Воздвигнута в 1936 году при храме Дома Милосердия на участке Скорбященского подворья по инициативе и под руководством епископа Петропавловского и Камчатского Нестора (Анисимова).
Имя югославского короля Александра I Карагеоргиевича (1888–1934) долгие годы было малоизвестно даже в самой Югославии. Благодаря его усилиям десятки тысяч русских беженцев получили не только приют в королевстве Югославия, но и были приравнены в правах к югославским гражданам. В Сремских Карловцах получил убежище Заграничный Синод Русской Православной Церкви, ставший на многие годы Духовным Центром всей русской эмиграции. В 1934 году король Александр отправился во Францию для заключения договора о союзе. 9 октября 1934 года вместе с министром иностранных дел Франции Л. Барту он был убит в Марселе агентами хорватской националистической организации. Убийство короля Александра глубоко потрясло российскую эмиграцию. Многие находили явные параллели между трагическими судьбами короля Александра и его названного отца – Николая II. Именно тогда у владыки Нестора родилась мысль о необходимости совместного почитания Венценосных мучеников и строительства часовни-памятника в Харбине. Эту идею поддержал Н. К. Рерих, также глубоко почитавший Николая II и короля Александра I.
Н. К. Рерих стал автором первого проекта часовни, однако он не был осуществлен и не сохранился. Автором реализованного проекта стал епархиальный архитектор М. М. Осколков. Строительство часовни-памятника осуществлялось небывало высокими темпами. Всего несколько месяцев оказалось достаточным, чтобы всколыхнуть российскую эмиграцию во всех странах рассеяния и сформировать строительный комитет. Благодаря авторитету епископа Нестора, его энергии и настойчивости, почетными членами строительного комитета согласились стать выдающиеся деятели эмиграции, откликнулись меценаты и многие жертвователи, проживавшие в Манчжурии, Китае, Югославии, Чехословакии, Англии, Франции, Германии, Японии и США. На строительство часовни была собрана и израсходована сравнительно небольшая сумма – чуть более шести тысяч гоби (манчжурских юаней). Денежные средства были истрачены главным образом на строительные материалы, оборудование и оплату наемных рабочих. Основные работы по проектированию, декоративно-пластической обработке фасадов и интерьера часовни выполнялись безвозмездно.
До 1945 году епископ Нестор на Соборной площади Харбина открыто, а после – тайно совершал ежегодно 17 июля панихиду по убиенной в Ектеринбурге Царской Семье и Алапаевским Мученикам. В 1948 году это обстоятельство, как и сам факт строительства часовни-памятника, послужили, среди прочего, основанием для обвинения владыки Нестора в антисоветской деятельности и заключения его в лагерь.
Часовня вызывала своей необычной архитектурой и интерьерами восхищение современников. Неоклассическую архитектуру часовни-памятника отличает рационализм композиции. Семантика форм, деталей, декоративного убранства глубоко символичны. Четверик часовни перекрыт полусферическим куполом, он стилизован под регалию русских великий князей и царей – один из символов идеологемы «Москва – Третий Рим» – шапку Мономаха. Часовня-памятник от улицы была отделена чугунной оградой, украшенной литыми медными двуглавыми орлами — символом стражи русской славы на дальневосточных рубежах. В нише на восточном фасаде – огромная икона Святого распятия Христова и надписью в тимпане «Господи, прости им: не ведят бо, что творят» (автор иконы – игуменья Олимпиада /Болотова/). В простенках между лежачими окнами барабана – барельефы крестов. Пропорции классического ордера и его обработка, пропорции и форма арок, окон, оригинальная стилизация купола, синтез разнообразнейших изобразительных средств (литье, барельефы, орнамент, росписи) свидетельствуют о преобладании стремления создать нечто новое, с опорой на образцы классического наследия.
К. А. Караулов (воспитанник Нестора) принимал участие в работе по интерьерному и экстерьерному оформлению часовни. Он, как и иконописец М. М. Осколков, был награжден югославским королем Петром орденом Святого Саввы II степени. Художественные работы выполнил скульптор-художник В. Ф. Винклер.
Часовня действовала в соответствии с мемориальным и богослужебным ее предназначением всего около десяти лет. С утверждением коммунистической власти в Китае некоторые изображения и надписи в часовне пришлось удалить, а с массовым разъездом русских эмигрантов из Китая в середине 1950-х гг. она стала постепенно приходить в упадок и в период «культурной революции» была разрушена. Сейчас на ее месте стоит семиэтажный жилой дом.
Источник: http://www.artrz.ru/menu/1804649234/1804821426.html
Освящение часовни состоялось 4 (17) мая 1936 г. Описание внешнего убранства часовни. С улицы перед часовней возвышается чугунная ограда, украшенная художественными литыми медными двуглавыми орлами — даром полковника С.Д. Иванова от Русского Шанхайского Волонтерского Полка и К.Э. Мецлера от Русского Эмигрантского Комитета в Шанхае. Эти орлы украшали некогда Российское Императорское Генеральное Консульство в Шанхае как стражи русской славы на рубеже Дальневосточных стран. Над входом в часовню широко простер свои царственные крылья величавый огромный Двуглавый Орел. Немигающим взором смотрит он, овеянный тысячелетней славой, вспоенный победами своих сынов, столь многажды видевший страдания своей страны. На колонных постаментах справа и слева у входа в часовню возвышаются императорская и королевская короны — венцы царственных Страдальцев, которые сменили они на мученические венцы. И об этом мученическом их избранничестве вещают слова церковной молитвы, начертанные над входом в часовню: «Вселенная приносит Ти, Господи, Богоносныя Мученики». Древняя Шапка Мономаха и Держава украшают боковые постаменты, осененные надписями: «Нет у нас Царя, яко не убояхомся Господа» и «Боже, суд Твой Цареви даждь». Святое Распятие Христово (работы инокини Олимпиады, копия с Распятия Петербургского «Храма на крови» — места мученической смерти Императора Александра II) с молитвенной надписью: «Господи, прости им: не ведят бо что творят», начертаны на стене часовни, противоположной от входа и обращенной к храму. «Господи, прости Россию!» — этот молитвенный вздох связан с каждым камнем, с каждой песчинкой в часовне.
Внутреннее убранство часовни. У стены, противоположной от входа, возвышается величавый иконостас работы инокини Олимпиады и ее учениц — детей сирот приюта Дома Милосердия с большим величавым изображением святителя Николая Чудотворца и св. князя Александра Невского. На крыльях иконостаса и в верхней части его изображены святые: царица Александра, Алексий — Митрополит Московский и другие Небесные Покровители Царственных Мучеников. На иконостасе опять двуглавые орлы и короны. Русская и вся славянская многострадальная слава запечатлелась в этих священных символах, венчающих мученический памятник.
Перед иконостасом на колонном пьедестале возвышается серебряная доска с начертанными именами убиенных Царя, Царицы, Короля, Великих Князей, Княгини и Княжон. Этот пьедестал с мученическими именами, венчается императорской короной — лампадой. Эта неугасимая лампада сооружена русскими людьми, чтящими память Мученика Царя, украшенной самоцветными камнями, блестящими, словно звёздочки в полумраке вечера. Пред пьедесталом с именами убиенных Венценосцев покоится крест — дар Архиепископу Нестору Великой Княгини Марии Павловны. Hа нем четко значится год его создания — 1814 г.
На посеребренных цепях из высокого купола часовни спускается лампада — паникадило, созданное из пожертвованных в часовню орденов и медалей — знаков почести, данных некогда русским людям царской рукой. По бокам центральной лампады видны другие, также украшенные орденами и медалями. И, конечно, прежде всего здесь приковывает взор священнейший орден — крест святого Георгия.
Пред самым образом опускается золоченая большая лампада — дар коренной жительницы Харбина И. Т. Вересотской. И неугасимыми огоньками светятся все эти светильники в святой прекрасной часовне — памятнике нашей былой славы. По бокам иконостаса, на аналоях в особых кивотах, хранятся дары Архиепископу Нестору в 1911 г. от Государя Императора — образ преподобного Серафима Саровского и от Наследника Цесаревича — панагия Всемилостивого Спаса — Крест Камчатского Братства (Наследник Цесаревич был Августейшим Покровителем Камчатского Братства c 1911 г.). Обе царские святыни украшены боевыми орденами и медалями и вправлены в ажурный серебряный художественный оклад.
Но не только о земной, так быстро переходящей славе вещает эта часовня. «Вознесох избранного от людей Моих», — гласит надпись над входом в часовню, внутри ее. И тут же, под осенением этих слов псаломских, видим мы литые изваяния самих Мученика — Царя и Мученика-Короля, Богом избранных и венчанных сначала царственным, а потом мученическим венцом. Грозным предостережением и постоянным напоминанием нам о покаянии звучат слова других двух надписей по правую и по левую сторону во внутренности часовни: «Бога бойтесь, царя чтите» и «Не прикасайтесь Помазанным Моим». С каждой стороны этих надписей смотрят очи херувимов, застывших в молитвенном спокойствии.
Архиепископ Нестор (Анисимов). Харбин. Дом милосердия. 1936 г. http://www.orthedu.ru/nskeparh/mitr_varfolom/chasovnya-pamyatnik.htm#102