Новодевичий монастырь, 1 класса, в Москве, на Девичьем поле. Основан в 1524 году великим князем Василием Иоанновичем по случаю возвращения Смоленска, бывшего более 100 лет под властью Литвы. Во время Польско-Литовского нашествия монастырь служил крепостью и станом то для врагов, то для защитников отечества. В 1611 году пан Гонсевский выжег его. По вступлении на престол Михаила Федоровича монастырь был возобновлен. Иконостас соборного храма, в честь Смоленской иконы Божией Матери, состоит из икон старинного письма, принадлежащих царицам и царевнам. Стены, своды и столбы собора покрыты фресками. Здесь погребена царевна София Алексеевна. Ежегодно 28 июля из Кремлевского Успенского собора совершается крестный ход в монастырь, в память возвращения Смоленска от Литвы. В монастыре находится список с чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, поставленный в 1525 году, список с подлинной Иверской иконы Божией Матери, иконы Богоматери «Взыграние» и Живоносного источника. При монастыре училище, приют для сирот-девочек и две богадельни.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Новодевичий монастырь был основан в 1524 г. князем Василием III в честь величайшей православной святыни — Смоленской иконы Божией Матери, и в ознаменование освобождения Смоленска от поляков и возврата его в состав русских земель. На протяжении нескольких веков монастырь был теснейшим образом связан с основными событиями и персонажами политической, религиозной и культурной жизни государства российского: Иваном Грозным, Борисом Годуновым (который в 1598 г. был призван в монастыре на царство), царем Алексеем Михайловичем. В конце XVII в. монастырь был вовлечен в острую политическую борьбу за власть между Петром I и его сестрой Софьей.
С 2004 года Новодевичий монастырь внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
В 1514 году после большой военной победы — взятия Смоленска, возвращение его в состав Руси — Великий князь Василий III Иванович (1479-1533) дал обет построить в память об этом знаменательном для Руси событии монастырь. Новая обитель была основана в 1524 году во имя Смоленской иконы Божией Матери, главной святыни Смоленской земли. По преданию, эта икона была написана евангелистом Лукой и привезена на Русь в Киев гречанкой Анной, супругой Владимира I Святославича (ок.960-1015), а при Владимире Всеволодовиче Мономахе (1053-1125) была перенесена в Смоленск, где хранилась в городском соборе. Эта икона носит ещё название Одигитрии — «Путеводительницы». В конце 14 века икона попала в Москву — в 1399 Софья Витовна (1371-1453), супруга Великого князя Московского Василия I Дмитриевича (1371-1425), ездила повидать своего отца — князя Литовского Витовта. При расставании Витовт благославил Софью иконой Смоленской Богоматери. Вернувшись в Москву, Софья поставила икону в Благовещенском соборе на великокняжеском дворе. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска, Великий князь Василий II Васильевич Тёмный (1415-1462) вернул им их святыню, а в Кремле была оставлена копия с неё. В 1524 году в Новодевичий монастырь был перенесён список с кремлёвской иконы Смоленской Богоматери.
С самого начала своего основания Новодевичий монастырь занял одно из первостепенных мест среди московских обителей. Государи московские чтили и украшали его. В 17 веке у московских царей появился обычай ежегодно приезжать на богомолье в монастырь 28 июля, в день празднования Смоленской Богоматери Одигитрии. Царский двор останавливался в шатрах у стен монастыря. Стояли вечерню, всенощную, на следующий день — обедню, а потом от царского имени устраивалось обильное угощение. Отсюда пошёл обычай любимого у москвичей ежегодного народного гулянья на Девичьем поле, позднее перенесённого в район Пресни, в Новинское.
Новая обитель с первых же дней заняла особое положение: здесь постригались (и не всегда добровольно) в монахини представительницы знатных боярских и княжеских родов, родственницы и жёны русских царей. В 1598 году после смерти царя Фёдора Ивановича (1557-1598), его вдова царица Ирина Фёдоровна (в девичестве Годунова) (1557-1603) приняла здесь постриг под именем Александры. Вместе с ней в монастырь на жительство удалился и её брат — ближний боярин покойного царя Борис Фёдорович Годунов (1552-1605). И сюда к стенам монастыря, 21 февраля 1598 года пришли бояре, духовенство и народ — просить Бориса Фёдоровича стать во главе государства.
С 1610 года в монастыре жила инокиня Ольга — дочь Бориса Фёдоровича Годунова Ксения Борисовна (1582-1622). А в 1689 году монастырь принял ещё одну высокопоставленную узницу — царевну Софью Алексеевну (1657-1704). В 1698 году она была пострижена здесь под именем Сусанны. Позднее в монастыре были заточены её сёстры — Екатерина (1658-1718), Мария (1660-1723) и Федосья (1662-1713). В 1698 году под окнами Софьиной кельи по приказу Петра I Алексеевича (1672-1725) были повешены её сторонники — 300 мятежных стрельцов, участников стрелецкого восстания, подавленного под Новым Иерусалимом.
В Смоленском соборе Новодевичьего монастыря погребены дочь Ивана IV Васильевича Грозного Анна (1549-1550), и дочери царя Алексея Михайловича (1629-1676) — царевны Софья (1657-1704), Екатерина (1658-1718), Евдокия (1650-1712), первая жена Петра I Алексеевича — Евдокия Фёдоровна (в девичестве Прасковья Илларионовна Лопухина) (1669-1731), во иночестве Елена.
В 1812 году монастырь осквернил своим присутствием предводитель французских и других европеских оккупантов Бонапарт. Перед бегством французов из Москвы монастырь был заминирован и подготовлен к взрыву, но обитель была спасена благодаря подвигу монастырской казначеи — она успела вовремя загасить фитили, тлевшие у заложенных бочек с порохом.
Самым значительным художественно-историческим памятником монастыря является величественный пятиглавый Смоленский собор, построенный в 1524-1525 годах. После завершения строительства собор был расписан фресками, которые сегодня занимают одно из первых мест в истории русского искусства 16-го столетия. Дело в том, что в 16 веке стенная живопись храмов стала весьма редким явлением — новый взлёт этого искусства произошёл только в середине 17 века. Тем ценнее те немногие росписи, дошедшие до нас из эпохи Василия III Ивановича и Ивана IV Васильевича. Иконостас собора выполнен в 1680-х годах под руководством Ивана Михайлова — строителя восьмого чуда света, деревянного дворца Алексея Михайловича в селе Коломенском. В иконостасе имеются прекрасные иконы работы лучших русских мастеров второй половины 17 века — над украшением собора трудились мастера Оружейной палаты, и, вероятно, недаром начальник Оружейной палаты боярин Богдан Матвеевич Хитрово (1615-1680), основатель городов-крепостей Карсуна и Симбирска, погребён в Смоленском соборе. А руководителем работ в Смоленском соборе был выдающийся русский живописец 17 века «царский изограф» Симон Фёдорович Ушаков (1626-1686). Иконостас Смоленского собора стал его последней крупной работой. Вместе с Ушаковым работал его ученик Никита Иванович Павловец, стены собора расписывала артель Ивана Елизарова и Фёдора Карпова.
К концу 17 века сложился существующий облик монастыря. Основные здания Новодевичьего монастыря построены в 1680-х годах при деятельном участии царевны Софьи Алексеевны. Строивший монастырь зодчий, несомнено, был одним из талантливейших мастеров своего времени. Особенно ярко его мастерство проявилось при сооружении в 1690 году высокой стройной колокольни. «Самой выдающейся из всех московских колоколен» называли колокольню Новодевичьего монастыря, построенную в стиле московского барокко. Она сооружена по ярусной схеме — несколько поставленных друг на друга убывающих восьмигранников стремительно взмывают вверх. Обильное белокаменное кружево, покрывающее стены колокольни снизу доверху, подчёркивает этот стремительный взлёт и придаёт колокольне удивительную лёгкость. Великий русский зодчий Василий Иванович Баженов сказал о ней: «Колокольня Ивана Великого достойна зрения, но колокольня Девичьего монастыря более обольстит очи человека, вкус имущего».
Трапезная монастыря с Успенской церковью построена в 1685-1687 годах на средства царицы Софьи Алексеевны. К Софьиным постройкам относятся и обе надвратные церкви — Покрова Богородицы и Преображения Господня. Оба храма, построенные в стиле московского барокко, отличает богатство белокаменной отделки. Особенно это относится к Преображенской церкви. Надвратная пятиглавая Преображенская церковь над северными воротами монастыря сооружена в 1687-1689 годах. Её украшают белокаменные раковины, явно навеянные образами московского Архангельского собора.
В Новодевтчьем монастыре погребены легендарный поэт-партизан Денис Васильевич Давыдов, историк Сергей Михайлович Соловьёв и его не менее известные сыновья — философ Владимир Сергеевич и писатель Всеволод Сергеевич. Здесь же погребены историк Михаил Петрович Погодин, археолог граф Алексей Сергеевич Уваров, братья граф Николай Алексеевич и граф Дмитрий Алексеевич Милютины. На кладбище Новодевичьего монастыря покоится прах Антона Павловича Чехова, писателей Александра Ивановича Эртеля, Михаила Николаевича Загоскина, Ивана Ивановича Лажечникова, Алексея Фиофилактовича Писемского, поэта Алексея Николаевича Плещеева, пианиста и композитора Александра Николаевича Скрябина, генерала Алексея Алексеевича Брусилова.
Из кн. А.Н. Низовского «Самые знаменитые монастыри и храмы России». 2000. Вече
Древняя плащаница
К этому времени (ко второй половине августа месяца 1864 года) относится весьма знаменательный эпизод обретения древней плащаницы, принесенной три столетия тому назад в дар монахинями московского Новодевичьего монастыря (незадолго перед тем основанного) Смоленскому епископу Гурию, похищенной из Смоленска во времени польского нашествия 1612 года и вместе со многими драгоценностями подаренной королем польским бывшему в Вильне Базилианскому монастырю. Открытие это произошло по следующим указанием.
Священник Антоний Пщолко, ревностный сотрудник начальника края в деле восстановления православной святыни, отыскал в одном археологическом журнале, издававшемся в Вильне в 1820-х годах, описание и изображени этой плащаницы, составленное одним монахом по случаю того, что орден незадолго перед тем поднес плащаницу эту в виде презента знаменитому Адаму Чарторыжскому для коллекции древностей его Пулавского музея. Начальник края, рассмотрев это описание, твердо решился отыскать святыню, замечательную и по изяществу работы, и по своим историческим странствованиям. Немедленно сообщил он все необходимые указания наместнику царства, который поручил разыскание плащаницы бывшему тогда генерал-полицмейстеру Трепову.
Немало было труда отыскать ее. Пулавский музей в 1831 году был разграблен. До восстания драгоценнейшие предметы были вывезены оттуда в Галицию и частию к графам Замойским, родственникам Чарторыжских. Офицер, которому поручено было расследование, наводил самые точные справки в Клементовском замке Замойских в Люблинской губернии; но там ему объявили, что когда в 1850 году Замойские отстроили свой варшавский палац, то лучшие вещи из Клементова были ими перевезены туда; палац же этот был конфискован и разграблен посли покушения, сделаннаго из него на жизнь графа Берга. Но это не остановило деятельного офицера. В разысканиях своих он напал на одного старого слугу, натиравшего в замке 30 лет сряду полы. Старик этот припомнил, что действительно видел в прежнее время огромное шитое золотом и шелками изображение лежащего во гробе Спасителя, но драгоценных камней на нем уже не было и где оно теперь, сказать не мог.
Упомянутый офицер неоднократно осматривал клементовские редкости и постоянно наводил речь на знаменитую шелковую. Старший дворецкий все уклонялся. Но однажды, взяв с собой все местные власти и обязав дворецкого явиться с ключами от всех тайных складов, наш археолог решился на последнюю попытку. Все было осмотрено, даже старые флигели с библиотекой и старыми картинами; но за библиотекой хранились еще два тайные склада, отворяемые лишь весьма редко, когда приезжали в замок члены семейства Замойского и когда при них выветривали старинные вещи. В первом складе нашли какие-то картины, японский фарфор, старые люстры и туалетные принадлежности, словом сказать, всякий хлам; но когда вошли во 2-й склад, то увидели там множество знамен, ковров, турецких палаток и попон — трофеи предков Замойских. Между ними один ковер с блестящими углами, тщательно согнутый, висел на перекладине, и когда офицер подошел к нему, старый слуга, шедший за ним тихо сказал: «Это он».
Радостно бросились искатели на указанный предмет и, бережно развернув его, увидели перед собой шитое золотом и шелками изображение лежащего во гробе Спасителя и учеников Его, преклонившихся над Ним. Лиш один угол каймы с надписью был оторван, а вся плащаница была невредими, хотя и без драгоценных камней. Граф Берг прислал эту драгоценность генералу Муравьеву, и когда на следующий день она положена была в приемной на двух больших столах и отец Антоний явился с рисунком, который послужил к ее отысканию, — все были удивлены: снимок был сделан совершенно сходно: на нем были ясны все надписи, несколько потускневшие в подлиннике. Немедленно же, при трогательном письме, начальник края препроводил священную плащаницу эту с особым чиновником к Московскому митрополиту для торжественного возвращения в ту обитель, где за 300 лет перед сим над нею трудились инокини.
Поставленная сначала в Успенском соборе, плащаница, по вторичном освящении, была в следующее же воскресенье торжественно отнесена при крестном ходе в Новодевичий монастырь, откуда вышли ей навстречу священнослужители и монахини с крестом и хоругвями. Через год обитель эта отблагодарила ревностного поборника православия, которому обязана была возвращением этой святыни, отправив ему в Петербург, по увольнении его от управления краем, драгоценную икону Смоленской Божией Матери, риза которой была вышита жемчугами, в свидетельство того, что и в наши дни искусство шить жемчугом также процветает в этой древней обители».
Из книги «Московский Новодевичий монастырь» к 500-летию основания. Антология. — Изд. Москва 2012 г. Стр. 455-456.
Стрелецкая караульня (палаты у Никольской башни)
Стрелецкая караульня при Никольской башне Новодевичьего монастыря — каменное здание из двух палат для гарнизона стрельцов, охранявших монастырскую крепость. В конце XVIII в. в башне находилась Никольская церковь.
Здание стрелецкой караульни расположено в северо-восточном углу монастырской территории около угловой Никольской башни. Стрелецкая караульня и Никольской башни лучше других караулен сохранила свои первоначальные формы. В разные периоды помещение использовалось в качестве жилого, складского и производственного. Время постройки палат относят к XVII в.
В 2017 г. проведена реставрация фундаментов, кровли, интерьеров здания, произведено воссоздание окон и дверей, кирпичной кладки фасадов, реставрация инженерных сетей — отопление и вентиляция, система видеонаблюдения, система охранной и пожарной сигнализации, противоаварийные работы по усилению грунтов на аварийном участке, укрепление фундаментов.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru
Новодевичий монастырь расположен на левом берегу Москвы-реки, в четырех километрах юго-западнее Московского Кремля. Он был основан в 1524 г. при великом московском князе Василии III. Причиной основания монастыря послужило присоединение к России древнего русского города Смоленска, более ста лет принадлежавшего Литовскому княжеству. Новый женский монастырь Москвы получил традиционное для русских женских монастырей название „Новодевичий». Вновь построенный монастырь скоро стал мощной крепостью на подступах к Москве, контролирующей переправы через Москву-реку и дорогу на Смоленск.
Крепость Новодевичьего монастыря принимала на себя удары крымских татар (набеги ханов Девлет-Гирея в 1571 г. и Казы-Гирея в 1591 г.). В начале XVII в. во время польско-шведской интервенции монастырь неоднократно занимали польские войска. При освобождении Москвы от интервентов 22 августа 1612 г. под стенами монастыря произошло одно из крупнейших сражений этого времени. Оборону монастыря в XVII в. осуществлял гарнизон стрельцов в 300-350 человек, в помощь которому привлекалось мужское население большой слободы, расположенной на Девичьем поле. В 1812 г. монастырь был занят войсками Наполеона; 25 сентября Наполеон осмотрел монастырь и распорядился разместить в нем провиантскую базу своей армии. В ночь на 9 октября французы оставили монастырь и предприняли попытку взорвать его главный храм.
К концу XVII в. Новодевичий монастырь стал одним из богатейших женских монастырей России. Монастырю принадлежали вотчины не только в ближних к Москве районах, но и на Онежском озере и нижней Волге. На его имя было записано около 15 000 душ крестьян в 36 селах, разбросанных в 27 уездах России. Это обширное хозяйство требовало контроля со стороны монастыря, и он был вынужден содержать штат приказчиков, собиравших монастырские подати в селах. Жалобы крестьян на притеснения со стороны приказчиков рассматривались совместно подьячими и старшими старицами монастыря. Новодевичий монастырь выступал в роли коллективного собственника земель, и в этом отношении ему ближе других были интересы феодалов-землевладельцев России XVI—XVII вв.
Одной из причин экономического процветания монастыря была широко распространившаяся уже в XVI в. практика пострижений в него вдов и дочерей русских князей и бояр, а иногда и царских родственниц. В 1563 г. в монастыре произошло пострижение вдовы брата Ивана IV Юрия княгини Ульяны Палецкой; позже — вдов царевичей Ивана V и царя Федора Иоанновича — Елены Шереметевой и Ирины Годуновой. Появление в монастыре монахинь царевен и цариц активизировало его связи с представителями русской феодальной аристократии. В монастырских документах XVI—XVII вв. сохранились указания на вклады земельные и денежные князей Кубенских, Вельских, бояр Захарьиных-Юрьевых, Шереметевых, Морозовых.
В 1598 г. в стенах монастыря происходит избрание на царство Бориса Годунова. Впоследствии царь делал огромные пожалования в монастырь. Приходная книга 1603-1604 гг. сохранила упоминания о сотнях икон, драгоценной утвари и больших суммах денег, пожалованных царем.
В конце XVI — начале XVII в. были возведены каменные стены монастыря и поставлен высокий тябловый иконостас в Смоленском соборе.
В середине XVII в. Новодевичий монастырь был заселен выходцами из украинских и белорусских православных монастырей. В этом состояла часть протекционистской политики Московского государства по отношению к теснимому католической Польшей коренному православному населению Украины и Белоруссии.
Один из самых активных периодов в жизни монастыря наступает в конце XVII в. Во время правления царевны Софьи (1682-1689 гг.) здесь происходит большое каменное строительство: сооружаются новые церкви, колокольня, трапезные палаты, кельи и жилые покои. Оформляются интерьеры зданий. В монастыре работают сотни мастеров — каменщики, фрескисты, иконописцы, резчики по дереву, позолотчики, кузнецы.
В 1689 г., после неудачной попытки правительства царевны Софьи удержать престол с помощью стрелецкого войска, Софья, а затем и ее сестры были „определены на жительство» в Новодевичий монастырь. Царевны не были пострижены в монахини, и это давало им иллюзорную надежду на возвращение к власти. В 1698 г. „по письму из Девича монастыря» произошло восстание стрельцов. Восстание было разгромлено правительственными войсками, и в октябре начались казни стрельцов в разных местах Москвы и под стенами Новодевичьего монастыря. Указом Петра I царевна Софья была пострижена в монахини, монастырь затворен, связи его с внешним миром нарочито затруднены. Эта опала и последующий переезд царского двора в Петербург оборвали связи монастыря с царским домом. В дальнейшем Новодевичий монастырь попадает под контроль сначала Преображенского приказа, потом Синода и Коллегии экономии. В 1764 г. обширные земельные владения монастыря секуляризованы государством.
После Отечественной войны 1812 г. в жизнь Новодевичьего монастыря больше не вторгаются события гражданской истории. В воспоминаниях москвичей второй половины XIX — начала XX в. он чаще всего упоминается как старинная обитель с большим кладбищем и популярными в Москве гуляниями на Девичьем поле, тянувшемся от стен монастыря до Садового кольца.
Архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря складывался на протяжении XVI—XVII вв. Монастырский комплекс XVI в. представлен в наши дни Смоленским собором (1525 г.), Амвросиевской церковью с трапезной и Ирининскими палатами (вторая половина XVI в.), стенами и башнями, заложенными в конце XVI — начале XVII в. Остальные постройки монастыря в XVI в. были деревянными и часто уничтожались пожарами.
Источник: «Новодевичий монастырь». Путеводитель. Внешторгиздат, 1989 г.
В декабре 2019 г. завершена реставрация 13 объектов Новодевичьего монастыря. Один из самых ярких и известных российских монастырей — Новодевичий — получил свои 13 отреставрированных объектов. Видевший войны и революции храм едва устоял перед прогрессивным и гуманистическим XXI веком…
Андрей Баталов, руководитель рабочей группы Минкульта по реставрации Новодевичьего монастыря: «Ущерб был нанесен не советскими реставраторами, а теми, кто пришел в XXI веке: ущерб гидроизоляции стен».
Сейчас отреставрированы 7 башен, включая Напрудную (Софьинскую): ту самую, на которой так любят оставлять свои сокровенные желания вандалы. Например: «Святая Софья, помоги мне получить страховку». «Святая Софья» — сестра Петра Первого, заточенная в монастырь после неудавшегося стрелецкого бунта. Ни святой, ни образцом человеколюбия властная царевна, конечно, не является. Сейчас Напрудную башню ограждают от вандалов строительный забор и бытовки. Но реставрация закончится и их уберут. Что делать? Ставить капитальное ограждение нельзя: охранный статус не позволяет. Можно разве что засадить башню по периметру розами, как уже делали раньше. Мера, кстати, оказалась безрезультатной: вандалы кололись шипами, но продолжали писать.
Кроме башен, отреставрированы палаты Новодевичьего монастыря, одна усыпальница и один приют. Но главные трудности остаются под землей. Самое сложное — переложить инженерные сети. Куда ни копнешь — древняя могила. Холодную воду переложили, горячую — нет.
Работы в главном монастырском храме — Смоленском — продолжаются. Иконы из храма сейчас на реставрации. Некоторые из икон от прошлых поколений реставраторов и пострадали. Иконы реставрируют так: с помощью специальных микроскопов смотрят, где авторский мазок, а где новые. При этом не обходится без открытий. Например, икона XVII в. Оказалось, что кто-то, по загадочным причинам, сделал из Сретения — Введение во храм. В первом сюжете Богородица приносит в храм младенца Христа. Во втором — родители приводят в храм саму Богородицу. Иконописец стер с доски маленького мальчика, подрисовал маленькую девочку и исправил всем имена.
Сергей Сова, художник-реставратор: «После расчистки всех наслоений у нас оказалось две Богородицы: маленькая и большая. А Иосиф превратился в Иоакима».
Иконы для галерей Смоленского храма напишут заново: оригинальные сильно пострадали от перепадов температур. Реставрацию планируют завершить в 2022 г.
http://www.fedmp.ru