Ханты-Мансийск. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старая).

Село Самаровское. Церковь каменная, построена на доброхотные пожертвования в 1816 году; в ней три престола: 1) во имя Покрова Пресвятой Богородицы, 2) во имя Знамения Божией Матери, 3) св. чуд. Николая. В приходе три часовни: две в самом селе и одна в деревне Оленевой. В приходе деревни: Шапшинская (66 в.), Оленевая (23 в.), юрты: Тренкинские (30 в.), Пашкинские (40 вер.), Кузнецовские (50 вер.), Кышиковские (74 вер.), Терешкинские (100 вер.), Вершинские (200 вер.). Всего дворов 288, прихожан: мужского пола 597, жен. пола 658. Церковной земли нет за исключением сенокосной, которой причт пользуется совместно с прихожанами. Церковный капитал 9959 руб. 15 коп. Причтовый капитал 1800 руб. Жалование: священнику 294 руб., псаломщику 98 руб., просфорне 36 руб. Штат: священник и псаломщик. В селе Самаровскрм двухклассное министерское училище, а в дер. Оленевой передвижная школа Мин. Нар. Просв. Ближайшее село Троицкое, Березовского уезда (50 вер.). Расстояние от Консистории 560 вер., от благочинного 86 вер., уездного города 250 верст. Адрес: ст. Самаровское, Тобольской губернии.
Источник: Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 года / Изд. Тобол. епарх. братства св. великом. Димитрия Солунского. Тобольск, 1913.

Первое упоминание о Покровской церкви села Самарово встречается в архивах в 1743 году. Деревянная церковь много раз горела и с течением лет пришла в обветшание. В 1808 году жителями села Самарово было принято решение о сборе средств на постройку каменной церкви. В 1808 году Самаровское духовенство состояло: два священника — Петр Протопопов и вдовый Федор Ильиных, дьячок Уфим Наумов и два пономаря — Андрей Фирсов и Егор Логинов.В 1817 году храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы был построен на средства жителей в каменном исполнении. Документы рассказывают, что при рытье канав для фундамента вышел спор между архитектором Шаньгиным и крестьянами, которые выполняли работы. Архитектор счёл их недостаточно глубокими и велел рыть глубже. Работающие подняли ропот, но архитектор убедил, что они работают для Бога, что для такой тяжести, какою будет каменная церковь, необходим весьма прочный фундамент. Архитектор как будто предвидел события, происшедшие через сто с лишним лет.С начала 1920-х годов Покровская церковь разрушается, православная община закрывается, а верующие преследуются. Церковное кладбище и могилы священников в ограде церкви при попустительстве властей оскверняют и грабят. В 1929-30 годах кирпич из стен и сводов церкви применяют на строительство консервной фабрики (рыбокомбината). На месте разрушенной церкви строится «Клуб рыбников», просуществовавший до 1970 года.
Источник: сайт UgraNow

Тобольский Благочинный соборный иерей Петр Фелицын приказом от 1 апреля 1808 г. сообщил Самаровскому духовенству об отобрании с жителей подписки на предположенное ими построение новой, каменной церкви. В приложенной копии с указа по этому поводу говорилось: «Состоящая в Самаровском яму деревянная Покровская церковь построена уже не малое время, которая до от продолжения лет приходит в обветшание и требуются некоторые поправки; а как Высокомонаршим повелением строение вновь деревянных церквей воспрещено, посему они, предупреждая крайнее обветшание церкви, согласились построить заблаговременно каменную и заготовить на созидание ея денежной суммы до двух тысяч рублей».
В это время в Самарово насчитывалось 242 дома, мужчин 721 человек, женщин 725 душ. Самаровское духовенство в 1808 году состояло: два священника — Петр Протопопов и вдовый Федор Ильиных, дьячок Уфим Наумов и два пономаря — Андрей Фирсов и Егор Логинов. Волостной голова Борис Губин 1-го июля 1808 года собрал сходку, на которой присутствовало крестьян и ясашных остяков 115 человек, все они дали согласие на строительство каменной церкви и внесли на постройку оной 1584 рубля 30 коп. До ноября месяца прибавилось еще 370 рублей 95 копеек, и вся сумма 1955 рублей 25 копеек препровождена была с самаровским ямщиком Герасимом Корепановым в Тобольск к соборному иерею Петру Фелицыну.
Присланный из Тобольска архитектор Шаньгин счел наиболее удобным воздвигнуть храм вблизи деревянной церкви (вскоре сгоревшей) ближе к Коммиссарской горе и велел копать канавы для фундамента. Крестьяне выкопали, но Шаньгин нашел их недостаточно глубокими и велел рыть глубже. Работающие подняли ропот, но архитектор убедил их, что они работают для Бога, что для такой тяжести, какою будет каменная церковь, необходим весьма прочный фундамент. Полагают, что Самаровская церковь построена в 1815 году, но отчасти это не так.
В 1843 г. Березовский благочинный протоиерей Иоанн Заборовский, обозревая Самаровскую церковь, нашел, что в Самаровской холодной церкви иконостас хотя и поставлен, но красками не окрашен, икон в нем нет, а потому Богослужения в ней не бывает, и что оградой церковь не огорожена. И только в 1860 году один из путешественников-торговцев рассказывает, что «…шумное село Самаровское единственная, сколько-нибудь важная пристань всей водной системы Западной Сибири. Сюда сходятся ныне пароходы тюменско-томской системы и суда всех рыбопромышленников Березовского края. Здесь складочные амбары купцов и здесь же наем рабочих на обское судоходство. Село Самаровское прекрасно обстроено, с богатою каменною церковью».
С начала 1920-х г.г. Покровская церковь разрушается. Власти проводят жёсткую богоборческую политику. Верующие преследуются. Православная община закрывается. Церковное кладбище и могилы священников в ограде церкви при попустительстве властей оскверняют и разграбливают. В 1929-30 г.г. кирпич из стен и сводов церкви применяют на строительство консервной фабрики (рыбокомбината). После разборки церкви на ее месте строится «Клуб рыбников», просуществовавший до 1970 г. Далее здание было отдано под спортивный зал средней школы №2 и только в 1980-х г.г. из-за ветхости здание выло полностью снесено и на этом месте сооружена спортивная площадка.
В 1994 г. по инициативе главного архитектора округа Гордеева Николая Ивановича были проведены раскопки по обнаружению фундаментов церкви. Здесь надо вспомнить с благодарностью настойчивость архитектора Шаньгина при закладке фундаментов церкви в 1808 г., что и позволило обнаружить на глубине около полутора-двух метров сохранившиеся фундаменты, выполненные из кирпича на известковом растворе.
Инициатива восстановления храма была активно поддержана Главой администрации округа Александром Васильевичем Филипенко и администрацией города. Возглавил работу по восстановлению храма заместитель Главы администрации города Семенов В. С. Администрация округа заказала проект восстановления храма, который выполнил архитектор из города Новосибирска Казаков Н. З.
21 сентября 1996 г. в праздник Рождества Пресвятой Богородицы иерей Сергей Кравцов, прибывший в начале месяца на служение в город и в церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение», отслужил молебен, и прихожане церкви расчистили старые фундаменты и передали их строителям для начала работ по восстановлению церкви, порушенной 70 лет назад.
Из книги Х. М. Лопарева «Самарово», изданной к 1896 году. http://ucitizen.ru/manyfaces/orthodox/khanty-mansiyskoe-blagochinie/
Каменная одноглавая церковь на склоне Самаровой горы. Основной объём построен по типу «восьмерик на четверике», трехъярусная колокольня с высоким шпилем. Церковь была полностью уничтожена в 1930-х г.г. В конце 1990-х г.г. была заново воссоздана на историческом фундаменте в своем прежнем виде.
https://svyatsy.org/churches/tyumenskaya_oblast/hanty-mansiyskiy_avtonomnyy_okrug/hanty-mansiysk/

В Государственном архиве Югры, к сожалению, наряду с другими подобными делами, не сохранилось документов о ликвидации Самаровской церкви Покрова Пресвятой Богородицы в годы Советской власти. Если говорить о других церквях, например, Березовских, Сургутских или некоторых церквях и часовнях Самаровского района, то в архивных делах сохранились договоры на пользование зданиями церквей, списки верующих, анкеты на священнослужителей, акты проверки церковного имущества, переписка с административными органами, и главное, постановления о закрытии церквей и передаче их на культурные цели. Но документов Самаровской Покровской церкви и часовен, приписанных к ней, в Государственном архиве Югры нет.
У архивистов существуют две версии исчезновения этих документов. Первая черпает себя из известного архивного документа – «Списка церквей, находящихся на территории Самаровского района Остяко-Вогульского Окрика, действующих и ликвидированных», который датирован 11 января 1932 года. В этом документе, составленном работниками административного отдела Самаровского районного исполнительного комитета указано, что Покровская церковь и три часовни в Самарово ликвидированы в 1930 году, а церковный архив уничтожен пожаром в самом РИКе. Вторая версия – документы Покровской церкви утонули в Иртыше при перевозке их на теплоходе из города Ханты-Мансийска в город Тобольск еще до 1970 года. Автору статьи правдоподобнее кажется все-таки первая версия, что документы Покровской церкви сгорели при пожаре, потому что так можно объяснить абсолютный информационный вакуум относительно Самаровского (Ханты-Мансийского) религиозного общества до 1956 года. Но как всегда хочется придерживаться мнения, что «документы не горят».
Работая с архивными документами по ликвидации православных церквей в Государственном архиве Югры, я всегда искала хотя бы какие-то косвенные данные о ликвидации Покровской церкви и часовнях Самарово, о жизни верующих в годы гонений на церковь. Можно предположить, что с момента издания 23 января 1918 года Декрета Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» жизнь Самаровской православной общины проходила по тому же сценарию, что и в других населенных пунктах Тобольского севера, а именно: составление описи церковного имущества, взятие церковного здания и имущества в бесплатное пользование верующими, с 1922 года – регистрация общества, предоставление списков верующих, членов церковного совета, анкет на священнослужителей, ежегодные проверки, страхование здания и имущества, предоставление протоколов общих собраний в адмчасть Самаровского РИКа. Но никаких подобных документов у нас Государственном архиве нет.
Однако, в фонде №23 «Самаровский сельский Совет и его исполнительный комитет» в деле №41 «Протоколы общих собраний верующих, переписка о религиозных обществах за 1928 год» имеется заявление на имя начальника административного отдела Самаровского районного исполнительного комитета от Самаровского церковного Совета, датированное, вероятно, ноябрем 1928 года: «Церковный совет просит Вас разрешить общее собрание верующих Самаровской общины при храме для разрешения вопроса о переходе в обновленческую общину и о назначении священника на 25 ноября 1928 года в три часа дня». Неужели верующие жители Самарово решили перейти из патриаршей церкви в обновленчество? Судя по дате этого документа, такое вполне могло быть. 1928 год – период, когда Православная Российская (живая) церковь была официально признаваемой государственными властями православной церковной организацией, и вполне вероятно, что верующие люди, переходя в обновленчество, пытались сохранить за собой право хотя бы просто ходить в церковь. Но интересно то, что ни в одном другом населенном пункте на территории современного округа, кроме Самарово, судя по архивным документам, не было таких решений.
О переходе Самаровской религиозной общины в обновленчество говорит еще один документ. Это заявление самих верующих в административный отдел Самаровского района: «Мы, нижеподписавшиеся, граждане села Самарова желаем организовать группу Православно-верующих обновленческого течения. Просим храм в селе Самарове Покровскую церков с принадлежащем в нем имуществом передать в пользование наше в чем и подписуемся». Ниже следуют собственноручные подписи в общей сложности около 20 жителей Самарова. К этому заявлению есть еще дополнительный список № 2, также с подписями еще одиннадцати человек.
Видимо, данное заявление вызвало вопросы у работников административного отдела Самаровского районного исполнительного комитета, потому что переход в обновленчество местной религиозной организации – это был определенный нонсенс в практике их работы. Месяц спустя (декабрь 1928 года) последовало разъяснение административного отдела Тобольского окружного исполнительного комитета: «Адмотдел сообщает, что НКВД пересматривается Инструкция № 126-23 г. о порядке оформления и регистрации религиозных объединений, поэтому впредь до издания указанной инструкции от регистрации вновь возникающей религиозной группы (обновленческого течения) в с. Самаровском необходимо воздержаться».
По всей видимости, Самаровская Покровская церковь к 1928 году была уже закрыта, и службы в ней проводить не разрешалось. Скорее всего, самаровцы делали все возможное, чтобы вернуть церковь верующим: приняли решение создать новую религиозную организацию и взять в пользование имущество и здание церкви; оформляли необходимые бумаги, писали заявления. Сохранилось одно из них: «Начальнику Милиции Самаровского района от церковного совета церкви с. Самарово. 11 марта 1929 года. Заявление. В виду преддверия поста и необходимости совершения церковной службы (молитв) и религиозно-церковных обрядов и таинств, просим Вас, Гражданин Начальник, дать нам разрешение на открытие церкви и совершения имеющихся у нас священником служения. При сем основание к просьбе разрешить открыть нам церковь, Слу[жить] и просьба к нам общества верующих с. Самарово. Председатель церковного Совета гражданин Конев».
Можно догадываться, что административный отдел Самаровского районного исполнительного комитета не разрешал верующим пользоваться зданиями Покровской церкви и часовен, проводить религиозные службы, совершать крестные ходы, запрещал или не давал действовать Самаровскому религиозному обществу. Скорее всего, верующие обращались с просьбами не только в местные органы, но и в вышестоящие. В этом отношении примечательно письмо начальника адмотдела Тобольского окружного исполнительного комитета начальнику адмчасти Самаровского РИКа, датированное, кстати, тоже мартом 1929 года: «По имеющимся у нас данным Самаровское религиозное общество православного течения перешло в обновленческую группу, причем обновленчество приняли не только рядовые члены, но и весь исполнительный орган в полном составе. Из тех же источников видно, что Вами создаются какие-то препятствия к отправлению религиозных потребностей. Административный отдел разъясняет, что если в действительности Самаровское религиозное общество перешло в обновленчество в полном составе вместе с исполнительным органом и членами учредителями, то какого-либо официального оформления как нового религиозного общества не требуется и Вам надлежит в дальнейшем данное религиозное общество считать только обновленческим. Чинить какие-либо препятствия к отправлению религиозных обязанностей, если помимо указанного не имеется каких-либо других обстоятельств, не следует. По данному разъяснению представьте свое объяснение к 20 марта 1929 года».
8 апреля 1929 года был принят Закон о религиозных объединениях, с которого и началось планомерное закрытие церквей, в том числе и на территории нашего округа. С 1 декабря 1929 года в округе должна быть проведена перерегистрация религиозных организаций одновременно с выполнением следующих мероприятий. По инструкции, поступившей во все административные отделы округа, религиозным организациям нужно было предложить (т.е. заставить административным методом) составить сметы на ремонт зданий, провести проверку выполнения договорных условий, проверить застраховано ли не только здание, но и имущество религиозного общества, проверить каким образом производились сборы на содержание молитвенного здания, священнослужителей, в случае обнаружения нарушений дано указание возбуждать уголовные дела.
23 апреля 1929 года комиссией в составе представителя Самаровского РИКа Кропотина, работника адмчасти Стелкова, в присутствии священнослужителя Самаровского религиозного общества Пезулова, была произведена проверка имущества церкви Покрова Пресвятой Богородицы, находящегося в пользовании верующих. В акте указано: «…все имущество, сданное в пользование культу верующих находится на лицо, значащееся в церкови. Имущество же находящееся в часовнях, принадлежащих этому же культу верующих, находящихся в селе Самарово, не просмотрено».
Хотя в Государственном архиве Югры нет акта осмотра здания церкви Покрова Пресвятой Богородицы, предписаний о необходимости ее ремонта, какие имеются в документах о ликвидации других церквей, думаю, что Самаровское религиозное общество было закрыто по причине не производства ремонта здания Покровской церкви. Об этом говорит один архивный документ — заявление в адмчасть Самаровского РИКа от гражданки Соскиной села Самаровского: «Прошу членом в списке верующих не считать, так как я не имею средств на ремонт церкви», датированное 10 мая 1929 года. Верующие самаровцы не могли собрать непомерную для них сумму на производство ремонта Покровской церкви и были вынуждены выходить из состава религиозного общества. Возможно, за этим последовал самороспуск общины верующих, но вряд ли самовольный отказ от пользования зданием Покровской церкви, которое было разрушено в 1930 году. Через 26 лет верующие уже города Ханты-Мансийска подали заявление в Тюменский облисполком об открытии молитвенного дома, в чем им было отказано в православный праздник Крещения Господня 19 января 1956 года.
История разрушенной церкви Покрова Пресвятой Богородицы обросла легендами. Некоторые говорят о том, что колокола с церкви до сих пор находятся где-то в Ханты-Мансийске. Куда исчезло все церковное имущество, иконы, богослужебные книги? Неизвестно. История Самаровских часовен, которых в начале XX века было три: Никольская, Ильинская и Всех Святых, забыта и утрачена. Единственное сохранившееся до наших дней здание Никольской часовни (ул. Горького) уже не является религиозным, а находится в частной собственности. Многим самаровцам и ханты-мансийцам хочется восстановить утраченное, пройти, как и их предки, крестным ходом от церкви Покрова Пресвятой Богородицы к Никольской часовне.
В Государственном архиве Югры я нашла еще несколько документов, которые рассказывают о зданиях, принадлежащих церкви. Одно из них – решение президиума Самаровского РИКа от 1 сентября 1931 года «Об использовании под квартиру сторожки церкви». Члены президиума постановили: «живущей монашке в сторожке предложить в суточный срок помещение освободить, а квартиру забронировать для сотрудников РИКа».
О судьбах двух других часовен: Ильинской — напротив церкви Покрова Пресвятой Богородицы и во имя Всех Святых на кладбище в районе Рабочего переулка даже старожилы не дают однозначного ответа. Скорее всего, они обе были снесены еще в начале 1930-х годов. Есть два архивных документа, подтверждающих эту версию. Существует протокол № 5 заседания членов президиума Самаровского поселкового Совета от 16 февраля 1933 года, на заседании проходил «разбор заявлений и разного рода актов». В числе прочих документов, члены президиума одобрили акт консервного комбината от 5 февраля 1933 года и обязали дирекцию консервного комбината «находящуюся часовню снести за счет средств комбината». Была ли эта часовня на кладбище, рядом с которым строился комбинат или Ильинская часовня, непонятно. Второй документ – протокол № 26 заседания президиума Самаровского поселкового Совета Самаровского района от 16 ноября 1933 года, то есть спустя 9 месяцев. Члены президиума рассмотрели заявление товарища Жерлакова о проведении противопожарных мероприятий в общежитии консервного комбината, которое находится вблизи (3-5 метров) от здания часовни, принадлежащей конторе Газбюро. Президиум постановил «предложить заведующему Газбюро прекратить топку печей в часовне и последнюю снести, так как последняя противоречит противопожарным мероприятиям». Снова не ясно, о какой из часовен идет речь. На этот вопрос, возможно, смогут ответить те старожилы Ханты-Мансийска, которые помнят, где располагалось общежитие консервного комбината и контора Газбюро в 1933 году.
Консультант Архивной службы Югры Спиридонова Ольга Александровна, «Некоторые факты о ликвидации Самаровской церкви Покрова Пресвятой Богородицы», Архив Югры, http://arhivugra.admhmao.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?