Хамовники. Церковь Власия в Старой Конюшенной слободе.

В письменных источниках церковь упоминается с 1625 г. как приходская церковь дворцовой Большой Конюшенной слободы, расположенной на этом месте со времен Ивана Грозного. Св. Власий издавна почитался на Руси как покровитель домашних животных, на него перенесли верования, связанные с языческим богом Велесом. Недаром эта церковь стояла в Конюшенной слободе и называлась «что в Старой Конюшенной», а по старым документам — «на Козьем болоте». Постепенно слобода была вытеснена за пределы Земляного города и место получило название Староконюшенной.
Первые документальные сведения о каменном храме относятся к 1644 г. Одноглавую кирпичную церковь построили на месте старой с главным престолом Преображения Господня и Казанским, Власьевским и Никольским (позже упраздненным) приделами. Но в некоторых документах конца ХVII века храм упоминают как «церковь Василия, что была на козьем болоте», а на плане Москвы Горихвостова 1767 г. как «Васильевский» храм.
Свой современный вид церковь приобрела в результате многократных перестроек: ХVII в. — появление первой трапезной, XVIII в. — возведение колокольни, в первой половине ХIХ в. была создана новая апсида, а в 1866-1872 гг. на средства купца Куманина — новая широкая трапезная с приделом Казанской божьей Матери. В 1880 г. установлен новый главный иконостас, сделанный по рисунку А. Каминского.
Объём небольшого одноглавого четверика храма почти целиком относится к 1644 г., а его декор, выполненный в духе московского барокко, — к концу XVII в. Составленный из разновременных объемов, памятник тем не менее представляет композицию, традиционную для допетровской эпохи. В 1921 г. был освящен престол Серафима Саровского, перенесенный сюда из ликвидированной домовой церкви Серафимовского комитета Красного Креста на Сивцевом Вражке. В 1939 г. церковь была закрыта, обезглавлена, внутри разместились школьные мастерские.
Много лет храм был в полном небрежении, пока, наконец, не был приведен в относительный порядок силами общественности и в 1992 г. передан верующим. Литургии служатся с 1997 г. В храме сохранились фрагменты росписей XVII в.

Власия, священномученика Севастийского, в Старой Конюшенной слободе церковь (Гагаринский переулок, дом № 20, строение 2).
Этот храм известен в XVI в. как приходский в дворцовой Большой Конюшенной слободе. Согласно описаниям XVII в., он был одноглавым, каменным, с главным престолом во имя Спаса Преображения и приделами – Казанской Божией Матери, священномученика Власия Севастийского и Николая Чудотворца (уничтожен в 1735 г.). Основной объем церковного здания (четверик) относится к 1644 г., он украшен декором в стилистике нарышкинского (московского) барокко конца XVII в. Стены завершаются типичным для середины XVII в. фризом ложных кокошников и резным карнизом. Церковь сильно пострадала от пожара 1812 г. и была восстановлена через несколько лет; в 1816 г. выстроена классицистическая колокольня. В 1866–1872 гг. трапезную и приделы расширили, в 1901 г. обновили главный престол. Литые из серебра Царские врата были устроены в 1866 г. Новый иконостас был изготовлен в 1880-е гг. по проекту архитектора А.С. Каминского.
В 1936 г. храм захватили обновленцы, а в 1939 г. он был закрыт. Здесь размещались школьные мастерские, Росконцерт, ансамбль «Баян». В 1970-80-е гг. церковное здание отреставрировали. Храм был передан Церкви в 1990 г., а богослужения возобновились в 1997 г. Наиболее почитаемые иконы храма – священномученика Власия и Введения во храм Пресвятой Богородицы. В интерьере храма сохранились фрагменты фресок XVII в.
http://bookz.ru/authors/mihail-vostri6ev/moskva-p_333/page-10-moskva-p_333.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?