В начале XVIII века уже существовала Троицкая церковь на Подоле — в районе, расположенном с южной стороны у подножия холма, на котором стояла Харьковская крепость. Первая Троицкая церковь была деревянная, с одним престолом. В 1764 году ее заменили каменной, крытой драпкой. Стояла она вблизи прежней. Новый храм был небольшой, трехкупольный, с одним приделом, именовавшимся «Малой церковью» в отличие от основного храма — «Большой церкви». Колокольня, увенчанная шпицем с трубящим ангелом, примыкала к храму.
Со временем улицы на Подоле стали мостить, и их поверхность все более возвышалась над входом в храм, так что при оттепелях и по весне церковь заливало водой. Прихожане входили в неё, как в древнюю катакомбу. В середине XIX века решено было построить новый храм — пятиглавый, с отдельной колокольней.
Начало строительства задержала Крымская война 1854-1856 годов. Сначала думали строить новую церковь рядом со старой, но семья прихожанки М.Ф. Першиной предоставила для служб этаж своего дома, и это позволило старую церковь разобрать. Новый храм построили за два года по проекту архитектора А.А. Тона. Работы выполнялись под наблюдением корпусного инженера А.И. Подьякова и были в основном завершены к 1859 году. В 1860 году церковь оштукатурили внутри. В ограде церкви была часовня. В 1902 году церковь отремонтировали и обновили иконостас.
После революции 1917 года долгое время в здании храма на улице Дубового, 9, размещался хлебозавод, и только в 1992 году его вернули верующим, возобновили службы и ведут восстановительные работы.
www.kharkov.com/news/?p=62&secure=&lang=
Еще в начале XVIII столетия в городе Харькове существовала деревянная Троицкая церковь. 27 июля 1758 года вместо деревянной была заложена каменная. Ее строительство окончено в 1764 году. В том же году она была освящена. «Каменный Троицкий храм, построенный в 1758-1764 гг., был устроен очень прочно, в длину имел более 30 аршин, в ширину 14 со стенами в главной церкви, а в придельной до 20 арш. для своего времени он был, конечно, очень достаточен». С увеличением населения в Харькове Троицкий храм, расположенный в многолюдной части города, стал мал для прихожан. Существовала еще одна причина, вызывающая неудобство. С течением времени городские улицы стали возвышаться от мощения и перемощения, а площадь, занимаемая храмом, незаметно стала ниже уровня улиц, «так что приходилось входить в Троицкий храм как бы в древнюю катакомбу. Выпадал и такой случай, что в зимнее время и раннюю весну, когда морозы сковывают землю, при внезапной оттепели и дожде, вода с крыши храма и улиц, не находя для себя удобнейшего стока, вливалась в самую церковь». Появилась необходимость в строительстве нового храма, так как исправить или перестроить прежний, «по причине низменной местности, на которой он стоял, с надлежащим удобством не было никакой возможности».
В 1854 году был составлен проект строительства нового Троицкого храма. Но в 1854 году шла Крымская война и продолжалась она до 1856 года. Время было не совсем подходящим для начала строительства нового храма, тем более, что молиться можно было и в старой церкви, правда тесной, холодной и сырой. «На светлой седмице 1857 года в семействе одной прихожанки, М.Ф.Першиной, по первому мужу Андреевой, после предварительного семейного совещания, положено предложить временному строительному комитету лучший этаж огромного Андреевского дома (позднее Волжско-Камского Банка) на Рыбной улице для устройства в нем временной домовой церкви, с той именно целью, чтобы разрешить недоумение, препятствовавшее к скорейшему началу постройки, и дать возможность возводить новое здание на месте старой церкви». Этаж был предложен на три года безвозмездно. В огромном Андреевском доме во время Крымской компании помещение, предложенное М.Ф. Першиной, использовали как госпиталь для раненых русских воинов и ратников. Обслуживать их в духовном плане, было поручено священнослужителям Троицкой церкви. После войны больницу в доме расформировали, но решили что было бы правильным устроить там временную домовую церковь, в память о русских воинах и ратниках, переносивших тяжкие страдания за веру и отечество. Многие из них были напутствуемы таинствами церкви, многие препровождены в другую жизнь. Здесь приносилась бескровная жертва во имя их спасения. Комитет с благодарностью воспользовался предложением Марии Першиной, испросил разрешения на устройство временной домовой церкви на лучшем этаже Андреевского дома, и к 1 мая 1857 года прихожане праздновали освящение. В доме Першиной-Андреевой временная домовая церковь размещалась 4 года и 4 месяца абсолютно бесплатно. Почти вся богатая утварь была перенесена из старой церкви и очень удобно размещена в новой. Старое здание церкви начали ломать в последних числах апреля. За 2 месяца старый храм сломали и вырыли рвы для закладки нового храма. 7 июля 1857 года происходила закладка храма во славу Святой Единосущной и Живоначальной Троицы, на месте бывшего каменного Троицкого храма. Почти за два года огромное здание Троицкого храма было выстроено. В 1860 году оштукатурили стены, настелили полы, вызолотили и водрузили на всех 6 куполах кресты. Иконостас был изготовлен талантливым резчиком, государственным крестьянином В. Гетьманом.
24 сентября 1861 года главный престол во имя св. Троицы был освящен преосв. Макарием, епископом Харьковским, а придельный, с южной стороны, в честь Рождества Пресвятой Богородицы (храм 8 сентября) освящен 1 октября местным протоиереем. Придельный престол с северной стороны во имя препод. Алексея, человека Божьего (храм 17 марта), был освящен высокопреосвященным Макарием, архиепископом Харьковским, 3 июня 1862 года. В 1763 году возле самой Троицкой церкви бывшие «между жильями, кузнецкие ряды со всем строением, не оставляя ничего, вывезти над реку Харьков, в неопасное от пожаров место и далее от жилья». Из описи, составленной в 1817 году, видно, что в то время храм был беден. К 1900 году Троицкая церковь по богатству своих украшений была первая после Собора. В 1835 году начали скупать дома и места, окружаю¬щие Троицкую церковь. Указом Святейшего Синода, 31 октября 1866 г. приходскому попечительству Троицкой церкви г. Харькова разрешено было устроить при входе в ограду церкви часовню, в память 4 апреля 1866 года, дня чудесного спасения жизни Государя Императора, с надписью внутри оной золотыми словами «Господи, спаси Царя и услышины. 4 апреля 1866 года». В 1869 году приходское попечительство Троицкой церкви открыло в церковном доме начальное народное училище. В 1902 году церковь отремонтировали и обновили иконостас. После революции 1917 года в здании храма на многие годы «поселился» хлебозавод. В 1992 году здание было возвращено церкви. Свято-Троицкий храм находится на улице Ивана Дубового.
Ибрагимова А.Р., Дюкарев В.П. Твой Храм. — X.: Факт, 2005
Прежде существующего каменного Троицкого храма был в Харькове деревянный Троицкий храм. По делам консистории видно, что в 1726 г. при Харьковской Троицкой церкви были уже два священника Павел Степанов и Михаил Павлов, известный по Куряжскому акту 1719 г. После того были священниками зять Михаила Павел Копейчик и (с 1743 г.) внук Павлов Борис Янкевич.
Надпись на каменной доске, вделанной в стене при входе в Троицкий храм, говорит:«Во славу святыя, единосущныя, животворящия и нераздельныя Троицы, а в пределе Рождества Пресвятыя Богородицы, начался сей храм строиться в 1758 годе месяца Июля 27 дня, за державы благочестивейшия великия Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны, при Наследнике Ея благоверном Государе Цесаревиче Павле Петровиче, благословением преосвященнаго Порфирия епископа Белгородскаго 3 — присмотром иереея Бориса Янкевича. А окончен и освящен 1764 года месяца Мая». По старым описям значится, что церковь устроена «старанием прихожан», но каких именно, не видно. Потому имена благотворителей, участвовавших в сооружении храма, остаются ведомыми одному Господу.
До 1835 г. Троицкая церковь была окружена постройками обывателей до того, что с Рыбной улицы от дома купца Карталова ее закрывали ветхие избы одного крестьянина, а с южной стороны — дом и двор мещанки Анны Ждановой. В 1835 г. церковный староста, купец Алексей Ханайченков приобрел первое место для церкви за 6000 р. ассигнациями, как необходимое для выгод и внешнего благолепия храма. На приобретенном месте, равно и на бывшем уже церковным, устроены тем же старостой три жилые комнаты с лавками. С южной стороны, по Троицкому переулку, устроен в 1820 г. деревянный на каменном фундаменте дом, покрытый железной крышей, старанием церковного старосты купца Алексея Быковцова.
В 1840 г. приобретен покупкой двор и дом мещанки Анны Ждановой и в следующем году на месте ветхой кухни устроен каменный флигель о трех комнатах. За двор и дом Ждановой заплачено 10 000 р. ассигнациями, которые собраны церковным старостой Ханайченковым от доброхотных дателей-прихожан.
В 1838 и 1843 гг. на место бывшей каменной низенькой ограды устроена ограда железная с чугунными колоннами и двумя железными решетчатыми воротами. Суммы употреблено около 40 000 р. ассигнациями, которая собрана во время самого производства работы от жертвователей старанием купца Алексея Ханайченкова.http://dalizovut.narod.ru/filaret/fila2_02.htm
Нынешний Свято-Троицкий храм начал свою историю в далеком XVIII веке. Тогда на этом месте была построена обычная деревянная церковь. Однако со временем, в период с 1758 по 1764 год, она была обложена камнем. Располагалась церковь у самого подножья Харьковской крепости, в районе под названием Подол.
Город начал стремительно расти, улицы расширялись, их стали мостить брусчаткой. В скором времени уровень улиц стал выше той площадки, на которой располагался храм. Это стало приводить к частым подтоплениям церкви, особенно в период таяния снегов. Кроме того, количество жителей данного района настолько возросло, что прихожанам стало тесно в небольшой деревянной церквушке. В связи с этим появилась острая необходимость в возведении нового храма, потому как прежний, из-за низменной местности, перестроить было невозможно.
В 1853 году был разработан план строительства Свято-Троицкого храма. Однако Крымская война, которая началась на следующий год, нарушила планы населения. Продолжать молиться в старом храме стало невозможно, он был не только очень тесный, но и превратился в сырую и холодную постройку. Одна из прихожанок того времени М.Ф.Першина предложила временно оборудовать домовую церковь на одном из этажей Андреевского дома, расположенного по улице Рыбной. Это решение было принято на три года, что дало возможность заняться постройкой нового храма на месте старинной Троицкой церкви. Временная церковь просуществовала в доме Першиной 4 года и 4 месяца.
Как только вся церковная утварь была перевезена в домовую церковь, старую постройку сломали и в течение двух месяцев подготовили почву для закладки нового фундамента, которое состоялось 7 июля 1857 году во имя Святой Троицы. Здание Троицкого храма было выстроено за два года, а наружная и внутренняя отделка заняла еще около года. Иконостас для нового храма был изготовлен народным умельцем и государственным крестьянином по имени В. Гетьман. По своему убранству в 1900 году Свято-Троицкий храм стал вторым после главного собора Харькова.
В 1917 году здание храма занял завод по производству хлеба, который просуществовал там многие годы. И только в 1992 году здание вновь было возвращено Церкви, в Свято-Троицком храме было возобновлено богослужение. К сожалению, на сегодняшний день практически не осталось тех богатых росписей и убранства храма.
http://information.kh.ua/interesnye-mesta-harkova/svyato-troitskij-khram.html
Троицкая церковь, выстроенная в 1764 г., в начале XIX ст. не отличалась богатством, несмотря на то, что в ее приходе население торговое. По описи 1817 г., бывшей в распоряжении преосв. Филарета, храм был беден утварью и ризницею, так что было только две иконы в серебряных ризах, серебряная гробница с крестом, 2 чаши, дароносница, блюдо для благословеяия хлебов да три евангелия в серебрянной оправе. В этом и заключалось все богатство церкви. Украшать ее золотом и серебром стали только с двадцатых годов.В 1826—1827 г.г. устроен резной вызолоченный иконостас с 4 колоннами коринфского стиля. В тридцатых годах купец Вас. Дыгарев устроил две драгоценных ризы на иконы Спасителя и храмовую, а купец Андреев — на иконы Божией Матери и Иоанна Богослова. Оба жертвователи переселились в Харьков из Обояни, можно сказать, ни с чем, занялись мелочною торговлею и разбогатели. Пожертвования были сделаны ими, как выражеше благодарности Господу, «нищыя богатящему». Купец П. Тисенко устроил богатую ризу на икону Бога-Отца над царскими вратами, купец А. Ханайченко соорудил ризу на икону Рождества Пресв. Богородицы, несколько малых икон в серебряных ризах и лампадок. Тот же Ханайченко в сообществе других жертвователей устроил драгоценную ризу к иконе Смоленской Божией Матери и приобрел для церкви колокол, обошедшийся ему в 5000 р.Церковная утварь и ризница пополнялись постепенно драгоценными вещами, так что Троицкая церковь по богатству скоро сделалась первой после собора. Особенно много было сделано для церкви А. Я. Ханайченко, бывшим старостой с 1828 по 1849 г. Ханайченко приобрел для церкви смежные с нею усадьбы и, расширив таким образом церковный двор, дал этим возможность устроить со временем и более обширную церковь. Ханайченком же были устроены помещения для причта и церковный лавки, устроена каменная ограда вокруг церкви, приобретено большое количество драгоценных украшений на иконы, из которых 9 — большого размера одеты в серебрянные вызолоченные ризы, куплены все лучшие церковные сосуды, кресты, гробницы и евангелия.
Церковь для своего времени была довольно обширна, но с умножением населения стала невместительной для многолюдного центрального прихода. 7 июля 1857 г. начата была постройка новой церкви. В основу ее легли два камня из фундамента старой церкви с выдолбленными на них прежними храмоздателями четырехконечными крестами. Постройка шла очень быстро, и через два года кладка церкви и колокольни была совсем закончена. За правильными производством работ наблюдал архитектор А. Я. Подьяков, каменная кладка отдана была подрядчику Пономареву, попечителями постройки были сперва И. А. Бисеров, а потом Н. Е. Овриков. Старостою в то время был Н. А. Ханайченко. В 1860 и 1861 г.г. заканчивалась внутренняя отделка церкви. Иконостас был сделан небезызвестным на юге В. Гетьманом, иконы писаны художником Е. И. Ковтуновским. Вся постройка обошлась в 55000 р. Наиболее крупные пожертвовавля деньгами и материалами сделаны при этом были мещанкой Козловой, купчихами Добычной, Рыжовой, Ханайченковой, купцами Рыжовым, Деревянкиным, Криворотовым, Чувиляевым, Ив. Ващенко, Н. Сериковым, Н. Ханайченком, полковником Соляниковым, генералом Мальцевым и др.
24 сентября 1861 г. состоялось освящение главного престола, 1 октября освящен придел в честь Рождества Пр. Богородицы, а 3 июня 1862 г.— придел во имя препод. Алексия, для которого необходимую утварь и все принадлежности пожертвовал А. М. Рудаков.
Д. И. Багалей «История города Харькова», гл. 25, ч. 1
К первым же годам существования Харькова относится и возникновение Троицкой церкви, находившейся в местности, известной в то время под именем посада или подола. «Начало её существования — говорит в своих записях об этой церкви о. Николай Лащенко — определяют следующим фактором. Прихожане Троицкой церкви в 1743 г. писали Белгородскому митрополиту Антонию, что «в прошлых годах, лет тому с семдесят, служил в Харькове в приходской нашей Троицкой церкви на посаде поп Максим Симонов Крамаренко года три». Следовательно Троицкий храм в 1673 г. уже существовал. В описании Харькова, составленным воеводой Сухотиным в 1668 г., упоминается о Троицких воротах. По всей вероятности это название они носили по имени уже существовавшей Троицкой церкви». Назывались ли ворота Троицкими по Троицкой церкви, которая от них во всяком случае была неблизко, или по висевшему на образу св. Троицы, мы не знаем, знаем только из документальных данных, приведенных выше, что в 1659 г. Троицкая церковь уже существовала, а некоторые соображения заставляют нас предполагать, что после собора Троицкая церковь едва ли не была старейшею в Харькове. И в самом деле, Троицкая церковь стояла на Подоле, а Подол лежал почти у самой крепости и представлял, благодаря окружавшим его рекам, более безопасное место для поселения, нежели залопанская или захарьковская части города. — Если эти части, как мы видим по датам построения в них церквей, были заселены уже в начале 60-х г.г. XVII в., то нет оснований допустить, чтобы первые вожаки поселенцев, пришедших в Харьков, могли не обратить прежде всего внимания на такую безопасную, такую удобную для торговли часть города, как Подол. А раз было поселение, могла быть и церковь. Первая Троицкая церковь, по словам, о.Н. Лащенко, была деревянная с одним престолом.
В 1764 г. она была заменена новым каменным храмом, заложенным в 1758 г. В надписи на каменной доске, которая вделана в стену при входе в церковь с правой стороны, говорится так: «во славу Святыя, единосушныя животоворящия и нераздельныя Троицы, а в пределе Рождества Пресвятыя Богородицы начался сей храм строитись в 1758 годе месяца июня 27, за державы благочестивейшия и великия государыни Императрицы Екатерины Алексеевны, при наследнике ея благоверном государе Цесаревиче Павле Петровиче, благословением Преосвященного Порфирия, епископа Белгородского, из доброхотных даяний, присмотром иерея Бориса Янкевича. А окончен и освящен 1764 года месяца мая». Храм был небольшой с тремя куполами. Главный храм именовался «большою церковью». Колокольня не была отделена от храма, вверху ее был шпиль, а на нем в виде статуи изображение ангела, с трубой в руках. По старинным описям значится, что храм сооружен на доброхотные даяния прихожан и сторонних людей, но каких именно не сказано. На некоторых церковных документах конца XVIII в. встречается только следующая надпись: «Прихожанин колл. асесс. Иван Вудянский, строитель каменной Троицкой церкви». По одному древнему преданию денег не хватало, и пришлось один из пределов временно покрыть вместо драни соломой. 2-й Троицкий храм стоял до 1857 г., т.е. 93 года».
Таким образом, современный храм ничего не сохранил в архитектурном отношении от XVIII века. Из других памятников — икон, упоминаемых Преосвященным Филаретом, как перешедших из древнего храма — также ничего не осталось. Остались другие, перечисляемы им — Смоленский Божией Матери, Николая Чудотворца, но в ризах, сделанных позже описи 1817 г. На св. Николае риза 1835 г., на иконе Божией Матери 1842 г.. Иконостас — довольно поздний, от третьего новейшего храма, но в нем некоторые иконы несомненно от второго, хотя и XIX в. — местные: Иисус Христос (в ризе 1822 г.), Богоматерь (в ризе 1822 г.), Троица (в ризе 1832 г., одного времени, полагаем, и находящаяся в верхнем ярусе икона Бога Отца), Рождество Богородицы (в ризе 1844 г.) и Иоанна Богослова (в ризе 1832 г.).
К XVIII в. относятся две иконы, упоминаемые и Преосвященным Филаретом, как известные по описи 1817 г. Это, как сказано выше, Св. Николая и Смоленской Божией Матери.
Икона Св. Николая писана в сером тоне, лицо старца с небольшой бородкой. Письмо иконы сухое, жесткое, но старательной выписки всех деталей. Риза красная с золотыми цветами и бордюрами, нижняя одежда голубая; рельефом: евангелие, украшения, кресты, набедренник. На золотом фоне в верней части иконы — рельефом золотые цветы. По сторонам головы Святителя обычные изображения в малом размере Христа и Богородицы.
Икона Богородицы Смоленской — живописного характера, в широком стиле, благодаря переписке заново лика Богоматери и Младенца Христа, икона утратила научный интерес.
Из других древностей церкви XVIII в. выделяются по своей сохранности и красоте — два памятника ювелирного искусства:
1). Дарохранительница — серебряная позолоченная, 1781 года, изящной работы. Она имеет вид надгробного памятника с гробницей, урнами по четырем углам вверху, с изящными пилястрами на каждой. Поверх памятника стоит серебряный крест с прекрасными изображениями. Финифтью Распятого Христа, Бога Отца, Богородицы и Иоанна. Цвета финифти: голубой, малиновый, зеленый (Высота креста 37х21 см; гробницы выс. 21 ½ см, ширина 22 см). На гробнице выгравировано: «Старанием священника Павла Моренкова».
2). Сосуд для пшеницы, вина и елея — серебряный с широким круглым основанием. На этом основании ножка для блюдца, на котором рельефно — сноп колосьев. Слева и справа на основании ветвь с сосудами для вина и елея. Центральная ножка держит большое блюдо, на котором гравированный шестиконечный крест, копье, губка и здание Иерусалима. Сзади рельефная фигура ангела, поддерживающего три серебряные ветви, оканчивающиеся углублениями для свечей.
В ризнице церкви имеется множество драгоценный предметов: сосудов, крестов, чаш, икон 30–40 г.г. XIX ст., из них последние в прекрасных серебряных позолоченых ризах.
В часовне церкви имеется несколько позолоченных икон, происходящих, полагаем, из второй церкви, то есть относящихся также к XVIII веку. Таковые: 1) Иисус Христос, в малиновом хитоне, голубом гиматии, со сферой, благословляющий именословно. Вместо нимба вокруг головы — сияние; стоит на облаках, у ног херувимские головки. 2) Богородица — в голубом хитоне и розовом мафории, красивое лицо. Младенец, которого она держит на левой руке, со сферой, в рубашке, с расстегнутым воротом, в красном гиматии. Икона — живописного характера, академического письма, несомненно конца XVIII в.
Такого же письма, такого же характера работы большая икона сложной композиции, символического характера по сопоставлению в ней лиц различного времени, объединенных Христом, идею о его милосердии, благодаря которому получают прощение кающиеся грешники. Такого рода иконы, по-видимому, были популярны в XVIII в. на юге России, и одна из них описанная нами,- произведение южно-русского искусства, из церкви в селе Бабаи, только меньших размеров и с незначительными отличиями, была на выставке XII археологического съезда в г. Харькове. На иконе Троицкой церкви Христос стоит на ступеньках ногой, прикрытый лишь красным гиматием, левой рукой он поддерживает крест, а правой указывает на рану в боку. Над ним Св. Дух. У ног его слева на коленях Мария Магдалина — прекрасная фигура в зеленом платье, с распущенными волосами по открытым плечам. Рядом с ней на коленях благоразумный разбойник, прикрытый лишь по чреслам: он стоит на кресте. Справа на коленях, в красной порфире стоит царь Давид: у его ног корона, лира, скипетр. Возле него стоит юноша — блудный сын, в гиматии на кресте, с посохом. Над этой иконой — другая, представляющая Бога Отца, сходного письма, XVIII в.
В часовне же имеются небольшие иконы в медальонах из нижнего яруса иконостаса и среднего (праздничные): Сретение, Крещение, Жертвоприношение Авраама, Благословление Давида — все XVIII в., живописного характера.
По слабым остаткам памятников живописи в Троицкой церкви мы можем судить, какого характера она была в XVIII в. в церквях г. Харькова, в применении к отдельным иконам, и к ряду таковых — в украшении иконостасов. С незначительными по количеству памятниками этой религиозной живописи XVIII в., носящей по преимуществу черты местного, южного происхождения, с отмечаемым в ней влиянием западных образцов, встретимся и в некоторых других церквях г. Харькова.
Егор Кузьмич Редин «Материалы к изучению церковных древностей Украины. Церкви города Харькова», Харьков, 1905 г.