe-opisanie-harkovskoj-eparhii/2
Первый деревянный Вознесенский храм прожил не долго: в 1733 году его заменили новым, тоже деревянным. При пожаре в 1787 году храм сгорел, и было решено новый храм строить уже из кирпича. Возведен он был в 1794 году по проекту архитектора Петра Ярославского и имел отдельную колокольню. Чуть менее чем через сто лет, в 1876 году на месте старой обветшалой Вознесенской церкви по проекту архитектора Б. С. Покровского был выстроен новый просторный храм. Его закрыли в 1920-х гг., в 1931 году перестроили под спортбазу, в 1950-х г.г. отдали под лабораторный корпус современного Харьковского Национального технического университета сельского хозяйства. Архитектура храма до сих пор читается в стенах корпуса.
Вознесенская церковь в первую половину XIX в. была едва ли не самой бедной из приходских церквей Харькова. Приход этот был преимущественно крестьянский, купцы здесь тогда не жили, крупных пожертвований не притекало. Благодаря стараниям и вкусу своего настоятеля, известного о. В. Фоиева, церковь выглядела довольно красиво. Долгое время это была единственная деревянная церковь в Харькове, и только в начале 70-х годов был окончательно достроен новый каменный храм, оставшейся и до сих пор без внешних перемен.
Дмитрий Багалей, Дмитрий Миллер, «История города Харькова»
Первый храм Вознесения Господня, деревянный, построен не раньше 1675 года. По Куряжским записям он известен в 1687 и 1703 г.г. второй храм, по-видимому, был освящен в 1733 г. Храм этот, по преданию, между 1780-1785 г.г. сгорел и на месте его воздвигнут в 1794 г. большой деревянный, на каменном фундаменте, с хорами внутри, с тремя престолами (Вознесения внизу, Св. Иоанна Богослова и Трех Святителей на хорах). В 1862 г. этот храм вместе с иконостасом продан в село Георгиевск, Коллениково Валковского уезда, за 1 700 руб. Вместо проданного деревянного построен уже современный каменный (четвертый) храм (заложен в 1863 г., окончен в 1876 г.) о пяти куполах, с высокой колокольней. От второго храма сохранилось Евангелие Московской печати 1735 г. От третьего храма сохранилось несколько икон, развешенных ныне в притворе высоко на стенах.
Культовая архитектура на территории Слобожанщины
Первый храм Вознесения Господня, деревянный, построен не раньше 1675 года. По Куряжским записям он известен в 1687 и 1703 г.г. Второй храм по-видимому был освящен в 1733 г., так как в этом году архимандритом Досифеем был выдан в новую деревянную церковь антиминс. Храм этот, по преданию, между 1780–1785 г.г. сгорело и на место его воздвигнут в 1794 г. большой деревянный, на каменном фундаменте, с хорами внутри, с тремя престолами (Вознесения внизу и Св. Иоанна Богослова и Трех Святителей на хорах). В 1862 г. этот храм вместе с иконостасом продан в село Георгиевск, Коллениково тоже, Валковского уезда, за 1 700 руб.
Вместо проданного деревянного построен уже современный четвертый храм (заложен в 1863 г., окончен в 1876 г.) о пяти куполах, с высокой колокольней. На известном плане 1787 г. Вознесенская церковь не показана, что объясняется, вероятно, как и видели по историческим справкам, что ее в это время, после пожара (1780–1785 г.г.) до 1794 г., действительно не было.
От второго храма сохранилось Евангелие московской печати 1735 г., in folio, с прекрасным серебряным, позолоченным окладом, с рельефным цветочным орнаментом, окружающим пять выпуклых медальонов, на которых чернью четыре Евангелиста и в центре в обычной композиции вознесение Христа. На обороте рельефом крест с копьем и губкой.
От третьего храма сохранилось несколько икон, развешенных ныне в притворе, высоко не стенах:
1) Рождество Христово — икона писанная на холсте хорошим мастером по западным образцам; весьма характерна для XVIII в. и по композиции сюжета, и по стилю, и по типам, по костюму, выписки лиц и деталей. Христос-Младенец, нагой, лежит на белом полотне, в яслях, у изголовья бабка Соломия; впереди Богородица в красном хитоне, голубом гиматии, белом покрывале стоит на коленях, сложив руки у груди. Ее лицо красиво, с красным оттенком, шея открыта. За Богородицей стоит старец Иосиф в голубом хитоне и красном гиматии, с палкой. Справа сидит на камне, изумляясь Ангел в белой рубашке (с открытыми плечами), голубом гиматии и с голубыми крыльями. Вверху по паре херувимских головок в облаках. Это изображение занимает большую часть иконы. Внизу слева «стой мученицы Анисии»: св. дева с непокрытой головой, в голубом длинном платье, коротком верхнем желтом и в красном гиматии, застегнутом на груди фибулой: в одной руке она держит цветы, а в другой, опущенной вниз — меч. Изображение ее заключено в рамку в стиле рококо. Справа в такой же рамке «св. архидиакон Стефан» — юноша в голубом подризнике и верхнем стихаре, с цветами по белому фону, в одной руке у него камень, в другой кадило. Вокруг его головы, как и св. Анисии — красный фон вместо нимба. Между этими святыми в рамочке следующая характерная стихотворная надпись с датой 1788 года: «Сей младенец увеселяет нас своим рожством. Хотя обновити плоть нашу своим божеством. Сего и святии Стефан прославляет. Фарисей и садукей о нем уверяет. Они же слушать от него правди не хотяху. Разарившись камением его побиваху. Сего Христа святая мученица Анисия прославляет. За что воин от ярости мечем ея пронзает». На обороте чернилом написано: «Грода Славянска протоиерея Стефана Башинского и супруги его Анисии Семеновой дочери по отцу Бардаковой… в Харьковскую Вознесенскую церковь 1807 года Августа 2 дня при сыне приходской церкви священнике Харьковскаго Коллегиума Учителе Александре Башинском».
2) Богородица с Младенцем — икона писанная на холсте; южно-русской работы, XVIII в., по западным образцам. У Богородицы красивое округлое лицо, голубой хитон и красный мафорий. У Христа-Младенца также такое округлое лицо с румянцем, коричневыми волосами, в белой рубашке, подпоясанной красным поясом, в желтом гиматии. Вместо нимбов светло-желтое сияние. Прекрасной выписки и сохранности.
3) Богородица с младенцем, на холсте, копия хорошей картины русской работы, XVIII в.
Егор Кузьмич Редин «Материалы к изучению церковных древностей Украины. Церкви города Харькова», Харьков, 1905 г.