Хамовники. Церковь Ржевской иконы Божией Матери у Пречистенских ворот.

В 1540 году возведена церковь в честь перенесения в Москву из Ржева чудотворных икон Ржевской Божьей Матери. Храм располагался на Пречистенском бул. 10 / Знаменском Большой пер. 9 (сейчас Гоголевский бул. 8 стр. 1). Когда список сняли с иконы, ее отдали обратно, а список был помещен в церковь, которая находилась в Чернотолье. В период с 1585 по 1593 годы здесь возводят каменную крепостную стену Белого города. Однако в 1686 г. в Чернотолье был сильный пожар, при котором храм не уцелел. После церковь была перестроена окольничьим П.Т. Кондыриным, а уже через три года здесь красовалась каменная Ржевская церковь. Спустя некоторое время, были пристроены приделы св. Николая чудотворца и человека Божия, Алексей.
В 1896-1898 гг. арх. А.А. Никифоров создает новую трапезную, а по старым образцам строит шатровую колокольню. Особое внимание также стоит обратить и на интерьеры храма, которые поражали своей красотой и удивительными белокаменным иконостасом, оснащенные стеклянной мозаикой, созданной акад. живописи В.Д. Фартусовым.
После революции, как и большинство храмов, церковь Ржевской Божией Матери постигла та же участь, в 1929-м она была закрыта и разрушена. Позже на этом месте построен жилой дом.

Ржевской иконы Божией Матери близ Пречистенских ворот церковь (уничтожена).
Основание Ржевской церкви у Пречистенских ворот связано с иконой Пресвятой Богородицы, явившейся в 1539 г. в деревне Клочки близ города Ржева. Прослышав о многочисленных чудесах от иконы, молодой царь Иван IV пожелал увидеть святыню в Москве. Как свидетельствует летопись, 26 декабря 1540 г. чудотворный образ Богородицы был встречен царем Иваном IV и митрополитом Макарием с духовенством около Пречистенских ворот. Икону перенесли в Успенский собор Кремля, и там она находилась до 11 июля 1541 г., когда была возвращена в Ржев. В Москве изготовили точный список с чудотворной, который поместили в деревянный храм, поставленный повелением царя на месте его первой встречи с иконой. С тех пор ежегодно 11 июля, дня проводов иконы, стал совершаться крестный ход из Успенского собора в Ржевский храм. Отменили эту церковную традицию при императрице Екатерине II. По некоторым данным, первый каменный храм соорудили в 1657 г. Он сгорел в 1686 г., и тогда же окольничим Петром Тимофеевичем Кондыревым на месте старого был сооружен новый каменный храм с приделами святителя Николая и мученицы Параскевы Пятницы. В 1723 г. выстроили с левой стороны трапезной придельную церковь святителя Николая, а в 1809 г. с правой стороны трапезной – преподобного Алексия, человека Божия.
Ржевский храм сильно пострадал от пожара 1812 г. Но уже в декабре того же года освятили возобновленный Николаевский придел. В 1887 г. старый главный иконостас заменили новым, изготовленным в мастерской академика живописи В.Д. Фартусова. Вытесанный из белого камня, он был покрыт набранным разноцветным стеклом. Это был второй в России мозаичный иконостас (первый незадолго до этого установили в крестовой церкви Богоявленского монастыря). Царские врата и иконостасные двери изготовили из сквозной ажурной меди. К 1898 г. вместо старой трапезной соорудили новую, точно повторяющую формы предшественницы, и возвели новую колокольню. Приделы украшали двухъярусные иконостасы из итальянского белого мрамора с колоннами из светло-розового мрамора. Царские врата и алтарные двери были выполнены из бронзы, иконы написаны по вызолоченному фону. Новой живописью украсили стены и своды трапезной и приделов. На храмовую икону преподобного Алексия, человека Божия, соорудили дорогую ризу с эмалью.
Как главная святыня почиталась чудотворная Ржевская икона Божией Матери, представлявшая собою складень. В храме находилось шесть икон XVII века. На аналоях находились крест с мощами святых угодников Божиих – вклад 1659 г. дьяка Семена Углецкого и второй крест – вклад 1694 г. боярина Федора Лопухина. В храме хранился и драгоценный ковчег с частицами мощей – вклад 1681 г. дьяка Ерофея Богданова.
В апреле 1922 г. власти изъяли из храма более восьмидесяти серебряных риз, лампад, кадил, крестов. Немногое оставшееся серебро было похищено грабителями ровно через год. Храм закрыли в 1929 г. Царские врата, колокола и бронзовая утварь пошли на переплавку, остальное имущество сдали в музейный фонд. В этом же году храм снесли, а на его месте вскоре появилось конторское здание.
Михаил Вострышев «Москва православная. Все храмы и часовни».

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?