Харьков. Церковь Димитрия Солунского.

К числу старейших храмов Харькова принадлежала и Дмитриевская церковь. Посвящена она была св. великомученику Дмитрию Мироточивому Солунскому, который, по преданию, должен был защищать подступы к городу от внешних врагов. Точная дата основания Дмитриевской церкви не известна, но в 1689 году она уже существовала. Первая церковь, возле которой находилось кладбище, упраздненное в 1785 году, была деревянной. К 1764 году она обветшала, ее разобрали и построили новую, тоже деревянную, которая сгорела в 1804 году. При пожаре от всей утвари осталась лишь икона Божьей Матери Одигитрии Смоленской. Третий храм был построен на месте сгоревшего и освящен в 1808 году. Храм возвели по проекту, выполненному архитектором Е.А. Васильевым.
Первоначально храм был беден. Иконостас для него использовали старый, взятый из Основянской церкви. Участок церкви со стороны улицы был огражден частоколом, с остальных сторон — плетнем из хвороста. С увеличением прихода в 1842 году к зданию пристроили два придела — в честь иконы Богоматери Смоленской Одигитрии и в честь преподобного Сергия Радонежского, а также возвели колокольню. После расширения храм стал вмещать 800 человек. В 1872 году на участке церкви по проекту архитектора харьковского учебного округа Д.Л, Ткаченко по-строили двухэтажный каменный дом для причта и два флигеля служб. В 1885-1896 годах Дмитриевскую церковь капитально реконструировали по проекту М.И. Ловцова. Главная церковь была расширена, боковые приделы перестроены. Новый вид получила и колокольня, которая активно включилась в панораму западной части города. Внутри стены и купол были расписаны альфреско, иконостас и киоты вызолочены. Живопись была частично обновленная старая, частично — новая. Таким храм был на протяжении почти тридцати лет, а в 1920-х годах его перестроили в кинотеатр. Здание обезглавили, колокольню снесли, детали и росписи уничтожили. Нужно тщательно приглядеться, чтобы в безликом, обложенном керамической плиткой здании кинотеатра «Спорт» по ул. Полтавский шлях, 44, обнаружить скудные следы бывшего храма.
www.kharkov.com/news/

К числу старейших храмов города относилась и Дмитриевская церковь. Благочестивые жители г. Харькова, чтя память святого великомученика Дмитрия Мироточивого Селунского и твердо веря в его защиту от врагов во время татарских набегов, «на окраине города», к 1689 году отстроили Свято-Дмитриевский храм, как «великому в бедах поборнику, языки побеждающий». Надежда харьковчан оправдалась. Татары, опустошая Украину, неоднократно подходили и к Харькову, но «заступничеством Св. влмч. Дмитрия всегда были отражаемы». В 1764 году первый деревянный храм, находящийся рядом с кладбищем, обветшал. Его разобрали и вместо него построили новый, тоже деревянный. 19 ноября 1804 года от огарка свечи, брошенного не затушенным в ящик, храм сгорел до основания, «со всею утварью, ризницею и образами». Только через несколько дней после пожара в пепелище была найдена совершенно не пострадавшая икона, писанная на дереве, Божией Матери-Одигитрии Смоленской. 6 февраля 1805 г. было получено разрешение на постройку новой каменной церкви, на один престол. В 1808 году новую церковь освятил преосвященный епископ Христофор. В 1841 г. увеличился приход и была заложена теплая церковь в виде пристройки к прежней двух боковых приделов: южного в память явления Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (храм 26 июля) и северного в память преставления преподобного Сергия Радонежского чудотворца (храм 5 июля и 23 сентября). Тогда же возвели и колокольню.
Дмитриевская церковь была хранительницей замечательных святынь: иконы Божией Матери-Одигитрии Смоленской, удивительно сохранившейся от огня; по преданию, святая икона существовала в церкви со времени основания первого храма. На эту икону был возложен св. Животворящий крест, в котором хранились частицы мощей св. арх. Стефана, влмч. Феодора Тирона, Иоанна Златоустого, Иоанна многострадального и св. Мчч. Феклы и Иулиты. Другая икона, тоже Божией Матери-Одигитрии Смоленской, «большого размера, писана, как видно из надписи, в 1804 году, вскоре после пожара». Третья замечательная, чтимая икона преп. Сергия Радонежского чудотворца, писанная в 1717 году на медной доске. Когда, как и от кого поступила икона в церковь неизвестно. На главном престоле хранился серебряный, вызлащенный крест, в который были вложены частицы камня от гроба Господня и частицы мощей св. Ионы и Мемнона. В связи с ростом православного населения в Харькове, Дмитриевская церковь стала тесной. Большинство прихожан давно выказывали желание, насколько возможно, расширить храм. В 1888 г. было принято окончательное решение и началось строительство нового храма. По плану, составленному профессором Харьковского Технологического института М.И. Ловцовым, «через пристройку и перенесение приделов ближе к главному алтарю, расширением главной церкви и пристроек с обеих сторон к колокольне прибавилось помещение более чем на 800 человек. Вместе с этим, наружному фасаду церкви и колокольни придан более благолепный и красивый вид». Современник строительства художник В.П. Карпов писал: «Этот храм можно назвать лучшим храмом в Харькове». Стены и купол внутри храма были расписаны, иконостас и киоты позолочены, огромные окна делали храм внутри светлым и величественным. В 20-х годах XX столетия храм обезглавили, снесли колокольню, уничтожили росписи и превратили его в кинотеатр «Спорт» на улице Полтавский Шлях.
Ибрагимова А.Р., Дюкарев В.П. Твой Храм. — X.: Факт, 2005

Дмитриевская церковь построена в 1808 г., а приделы к ней – в 1842 г., старанием прихожан; реставрирована в 1893 г. Каменная, трехпрестольная: главный – во имя св. вмч. Димитрия Солунского, с правой стороны — в честь Смоленской иконы Божией Матери и с левой – во имя преп. Сергия Радонежского. Земли усадебной и пахотной не имеется.
Прихожан муж. пола 960 душ, жен. пола 944 души. Неприкосновенного капитала церкви – 1850 руб., капитал причта 11 365 руб. Причта по штату положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика, жалования причту не положено. Помещения у священников собственные, а диакон и псаломщики живут в церковном доме, устроенном в церковной ограде. Есть церковно-приходская школа, приходского попечительства нет.
Протоиерей Иоанн Чижевский, священник с 1844 г., на настоящем месте с 1877 г. Протоиерей Петр Мигулин, на настоящем месте с 1867 г.; диакон Алексей Браиловский, псаломщик с 1855 г., рукоположен во диакона в 1865 г., на настоящем месте с 1885 г., состоит законоучителем школы приходско-дмитриевского попечительства. ; псаломщик в сане диакона Николай Протопопов, на настоящем месте с 1894 г.; псаломщик Захарий Протопопов, на настоящем месте с 1903 г. Церковный староста харьковский 2 гильдии купец Григорий Бочаров с 1892 г. Последняя награда – большая золотая медаль на Аннинской ленте 1901 г.
«Справочная книга Харьковской епархии», составил Секретарь Харьковской Духовной Консистории Иван Самойлович. Литография И. М. Варшавчика Николаевская ул. дом №3, 1904 г.

Деревянная церковь во имя великомученика Димитрия была построена в середине XVII века в тогдашней пригородной слободе Гончаровка за Лопанью. В XVIII в. при Дмитриевской церкви было кладбище (в районе нынешнего пересечения улиц Малиновского и Карла Маркса) для трёх залопанских приходов — Дмитриевского, Благовещенского и Рождественского. Своё значение кладбищенской церкви храм сохранял до начала XIX века, когда в черту города был включен район Холодной горы, где и открыто новое кладбище с церковью Всех Святых (на его месте сейчас находится недостроенный в 1960-е годы стадион).
19 ноября 1804 года церковь вместе с приходским архивом погибла в пожаре. Небольшая икона Смоленской Божией Матери Одигитрии, находившаяся в храме, согласно описанию, еще со времён первой церкви в 1689 г., осталась невредимой и впоследствии почиталась как местная святыня. Новый, каменный храм, строительство которого по благословению епископа Христофора (Сулимы) началось 6 февраля 1805 года, был спроектирован архитекторами Е. Васильевым и П. Ярославским в популярном для того времени стиле ампир с полукруглым куполом и высокой острой колокольней, пристроенной к храму. Освящённая в 1808 году однопрестольная церковь была небольших размеров, поскольку и приписанный к ней приход не отличался в то время населенностью. Из Основянской церкви был привезён старый иконостас, храм с улицы был огорожен частоколом, а с остальных сторон плетнём.
Лишь в начале 1840-х годов с возникшей потребностью в расширении церкви к ней были пристроены два придела (в честь особо чтимой прихожанами Смоленской иконы Божией Матери и в честь преподобного Сергия Радонежского), а также колокольня в новом для того времени псевдовизантийском стиле, издали похожая на минарет и придающая местности «восточный» колорит. Пристройки дали возможность поместиться в церкви 800 человек. В 1872 году на церковном участке был построен двухэтажный каменный дом для причта (двух дьяконов, псаломщика и сторожей) по проекту Д.Л. Ткаченко.
Однако население прихода продолжало расти. Со строительством железной дороги и вокзала, заселением прилегавшей к ним пустынной прежде местности бывшее предместье Гончаровка стало едва ли не центром города. Дмитриевская церковь вновь оказалась тесной. Настоятель храма (с 1877 г.) прот. Иоанн Чижевский выступил с инициативой его дальнейшего расширения и украшения, поддержанной прихожанами, и в 1885-1896 годах церковь подверглась капитальной реконструкции по проекту М.И. Ловцова. Центральный неф был расширен, боковые приделы и колокольня перестроены. Храм, активно включившийся в панораму западной части города, гармонично сочетал элементы готического, византийского и староукраинского декора. Вместо прежних 800 он вмещал свыше 2100 молящихся. Огромные окна давли обилие света внутри. По бокам были построены часовня и здание приходской школы. Вдоль ограды со стороны улицы был высажен кустарник, защищавший двор от уличной пыли. Внутри ограды находились высокие деревья и бассейн с водой, которую освящали в положенные дни.
По отзыву современника строительства В.П. Карпова, «этот храм можно назвать лучшим храмом в Харькове: своей красотой и грациозными линиями, подбором орнаментики, куполами яйцевидной формы и шпилеобразными башенками по бокам он же может не привлекать к себе глаз наблюдателя, на нем отдыхает душа, и за него заочно благодаришь зодчего… Колокольня храма вся ажурная, украшена тоненькими колонками… увенчана зеркальным крестом с вызолоченным сиянием». Однако внутренняя отделка храма завершилась только в 1901 году: купол и стены расписаны альфреско, иконостасы и киоты икон вызолочены, живопись частью обновлена, частью написана вновь.
Храм был закрыт в феврале 1930 года и предан в собственность клубу «Автодор», впоследствии — обществу ДОСААФ. Активные прихожане подверглись репрессиям, несколько человек было расстреляно. В 1935 году бывшая церковь была перестроена в стиле конструктивизма, уничтожены купола и верхние ярусы колокольни, перегорожено внутреннее пространство. После войны в здании разместился кинотеатр «Спорт».Разбитые на два этажа боковые приделы занимали мастерские ДОСААФ, магазины, кафе «Витязь», врачебный кабинет. В 1966 году фасад церкви облицовали керамической плиткой, окончательно изуродовав внешний вид здания, и уничтожили храмовые росписи, до того лишь скрытые под слоем побелки.
https://crmax.livejournal.com/67657.html

Когда построен был первый храм Великомученика Димитрия в Харькове, доподлинно неизвестно. Пожар, истребивший в 1804 г. деревянный храм, истребил и документы его. По сторонним документам открывается, что а) в 1710 г. храм сей уже существовал, так как в этом году Куряжская запись говорить о причетнике Димитриевской церкви; б) Димитриевский священник Григорий Витинский в 1739 г. писал, что отец его священник Петр Федоров «служил в Харькове на посаде при церкви Св. Вел. Димитрия», начав служение свое назад тому «больше 50 лет» и в 1731 г. принял монашество в Покровском монастыре, где умер в 1736 г., а он, священник Григорий, священствует при той же церкви с 1719 г. По сему показанию Димитриевский храм в 1689 г. уже существовал.
Каменный храм Великомученика Димитрия основан в 1805 г. и освящен в 1808 г. Преосвященным преосвященным Христофором. При построении его многое жертвовал набожный ктитор его Григорий Григорьевич Топчиев, которого и портрет долго стоял в храме.
В 1841 г. заложена была теплая церковь в виде пристройки к прежней о двух престолах в память явления Смоленской иконы Пресвятой Богородицы Одигитрии и в память преставления Преподобного Сергия Радонежского чудотворца.
Надобно при семь заметить, что в 60 саженях от Димитриевской церкви, на площади, пред нынешним тюремным замком в 1785 г. было кладбище для трех залопанских приходов; тогда это место было «за городом», а ныне город подвигается уже на Холодную гору, и кладбище находится на Холодной горе, в соседстве с Лысою горой.
https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Chernigovskij/istoriko-statisticheskoe-opisanie-harkovskoj-eparhii/2

Иногда, читая про историю здания, мы с радостью видим в описании слова о том, что оно сохранилось. В отношении Дмитриевской церкви города Харькова эта радость, увы, преждевременна, поскольку за годы советской власти её так изувечили, что узнать великолепный по архитектуре храм долгое время было невозможно. Только недавно Украинская автокефальная церковь смогла восстановить церковный купол, но до окончания реставрационных работ ещё далеко.
Первая Дмитриевская церковь существовала как минимум в 1689 г. За ней начиналось обширное кладбище, где хоронили прихожан храмов Залопанского прихода, отчего Дмитриевскую церковь считают кладбищенской, что совершенно не верно. Первая церковь была разобрана по ветхости в 1764 г., а вместо неё построена новая, трехкупольная, с отдельно стоящей колокольней. Просуществовала она недолго — от непотушенного огарка свечи произошел пожар, и церковь полностью сгорела 19 ноября 1804 г. Через несколько дней на пепелище обнаружили единственный уцелевший образ – Одигитрии Смоленской.
В 1805 г. по проекту архитектора Евгения Алексеевича Васильева приступили к постройке каменного Дмитриевского храма, на который пожертвовал более других Григорий Григорьевич Топчиев. И в 1808 г. церковь была построена и освящена. Нужно отметить, что здесь на службе часто бывали представители семьи Квиток: Марья Васильевна Квитка жила по соседству, неподалеку снимал квартиру и Григорий Фёдорович Квитка-Основьяненко с супругой, в приход входили и воспитанницы Института благородных девиц.
Население Залопанской части Харькова быстро росло, и в 1842 г. у Дмитриевского храма появились два боковых придела, изменивших его первоначальный облик. Несмотря на то, что в храме теперь помещались 800 человек, тем не менее, там было все ещё тесно, а к 1888 г. в праздничные дни прихожане стояли даже на улице у церковной ограды.
С 1888 по 1896 г.г. по плану и фасаду инженера Михаила Ивановича Ловцова проходила масштабная перестройка Дмитриевской церкви. Её расширили так, что туда стало помещаться 2100 человек за счет выравнивания южных и северных приделов в один ряд с колокольней и храмом. Церковь превратилась в украшение города. Огромные окна идеально освещали храм внутри, новые хоры для певчих расположились по обе стороны главного иконостаса. Классический купол принял яйцеобразную форму, к нему пристроили еще четыре таких же маленьких купола. Ажурная колокольня в готическом стиле была украшена тонкими колоннами, стремящимся вверх куполом с контрфорсами, венчал её яйцеобразный купол с зеркальным крестом, особенно эффектный при заходе и восходе солнца, в лунные ночи и пасмурную погоду.
Снаружи храм украшала каменная ограда с железными решетками, внутри были высажены высокие деревья, а снаружи — маленький кустарник за низкой оградой.
Тысячи людей, прибывающих в Харьков со всей империи, проезжая в центр в экипажах, на конке или автобусе, запомнили встречающий их необыкновенно жизнерадостный Дмитриевский храм, что нашло свое отражение в мемуарах и воспоминаниях. Жаль, что до сих пор он не стал такой же жемчужиной, как в прошлые столетия…
Андрей Парамонов «Дмитриевская церковь»

Первая церковь во имя Св. Дмитрия была деревянной (на основании приводимых Преосвященным Филаретом данных можно допустить, что в 1689 г. она уже существовала). В 1766 г. она была разобрана и вместо нее воздвигнута новая, сгоревшая в 1804 г.
В 1808 г. освящен третий храм, расширенный в 1841-1842 г.г. двумя приделами. В 1887 г. он реставрирован и почти заново украшен. На известном плане 1787 года представлена, очевидно, вторая церковь деревянная, простой архитектуры. Судя по выделяющейся части на западной стороне можно предполагать, что такая же часть была и на восточной, и храм был таким образом трехкупольный, на западной стороне видна отдельно невысокая, надо полагать, колокольня.
Из памятников дренвостей, хранящихся в церкви, отметим: 1) икону на дереве Смоленской Божией Матери, хорошая копия, вероятно XIX в. (по преданию эта икона из первого храма, следовательно XVII в.) в драгоценной ризе; 2) икону на дереве Покрова Пресвятой Богородицы, хорошего письма, также XIX в. в ризе более древней, чем сама икона; 3) Сошествия Христа в ад, сложной композиции, с праздниками, начала XIX в. (52х43 ½ см.); 4) Преподобного Сергия Радонежского, на дереве, широкого письма, хорошая копия с оригинала, писанного в 1717 г. на медной доске, с точной передачей надписи, имеющейся на оригинале; 5) портрет на холсте Серафима Саровского, писанный за год перед смертью, судя по надписи на раме, в 1832 г., посредственной работы, по преданию дар Преподобного купцу Гладкову – в Курске (67х55 см).
При Дмитриевской церкви в XVIII в. было кладбище для трёх залопанских приходов.
Егор Кузьмич Редин «Материалы к изучению церковных древностей Украины. Церкви города Харькова», Харьков, 1905 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?