Хамовники. Зачатьевский монастырь.

Зачатьевский монастырь был основан в 1584 году на месте существовавшего здесь до 1547 года Алексеевского монастыря. После переноса Алексеевского монастыря на новое место здесь оставалась церковь Зачатия святой Анны. По этой церкви новый монастырь и получил название Зачатьевского. В августе 1612 года около Зачатьевского монастыря ополченцы князя Дмитрия Пожарского вели тяжелые бои с польскими войсками. Сам монастырь был разорен поляками, но вскоре восстановлен. Существенно пострадал монастырь и во время французского нашествия 1812 года.
В 1804-07 годах в монастыре по проекту М.Ф. Казакова был построен Зачатьевский собор (собор Рождества Богородицы и Зачатия святой Анны), ставший главным храмом монастыря. В 1844-46 годах по проекту М.Д. Быковского была построена церковь Сошествия Святого Духа.
В 1924 году Зачатьевский монастырь был закрыт. На его территории была организована детская колония. В дальнейшем в помещениях монастыря размещались различные учреждения.
В 1930-х годах часть построек монастыря была разрушена. Был уничтожен и Зачатьевский собор (на его месте была построена школа). Церковь Сошествия Святого Духа была перестроена до неузнаваемости.
Главной достопримечательностью Зачатьевского монастыря является надвратная церковь Спаса Нерукотворного. Эта церковь была построена в 1696 году на средства А.Римского-Корсакова, бывшего тогда стольником Петра I. Сохранились также корпуса кельи и часть монастырской стены. В настоящее время Зачатьевский монастырь возвращен церкви. В 1995 году здесь был возрожден женский монастырь. В монастыре ведутся реставрационные и восстановительные работы.

Зачатиевский Алексеевский монастырь, 3 класса, в Москве, близ Пречистенских ворот, на Остоженке. Основан в 1547 году, на месте переведенного отсюда Алексеевского женского монастыря оставшимися инокинями этого монастыря. В смутное время был сожжен; возобновлен в 1623 году. При монастыре богадельня.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

Особо почиталась в монастыре икона Божией Матери «Милостивая», прославившаяся в народе обилием чудес. После октябрьского переворота 1917 года, обитель была разорена, но чудотворный образ удалось спасти, перенеся его в соседний с монастырем храм пророка Илии, что в Обыденном переулке. И только в 1999 году, после возрождения древнейшей обители, состоялось торжественное перенесение чудотворного образа Божией Матери «Милостивая» обратно в Зачатьевский монастырь. 16 мая 2001 года состоялось прославление в лике святых, основательниц Зачатьевского ставропигиального монастыря столицы, игумении Иулиании и монахини Евпраксии.
В настоящее время в обители действуют храмы: Спаса Нерукотворного, Зачатия святой праведной Анны и Сошествия Святаго Духа. Полным ходом идет восстановление собора Рождества Пресвятой Богородицы. Кроме чудотворной иконы Божией Матери «Милостивая», находящейся в церкви Зачатия Анны, особо почитается и то место, где покоятся мощи преподобных Иулиании и Евпраксии.
Со страниц издания Зачатьевского ставропигиального женского монастыря

Зачатьевский монастырь имеет великую историю величиной в шесть с половиной столетий. В 1360 г. митрополит Алексий (Бяконт) благословил устройство на землях, подаренных когда-то ханом Узбеком митрополиту Петру, женской обители по просьбе родных своих сестер монахинь Иулиании (в миру — Ульяны) и Евпраксии (в миру — Иулии), ставших первыми его насельницами. Первый соборный храм был освящен в честь Зачатия святой Анной Пресвятой Богородицы, а также имел второй престол в честь Алексия, человека Божия, небесного покровителя митрополита, поэтому монастырь называли и Зачатьевским, и Алексеевским. Надо отметить, что это была первая сугубо женская обитель в Москве (до этого монастыри просто делились на 2 половины – мужскую и женскую).
В 1547 г. монастырь сильно пострадал от пожара и по повелению Ивана Грозного был переведен ближе к Кремлю (впоследствии на его месте возвели храм Христа Спасителя). Однако на Остоженке (от сенокосных лугов) осталась небольшая «Зачатейская» община сестер, которые продолжали нести молитвенный подвиг и обустраиваться на пожарище. Сын Ивана Грозного Федор с супругой Ириной, страдая от отсутствия детей, в надежде зачать все же наследника, возобновили в 1584 г. Зачатьевский монастырь на прежнем месте.
Каменный собор Зачатия св. Анны (с приделами Феодора Стратилата и св. Ирины) и храм Рождества Пресвятой Богородицы (с приделом во имя св. Алексия, человека Божия) пережили Смутные времена, наступившие после смерти последнего царя из династии Рюриковичей (у Федора с Ириной родилась-таки девочка, но умерла на втором году жизни).
В 1696 г. на пожертвования стольного боярина А.Л. Римского-Корсакова были в монастыре сооружены парадные ворота с надвратным храмом в честь Спаса Нерукотворного. Над могилами сестер Иулиании и Евпраксии в 1766 г. возвели церковь иконы Богородицы «Неопалимая Купина».
В 1804 г. Зачатьевский собор разобрали по причине ветхости и возвели новый – Рождества Пресвятой Богородицы в неоготическом стиле с приделами Зачатия святой праведной Анны (на хорах), свт. Алексия, св. вмч. Феодора Стратилата и с колокольней. Архитектурный проект строительства монастыря приписывают гению замечательных русских зодчих того времени Казаковых (Родиона и Матвея). К 1807 г. строительство было завершено, однако освящен монастырь был лишь после изгнания французов из Москвы – в 1813 г. В середине XIX в. для престарелых и недееспособных монахинь была выстроена богадельня с храмом Сошествия Святого Духа в русско-византийском стиле по проекту М. Быковского.
Революция 1917 г. сыграла роковую роль в истории Зачатьевского монастыря. Уже в 1924 г. советская власть упразднила обитель, но собор еще некоторое время функционировал. 16 марта 1925 г. именно здесь отслужил последнюю в своей жизни Божественную Литургию Патриарх Тихон (Белавин) и почил в Бозе 9 дней спустя в Бакунинской больнице по соседству. После его смерти все храмы закрыли, монахинь выселили, а в помещениях разместили всевозможные учреждения, в числе прочих – тюрьму и детскую колонию. В 1934 г. Рождественский собор и трехъярусную колокольню взорвали, остальные же храмы обезобразили до неузнаваемости.
Лишь в 1991 г. сестричество в честь иконы Богородицы «Милостивая» (одной из особо почитаемых икон Зачатьевского монастыря, перенесенной в 1920-е гг. в храм Илии в Обыденном переулке и, таким образом, спасенной) взяло на себя тяжкий труд по возрождению обители. В 1993 г. в надвратном храме Образа Спаса Нерукотворного была совершена первая Литургия, а в 1995 г. монастырю вернули прежний статус.
Последовали годы напряженного труда, увенчавшегося возвращением в монастырь иконы Божией Матери «Милостивая» (с 1999 г. размещается в надвратном храме) и прославлением в лике святых сестер митрополита Алексия Иулиании и Евпраксии (2001 г.). Археологические изыскания открыли фундаменты всех (четырех) соборов Зачатьевского монастыря, но восстановить их в прежнем великолепии оказалось невозможным. Приняли решение законсервировать старые основания при помощи саркофага, а над ним возвести новый собор Рождества Пресвятой Богородицы.
25 ноября 2004 г. (день празднования «Милостивой» иконы) была совершена первая Литургия в восстановленном храме Сошествия Святого Духа, а ровно через год Патриарх Алексий II освятил закладной камень в основание Рождественскобогородичного собора.
5 лет спустя, 25 ноября 2010 г., во время празднования 650-летия обители (1360-2010 гг.) Патриарх Кирилл освятил новый собор Рождества Богородицы великим чином. Пятикупольный собор построен в упрощенном псевдорусском стиле по проекту архитектора А.Н. Оболенского при финансовой поддержке предпринимателя Д.Е. Рыболовлева, удостоенного патриархом Орденом Серафима Саровского I степени.
27 ноября 2011 г. Патриарх Всея Руси Кирилл освятил памятник основателю Зачатьевского монастыря Митрополиту Алексию (Бяконту). Его установили прямо перед входом в обитель.
http://mos-churches.ru/blog/2013/02/21/zachatevskiy-monastyir/

Московский Алексеевский девичий монастырь – это древняя обитель, известная с XIV в. За время своего существования монастырь три раза менял место расположения и название, но неизменно носил имя Алексеевского – в честь прп. Алексия человека Божия, святого покровителя основателя монастыря.
Зачатьевский Алексеевский стародевичий монастырь
Монастырь был основан около 1360 г. по благословению Святителя Алексия, митрополита Московского, по просьбе его младших сестер Иулиании и Евпраксии (прославлены в лике святых в 2001 г.). Место для устроения первой женской обители выбрали на Остоженке, где находились земли, принадлежавшие Святителю Алексию по праву митрополита Московского. Рядом протекала Москва-река, тогда еще широкая и полноводная, вокруг простирались леса и рощи. Немаловажно, что располагался монастырь недалеко от кремлевских стен, служивших защитой на случай нашествия неприятеля. Было здесь и село Семчинское с церковью Успения Пресвятой Богородицы.
Вначале в обители был построен небольшой деревянный храм во имя преподобного Алексия человека Божия. Маленький и тесный, он освещался узкими слюдяными оконцами. Кроме келий и служб для монашествующих находилось здесь и кладбище, и все было обнесено единой оградой. Затем была построена соборная церковь в честь Зачатия святой праведной Анны. По соборной церкви монастырь именовался Зачатьевским, по престолу во имя прп. Алексия человека Божия – Алексеевским, а по старшинству над прочими возникшими вслед за ним женскими монастырями в Москве – стародевичьим.
В XIV в. жизнь церковная и гражданская составляли одно целое – святую Русь православную. Государи перед смертью принимали схиму, схимники умирали в сражении. Православная церковь блистательно сияла и церковными и государственными заслугами своего Первосвятителя Алексия, почитаемого не только на Руси, но и в Царьграде, и в степных улусах татарских. Русская земля собиралась около московского князя Дмитрия Донского, крепла, устраивалась под его рукою, и плодом этого была славная Куликовская битва.
В новоустроенной обители было введено общежитие. Первой игуменией монастыря стала Иулиания, которая скончалась в 1393 г. К этому времени и Алексий митрополит (1374) и Дмитрий Донской (1389) уже ушли в мир иной. Обитель пережила вместе с Москвой и многими городами опустошительное нашествие Тохтамыша (1382 г.). Не окончилось еще годовое поминовение Сергия Радонежского (1392 г.), как обитель постигла утрата горячо любимой игумении Иулиании. Через год скончалась и ее сестра монахиня Евпраксия. Погребли преподобных сестер в монастыре. Благотворные начала благочестивой настоятельницы и после ее кончины приносили духовные плоды. Добрые качества, составляющие достоинства монашеского жития сестер Зачатьевского Алексеевского стародевичьего монастыря при жизни первоначальницы, долгое время и после смерти игумении усваивали в общем мнении первенство этому монастырю.
На Остоженке монастырь просуществовал почти 200 лет и пережил немало бедствий: и пожары, и даже землетрясение, во время которого треснули монастырские стены. В 1451 г. обитель разграбили татары. Упоминание о монастыре встречается в летописи 1473 г. В связи с тем, что по приказу Великого князя московского Иоанна III игумения монастыря была приглашена для облачения в новые ризы мощей Великой княгини Марии (в иночестве Фотинии ), супруги Великого князя московского Симеона Гордого, найденных в притворе церкви Спаса на Бору в Кремле. Сохранилось также завещание князя Михаила Верейского, согласно которому он дарил в 1486 г. одну из своих деревень «к Олексию святому в монастырь…». Этими скудными сведениями и завершается справка о монастыре со дня его основания до 1514 г., т. е. почти до конца первой половины периода княжения Великого князя Василия III.
В летописи под этим годом упоминается о сооружении после опустошительного пожара итальянским зодчим Фрязином Алевизом каменной церкви Алексия человека Божия. А после страшного пожара в 1547 г. царь Иоанн Грозный перевел монастырь ближе к Кремлю в урочище Чертолье (ныне улица Волхонка). После перенесения обители на новое место на Остоженке осталась небольшая монашеская община, но уже к 1584 г. она была преобразована в Зачатьевский монастырь, у которого своя богатая история и который существует и в наши дни.
Алексеевский монастырь в Чертолье XVI — XVII в.в.
Сведения о дате перемещения монастыря с Остоженки в урочище Чертолье противоречивы. В одних источниках это 1547 г., в других – 1571-й. Дело в том, что в период между 1547–1571 г.г. о монастыре не найдено упоминаний ни в одном документе. Известно только, что после разрушительного пожара 1547 г. монастырь по воле Государя Иоанна IV перенесли на Чертольский холм (место, где ныне стоит храм Христа Спасителя). Отсюда взору открывалось все пространство от Воробьевых гор вдоль по течению Москвы-реки до Кремля и далее к монастырям Андроникову, Крутицкому и Симонову. Москва теперь была обширная, красивая и богатая. Кремль красовался не только каменными стенами с высокими стройными башнями, но и величественными постройками Иоанна III, каменными соборами, дворцом с Грановитой палатой.
На новом месте – в черте Белого города и около Кремля – монастырь принял характер городского; значительно увеличилось число его посетителей. Однако монастырская слобода стояла на рубеже Москвы опричной, а данное соседство, конечно, не могло быть безопасным для обители. И на новом месте обитель перенесла немало бедствий. В 1611 г., в Смутное время, Алексеевский монастырь был разорен поляками и сгорел. Казалось бы, история его должна была бы окончиться. Однако Царь Михаил Федорович по совету отца Патриарха Филарета в 1625 году построил на пепелище новую теплую каменную церковь прп. Алексия человека Божия с приделами Тихвинской Божией Матери и Зачатия святой Анны. Обитель была восстановлена. Прошло четыре года, и вновь сильный пожар (1629) уничтожил все постройки монастыря.
В марте этого же года у Царя Михаила Федоровича родился наследник Алексей, названный в честь преподобного Алексия человека Божия. Государь опять разрешил возобновить старую обитель на том же месте. Уже в 1634 г. каменщики Онтип Константинов и Трифон Шарутинов построили в монастыре архитектурное чудо средневековой православной Москвы дониконовской эпохи – знаменитый двухшатровый храм, который был освящен во имя Преображения Господня с Тихвинским и Зачатьевским приделами, а другой престол – во имя преподобного Алексия человека Божия (откуда и пошло название монастыря – Алексеевский).
XVII в. – время процветания обители. Цари Михаил и Алексей почитали святого Алексия, они усердно заботились о благосостоянии обители, много жертвовали, посещали монастырь, особенно в день прп. Алексия человека Божия. По книгам царских выходов видно, что Михаил Федорович в течение двенадцати лет (1646–1676) был на празднике преподобного восемь раз, а Алексей Михайлович за тридцать лет (1646–1676) – двадцать пять раз.
Алексеевский монастырь славился дарами, преподнесенными обители царской семьей и другими знатными людьми. Так, перед образом св. Алексия висела красивая серебряная лампада, подаренная монастырю в 1629 г. первым царем династии Романовых, Михаилом Федоровичем, в честь рождения у него наследника престола, будущего Царя Алексея Михайловича. Дары в Алексеевский монастырь присылали и Патриарх Филарет, и Царица Наталья Кирилловна, мать Петра I, и князь Ромодановский, и безвестные миряне. Это были кресты, утварь, Евангелия, кадила, водосвятные серебряные чаши, облачения. В Алексеевском монастыре находилась чудотворная икона Грузинской Божией Матери, которую ежегодно праздновали 15 октября в память об избавлении Москвы от моровой язвы в 1655 г.
В 1674 г. монастырь получил в собственность земли в пустоши Сетуньского стана. Монастырь имел земли и крестьян в Коломенском уезде. В 1722 году к обители приписали село Дегунино Московского уезда. В обители стегали пуховые одеяла и вышивали затейливые изделия. По учету 1744 года за монастырем было записано 1586 крестьян. Обитель была богата. Однако беды ее не оставляли: в 1737 г., как ни единожды в прошлом, монастырь сгорел, и, как не раз, был снова восстановлен.
В 1764 г. с утверждением штатов монастырь был зачислен во второй класс с отобранием земель и крестьян. Древний Алексеевский монастырь имел много преданий – как письменных, так и устных. Известно, что в монастыре приняла постриг под именем Таисия жена будущего Патриарха Никона, когда муж уговорил ее уйти в монахини и принял постриг сам. Здесь же – на монастырском кладбище – инокиня Таисия и была погребена. В монастыре в заключении содержалась княгиня Евдокия Урусова – сестра боярыни Морозовой, поборницы старообрядчества.
В соборном храме был погребен князь А. Шаховской, сподвижник Петра I, князь Щербатов и многие другие известные люди. Во времена нашествия Наполеона неприятельские гренадеры разорили монастырь. Все здания, кроме соборного храма, пострадали от пожара. Церковное имущество было зарыто в трапезной церкви под полом и в келье казначеи. Над ямами, где спрятали имущество, монахиня Магдалина поставила лавки с больными и престарелыми. К кроватям, как известно, враги даже не подошли, испугавшись эпидемии и заразы. Зарытое имущество уцелело. После ухода оккупантов из Москвы обитель сравнительно быстро восстановили и привели в прежнее благолепие, о котором заботился Преосвященный Августин, архиепископ Московский, имевший особенное усердие к дому прп. Алексия человека Божия, тезоименитого ему.
В 1837 году для обители наступил тяжкий час испытаний. Император Николай I решил на месте Алексеевского монастыря построить храм Христа Спасителя в память о победе русского оружия и в благодарность Богу за победу в Отечественной войне 1812 года, а монастырь перевести в окраинное Красное село к стоявшей там приходской Крестовоздвиженской церкви. Было приказано снести все постройки, в том числе и уникальный соборный храм. Для древнего Алексеевского монастыря, простоявшего на Чертольском холме 300 лет, предстояло начать все сначала на третьем месте – в Красном селе.
http://www.st-alexis.ru/p-istoriya-letopis.shtml
Женский монастырь основан около 1360 г. (или несколько позже) св. Алексием митрополитом. Известен под именами Алексеевского и Зачатьевского. Истреблён пожаром 1547 г., после чего перенесен в Чертолье, а на прежнем месте осталась небольшая община. Возобновлен в 1584 г., при этом выстроены Зачатьевский и Богородицерождественский храмы. К революции имел собор и две церкви. Упразднен в 1924 г., однако службы продолжались по крайней мере до 1929 г. С 1991 г. ремонтируется, богослужения возобновлены в 1993 г. В 1995 г. присвоен статус ставропигиального монастырь. В 2010 г. освящён восстановленный по новому проекту собор, сломанный в советское время.
https://svyatsy.org/churches/moskva/zemlyanoy_gorod/zachatevskiy_zhenskiy_monastyr/

Стена-ограда XIX в. ансамбля Зачатьевского монастыря
Зачатьевский-алексеевский женский монастырь был построен в 1360 г. митрополитом Алексеем. Алексей построил этот монастырь для своих сестер. В 1514 г. при пожаре строения монастыря сгорели, и в 1623 г. монастырь был восстановлен царем Федором Ивановичем о стал называться Зачатьевским. В советское время Зачатьевский монастырь был разобран и восстановлен в 1994 г. Часть ограды монастыря, построенная в 1623 г., сохранилась и в советское время её не трогали. Кирпичная кладка стен монастырской ограды выложена из разнородного и разнотонного кирпича — от красного до красно-бурого оттенка на известковом и цементном вяжущем растворах.
Западная стена — участки 10-12. Высота кирпичной стены со стороны шины 3,5-5 метров, со стороны двора также. Декор составляет карниз из трех полочек и валик на 4-5 рядов ниже. Плоскость стены разбита прямыми лопатками. Завершает кирпичную стену простой карниз из двух полочек, ряда кирпича с косой подрезкой и широкой полкой. На участке 11 расположены поздние «хозяйственные» ворота с откатной массивной металлической створкой на самостоятельных металлических опорах.
Северная стена — участки 1-2‚ 13-14. Высота кирпичной стены со стороны улицы около пяти метров, со стороны двора около 4,5 метров. Прясла стены разбиты декоративными лопатками, каждая из которых имеет по вертикали три перспективные ширинки, цоколь оштукатурен. Стену завершает карниз, состоящий из рядов полочек, четверть вала, сухариков и вала. Стена покрыта двухскатной металлической кровлей по деревянным стропилам. На участках 1-2 идет понижение уровня земли на 2,5 метра, это отражается на стене в виде ступенчатых перепадов плоскостей стены с сохранением высоты лопаток меняется отметка цоколя. Устроены три белокаменных водомета. Со стороны двора нет декоративных элементов, на участке 1 сохранились остатки примыкающего фундамента. Отмостка бетонная с желобом.
В 2016 г. завершена реставрация монастырской стены-ограды.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru

В 1360 г., на берегу Москвы–реки, недалеко от Кремля по благословению великого светильника Церкви Русской, святителя Алексия, митрополита Московского, основан Зачатьевский (Алексеевский) женский монастырь. Первоначальницами этой первой на Москве девической обители стали родные сестры святителя – преподобные игумения Иулиания и монахиня Евпраксия. Деревянный храм обители был освящен во имя прп. Алексия, человека Божия, почему и именовалась обитель Алексеевской.
Монастырь имел общежительный устав, по примеру Лавры прп. Сергия Радонежского, славился строгостью жизни и добродетельностью насельниц и послужил образцом для устройства других женских обителей. В 1514 г. иждивением Великого Князя Василия Иоанновича, чаявшего рождения наследника, была построена первая каменная соборная церковь, с престолом в честь Зачатия святой праведной Анны. Архитектором ее стал известный итальянский зодчий Алевиз Фрязин.
Во время Большого Московского пожара 1547 года монастырь полностью сгорел. Царем Иоанном Васильевичем Грозным даруются земли в урочище Чертолье на устройство новой обители, куда и переводится Алексеевский монастырь с большинством сестер и всем монастырским хозяйством. Часть сестер остается на прежнем месте, освященном трудами почитаемых основательниц, прпп. Иулиании и Евпраксии, и трудится в надежде на восстановление монастыря, образуя собой малую обитель, именуемую «Зачатейской».
В народе монастырь прославился как место, где Божией благодатью подается помощь в чадородии. Посещали святую обитель и бездетные супруги царь Феодор Иоаннович и царица Ирина Годунова. В 1584 г. царь Феодор, получив благословение святителя Иова, по обету восстанавливает Зачатьевский монастырь. Был отстроен соборный комплекс, состоящий из храма Зачатия святой праведной Анны с приделами во имя небесных покровителей царственной четы — великомученика Феодора Стратилата и мученицы Ирины, и церкви Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя Алексия, митр. Московского и шатровой колокольней. Господь послал благочестивому государю дочь Феодосию.
В XVII-XVIII в.в. обитель благоукрашалась благодаря щедрым вкладам боголюбивых царей и знатных людей. Так, царь Алексей Михайлович пожертвовал в ризницу монастыря Евангелие в драгоценном окладе и напрестольный крест-мощевик, а его сестры-царевны были монастырскими насельницами . В 1696 г. на средства стольника Петра I А.Л. Римского-Корсакова был выстроен замечательный своей нарядностью и гармоничностью пропорций Надвратный храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя, в подклете которого устроена была усыпальница рода Римских-Корсаковых и Шаховских.
Почитание основательниц обители, прпп. Иулиании и Евпраксии, с годами возрастало, и в 1766-1768 г.г. на месте памятной каменной палатки конца XVI века усердием дворянской девицы-белицы Зачатьевского монастыря Анны Михайловны Аничковой возник маленький храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Век спустя, в 1887 г. тщанием купчихи Акилины Алексеевны Смирновой он был расширен, объединен с Собором, образовав собой просторный и светлый придел, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери.
На рубеже XVIII-XIX в.в. облик обители значительно преобразился. Старанием попечительной игумении Доримедонты (Протопоповой), при содействии митрополита Московского Платона вместо обветшавшего старого был воздвигнут новый величественный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы ( 1805-1807 г.г.), с приделами свт. Алексия, св.вмч. Феодора Стратилата и Зачатия святой праведной Анны (на хорах) и колокольней. Строительство велось усердными искусными мастерами под руководством знаменитых русских архитекторов М.Ф. и М.М. Казаковых.
Во время французского нашествия 1812 г. монастырь был разорен, но вскоре, милостию Божией, был восстановлен. В Соборе находилась святыня обители – чудотворная икона Божией Матери «Милостивая», перед которой совершались молебные пения с акафистом.
Ради заботы о престарелых немощных монахинях в 1846-1850 г.г. по благословению святителя Филарета Московского иждивением В.М. Головиной (впоследствии игумении Веры) был возведен небольшой храм в византийском стиле, в честь Сошествия Святого Духа с богадельней. В начале XX в. обитель украсилась еще одним строением-Новым трапезным корпусом с просторной трапезной палатой и мастерскими для монастырских рукоделий.
В 1925 г. обитель была закрыта, насельницы изгнаны, святыни преданы поруганию. Чудотворный образ Божией Матери «Милостивая», а также некоторые другие святыни удалось спасти, перенеся их в храм Пророка Божия Илии, что в Обыденском переулке. Настоятельница игумения Мария (Коробка) в последний раз благословила сестер и вручила обитель и насельниц попечению Царицы Небесной. В 1934 г. собор и колокольня были взорваны, другие храмы и строения разрушены или перестроены. На месте собора было построено типовое здание школы. Священнослужители и многие насельницы монастыря претерпели гонения. Небольшая общинка уцелевших Зачатьевских сестер продолжила монастырскую жизнь при храме пророка Илии в Обыденском переулке.
В 1991 г. Сестринством во имя Милостивой иконы Божией Матери при Ильинском храме были начаты труды по возрождению монастыря.
Информация с официального сайта монастыря, http://zachatevmon.ru/?page_id=969

Деревянные кельи XIX в. ансамбля Зачатьевского монастыря
В начале ХХ в. вдоль восточного прясла ограды ансамбля Зачатьевского монастыря в Москве располагались пять отдельных деревянных келий, часть из которых в 1909 г. была разобрана. В настоящее время сохранились три деревянных рубленных строения, два из которых объединены переходом. Из-за перепада рельефа домики расположены на разных уровнях. В сени ведет крыльцо на деревянных столбах.
После закрытия монастыря в кельях располагались коммунальные квартиры. После передачи зданий Министерству культуры СССР в 1976-78 г.г. был проведен комплекс противоаварийных работ. В 1992 г. монастырь передан в ведение православному приходу.
К началу советской эпохи внутри стен монастыря в первоначальном виде сохранились только две прежние «особножительные» деревянные кельи, в дальнейшем объеденные в одно строение и сохранившихся до нашего времени в качестве значимого объекта культурного наследия, принятого на государственную охрану.
Объект культурного наследия федерального значения «Ансамбль Зачатьевского монастыря ХII-ХIХ в.в.» состоит из трех частей: северная келья начала ХIХ в.‚ южная келья середиы ХIХ века и соединяющий их переход начала ХХ века. К северной келье в конце ХIХ в. был пристроен сначала объем с востока, а потом первоначально нежилое помещение с севера. Здание стоит на кирпичном фундаменте с отдельными включениями белокаменных блоков, фундамент оштукатурен. Имеются небольшие продухи, ныне закрытые. Строение обшито тесом, углы оформлены простыми филенками.
В интерьере в северном объеме имеется угловая печь, облицованная белыми без рисунка изразцами, в южном объеме находятся две печи прямоугольной в плане формы, облицованные белыми, с синей рамкой изразцами. На печах сохранились литые чугунные дверцы с рисунком, а также латунные вьюшки. Полы в здании деревянные дощатые, в некоторых помещениях щитовой паркет конца ХХ в., в объеме, примыкающем к северо-восточному углу здания, расположены санузлы и прачечная, стены и пол покрыты керамической плиткой.
В северном объеме сохранились две филенчатые двери, остальные двери современные типовые. Оконные и дверные проемы в интерьере обрамлены простыми профилированными наличниками. В переходе, соединяющем северный и южный объемы, имеется небольшая лестница.
Небольшое одноэтажное кирпичное сооружение в юго-восточном углу монастыря у Хозяйственных ворот построено в 1830-х г.г., как помещение для служителей монастыря, позднее – помещение для сестер. В 1902 г. вдоль южной границы монастыря был возведен крупный «Новый южный сестринский корпус».
В 1992 г. монастырь передан православному приходу. Проведены реставрационные работы в 2013-2015 г.г.:
Строение 4: Выполнена горизонтальная отсечная гидроизоляция фундамента, реставрация кирпичной кладки, вычинка кирпичной кладки. Работа с цокольной частью – замена поврежденных деревянных венцов, обшивки. Реставрация кирпичной кладки, обмазка специальным раствором, окраска. Работа с белым камнем – ручная расчистка, специальная биоцидная обработка, воссоздание утраченных участков из необработанных плит, докомпановка специальными мастиками, защитная обработка. Восстановление отмостки из необработанных плит белого камня. Также выполнена разборка крыльца, усиление фундамента, воссоздание напольного покрытия. Работы с белым камнем. Воссоздание отливов, водосточных труб, окрытий, фигурных элементов и декоративных украшений из металла, окраска. Воссоздание по образцам оконных блоков и дверей, ремонт и замена утраченных частей, расчистка от поздних окрасочных слоев, остекление и окраска. Реставрационные работы в интерьере – разбор напольных покрытий и восстановление, биоцидная обработка поверхности, оштукатуривание известковым раствором, окраска.
Строение 6: Выполнена горизонтальная отсечная гидроизоляция фундамента, реставрация кирпичной кладки, вычинка кирпичной кладки. Реставрация кирпичной кладки цоколя, обмазка специальным раствором, окраска. Реставрационные работы по фасаду – расчистка кирпичной кладки, восстановление и докомпановка кирпича, обмазка. Работы по белому камню – ручная расчистка, специальная биоцидная обработка, воссоздание утраченных участков из необработанных плит, докомпановка специальными мастиками, защитная обработка. Воссоздание по образцам оконных блоков и дверей. Ремонт и замена утраченных частей, расчистка от поздних окрасочных слоев, остекление и окраска.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?