Первое упоминание о деревянном храме, находившемся в слободе ткачей, относится к 1625 г. Известно, что в 1657 г. он был уже каменный, а в 1677 г. церковь уже названа своим полным именем «Николая Чудотворца у митрополичьих конюшен». Ныне существующая церковь заложена несколько в стороне от первоначальной 21 мая 1679 г. при царе Федоре Алексеевиче, а освящение основного храма состоялось 25 июня 1682 г. Одностолпная трапезная с приделами и колокольня были пристроены позднее. Население Хамовной слободы росло. Это требовало расширения церкви очень чтимого святого. Поэтому церковь была расширена пристройкой придела Димитрия Ростовского.
Во время нашествия французов в 1812 году пострадал интерьер церкви, но к 1849 г. он был восстановлен с заменой значительной части внутреннего убранства. В 1872 году был устроен и 5 ноября этого года освящен придел во имя Божией Матери — «Споручницы грешных». Тогда же были обновлены паникадила и иконостас. Настенная роспись в интерьере церкви датируется 1845 г.
Храм не закрывался. В 1949 г. производился ремонт церкви, а в 1972 г. — ее реставрация с восстановлением всего керамического убранства и подлинной раскраски фасадов.
Главной святыней храма является чудотворная икона Божией Матери «Споручница Грешных». В 1847-1848 гг. в России свирепствовала эпидемия холеры. В г.Одрине в монастыре находилась чудотворная икона «Споручница Грешных», к ней то и стекались верующие, моля об избавлении от заразы. Молва об иконе дошла и до Москвы, список с нее и привез в Хамовнический храм один из богатых купцов. Вскоре народ стал замечать каждое утро исходящий от иконы свет. Чудеса множились: исцелялись слепые, глухие, страдающие пьянством и другими болезнями. В 1872 г. левый придел храма в Хамовниках, где на аналое пребывала чудотворная икона, был переосвящен в ее честь. По желанию дарителя образ никогда не украшался ризами, чтобы не скрывать истечение благодати.
Местность, где сейчас стоит храм Николая Чудотворца, изначально принадлежала кремлёвскому Чудову монастырю. Здесь за границами Земляного города, располагались митрополичьи конюшни, а соседствующая с ним слобода называлась Чудовкой. Но в начале ХVII века вместо конюшен появляется хамовная слобода. Хамовников, то есть ткачей, выделывающих хамовное (а попросту белое) полотно и скатерти для царского двора, перевели сюда из тверской деревни Константиново — поближе к заказчику. Новое поселение росло очень быстро: уже через двенадцать лет после этого основания, в 1638 году, в нём, согласно переписи, насчитывалось 38 дворов, а ещё через пятнадцать лет — почти сто. Объяснить столь бурный рост несложно — у ткачей было множество льгот, ведь слобода являлась одним из центров текстильного производства. К концу столетия здесь обосновался также царский Суконный двор, а к началу ХVIII века появилась казённая полотняная фабрика, ещё позже голландский предприниматель Тамес открыл весьма крупное по тем временам предприятие на 77 станков — фабрику «парусиных, лентовых и прочих» материалов.
Но это потом. А пока, в 1625 году, в окладных книгах Патриаршего казённого приказа упоминается деревянная церковь Николая Чудотворца. Спустя четверть века о храме уже пишут как о каменном, а в 1677 году его называют храмом «Николая Чудотворца у митропольичьих конюшен». По данным, которые приводит в своей книге «Сорок сороков» известный исследователь Пётр Паламарчук, «нынешнее здание строилось при царе Фёдоре Алексеевиче, заложено 21 мая 1679 года, освящено 25 июня 1682 года. Одностолпная трапезная с подклетом и колокольнею пристроены несколько позднее: антиминс на престол св. Алексия выдан 17 декабря 1694 года. 15 сентября 1757 года дозволено слева в трапезной устроить придел Дмитрия Ростовского. 5 ноября 1872 года на его месте устроен придел Богоматери «Споручница грешных». Среди изографов, писавших иконы для храма, известно имя мастера Ивана Максимова. Он — автор иконы святителя Алексия, митрополита Московского, которая датируется 1686 годом, на ней есть изображение Московского Кремля со Спасскими воротами. Храм Николая Чудотворца в Хамовниках, с одной стороны, вполне типичен для московских посадских церквей — построен из кирпича, с применением белого камня, украшен поливными изразцами, основной объём с трапезной и шатровой колокольней расположены по одной оси… Московское барокко, да не совсем. Очень многое здешние зодчие заимствовали у ярославских мастеров узорочья: яркие россыпи уже упоминавшихся изразцов, жизнерадостная красно-зелёная раскраска самой церкви на фоне белой штукатурки…
Неоднозначно оценивают исследователи древней архитектуры и сам храм и колокольню. Так Михаил Красовский высказывался в несколько неожиданном ключе. Он считал, что «в это время начинает уже чувствоваться упадок самобытного стиля… Первый признак — вычурность и излишнее богатство деталей — виден на колокольне церкви Николы в Хамовниках… остаются прежние прекрасные пропорции, но от былого спокойствия и благородства мотивов не осталось почти ничего». С другой стороны, есть и версия, «оправдывающая» эту «вычурность», — согласно ей, под яркой раскраской колокольни и храма мастера просто решили «спрятать» некоторые промахи ремонтников, допущенные во время одного из поновлений, или использовать её просто для выделения архитектурных деталей, как предполагал автор путеводителя начала двадцатого века «По Москве».
Отдельно хочется сказать про колокола Никольского храма. Ещё в описаниях ХIХ века приводились сведения о надписях на двух из них. Первая гласила: «Лета 1685 году вылит сей колокол, лил сей колокол мастер Михайла Ладыгин». Вторая надпись сообщала, что «общим старанием и рачением приходских людей 1784 году мая 1 дня вылит сей колокол к церкви Николая Чудотворца, что в Хамовниках, лит на заводе Никифора Калинина, весу 300 пуд, лил мастер Яков Завьялов». Кроме того, отмечался и интересный подбор других колоколов и «необычность» храмовой колокольни. В дореволюционном путеводителе, в главе «По дворянской Москве», можно познакомиться с вот таким наблюдением: «Мы недаром в государевой хамовной слободе. Напоминанием о ХVII веке служит прелестнейший храм св. Николая Чудотворца в Хамовниках. Великолепна его высокая шатровая колокольня… Под «звоном» введён лишний этаж; это повышает саму колокольню и очень важно для распространения колокольного звука…».
Никольская церковь в Хамовниках принадлежит к числу тех «счастливых» московских храмов, которые избежали в ХХ веке закрытия. Более того, её регулярно реставрировали. Даже далёкая от религии власть признала в этом храме как минимум ценный памятник архитектуры. Церковь всегда оставалась действующей. Впрочем, потери храм всё-таки понёс — в безбожные 1930-е годы его лишили колоколов. Уникальный ладыгинский колокол чудом удалось спасти — долгое время он оставался в коллекции Государственного Исторического музея. Среди колоколов церковной звонницы он был вторым по весу — весил более ста пудов. Потом, в 1990-е годы, когда Церкви стали возвращать её святыни, колокол снова занял своё прежнее место. В советское время храм реставрировали, при этом никаких архитектурных изменений не вносили, только ограду передвинули немного ближе к зданию самой церкви, когда расширяли Комсомольский проспект. Кроме того, тогда же, в 1970-е годы, специалисты востановили керамическое убранство храма и подлинную раскраску фасада. В последний раз церковь поновляли совсем недавно — заново побелили, а яркие элементы декора покрыли новым слоем краски.
Нельзя не отметить, что одним из знаменитых прихожан хамовнической церкви святителя Николая Мирликийского был писатель Лев Толстой. Он жил по соседству и нередко заходил в храм. Другим знаменитым человеком, который бывал в храме, был Патриарх Алексий II. Известно, что на следующий же день после своей интронизации Патриарх Московский и всея Руси Алексий II приехал в Хамовники, чтобы помолиться перед главной святыней храма — иконой Божией Матери «Споручница грешных».
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках — выдающийся памятник русской архитектуры, находящейся на стыке двух стилей: уходящего русского узорочья и набирающего обороты так называемого «нарышкинского» (или «московского») барокко. Композиция храма традиционна для церквей того времени и соотносится с известной концепцией храма-корабля, выстроенного с запада на восток по линии: колокольня — трапезная — основной объём — алтарь. Необычным и запоминающимся храм делает его яркая раскраска. По белым стенам стелется пёстрый ковёр красно-зелёных декоративных элементов. Белый цвет смотрится необычно, в остальном же «буйство красок» — это художественный приём узорочья, «нарышкинское барокко» играло больше белокаменной резьбой на красном фоне стен. А такой резьбы, кстати, на церкви Николы в Хамовниках почти и нет. Разноцветные наличники, изразцовые вставки и накладки, аркатурно-колончатые пояса барабанов, фриз под кровлей трапезной — всё тут геометрически правильно. Наличники хамовнического храма попроще тех, что делали мастера узорочья, и главное в них — не столько изящество белокаменной резьбы, сколько цвет. Центральные наличники второго света на южном и северных фасадах, в отличие от всех остальных, выполнены в виде короны. Поливные изразцы Никольской церкви не образуют сплошные фризы, а как бы разбросаны по фасадам отдельными акцентами. Маленькие плитки под кокошниками выступают за линию стен. На колокольне, напротив, изразцы образуют фактически сплошной орнамент восьмерика, расчленены его гранями и глубоко утоплены в стены.
Построенная чуть позднее шатровая колокольня — тоже, казалось бы, дань традициям: восьмерик на четверике, увенчанный шатром. Но как выполнен этот четверик! Как дерзко он поднимается над землёй! Мало того, что он выше восьмерика, ещё и крыльца, лепестками расходящиеся в разные стороны, как бы сообщают сооружению дополнительный ярус. Кстати, и восьмерик-то удваивается, на самом деле мы видим два больших восьмерика, объединённых между собой. В отличие от конструтивно упрощённой церкви, зодчие, работая над колокольней, явно не искали лёгких путей и создавали сложную вертикаль — провозвестницу изощрённых силуэтов барокко! На примере яруса слуха видно, что зодчие старались максимально усложнить колокольню. Окошек-слухов на ней тридцать два, каждое со своим наличником, и расположены они тремя ярусами (попарно в нижнем и среднем, по одному в верхнем). Бросается в глаза большой, богато украшенный крест центральной главы. Здесь мы видим целый набор символов: традиционная косая перекладина (подножие, чаша весов Страшного Суда), сильно развитые трилистники как напоминание о Святой Троицы, венчающая крест корона (знак того, что в храме побывала монаршая особа) и полумесяц у основания, символизирующий чашу.
«Внутри храма почти не осталось старины», — сетовали дореволюционные путеводители по Москве. Неудивительно, если вспомнить, что в пожар 1812 года церковь практически полностью выгорела. Вход в храм — традиционно через подколокольное помещение. Из трапезной раскрывается внутреннее пространство, которое, впрочем, не кажется столь же высоким внутри, сколь и снаружи. Наверное, дело в относительно низком расположении оконного ряда второго света — все окна храма располагаются визуально ближе к полу, нежели к потолку. Возможно, это оптическая иллюзия, создаваемая кривизной свода и тем, что свод этот — глухой: находясь внутри понимаешь, что барабаны главы церкви — чисто декоративные, участия в организации внутреннего объёма они не принимают. Сформированный в силу этого конструктивного решения сплошной купол, как и стены, необыкновенно богато расписаны. Росписи в храме встречаются везде, где нет икон, карнизов и лепнины с затейливым резным орнаментом. Позолоченнный иконостас храма — четырёхъярусный (без праотеческого чина). Он современен росписям и золотисто-голубыми тонами прекрасно гармонирует с ними. Венчает иконостас Распятие.
Приделы храма освящены во имя святителя Алексия митрополита Московского, и в честь хранящейся в храме чтимой иконы Божией Матери «Споручицы грешных». Они достаточно просторны и светлы, их стены также сплошь украшены яркими фресками. Храм реставрировался в 1896 (не вполне удачно), 1949 и 1972 годах. Советские реставраторы вернули церкви её первоначальный внешний вид.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №61, 2013 г.
Начало Николо-Хамовническому храму было положено ещё в 1625 году, пока деревянному, одновременно с рождением в Москве новой государевой слободы. Само же каменное здание было заложено 21 мая 1679 года при Патриархе Иоакиме (1674-1690) и освящено 25 июня 1682 года. В 1694 году возведена трапезная с приделом во имя свт. Алексия Митрополита Московского. В середине следующего века, в 1757 году, по просьбам прихожан в северной части трапезной устроили ещё один придел во имя новоявленного святителя и Чудотворца Димитрия, митрополита Ростовского, освящённый в том же году 15 сентября.
Внешний вид Николо-Хамовнического храма говорит о том, как он прекрасен, красив и великолепен: он сверкает и играет своими красками и формами, от него веет какой-то весенней Пасхальной праздничностью ХVII столетия. Раскрашенный в своих архитектурных деталях как Пасхальное яйцо, красным и зелёным, убранный яркими изразцами, увенчанный, так любимым нашими предками, луковичным пятиглавием вместе с трапезной и, как оборками, покрытый тремя ярусами слухов шатровой колокольней. Знать, дивилась Москва на силу и красу храма, на почитание и любовь к нему прихожан; был он даже упомянут как один из красивых храмов Москвы в её рукописном описании 1797 года. Неизвестны остались имена строителей, безымянным остался чудесный труд, сохранивший в камне чистый полёт их души во славу Божию и на радость народа православного. А потом пришла беда, дикой гордыней Наполеона, жадной кровавой войной докатилась она до Москвы, пожгла и разорила святыни православные, а вместе с ними и Николо-Хамовнический храм. Но уже 4 декабря 1812 года милостью Божией и усердием прихожан воскресла духовная жизнь храма с освящением Алексиевского придела и возобновлением богослужений. 1 июня 1813 года был получен антиминс для освящения храма, а 6 июля уже произошло само освящение.
Невиданное до того дня событие произошло 5 июня 1848 года, когда состоялось перенесение в церковь иконы Божией Матери «Споручница грешних», а 5 ноября придел в честь угодника Божия святителя Димитрия Ростовского был переосвящён во имя чудотворной иконы, пребывающей и по сей день в храме Николая Чудотворца в Хамовниках. Этот чудотворный образ изначально пребывал в доме благочестивого москвича Д. Н. Бонческула и прославился чудесами и исцелениями в 1847-1848 гг. особенно во время эпидемии холеры. С тех далёких времён неустанно помогает он верующим под сводами Николо-Хамовнической церкви в тяжёлом земном пути, в борьбе с искушениями и злом, в крутых поворотах нашей истории. В настоящее время чудотворная икона в иконостасе северного (левого) придела, в особо устроенном резном киоте. Изображение Пречистой Девы Богородицы на святой иконе поясное; она держит Богомладенца, обеими ручками сжимающими Её ладонь. Исконно этот жест и в делах, и в сердцах наших означал ручательство. Исстари Её святым ликом благословляют родители детей своих на брак, и каждый вторник сегодня совершается вечерня перед чудотворным образом с чтением акафиста, составленного в 1933 году протоиереем Василием Доронкиным. Берегла и хранила чудотворная икона не только прибегающих к ней, но и храм свой, земное пристанище.
Патриарх Московский и всея Руси Тихон (1865-1925) дважды совершал Божественную литургию в Николо-Хамовническом храме по случаю праздника в честь иконы Божией Матери «Споручницы грешных» — 29 мая/11 июня 1919 года и 30 мая/12 июня 1921 года. В одном из этих богослужений святителю Тихону сослужил выдающийся архидиакон Константин Васильевич Розов. В оголтелом угаре доморощенного большевизма в 1922 году, в общей сложности на 2973 рубля в золотых; снята была и драгоценная риза с этой известной иконы и серебряный оклад с иконы Воскресения Христова. Спустя время Моссовет даже пытался закрыть храм и передать его священные своды Мосавиахиму в 1930 году; но как ни сильна иногда кажется рука человеческая, Божья сильнее — храм остался открытым.
В жуткие годы репрессий, и в тяжёлые годы Второй Мировой войны (прихожанами было собрано около 500 тясяч рублей в фонд обороны) приводил он людей ко святому причастию, даруя столь необходимые тогда душам силы для труда и покаяния. 10-13 июня 1948 году состоялось празднование 100-летия прославления Московской чудотоврной иконы Божией Матери «Споручницы грешных», в 1966 году на Рождество Христово в дар храму Святейшим Патриархом Алексием I был передан престол для центрального алтаря. 11 июня 1982 года — в день праздника в честь иконы Божией Матери «Споручницы грешных» прихожане торжественно отметили 300-летие своего родного храма.
Из брошюры: Храм святителя Николая Чудотворца в Хамовниках
Современный интерьер Николо-Хамовнической церкви — результат двух её обновлений. Первое обновление было вынужденным: в Отечественную войну 1812 г. церковь разорили французы. В ее трапезной мы можем любоваться классическими иконостасами приделов, киотами у центрального столбы и между проходов в «настоящую» церковь, созданными после победы в Отечественной войне. В середине XIX в. «реноваторы» зачем-то вторглись в главный храм: в нем заменили иконостас, а стены расписали. К работам привлекли второсортных ремесленников, изделия которых (и стенопись, и иконостас с его резьбой и иконами трех верхних ярусов) находятся в глубоком противоречии с исключительной по художественным достоинствам архитектурой храма. Но самая серьезная угроза над храмом в Хамовниках возникла в конце XIX в. В 1894 г. архитектор А. С. Каминский составил проект его реконструкции, который предусматривал увеличение высоты трапезной, с разборкой древних сводов. По закону такие проекты следовало согласовывать с Московским археологическим обществом, и оно воспользовалось правом вето. Постановление общества гласило: «так как предполагаемые переделки и перестройки исказят этот лучший архитектурный памятник древней Москвы, то в просьбе отказать и чертежи возвратить» в Московскую духовную консисторию.
Древности. Труды имп. Московского археологического общества. Т. 17. — М., 1900. С. 325