Харьков. Церковь Михаила Архангела в Немышлянской слободе.

Деревянная Архангело-Михайловская церковь появилась в Немышлянской слободе близ Харькова в 1663 году. В 1783-1787 годах немного южнее от нее по проекту губернского архитектора Петра Ярославского был воздвигнут каменный храм. На новую каменную колокольню денег не хватило, поэтому в храм созывали колокола старой деревянной колокольни. По легенде, в церкви хранился требник гетмана Ивана Мазепы. К церкви в 1816 году была пристроена каменная колокольня. В середине — конце XIX века храм неоднократно перестраивался и расширялся.
В 1930-х годах, когда сносились многие храмы, Михайловский уцелел. Его «всего лишь» закрыли, и здание передали Осавиахиму. Во время нацистской оккупации здесь размешались конюшни. А вот после войны случилось чудо: храм вновь стал действующим и стал принимать прихожан. В 1960-х годах началось новое наступление советскоей власти на религию. Храм был взорван в 1970 году, а на его месте появился сквер имени Юрия Гагарина.
https://kh.vgorode.ua/news/
«Из просьбы прихожан Михайловской церкви 1740 года видно, что деревянный храм Архангела Михайла в Харькове строился 1711 году и строителями его были ктиторы Иван Ус, Петро Миргород и ключник Василий Савченко, харьковский Андрей Молчал и изюмский судья Андрей Скочков — пожертвовал при том по 100 рублей каждый. На северной стороне нынешней церкви стоит каменный памятник. Каменный храм во имя святого Архистратига Михаила строился четыре года, основание ему было положено в 1783 году 10 сентября, по благословению преосвященного Аггея, протоиереем Михаилом Шванским, а освящение совершено тем же протоиереем 6 сентября 1787 года. Строителем его был майор гр. Мосцевой».
Каменная церковь была построена в нескольких аршинах на юг от деревянной, что показывает памятник на месте алтаря и престола деревянной церкви, стоящий теперь на северной стороне каменного храма, оштукатуренный в 1829 году. Когда был окончен каменный храм, деревянная церковь еще существовала, около нее была деревянная колокольня. Из деревянного храма в каменный был перенесен и вставлен шестиярусный иконостас. Как по бедности прихожан, так и по желанию их воспользоваться до времени готовой колокольней при каменном храме в первые годы существования колокольни не было, и прихожане собирались на богослужения по звону колоколов, висевших на деревянной колокольне.
В 20-х гг. XIX в. церковь сильно была изменена, увеличена с западной стороны, построена колокольня и ограда, обновлен иконостас. Изменения были произведены и позже, иконостас совершенно новый. Из икон XVIII в. в церкви имеются: Архангела Михаила, академического письма на дереве, две иконы Св. Николая, икона Богородицы по типу Оранты с младенцем Христом на груди.https://otherreferats.allbest.ru/construction/00176440_0.html

Воспоминания об Архангело-Михайловском храме постепенно стираются из памяти харьковчан. Давно переименовано и место, на котором он располагался на протяжении почти трехсот лет. Как рассказала «Харьковским известиям» начальник отдела использования информации документов ЦГНТА Украины Анна Алексеенко, далеко не каждый знает, что площадь Н. А. Руднева когда-то называлась по находящемуся на ней храму — Михайловской. В письменных источниках есть ее описание: «обширная площадь, на двух концах которой стояли Вознесенская и Михайловская церкви». Это была восточная окраина Харькова, так называемая Захарьковская часть, за которой начиналась подгородная слобода Немышлянская.
Первые упоминания о деревянной церкви во имя святого архистратига Михаила относятся к 1663 году. В 1711 г. старое здание заменили более просторным. Сохранились имена его строителей — это ктиторы (церковные старосты) Иван Ус, Петр Миргород и ключник Василий Савченко. Точно известны даты постройки каменного храма рядом с обветшалым деревянным. 230 лет назад, 10 сентября 1783 г., было заложено основание здания, а через четыре года, 6 сентября 1787 г., церковь освятили. Автором проекта считается харьковский губернский архитектор Петр Антонович Ярославский.
Выдающийся историк начала ХХ века Дмитрий Иванович Багалей дословно цитирует «драгоценный указ об основании и времени построения каменного храма в честь архистратига Михаила» — храмозданную грамоту, присланную от епископа белгородского и обоянского Аггея на имя харьковского протоиерея Михаила Шванского. В ней задаются четкие параметры нового здания и условия его возведения: «а) чтобы алтарь был в длину и ширину по 8 аршин, настоящая церковь в длину 12 аршин, в ширину 9 аршин; если прихожане пожелают сделать церковь пространнее, отдать на их волю, но не дозволять делать меньше; б) при оной церкви сделать колокольню; в) согласно с церковными указами устроить алтарь, церковь убрать иконами по примеру других греко-российских церквей, а при писании новых икон наблюдать, чтобы на них не было рук с двуперстным изображением, по-раскольнически; г) устроить престол в алтаре в вышину 1 аршин 6 вершков, в длину 1 аршин 8 вершков, в ширину 1 аршин 4 вершка; д) чтобы не было резных, отливных икон на главах церковных, а были святые кресты без полумесячий. Церковь обнести пристойною оградою». Эти сведения важны для историков и архивистов, так как помогают воссоздать внешний вид храма и хотя бы примерно датировать хранящийся в Центральном государственном научно-техническом архиве Украины документ. На чертеже изображены план здания с указанием высоты отдельных частей (в аршинах) и разрез фасада. Каменные стены закрашены красной акварелью. Надписи выполнены по правилам старой орфографии, действовавшей до реформы 1918 г. Судя по обозначениям, высота храма в купольной части составляла более 23 аршин (около 16,5 м). Для сравнения: высота Покровского собора — 48 м, а Успенской колокольни — 84 м. С помощью шкалы масштаба (в саженях), нанесенной под чертежом, можно вычислить и другие размеры. Архивный документ озаглавлен: «Проект переустройства Архангело-Михайловской церкви, находящейся во 2-й ч. г. Харькова». К сожалению, он не проливает свет на то, каким именно изменениям подверглось здание.
За время существования храма он перестраивался несколько раз. Первые преобразования организовал ктитор Иоанн Жила в 1794–1795  гг.: с западной стороны был пристроен каменный притвор, а к нему — каменная колокольня. Для этого потребовалось вынуть западную стену, положить фундамент и кладку, сделать окна на северной и южной стороне, покрыть притвор деревянной крышей и гонтом.
В 1825–1844  гг. под руководством старосты Прокофия Искры были позолочены кресты и главы на церкви, усилено освещение за счет прорубания новых окон в стенах. Значительной реконструкции храм подвергся в 1850‑е годы при следующем старосте — купце Федорченко. С 1841 г. собираются пожертвования на расширение храма. В 1853 г. начинается, а в 1858 (по другим данным, в 1855, 1859 гг.) завершается его обстройка приделами: правым — в честь святых равноапостольных Константина и Елены, левым — во имя святого великомученика Георгия Победоносца. В этот период устраивается новый иконостас, пишутся образа, золотятся купола. В литературе также упоминается реконструкция, проводившаяся в 1902 г.
В ХХ ст. с изменением общественно-политических условий изменилось и отношение к религии. В 1931 г. Архангело-Михайловский храм закрыли. В его помещении разместился клуб Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству. В 1946 г. церковь опять начала действовать. Но окончательно восстановить ее так и не удалось. Здание постепенно пришло в упадок, и было снесено к началу 1970‑х годов.
http://izvestia.kharkov.ua/on-line/gorod/1135970.html

«Прихожанин Архангело-Михайловской церкви П. Г. Молчанов сделал в пользу своей приходской церкви несколько крупных пожертвований. Так, например, им сооружён в означенной церкви образ св. Иоасафа Белгородскаго в ценной ризе и киоте, а также ценные киоты на несколько других икон, на сумму более трёх тысяч рублей. В настоящее время законченный, сооруженный им же в память умершей жены его М. Ф. Молчановой, капитальный дом в два этажа, предназначенный для религиозно-просветительных целей прихода, а также в нём будет помещаться церковно-приходская школа на 100 слишком человек и квартиры для учителей. Здание это хорошо оборудованное, с водяным отоплением, массой света, воздуха и всеми удобствами обошлось жертвователю более пятнадцати тысяч рублей. В настоящее время, после торжественнаго освящения, в здании этом начались занятия церковно-приходской школы».
Харьков, газета «Южный край», 31 октября 1912 г.; http://www.starosti.com.ua/starosti/news/3652

Михайловская церковь в первую половину XIX ст. была однопрестольной, много меньше настоящей, но достаточно благолепной. Из крупных переделок в ней упомянем реставрацию иконостаса в 1819 г, устройство хор в 1822 г. Особенно много было сделано для церкви старостой Прокофием Искрой в период 1825-1844 г. Он позолотил кресты и главы на церкви и колокольне исправил ангела на верхушке колокольни, который от ветру поворачивался, издавая как бы трубный звук, усилил освещение церкви, пробив в стенах новые окна, устроил сребро-позлащенный ковчег для престола и новое горнее место, дорогое и изящное. Кроме того, Искрой приобретено было для церкви несколько новых образов в золоченых рамах, большое паникадило и множество золотой и серебряной утвари — лампад, крестов и т. п. При следующем, старосте — купце Федорченке церковь продолжала украшаться и обогащаться разными ценными приобретениями. Уже в 1841 г. возникла мысль о расширении храма, и начался сбор пожертвований, а с 1853 г. начинается обстройка храма приделами, церковь значительно изменяется, а вместе с тем изменяется и внутренний, и внешний ее вид: устраивается новый иконостас, пишутся новые образа, золотятся купола и т. п. Из старых икон горнего места, помнящих ещё старосту Искру, и до сих пор в Георгиевском приделе церкви сохранились: «Моление о чаше», «Христос на кресте» и «Жертвоприношение Исаака».
Дмитрий Багалей, Дмитрий Миллер «История города Харькова»

«Из просьбы прихожан Михайловской церкви 1740 г. видно, что деревянный храм Архангела Михаила в Харькове строился в 1711 г. и строителями его были ктиторы Иван Ус, Петро Миргород и ключник Василий Савченко, харьковец Андрей Молчан и изюмский судья Андрей Скочков пожертвовали при том по 100 рублей каждый. На месте этого храма, на северное стороне нынешней церкви стоит каменный памятник… Каменный храм во имя святого Архистратига Михаила строился четыре года, основание ему было положено в 1783 году 10 сентября, по благословению преосвященного Аггея, протоиереем Михаилом Шванским, а освящение совершено тем же протоиереем 6 сентября 1787 года, строителем его был майор гр. Мосцевой».
Вносим еще некоторые данные о Михайловском храме, сообщенные священником его о. Георгием Введенским: «Духовенство Михайловской церкви в течении XVIII столетия выписывало в церковную библиотеку нужные для себя и для проповедей прихожанам книги, особенно свято-отеческие сборники, а именно: 1. Ответы архиепископа Никифора Словенского и Херсонского, издания 1713 года. 2. Собрание разных поучений на все воскресные и праздничные дни, 1755 года, в кожаном переплете. 3. Поучение в святую и великую четыредесятницу, епископа Илии Минятия, 1759 года. 4. Книгу кратких поучений о главнейших спасительных догматах веры и заповедей Божиих; из разных святых отец собраны, 1781 года, в кожаном переплете. 5. Творения святого Василия Великого, издания 1787 года».
Сколько было прихожан в Михайловском приходе и как они относились к Храму? В 1730 году прихожан было 280 душ мужского пола, 230 душ женского ; в 1750 году 360 мужского, 312 женского; в 1770 году — 655 мужского, 610 женского; 1790 году 810 мужского , 798 женского.
В собрании указов, хранящихся в архивах Михайловской церкви, есть драгоценный указ в копии об основании и времени построения каменного храма в честь Архистратига Михаила. Это — храмозданная грамота 1783 года, сентября 31 дня, присланная от епископа белгородского и обоянского Аггея на имя харьковского протоиерея Михаила Шванского. Вот ее подлинный текст: Божею милостию смиренный Аггей, епископ белгородский и обоянский. «Дана сия храмозданная грамота епархии нашей харьковскому протопопу, Харьковского Коллегиума префекту Михаилу Шванскому сего 1783 года, августа 31 дня, по присланному к нашей мерности из харьковского духовного правления доношению, а в то правление поданному города Харькова, церкви Архангела Михаила от приходских людей майора Григория Мосцевого, поручика Герасима Артюхова с товарищи прошению о устроении в оном городе Харькове на место обветшалой старой деревянной церкви архангела Михаила вновь на другом способнейшем месте каменным зданием во имя тож Архангела Михаила: на устроение которых всяких принадлежащих материалов приготовлено довольное число, денег в наличии тысяча сто рублей. По собрании потребных справок представлено нашей мерности с прописанием касательных к тому делу обстоятельств от нашей консистории докладом».
Белгородская консистория прописала в докладе епископу подробный план каменного храма: а) на основании указа из Святого Правительства Синода от 1770 года, декабря 31, консистория не нашла препятствия к построению каменной церкви, но указала, чтобы алтарь был в длину и ширину по 8 аршин, настоящая церковь в длину 12 аршин, в ширину 9 аршин; если прихожане пожелают сделать церковь пространнее, отдать на их волю, но не дозволять делать меньше; б) на основании указа 1771 года, октября 29, при оной церкви сделать колокольню; в) согласно с церковными указами устроить алтарь, церковь убрать иконами по примеру других греко-российских церквей, а при писании новых икон наблюдать, чтобы на них не было рук с двуперсным изображением, по раскольнически; г) на основании указа 1742 года, октября 9, устроить престол в алтаре в вышину 1 аршин 6 вершков, в длину 1 аршин 8 вершков, в ширину 1 аршин 4 вершка; д) по указу 1722 г. апреля 12, чтобы не было резных, отливных икон на главах церковных, а были святые кресты без полумесячий. Церковь обнести пристойною оградою. По окончании всей постройки духовное правление освидетельствует церковь, составит опись и представив ее епископу будет просить его благословения на освящение ее.
Получив указ от 31 августа, протоиерей Шванский заложил каменный храм 10 сентября того же года. Церковь строилась четыре года и была освящена тем же протоиереем Шванским 6 сентября («Церковная летопись», самая древняя в архиве).
Каменная церковь была построена в нескольких аршинах на юг от деревянной, что показывает памятник на месте алтаря и престола деревянной церкви, стоящий теперь на северной стороне каменного храма оштукатуренный в 1829 г.
Когда был окончен постройкой каменный храм, деревянная церковь еще сущесьтвовала, около нее была деревянная колокольня. Из деревянного храма в каменный был перенесен и вставлен шестиярусный иконостас. Как по бедности прихожан, так и по желанию их воспользоваться до времени готовой колокольней при каменном храме в первые годы его существования колокольни не было, и прихожане собирались на богослужения по звону колоколов, висевших на деревянной колокольне. Не видно также и того по документам, была ли каменная церковь окружена «приличною» оградой, или она была в ограде деревянной церкви. Вообще в первые пять лет существования каменной церкви мы не имеем о ней почти никаких сведений. Сведения о каменной церкви начинаются с 1793 года, когда начинаются приходные и расходные книги о ней. В начале приходной книги на 1793 год записано имя и фамилия старосты, бывшего в прежние годы.
10 января 1793 г. ктитор Иоанн Жила получил из духовного правления приходную и расходную книги с требованием от правления, чтобы в книгах записывать приход и расход, не оставляя без записи ничего, а по окончании года являться для отчета в духовное правление. Ни об обязанностях священников, ни прихожан по отношению к доходам и расходам по церкви в предписании правления не упомянуто. Староста собирал доходы на храм с церковного кирпичного завода, с церковной пасеки, с воска и меда, от жертвователей, от аренды церковного дома и избы, от продажи выделанных свечей, а во храме с кошельком. Собираемые доходы он подробно записывал в приходную книгу и расходовал деньги на потребности богослужений и храма, на священные вещи, ремонты храма и особенно на пристройки к созданному храму. Так в 1794-1795 г.г. он трудился над пристройкой каменного притвора с западной стороны храма и к нему каменной колокольни. Для приставки притвора нужно было вынуть западную стену, положить в земле основание из камня, вывести стены, сделать окна на северной и южной стороне, покрыть притвор деревянной крышей и гонтой. Непосредственно к притвору приставлена была колокольня и открыт чрез нее вход в храм. Кроме двух новых частей храма, притвора и колокольни, староста построил камору для сторожа на южной стороне церкви и обстроил церковь деревянной оградой в 1797 г. Дорогие постройки к новому храму повели к продаже церковного дома и займам денег у сторонних лиц. Так, в 1800 году записано: «за проданную из общаго согласия церковную школьную избу 50 р.: продано из общаго согласия старый церковный дом и икона (вероятно в том же доме отделение) за 48 рублей».
В 20-х г.г. XIX в. церковь сильно была изменена, увеличена с западной стороны, построена колокольня, и ограда, поновлен иконостас. Изменения были произведены и позже, иконостас совершенно новый, от прежнего «шестиярусного» не осталось и следа.
Из икон XVIII в. в церкви имеются: 1) Архангела Михаила, академического письма на дереве. Архангел с продолговатым лицом в кирасе, в воинском одеянии, в красном гиматии, с огненным мечом в левой руке, а в правой у него щит. Фон иконы зеленый. Одна из храмовых икон, прикрывается серебряной ризой. 2) Имеются две иконы Св. Николая, типа самых распространенных на юге России, с моложавостью в лице, красноватым оттенком, одна по грудь, в серебряной ризе 1797 года (32х26 ½ см), другая представляет святителя во весь рост, в ризе 1796 года (43х31 см). 3) Икона Богородицы по типу Оранты с младенцем Христом на груди. Лицо с красными тенями, белыми бликами на лбу, на руках. Фон иконы зеленый. Серебряная риза на иконе 1734 года (31 ½х26 см).
Из старопечатных книг в церкви наиболее интересны: Требник Московской печати 1658 г. (из Троицкой церкви); проповеди Антония Радивиловского; Евангелие Московской печати 1794 г.; Евангелие Московской печати 1764 г.; Отрывки деяний Апостольских Львовской печати XVII в.; Минея Львовской печати XVII в. ( без выходного листа); «Акафист, печатанный в Киево-Печерской лавре 1702 г. тщанием всечестнаго отца архимандрита Иоасафа Краковского, при счастливом владении гетмана и ясновельможнаго пана Ивана Степановича Мазепы».
Егор Кузьмич Редин «Материалы к изучению церковных древностей Украины. Церкви города Харькова», Харьков, 1905 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?