В 1787 году в числе прочих монастырей Озерянская обитель была упразднена, а её братия переведена в Куряжский Спасо-Преображенский монастырь. В Куряж перенесли и икону Озерянской Богоматери. Помолиться пред чудотворным образом приходили тысячи верующих со всех уголков Российской империи. Литургии, молебны, всенощные бдения длились практически круглосуточно. После одного из богослужений у чудотворного образа, умывшись водой из святого источника, прозрел слепой отрок – это был будущий писатель и видный общественный деятель Г. Квитка-Основьяненко.
Монахи документально фиксировали многочисленные случаи чудесных исцелений от благодатного Озерянского образа: исцеление человека, имевшего усохшую руку; исцеление человека из Липцев, не владевшего ногою; исцеление девицы Бардаковой, одержимой беснованием; исцеление Ивана Николаевича Бочковского от болезненного шума в ушах; исцеление двух сестер от глазной болезни; исцеление девочки от горловой болезни.
В 1843 году по просьбе жителей Харькова Преосвященный Иннокентий Борисов получает разрешение Священного Синода на перенос чудотворной Озерянской иконы на зиму из Куряжского Спасо-Преображенского монастыря в Харьковский Покровский монастырь. Решением Синода от 16 октября 1843 года были установлены два Крестных хода – 30 сентября икону переносили из Куряжа в Харьков, а 22 апреля из Харькова в Куряж (даты указаны по старому стилю). Это были поистине торжественно-праздничные дни для всего Харькова. Как писала газета «Южный край», в такие дни «…все присутствия, учебные заведения и торговые помещения закрываются, и все жители, стар и млад, спешат проводить или встречать Матушку Царицу Небесную, чудотворную Ея икону Озерянскую».
С этими Крестными ходами непосредственно связана история холодногорского Свято-Озерянского храма (в дореволюционные годы его нередко именовали храмом Сретения (встречи) Озерянской иконы Божией Матери). В 1847 году на самой высокой точке Холодногорского плато, у городской черты, размежевывавшей территории города и соседнего уезда, возвели часовню во имя Озерянской иконы Божией Матери. На этом месте икону встречали по прибытии ее в Харьков, и до этого же места чудотворный образ провожало городское духовенство в день её проводов в Куряж. Отсюда правящие архиереи благословляли чудотворной Озерянской иконой богоспасаемый град Харьков и боголюбивых харьковцев.
Озерянская часовня в 1874 году была перестроена в небольшой храм, в котором был установлен престол, однако регулярные богослужения в новом храме (по воскресным и праздничным дням) стали совершаться только с конца 1880-х годов монахами Покровского монастыря, опекавшего храм. Численность населения Холодной горы росла и возникла необходимость в строительстве новой более вместительной церкви. Закладка нового, ныне существующего каменного храма по проекту В.Х. Немкина состоялась в 1892 г.
http://www.ozerjanskij.kharkov.ua/history/