Во имя равноапостольного князя Владимира и равноапостольной Марии Магдалины церковь. Ханко.
Полуостров Ханко (Гангут), лежащий в 130 км к западу от Хельсинки и окруженный шхерами, вошел в русскую историю в 1714, когда русский флот одержал здесь блестящую победу над шведами. Первый православный храм в г. Гангэ (Ханко) возник почти одновременно со взятием в 1808 Гангутской крепости русскими войсками. Этот деревянный храм выстроил расквартированный в крепости Псковский гарнизонный батальон, который получил название Гангутского.
В 1816 храм переместили в Тавасгуст, и в Гангуте осталась только часовня, которую через девять лет снова обратили в церковь. В 1835 в эту Пантелеимоновскую церковь поступило имущество Нейшлотского егерского полка, и она стала числиться при 8-м Финляндском линейном батальоне. Здание к этому времени обветшало и требовало ремонта, но денег не было, так как прихожане, состоящие в малом числе людей и большею частию из одних воинских чинов, не могут вделать пособия.
В Крымскую войну старая шведская крепость не могла оказать сопротивление флоту союзников, и Император Николай I велел ее взорвать, а гарнизон вывезти. Пантелеимоновский храм был при этом собран, церковное имущество эвакуировано. В 1870-е городок решили сделать крупным портом для экспорта товаров; стали строить обширную гавань и подвели железную дорогу, что резко увеличило его население. Из Гангэ стали вывозить масло, лес и гранит. В конце XIX столетия количество православных в городе стало возрастать, особенно в летнее время, когда в Гангэ, сделавшийся модным климатическим курортом, из России пароходом или по железной дороге приезжали чиновники, купцы, фабриканты, чтобы отдохнуть на море и подышать чистым воздухом. Несмотря на это, православного храма в городке по-прежнему не было, хотя потребность в нем ощущалась все сильнее.
Два события в 1888 ускорили начало постройки: 900-летие Крещения Руси и чудесное спасение 17 октября царского семейства при крушении поезда около ст. Борки. Православные жители приняли решение построить в Гангэ храм в благодарность Господу за спасение Александра III и в память юбилея Крещения Руси.
Начался сбор добровольных пожертвований. Жертвовали не только русские дачники, но также местные жители-лютеране. Крупные суммы поступали и из самой России. Проект храма, составленный петербургским архитектором В И. Баранкеевым, был в 1894 утвержден, и 4 августа того же года была совершена закладка на земле, арендованной у города на 25 лет с символической платой по 10 марок в год. (В 1900 город согласился за эту же цену передать участок приходу до конца существования церкви).
2 июля 1895 состоялось освящение нового храма, которое совершил архиепископ Выборгский и Финляндский Антоний (Вадковский), в сослужении настоятеля Выборгского кафедрального собора прот. Михаила Казанского, настоятеля Абовской Александрийской церкви Константина Скородумова, военного священника Александра Якубова и диакона Гельсингфорсского Успенского собора Митрофана Лисовского. Первым священником нового храма был назначен о. Александр Якубов.
Деревянная церковь была построена из сосновых бревен на каменном фундаменте и снаружи и внутри обшита досками. Храм, имеющий пять главок, был окрашен в светло-серый цвет. Длина его от алтарной стены до западного входа 10, ширина средней части 4,5 саж высота — 9 саж. и 2/5 аршина. В здание вели три гранитных крыльца. На колокольню было поднято семь колоколов, отлитых в Петербурге на колокольном заводе Орлова из меди, которую отпустили cq Свеаборгского артиллерийского склада старых орудий. Самый большой колокол весил 705 кг. Все колокола были украшены художественными изображениями и надписями.
Двухъярусный иконостас был вырезан из темного дуба. Иконы в нем написал художник П.И. Брусников в Петербурге. В первом ярусе помещались иконы Спасителя, Божией Матери, св. кн. Владимира и св. Марии Магдалины; во втором — Тайная вечеря и образ прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.
Большинство церковного имущества состояло из доброхотных пожертвований. Исключительно богатые и ценные дары были получены от действительного статского советника Арсения Михайловича Шишкова из Петербурга, в том числе — напрестольные Евангелия и кресты, запрестольные крест и образ, серебряные священные сосуды и дарохранительница. Особого внимания заслуживала шитая золотом по бархату плащаница и гробница под нее из красного дерева с позолотой, где по бокам помещались 12 икон в серебряных окладах. От знаменитого прот. Иоанна Кронштадтского было получено в дар Евангелие со словами: Да процветает Православная Финляндская Церковь и с его подписью.
В 1897-1918 церковь была приходской, в 1919 ее приписали к православному приходу в Хельсинки. После войны 1939-1940 полуостров Ханко был арендован Советским Союзом под военно-морскую базу. Имущество храма прихожане вывезли, а новые хозяева города открыли в здании Дом культуры.
В декабрю 1941 в ходе упорных боев финские войска заняли Ханко, и он снова вошел в состав Финляндии, а после окончания войны советская база разместилась в Порккала-удд. Когда Ханко вернулся к Финляндии, в хельсинском приходе долго обсуждался вопрос о ремонте и реставрации здания церкви ввиду того, что в этом районе православных практически уже не было. Принятое решение было все-таки положительным, и после капитального ремонта и реставрации 24 августа 1958 последовало торжественное освящение здания, которое совершил епископ Гель-сингфорсский Александр в сослужении причта хельсинского прихода и при участии многочисленных богомольцев. В восстановленную церковь удалось возвратить большую часть вывезенного в 1940 имущества.
Так как в настоящее время в округе насчитывается менее 100 православных, то богослужения совершаются нерегулярно, но, несмотря на это, церковь занимает видное место в жизни г. Ханко и является ценным памятником исторического прошлого. В октябре 2000 в Поркалла-удд в бывшей казарме был освящен православный храм, устроенный владельцем русского ресторана в Хельсинки. Со временем здесь предполагается основать мужской монастырь.
http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=finland&page=9