Хамовники. Соборный Храм Христа Спасителя (старый).

25 декабря 1812 года, когда последний солдат 600-тысячной армии Наполеона был изгнан из пределов России, Император Александр I, в честь победы российского воинства и в благодарность Богу, подписал Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа и издал «Высочайший Указ Святейшему Синоду об установлении празднества декабря 25, в воспоминание избавления Церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними двадесяти язык».
По замыслу государя в древней столице, лежавшей в то время в руинах, должен был подняться грандиозный храм-памятник, главная идея которого предельно ясно была изложена словами царского Манифеста: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились мы в Первопрестольном граде нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа… Да благословит Всевышний начинания наши! Да простоит сей храм многие века, и да курится в нем пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов вместе с любовью и подражаньем к делам их предков!». Сама же идея строительства храма-памятника принадлежала генералу армии М.А. Кикину и была передана Александру I через адмирала А.С. Шишкова.
Идея построения храма-памятника воскрешала древнюю традицию обетных храмов, возводившихся в знак благодарности Богу за дарованную победу и в вечное поминовение о погибших. Эта традиция известна еще с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. Эпоха Куликовской битвы ознаменовалась построением множества храмов в честь Рождества Пресвятой Богородицы — праздника, выпавшего на день сражения православного воинства с полчищами Мамая. В Москве в память о павших на берегах Непрядвы и Дона соорудили храм Всех святых. О воинских победах и жертвах войны напоминали и храмы на Красной площади: собор Покрова на рву (более известный под именем Василия Блаженного), сооруженный Иваном Грозным в память о победе над Казанским ханством, и собор во имя Казанской иконы Божией Матери, напоминающий о подвиге русских патриотов XVII столетия и об освобождении Москвы от польско-литовских захватчиков.
На создание храма-памятника было проведено два конкурса. В первом конкурсе принимали участие выдающиеся русские архитекторы: Д. Кваренги, А. Воронихин, А. Мельников, А. Витберг, В. Стасов. Во втором — К. Тон, Ф. Шестаков, А. Татищев, А. Кутепов, И. Таманский и многие другие известные архитекторы той эпохи. На первый конкурс было представлено 20 вариантов проекта Храма. Государь утвердил проект, представленный архитектором А.Л. Витбергом. 12 октября 1817 года, через пять лет после выступления французов из Москвы, состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах, между Смоленской и Калужской дорогами. Вскоре возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи, а после смерти Александра I Николай I приказал приостановить все работы. В 1826 году строительство было прекращено.
10 апреля 1832 года император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором К.А. Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя — на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля., и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового Храма. Алексеевский монастырь и церковь Всех святых, находившиеся на месте, где предполагалось построить Храм Христа Спасителя, были разрушены, монастырь переведен в Сокольники. 10 сентября 1839 года состоялась торжественна закладка нового Храма.
Храм Христа Спасителя строился почти 44 года. В 1841 году стены были выровнены с поверхностью цоколя; в 1846 году — сведен свод большого купола; три года спустя завершены работы по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. Свод большого купола закончен в 1849 году. В 1860 году наружные леса были разобраны, и Храм Христа Спасителя впервые предстал перед москвичам в своем величии. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед Храмом, а также установлены наружные фонари. К этому времени подошли к концу работы по внутренней росписи храма. Работы по возведению Храма Христа Спасителя осуществлялись по повелениям Императоров Александра I, Николая I, Александра II, Александра III, по благословению ныне причисленного к лику Святых постоянного члена Святейшего Синода Митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) и Епископа Дмитровского Леонида (Краснопевкова); непосредственное руководство работами было поручено Генерал-Губернатору Москвы князю Д.В. Голицыну и возглавляемой им Комиссии по построению Храма. Над созданием Храма по проекту К.А. Тона трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени. Уникальная роспись создавалась художниками Российской Академии Художеств В. Суриковым, бароном Т. Неффом, Н. Кошелевым, Г. Семирадским, И. Крамским, В.П. Верещагиным, П. Плешановым, В. Марковым. Авторами фасадных скульптур стали барон П. Клодт, Н. Рамазанов, А. Логановский. Врата Храма были исполнены по моделям графа Ф. Толстого.
Скульптурное и живописное убранство Храма Христа Спасителя представляло собой редкое единство, выражающее все милости Господни, ниспосланные по молитвам праведников на русское царство в течение девяти веков, а также те пути и средства, которые Господь избрал для спасения людей, начиная от сотворения мира и грехопадения до искупления рода человеческого Спасителем. Поэтому на всех стенах Храма были помещены фигуры святых заступников и молитвенников за Русскую землю, тех отечественных деятелей, кто потрудился для утверждения и распространения веры православной, а также князей русских, положивших свои жизни за свободу и целостность России. Храм являлся живой летописью борьбы русского народа с завоевателем Наполеоном, и имена доблестных героев, через которых Бог явил спасение народу русскому, были начертаны на мраморных досках, расположенных в нижней галерее Храма.
13 декабря 1880 года новому храму присвоено наименование Кафедрального во имя Христа Спасителя Собора, утвержден штат духовенства и причта. 26 мая 1883 года состоялось Торжественное освящение Храма, совпавшее с Днем Священного коронования на Всероссийский Престол Императора Александра III. 12 июня того же года совершилось освящение придела во имя св. Николая Чудотворца, а 8 июля был освящен и второй придел Храма — во имя св. Александра Невского. С этого времени в Храме начались регулярные Богослужения. С 1901 года в Храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве. Он насчитывал 52 человека, а среди регентов соборного хора выделялись знаменитые композиторы А.А. Архангельский и П.Г. Чесноков. Звучали в храме и произведения их современника, также крупного церковного композитора А.Д. Кастальского. В Храме звучали голоса Ф.И. Шаляпина и К.В. Розова.
Весной 1912 года в сквере возле Храма установили памятник Императору Александру III — произведение профессора архитектуры А.Н. Померанцева и скульптора А.М. Опекушина (разрушен в 1918 году). В Храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня смерти преподобного Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Н.В. Гоголю. Престольных праздников в Храме было несколько, но главный престольный праздник — Рождество Христово — до 1917 года отмечался всей православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года. 15 августа 1917 года в Храме Христа Спасителя состоялось открытие Поместного Собора, на котором Россия, после 200-летнего перерыва, вновь обрела своего Патриарха — им был избран Святейший Патриарх Тихон.
Благодаря тому, что в штат храма принимались опытные вероучители и проповедники, в общественной жизни страны он очень скоро превратился в центр просвещения: была создана богатая библиотека, в которой было множество ценных изданий, постоянно проводились экскурсии, а с 1902 года, когда, по инициативе московского обер-полицмейстера Д.Ф. Трепова были созданы общеобразовательные курсы для рабочих, во внебогослужебное время стали проводиться экскурсии по Храму специально для рабочих. В проведении памятных дат активную помощь духовенству оказывало учрежденное при Храме Христа Спасителя общество хоругвеносцев, пользовавшееся большим авторитетом у москвичей. Пожертвования, постоянно собираемые в храме, шли на оказание материальной помощи бедным мирянам и церквам, беженцам и раненым. В начале 1918 года в связи с гонениями на Церковь и изданием Декрета Советской власти «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» Храм полностью лишился помощи от органов власти. Тогда по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона было создано Братство Храма Христа Спасителя, ставившее себе целью поддержание благолепия храма, сохранение православного быта, а также проводившее широкую просветительскую деятельность.
5 декабря 1931 года храм-памятник воинской славы был варварски уничтожен. В 1958 году на этом месте появился бассейн «Москва». В конце 1980-х годов возникло общественное движение москвичей и всех россиян за воссоздание Храма Храма Христа Спасителя. Божественной Литургией, совершенной под сводами возрожденного Храма Христа Спасителя в ночь с 6 на 7 января 2000 года, встретила православная Россия великий юбилей двухтысячелетия Рождества Христова.
Использованы материалы сайта www.xxc.ru

Замысел строительства грандиозного храма, посвящённого победе русского народа в Отечественной войне 1812 года, родился ещё в те дни, когда последние французы удирали из пределов Руси. Но только спустя пять лет, 12 октября 1817 года, на Воробьёвых горах состоялась торжественная закладка храма Христа Спасителя. По замыслу автора первого проекта храма, архитектора Витберга. Храм, расположенный в самом высоком месте Москвы, должен был быть виден из любой точки города. Проект храма предусматривал возведение на Воробьёвых горах монументального ансамбля, выдержанного в строгих несколько тяжеловесных формах ампира. Ансамбль, кроме собственно храма, включал в себя огромные колоннады, спуски к Москве-реке, каменную набережную. Но осуществление этого замысла оказалось невозможным – почва на склонах Воробьёвых гор «плыла», грозя оползнями из-за близости грунтовых вод. Кроме того, Витберг оказался отвратительным организатором и руководителем работ, строительство неоправданно затянулось, вскоре специально организованная комиссия вынуждена была озвучить многочисленные злоупотребления на строительстве храма. Витберг, швед, был обвинён в казнокрадстве, его имущество было отписано в казну, а сам он был сослан в Вятку.
Строительство храма на долгие годы прервалось. К тому времени в зодчестве уже появились новые веяния. Эпоха классицизма уходила. В 1834 году главный зодчий Москвы М.Д. Быковский прочёл на торжественном акте в Архитектурном училище «Речь о неосновательности мнения, что архитектура греческая или греко-римская может быть всеобщею и что красоты архитектуры основывается на пяти чиноположениях» — по существу это было заявление против абсолютизации классицизма. Возникновение романтического направления в русском зодчестве на рубеже 18-19 веков объяснялось вначале простым подражанием вкусам западной Западной Европы. Русские зодчие всё чаще стали строить «в готическом вкусе», но затем это увлечение переросло в попытку создать русский стиль. Первые шаги в этом направлении сделал ещё Михаил Фёдорович Казаков. Идея русского стиля подхватил и попытался воплотить в жизнь зодчий К.А. Тон. Многие его сооружения, включая храм Христа Спасителя, являются «фасадической» попыткой «одеть» формы классицизма в древнерусском стиле. Это направление получило в зодчестве название «эклектики» (подлинно русский стиль появился только на рубеже 19-20 веков, у его истоков стоял А.М. Горностаев, много строивший на Валааме).
Император Николай I Павлович поставил условие, чтобы храм Христа Спасителя был создан непременно в древнерусском духе. 10 апреля 1832 года он утвердил новый проект храма, составленный К.А. Тоном. В 1839 году храм был заложен на новом месте, на берегу Москвы-реки. Здесь стоял древний Алексеевский монастырь, который был переведён в Сокольники, а его постройки были снесены под постройку храма Христа Спасителя. На месте закладки храма в знак преемственности был заложен камень первого храма, который строился на Воробьёвых горах, а Николай I Павлович собственноручно уложил закладную доску. Храм Христа Спасителя строился почти 40 лет. В 1846 году был возведён свод главного купола. Три года спустя завершили работы по облицовке и начали устанавливать металлическую кровлю и главы. В 1860 году строительные леса были разобраны и храм явился перед москвичами во всём своём величии. Ещё двадцать лет ушли на роспись и отделку храма. Для сооружения храма использовался плотный белый известняк, добывавшийся в окрестностях Коломны. Из него же были изваяны горельефы, украшавшие стены храма. Для облицовки снаружи и внутри были использованы тёмно-зелёный лабрадорит, розовый шокшинский кварцит, разноцветные мраморы. Храм расписывали выдающиеся художники того времени – Г.И. Семирадский, В.И. Суриков, В.В. Верещагин, В.Е. Маковский, И.М. Прянишников, П.С. Сорокин, А.И. Корзухин, М.Д. Быковский и другие. Знаменитые горельефы храма были исполнены скульпторами П.К. Клодтом, А.В. Логановским, Н.А. Рамазановым. Местоположение храма очень выгодно, его мощные золотые купола неожиданно открываются со многих видовых точек. Здание поражает своими размерами. Но отнюдь не богатством замысла. В храме Христа Спасителя древнерусские формы, заимствованные из построек небольшого размера, были механически увеличены в несколько раз, что привело к их утяжелению и немасштабности всего сооружение. Высота его настолько огромна, что в нём свободно может поместиться колокольня Ивана Великого.
В плане храм представляет собой равноконечный крест. Его высота составляла 103,5 м, площадь 6805 кв.м, диметр главного купола – 25,5 м. Во время богослужения в нём одновременно могло находиться 10000 человек. Правый придел храма был посвящён Николаю Чудотворцу, а левый Александру Невскому. На четырёх колокольнях, поставленных по углам храма, имелось 14 колоколов, самый большой из которых весил 1654 пуда.
26 мая 1883 года храм Христа Спасителя был освящён. Созданный во имя увековечивания победы русского народа в Отечественной войне, он отчасти являлся и памятником-музеем. В стенах нижней части храма было помещено 177 мраморных плит, на которых в хронологическом порядке излагалось описание сражений 1812 года: время и место сражения, состав войск и командования, число убитых и раненых «нижних чинов», имена убитых и раненых офицеров. Имена отличившихся и получивших награды. На стенах храма можно было прочесть тексты приказов по армии и манифестов той эпохи – от рескрипта о вступлении неприятеля в пределы Руси до манифеста о взятии Парижа и заключения мира. В четырёх мраморных киотах располагались двенадцать икон, имевших особое значение и отношение к событиям 1812-1814 гг. А на площади, прилегающей к храму, планировалось установить бронзовые бюсты героев Отечественной войны, памятники Михаилу Илларионовичу Кутузову, Александру I Павловичу и основателю храма императору Николаю I Павловичу. С южной стороны у спуска к Москве-реке планировалось поставить два обелиска из захваченных у французов орудий: один – из орудий захваченных в 1812 году, а второй – из орудий, отбитых в заграничных кампаний 1813-1814 гг. Эти проекты так и не были осуществлены.
5 декабря 1931 храм Христа Спасителя был взорван.
В феврале 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возрождение храма Христа Спасителя и обратился с просьбой разрешить его восстановление. А 5 мая 1995 года вышел указ главы России «О восстановлении храма Христа Спасителя в Москве».
Из кн. А.Ю. Низовского «Самые знаменитые монастыри и храмы России». 2000. Вече

Идея создания в Москве храма в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года впервые была обнародована 25 декабря 1812 года в Вильне в особом манифесте императора Александра I: “В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, в верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились мы в первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа… Да простоит сей Храм многие века и да курится в нем пред святым престолом Божиим кадило благодарности до позднейших родов, вместе с любовью и подражанием к делам их предков”.
На конкурсе, проведенном в 1815 году, первое место завоевал проект профессионального живописца А.Л. Витберга (1787-1855). Он самостоятельно ускоренным образом изучил архитектуру и представил проект величественного огромного ансамбля с Храмом-Пантеоном Славы, превосходящего своими размерами собор Святого Петра в Риме. По замыслу Витберга, три элемента ансамбля: линия, круг и крест, составлявшие гармоничное единство, должны были с высоты птичьего полета читаться как символический знак. Тем самым зодчий, по мнению Александра I, воплотил триединство Тела, Души и Духа. Главное здание предполагалось трехъярусным с галереями на нижнем ярусе, где на стенах намечалось поместить хронику войны 1812 года с именами всех до единого погибших воинов. По краям галереи планировалось установить памятники из отбитых у неприятеля пушек. Намечалось также устроить величественные спуски от храма к набережной вдоль Москвы-реки.
В конкурсе на проектирование храма Христа Спасителя участвовал выдающийся русский зодчий В.П. Стасов, предложивший соорудить мощное одноглавое здание со звонницами по углам второго яруса, окруженное с трех сторон мощными десятиколонными портиками. Хотя идея Стасова была отвергнута, зодчего назначили консультантом строительства храма, и Стасов посоветовал Витбергу, назначенному начальником строительства, выбрать для расположения памятника Воробьевы горы.
12 октября 1817 года состоялась торжественная закладка храма на Воробьевых горах. Вскоре началось само строительство. Его осложнили различные административно-хозяйственные неурядицы, а также инженерные проблемы. Строители, например, не позаботились своевременно укрепить склоны Воробьевых гор, подверженных оползням. В 1827 году строительство было прекращено. Витберга, обвинив в халатности и казнокрадстве, сослали в Вятку, где зодчий близко сошелся с находившимся там же в ссылке А. И. Герценом. И хотя проект Витберга был признан практически неосуществимым, а избранное место неподходящим для строительства монументальных зданий, архитектор продолжал работать над Храмом-Пантеоном, устраняя допущенные просчеты.
В 1829 году снова возник вопрос о строительстве в Москве храма в память 1812 года. 10 апреля 1832 года император Николай I утвердил проект архитектора К.А. Тона — автора многочисленных сооружений в обеих столицах, в том числе Большого Кремлевского дворца в Москве. Для строительства храма было выбрано новое место на берегу Москвы-реки с тем, чтобы включить новое здание в историческую ткань города для непосредственной переклички с Кремлем — историческим и градостроительным центром Москвы. Прототипами храма Христа Спасителя послужили Успенский и Архангельский соборы в Кремле. Но в то же время здание не стало их копией. Храм Христа Спасителя был задуман крестообразным в плане зданием с центральным большим куполом, опирающимся на четыре столба, и колокольнями-куполами по углам. 10 сентября 1839 года в присутствии царствующего императора Николая 1 и будущего — Александра II была произведена торжественная закладка нового храма. С Воробьевых гор доставили закладную доску, а также большой камень. К ним присоединили крестообразную вызолоченную плиту с надлежащей записью о закладке нового здания и мраморные плитки с именами высоких гостей, кроме того, 30 золотых полуимпериалов, 24 пятизолотника, 60 четвертаков и столько же двугривенных, пятиалтынных и гривенников.
Огромное здание потребовало устройства надлежащего фундамента. Для того, чтобы подготовить котлован, пришлось углубиться на 10—13 метров и вынуть почти 107 тысяч кубометров грунта. Бутовый камень доставляли из села Григорова в окрестностях Москвы и укладывали слоями. Для наружных стен толщиной в 302 сантиметра и внутренних в 142 сантиметра израсходовали 40 миллионов кирпичей. Примерно 27,3 тысячи квадратных метров поверхности стен облицевали светлым камнем из села Протопопова Коломенского уезда. Этот подмосковный мрамор отличался однородностью, плотностью, твердостью и ровным изломом. Цокольную часть здания облицевали мелкозернистым финским гранитом темно-красного цвета. Из такого же гранита были сделаны крыльца с четырех сторон храма. Устройство главного купола диаметром свыше 25 метров закончилось в 1849 году. Высота барабана с крестом составила более 38 метров. Главный купол, как и другие главы храма, одели красной медью и позолотили с помощью гальванопластики, на что ушло свыше 400 килограммов золота. Собор получил 14 колоколов общим весом 424,8 тонны. Главный колокол диаметром свыше 3,55 метра весил свыше 2,6 тонны. В 1860 году со здания были сняты наружные леса. В сооружении храма, кроме Тона, участвовали также архитекторы А.И. Резанов, А.С. Каминский, С.В. Дмитриев, В.А. Коссов, Д.И. Гримм, Л.В. Даль и другие. Возведение храма стало своеобразной школой мастерства, где проходили практику многие молодые живописцы и зодчие. По периметру фасадов храма на уровне порталов был устроен мраморный горельефный пояс с изображением сцен из священной и русской истории — всего 48 наружных горельефов. Кроме того, в дверных арках поместили 34, а на самих дверях — 17 горельефов. К 1881 году устроили набережную, на площади возле храма установили фонари и закончили внутреннюю отделку здания. Несколько ранее новому храму было присвоено наименование “Кафедральный во имя Христа Спасителя собор”.
26 мая 1883 года произошло освящение храма в присутствии императора Александра III. Процессия из нового здания направилась в Успенский собор, затем вернулась назад и обошла с крестным ходом вокруг храма Христа Спасителя в сопровождении ружейно-пушечного салюта, оркестровой музыки и колокольного звона по всей Москве. В тот же день был обнародован манифест, где, в частности, возвещалось: “…Да будет сей храм во все грядущие роды памятником милосердного промысла Божия о возлюбленном Отечестве нашем в годину тяжкого испытания, памятником мира после жестокой брани предпринятой… не для завоеваний, но для защиты Отечества от угрожающего завоевателя…”
Центральная часть храма посвящалась Рождеству Христа Спасителя. Левый северный придел храма — князю Александру Невскому. Правый южный придел — святителю и чудотворцу Николаю. Западное крыло храма посвящалось деятелям русской церкви, распространявшим и укреплявшим православную веру в России. Во внутрь храма вели 12 дверей. Помещение освещалось 60 окнами. Общий внутренний объем храма составлял 102,5 тысячи кубометров. Внутренняя отделка храма отличалась гармоничным сочетанием орнамента, живописи, мраморной облицовки и бронзового литья. Главный иконостас храма представлял собой беломраморную восьмигранную часовню с орнаментом и инкрустацией разных пород мрамора. Часовня венчалась сужающимся кверху бронзовым вызолоченным шатром. Шесть живописных работ для алтарной части выполнил В.П. Верещагин, однофамилец известного русского баталиста. Кроме того, в алтарной нише находилась огромная картина “Тайная вечеря” Г.И. Семирадского. Нижнюю часть центрального купола расписывал Ф.А. Бруни. Здесь же в центральной части находились работы А.И. Корзухина. 3 фрески для южного и западного приделов исполнил К.Е. Маковский. Для этих же приделов четыре фрески создал И.М. Прянишников. Тема четырех живописных работ В.И. Сурикова в западном приделе — первые четыре Вселенских православных собора. Интерьер собора украшали несколько сотен живописных работ известных художников того времени. Уцелело менее десятка этих произведений, которые хранятся в запасниках Третьяковской галереи и Исторического музея. Боковые коридоры здания были облицованы 177 мраморными плитами со сведениями о всех сражениях и боевых эпизодах Отечественной войны 1812 года, с именами всех убитых, раненых и награжденных воинов, а также с приказами по армиям.
В составе Совета строительства Дворца Советов, высказавшегося за снос храма Христа Спасителя, были многие видные архитекторы того времени. Когда решение о сносе храма было утверждено высшими инстанциями, в стенах и в теле внутренних колонн здания специалисты “Союзвзрыв-прома” подготовили шпуры, начинили их взрывчаткой, к которой подвели электрические детонирующие шнуры. Вокруг храма поставили высокий забор с защитным козырьком. Из близлежащих кварталов выселили людей в другие дома. Установили сейсмографические приборы для регистрации силы взрыва и возможных колебаний почвы. В субботу 5 декабря 1931 года в 12 часов дня был произведен первый взрыв, которым удалось подорвать лишь одну колонну. Остальные три столба по-прежнему поддерживали купол. Через полчаса произвели более мощный взрыв, который разрушил еще одну колонну, стоявшую по диагонали к уже взорванному столбу. Две же оставшиеся колонны продолжали удерживать купол. После второго взрыва руководителям “Союзвзрывпрома” позвонил один из членов правительства, лично наблюдавший за ликвидацией храма в бинокль с Боровицкого холма, и пригрозил строгой карой за неудачи. Техник, который произвел два первых взрыва, сославшись на нездоровье, поспешил восвояси. Третий, самый сильный и последний для главного купола взрыв поручили выполнить случайно подвернувшемуся молодому рабочему, который не ведая, что творит, повернул ручку взрывной машинки.
nj.narod.ru/1980_/nj8901/B/nj8901_2b.htm .

Решение о строительстве храма в память Отечественной войны 1812 г. принял император Александр I 25 декабря 1812 г. Первоначальный проект (архитектора А.Л. Витберг) предусматривал возведение собора на вершине Воробьевых гор (вблизи нынешнего здания университета); заложен в 1817 г. После того как на престол взошел император Николай I, Витберг попал в опалу, строительство приостановилось, а в 1827 г. специальная комиссия после экспертизы проекта определила, что бровка Воробьевых гор не выдержит гигантской нагрузки, и строительство храма было прекращено.
В 1831 г. новый проект стал осуществлять архитектор К.А. Тон (при участии архитектора А.И. Резанова и Л.В. Даля). Император Николай I предложил расположить собор-памятник на повороте Москвы-реки, у начала Пречистенского бульвара, на месте существовавшего здесь с 1571 г. Алексеевского монастыря. В 1837 г. монастырь был переведен в Красное село и стал именоваться Ново-Алексеевским (ныне — Красносельский пер., 7), а его постройки разобраны. 10 сентября 1839 г. произошла закладка собора, который строился на средства казны и народные пожертвования. Только на сооружение его стен пошло 40 миллион штук кирпичей. В 1855 водружен крест (на несколько метров выше колокольни Ивана Великого), сняты леса, но продолжались отделочные работы.
Тематику скульптурного убранства фасадов разработал митрополит Московский Филарет (сюжеты христианских праздников по дням совпадали с датой решающих сражений — при Клястицах, Полоцке, Тарутине, Бородине, Малоярославце, селе Красном, Кульме, Лейпциге и др.; на наружных стенах — скульптурные изображения святых заступников России — благоверного князя Александра Невского, Даниила Московского, преподобного Сергия Радонежского и Иосифа Волоколамского, блаженного Василия, Московского чудотворца, царевича Димитрия, князя Михаила и Федора Черниговских, преподобного Саввы Звенигородского, Великого князя Владимира и Великой княгини Ольги, апостола Андрея Первозванного, великомученика Георгия Победоносца и др.; горельефы чудотворных икон Божией Матери — Владимирской, Смоленской, Иверской, Казанской, большие скульптурные композиции). Работа над мраморными барельефами и скульптурным декором шла 17 лет (скульпторы А.И. Логановскйй, П.К. Клодт, Н.А. Рамазанов и др.). 23 года создавались живописны; картины, иконы, главный и два придельные иконостаса (художники А.Г. Марков, Ф.А. Бруни, П.В. Басин, Н.А. Кошелев, И.М. Прянишников, В.П. Верещагин, В.И. Суриков, Т.А. Нефф, Г.И. Семирадский, К.Е. Маковский, В.М. Васнецов и др.). Удалось достичь гармоничного сочетания инкрустаций из цветного мрамора, не только украшавших фриз, но создававших узор пола, с росписями как орнаментальными, так и сюжетными. Подсвечники, паникадила, многие украшения бронзовые (работа архитектора Л.В. Даля). Для храма отлили 14 колоколов.
Собор был освящен 26 мая 1883 г. и стал самым высоким зданием Москвы (103,5 м) и самым большим храмом России, вмещавшим одновременно 10 тысяч молящихся.
15 августа 1917 г. в соборе открылся Поместный собор Русской Православной Церкви, восстановивший патриаршество, и 5 ноября на нем избрали первого, после двухсотлетнего синодального периода, Патриарха Всероссийского. Им стал митрополит Московский Тихон (Белавин). В 1989 г. он причислен к лику святых. В 1917-19 г. ключарем собора был священномученик Александр Хотовицкий. В феврале 1918 г. для предотвращения закрытия собора создано Братство Храма Христа Спасителя.
В 1922-23 гг. собор захватили обновленцы. В 1931 г. закрыт. 5 декабря 1931 г. по распоряжению И.В. Сталина собор был взорван.
Отдельные фрагменты скульптурного (несколько горельефов) и живописного убранства передали в филиал Научно-исследовательского музея скульптуры в Донском монастыре и в Третьяковскую галерею. На месте собора началось строительство грандиозного (проектная высота — 480 м) Дворца Советов (архитектор Б.Д. Иофан), прерванное в 1941 г. Великой Отечественной войной. Сооруженный фундамент Дворца был использован для устройства в 1960 г. открытого плавательного бассейна «Москва».
В 1990 г. Священный Синод РПЦ благословил возрождение Храма Христа Спасителя и обратился в Правительство России с просьбой восстановить его на прежнем месте. В 1991 г. на месте алтаря храма построена временная часовня иконы Божией Матери «Державная» (впоследствии разобрана). В 1994 г. правительство Москвы приняло решение о воссоздании храма в прежних архитектурных формах (за исключением измененной нижней части — стилобата). Закладка состоялась 7января 1995 г. (архитектор М.М. Посохин, А.М. Денисов, инженер В.И. Фадеев). В 1996 г. в соборе состоялось первое Пасхальное богослужение. Наружная (горельефы под руководством скульптора Ю.Г. Орехова, бронзовые двери под руководством скульптора З.К. Церетели) и внутренняя отделка завершена к 2000 г. Освящение главного престола Святейшим Патриархом Алексием Вторым в сослужении собора архиереев состоялось 19 августа 2000 г.
Собор в русско-византийском стиле похож на древнерусские храмовые постройки. В плане — крестообразный с центральным большим золоченым куполом, опирающимся на 4 столпа с колокольнями на углах, увенчанными золочеными куполами. На уровне звонниц — смотровая площадка. Стены храма возведены на основе монолитного железобетонного каркаса с наружной отделкой кирпичом и затем облицованы мрамором, главы — на основе металлического каркаса. В стены верхнего храма были вставлены 177 мраморных досок с текстами рескриптов и манифестов императора Александра Первого, описанием сражений, перечислением отличившихся командующих (имена) и полков (названия), именами погибших и награжденных.
Центральный престол храма, посвященный празднику Рождества Христова, отмечавшегося в день, когда последний воин Наполеона покинул пределы России, находится за главным иконостасом собора. Его художественным прообразом послужил киворий (алтарная сень), бывший над престолом в храме Святой Софии в Константинополе (ныне Стамбул) и имевший вид позолоченной пирамиды, покоившейся на колоннах. Перед иконостасом, с левой стороны, икона Рождества Христова, точная копия Иерусалимской, привезена Святейшим Патриархом Алексием Вторым из Святой Земли. В нижней, стилобатной части находится храм Преображения Господня.
Наименованию приделов храма соответствуют названия приделов бывшего на этом месте храма Алексеевского монастыря. В облицовке центрального престола использован мрамор из Святой Земли (Вифлеем). В круговой галерее храма — экспонаты истории Храма Христа Спасителя. В этой части собора разместился зал Соборов РПЦ, в котором также организуются православные концерты (1200 мест), зал Синода, другие административные помещения. Престол в верхнем храме — Рождества Христова; приделы: правый, южный — святителя Николая Чудотворца, левый, северный — святого благоверного князя Александра Невского; престол в нижнем — Спаса Преображения; приделы: правый, южный — преподобного Алексия, человека Божия, левый, северный — Тихвинской иконы Божией Матери.
В 1994-95 гг. на территории, примыкающей к Храму Христа Спасителя, около набережной реки Москвы возведён приписанный к нему деревянный шатровый храм-часовня во имя иконы Божией Матери «Державная» (архитектор А.Б. Барабанов), построен в стиле деревянных храмов конца XIX — начала XX веков. Внутреннее убранство и иконостас в этом же стиле (Т.Н. Кудрявцева и И.Г. Тимофеева). В основание алтарной части вложены святыни со Святой Земли, камни с Соловецких островов и из дома Ипатьева в Екатеринбурге, освященные кровью Новомучеников Российских.
http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=moscow&page=337

В 1931 году руководство Советского Союза окончательно решило покончить с храмом Христа Спасителя, до этого так мозолившего глаза партийному руководству возле стен Кремля, благо близились совсем нежелательные для этого юбилеи — столетняя годовщина подписания императором Николаем I манифеста о постройке крупнейшего к тому моменту в России кафедрального собора и 120-летие Отечественной войны 1812 года. Памяти погибших в ней русских солдат и офицеров он и был посвящён.
В 1837 году в непосредственной близости от Кремля, на берегу Москвы-реки был торжественно заложен камень в основание будущего храма Христа Спасителя, под который лично сам Николай Павлович собственноручно уложил закладную доску. 26 мая 1883 года этот величественный храм-памятник, выстроенный по проекту К.А. Тона был освящён. Стоит сказать, что судьба храма была решена задолго до того рокового взрыва 5 декабря 1931 года. Когда газета «Известия» сообщила о скором строительстве «главного здания страны», будущего Дворца Советов на месте дома Божьего, общественное мнение в стране уже было отравлено антирелигиозной пропагандой и заверениями послушных архитекторов, что предполагаемый к сносу храм «не имеет никакой художественной ценности». Благодаря некоторым историкам-искусствоведам, неравнодушных к дальнейшей судьбе призведений искусства, располагавшихся на стенах этого здания, ценою собственной жизни, были чудом спасены ценные раритеты. Так из 48 наружных горельефов удалось сохранить фрагменты мраморного горельефного пояса с изображением сцен религиозной тематики и русской истории. Ныне эти спасённые экспонаты можно видеть на восточной стене Свято-Донского монастыря. Здание же загодя обнесли забором от посторонних глаз и стали методично разбирать, предварительно содрав с куполов облицовку, содержавшую около 430 килограммов золота и серебряную утварь храма. Убедившись в тщетности быстрой разборки храма, власти решили его взорвать, что и произошло 5 декабря 1931 года. Однако после первого взрыва памятник воинской доблести выстоял и был уничтожен лишь новыми зарядами взрывчатки, которые были срочно заложены специалистами «Союзвзрывпрома». Обломками церковного мрамора отделали три станции метро, плиты с именами павших в «грозу двенадцатого года» украсили московские дома либо варварски раскрошили для парковых дорожек.
Проект Дворца Советов так и не состоялся, и в 1958 году на месте огромной ямы построили бассеин «Москва». Но уже в 1965 году на пленуме ЦК ВЛКСМ Юрий Гагарин одним из первых осудил разрушение святыни, назвав это «варварским отношением к памяти прошлого». Ныне храм Христа Спасителя восстановлен и вновь радует верующих, вселяя в них светлую радость и надежду на неизбежное торжество справедливости.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №260, 2017 г.

История гибели Храма Христа Спасителя, взорванного в 1931 г., началась почти за полтора десятилетия до его физического уничтожения с факта, не связанного напрямую со сносом Храма. В 1918 г. в сквере возле Храма Христа Спасителя был демонтирован памятник Императору Александру III. Декрет о памятниках республики, принятый Советом Народных Комиссаров 12 апреля 1918 г., гласил: «Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера…». Культурная, социальная, идеологическая, государственная политика новой власти практически не оставляла шансов старой России.
Трагическая статистика первых лет революции фиксирует убийства священнослужителей, конфискации церковного имущества, вскрытия святых мощей, запрещения крестных ходов, осквернения церквей и монастырей, их закрытие. Первые сносы храмов стыдливо обосновывались необходимостью расширения и выпрямления улиц с целью решения транспортных проблем. В июне же 1928 г. совещанием в агитационно-пропагандистском отделе ЦК ВКП (б) по вопросам антирелигиозной пропаганды началась эпоха оголтелого наступления на религию. Уже в первой половине 1929 г. в стране закрылось более 400 храмов, и темпы нарастали: в августе та же участь постигла еще 103 храма. В конце 1929 г. была впервые проведена едва ли не самая кощунственная акция XX в. — антирождество, приуроченное к празднику Рождества Христова — глумливое гуляние: в парке культуры и отдыха имени А. М. Горького в Москве собралось около 100 тысяч человек. «…Стихийно вспыхивали то там, то здесь костры из икон, религиозных книг, карикатурных макетов, гробов религии и т.д.» На катке «Красные Хамовники» шло представление: «Боги и попы с церковными песнями бросились, махая крестами, на пятилетку, появился отряд буденовцев и дал залп, от выстрелов загорелась церковь…».
1929 г. стал переломным и еще в одном отношении. Изменилась техника уничтожения зданий — их начали взрывать… В 1930 г. были проведены уже две кампании — антипасхальная и антирождественская, в 1931 г. — тоже. Они проходили под лозунгами «За безбожную Москву, за безбожную колхозную деревню». «Мы ставим задачу, — писали руководители Союза Воинствующих Безбожников, — добиться закрытия церквей и других молитвенных домов г. Москвы в рабочих центрах и в районах сплошной коллективизации, а также роспуска церковных Советов…»
И вот на этом фоне, в атмосфере подъема безбожного ударничества и антирелигиозной истерии, советским руководством принимается решение о сносе Храма Христа Спасителя и строительстве на его месте грандиозного здания Дворца Советов. Предложение воздвигнуть «новый дворец рабочих и трудящихся крестьян» на месте «дворцов банкиров, помещиков и царей» внес С. М. Киров на I-ом съезде советских депутатов, проходившем в 1922 г. А в 1924 г. возникла необходимость увековечить память В. И. Ленина в связи с его смертью. Сначала обе идеи существуют порознь, и лишь на определенном этапе возникает мысль об объединении в одном грандиозном сооружении памятника вождю мирового пролетариата и Дворца Советов.
Еще одной точкой отсчета в развитии движения, приведшего в итоге к разрушению Храма Христа Спасителя, стала опубликованная 2 февраля 1924 г. статья Л. Б. Красина, предложившего увековечить память В. И. Ленина в целом ряде архитектурных памятников на всем пространстве СССР. И вот в 1924 г. появляется предложение выпускника ВХУТЕМАСа, одного из лидеров Ассоциации Новых Архитекторов (АСНОВА) В. Балихина, по сути сумевшего синтезировать в единую архитектурную программу предложения Кирова и Красина. Балихин предложил соорудить на месте Храма Христа Спасителя грандиозное здание, которое должно стать одновременно памятником Ленину, Коминтерну и образованию Союза ССР. Но предложение соорудить памятник Ленину на месте Храма Христа Спасителя, видимо, показалось вначале кощунственным даже партийным функционерам, не решившимся сразу заменить Храм во имя Богочеловека на памятник обожествлявшемуся таким образом в массовом сознании вождю — памятник «Человекобогу».
К реализации предложения Кирова о создании Дворца советское правительство приступило почти через 10 лет — в начале 1931 г. В феврале — мае 1931 г. был организован первый, предварительный конкурс по строительству Дворца Советов, носивший закрытый характер и особое значение уделявший именно выбору места для памятника. 2 июня 1931 г. на заседании, проходившем в кабинете Молотова, окончательно решилась судьба Храма — по личному распоряжению И. В. Сталина Храм Христа Спасителя был предназначен к сносу для строительства на его месте «главного здания страны» — Дворца Советов. 16 июня 1931 г. на заседании комитета по делам культов при Президиуме ВЦИК принимается следующая резолюция: «Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести. Поручить Президиуму Мособлисполкома ликвидацию (закрытие) храма произвести в декадный срок и представить общине верующих и Синоду соответствующее помещение. Ходатайство хозяйственного отдела ОГПУ о смывке золота и ходатайство строительства Дворца Советов о передаче строительного материала внести на рассмотрение секретариата ВЦИК».
18 июля 1931 г. в «Известиях» публикуется «Постановление о конкурсе на составление проектов Дворца Советов» на месте Храма Христа Спасителя. Только в 1933 г., 10 мая, постановлением Совета Строительства Дворца Советов был принят за основу проект архитектора Б. Иофана, по которому (после его доработки с привлечением соавторов — архитекторов А. Щуко и Г. Гельфрейха) Храм должна была заменить гигантская «вавилонская башня», увенчанная колоссальной статуей Ленина (учитывая низкую облачность, монумент был бы виден целиком в самые ясные, солнечные дни). Общая высота Дворца Советов составила бы 415 метров — оно должно было стать самым высоким не только в Москве, но и во всем мире).
Очень выгодное с градостроительной точки зрения место — Храм стоял на холме, легко просматривался со всех сторон и был расположен вблизи Кремля, а также совокупность некоторых юбилейных дат, стали причиной спешки, с которой было принято решение о сносе Храма Христа Спасителя. В 1932 г. исполнялось 120 лет со времени Отечественной войны 1812-1814 г.г. и 100 лет со дня опубликования подписанного Николаем I Манифеста о строительстве Храма по проекту К. А. Тона. Храм — символ старой России — православной, буржуазной, купеческой, национальный Храм-памятник не должен был праздновать свое столетие. Кроме этого, на 1932 г. приходились еще две юбилейные даты: 15-летие Октябрьской революции и 10-летие создания Союза Советских Социалистических Республик, которые хотелось отметить началом сооружения грандиозного монумента, увековечивающего оба этих события. Вокруг Дворца Советов должна была формироваться новая Москва, в которой не было бы места «проклятому прошлому и его памятникам».
Подготовка к разборке Храма Христа Спасителя началась сразу же после публикации 18 июля 1931 г. в «Известиях» постановления о конкурсе на проектирование Дворца Советов. Однако «общественное мнение» готовили несколько лет, задолго и вне прямой связи со сносом Храма. Была развернута настоящая травля Храма Христа Спасителя: академики архитектуры публично клялись, что он не имеет художественной ценности и не является произведением искусства. Не стеснялись ни откровенно лгать, ни очернять русскую историю, в общем потоке лжи и брани тонули одинокие голоса тех, кто пытался остановить преступление. В числе немногих защитников — художник Аполлинарий Михайлович Васнецов — сын священника, уроженец Вятской земли, москвич душой, воспевший древнюю столицу в своих полотнах. Отдадим дань уважения светлой памяти этого русского человека и всех защитников Храма Христа Спасителя.
В день публикации постановления о конкурсе (18 июля 1931 г.) начала действовать организованная Комиссариатом народного просвещения Комиссия по выявлению подлежащих музеефикации ценностей в уже не единожды ограбленном Храме Христа Спасителя (изъятие ценностей из ризницы Храма производилось неоднократно). В итоге продолжавшейся в течение месяца работы Комиссией был составлен список подлежащих сохранению памятников: небольшие фрагменты настенных росписей, малая часть церковной утвари, несколько горельефов были признаны предметами, имеющими художественное значение, и переданы в музеи. Все остальное погибло безвозвратно.
18 августа 1931 г., ровно через месяц после публикации в «Известиях» постановления о конкурсе на Дворец Советов, на месте Храма Христа Спасителя начались работы по его разборке. Территорию, прилегающую к Храму, обнесли забором. Осенью 1931 г. разборка здания шла уже полным ходом, причем снаружи и внутри одновременно. Работы проводились в большой спешке: листы обшивки крыши и куполов сбрасывались вниз, разбивая облицовку и скульптуры. Сброшенный с Храма крест не упал вниз, а застрял в арматуре купола. Красавец-Храм умирал на глазах у всей Москвы и России.
Разобрать Храм до основания не получилось, тогда было решено его взорвать. 5 декабря 1931 г. в 12 часов дня Храм-памятник воинской славы, Главный Храм России был варварски уничтожен. После первого взрыва Храм устоял, пришлось закладывать новый заряд взрывчатки. В несколько часов все было кончено. Национальная духовная святыня России была превращена в руины… Мрамором из Храма выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», скамейки украсили станцию «Новокузнецкая». Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 г. раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий…
Открытие Дворца Советов должно было состояться в 1933 г., но только для разборки обломков Храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года. Строительство Дворца Советов, реально начатое только в 1937 г., не суждено было завершить. К 1939 г. закончилась кладка фундамента высотной части, главного входа и стороны, обращенной к Волхонке. Однако уже в сентябре — октябре 1941 г. из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем: после оккупации Донбасса в 1942 г. стальные конструкции Дворца Советов были демонтированы и использованы для сооружения мостов на железной дороге, построенной для снабжения северным углем центральных районов страны.
После войны еще существовало управление строительства Дворца Советов, архитектор Иофан продолжал совершенствовать свой несбыточный проект. И только в 1960 г. дальнейшее проектирование Дворца Советов решено было прекратить. На строительной площадке у Кремля царило запустение, и не только потому, что у восстающей из руин страны не было сил и средств на грандиозное строительство — строили же в те годы знаменитые московские «высотки». Умерла идея, вдохновлявшая творцов гигантского проекта. Слишком многое изменилось в сознании людей после Великой Отечественной войны…
… Многие годы после взрыва на месте величественного Храма зияла чудовищная яма, где в 1958 г., в хрущевскую безбожную «оттепель» появился бассейн «Москва», как памятник поруганию и забвению отечественной славы и истории, которая не вписывалась в шаблоны задач «строителей коммунизма». Московский речевой обиход, обычно быстро откликающийся на всякого рода новшества в городской жизни, так оценил это событие: «Сперва был Храм, потом — хлам, а теперь — срам».
И все же уничтоженный в 1931 г. Храм продолжал жить, хотя на его месте плескались сильно хлорированные воды открытого бассейна. Память о Храме хранили страницы книг русских классиков, произведения мемуарного жанра, живые московские предания. Вот например, еще в 1930 г. москвичи и все те, кому был дорог Храм Христа Спасителя, переписывали от руки стихотворение Н. В. Арнольда, посвященное Храму. Храм Христа Спасителя продолжал жить, потому что стал для многих и многих людей олицетворением потерь, понесенных Россией в XX веке, символом русской Голгофы.
Исконная, коренная, православная Москва берегла память о Храме в своем сердце. И вот в конце 1980-х г.г. возникло общественное движение москвичей и всех россиян по возрождению Храма, и на этом этапе начинается его новая история — история воссоздания.
http://new.xxc.ru/about/istoriya_hrama/razrushenie

Судьба живописного убранства
«Творчество В.П. Верещагина (1835-1909), уроженца Перми, профессора исторической и портретной живописи, члена Совета Академии художеств, сделавшего больше всего росписей для Храма Христа Спасителя, намеренно замалчивалось в советское время. Кстати, ему, по сравнению с другими художниками, оформлявшими храм, повезло: сохранилось целых шесть (!) огромных полотен, находившихся в алтаре (размер их 4,8-3 метра: «Моление о чаше», «Се человек», «Несение креста», «Распятие», «Снятие со креста»,»Положение во гроб»). И это притом, что по указанию Наркомпроса должны были оставлять только по одной работе каждого художника. А произошло это, по всей видимости, оттого, что его спутали с однофамильцем — «известным изобразителем ужасов войны» В.В. Верещагиным (просто в документах, относящихся к строительству и оформлению храма, инициалы исполнителей не указывались; даже в путеводителе по Храму Христа Спасителя, изданном в Москве 1918 году, в примечаниях даны сведения не о Василии Петровиче, а о Василии Васильевиче Верещагине).
Но из храма вывезли не только шесть алтарных холстов Верещагина, снятых профессионально, накатанных с прокладками на валы и хранившихся в Петербурге, в Музее религии и атеизма (Казанском соборе). Уложенные в большие ящики, на территорию Донского монастыря попали верещагинские работы из ниш столпов-пилонов: «Поклонение волхвов» и «Помазание Давида». Судьба их, так же как и оказавшихся в подобной ситуации полотен Г. Семирадского «Александр Невский отвергает папских послов» (кусок картины, вырезанный прямо из холста ножом, хранится в Государственном Историческом музее) и одного из «Вселенских соборов» В. Сурикова, оказалась трагичной. Картины в незакрытых ящиках в 1931 году были сложены во дворе монастыря, на открытом воздухе, безо всякого прикрытия от дождя и снега. Детишки из соседних домов отрывали металлическую сетку, служившую для скрепления штукатурки, утаскивали медные штыри и разбивали саму штукатурку, на которой находилась исполненная на холсте живопись. И уже в 1940 году эти произведения просто оттащили на свалку, где они погибли для науки и истории».
Автор статьи В.Шумков. Статья перепечатана из журнала «Юный художник» №6 1996 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?