«Знамение» иконы Божией Матери в Зубове церковь (уничтожена)
Все пространство между Дашковым переулком, Зубовской улицей, Зубовской площадью и Теплым переулком раньше занимала Знаменская церковь. Первый деревянный храм был построен 1624 г. Праздник иконы Божией Матери «Знамение» был распространен на Руси в Новгороде и с XV века в Москве. Семья Романовых особо почитала Знаменскую икону, и, конечно, царю Михаилу Федоровичу импонировало, что на пути к Новодевичьему монастырю будет стоять храм, посвященный их семейной реликвии. В 1694 г. было построено каменное здание Знаменской церкви, дошедшее до XX века. Заказчик ее неизвестен, но так как церковь стояла на одной из главных дорог города и была одним из главных ориентиров на этом пути, можно предположить, что заказчиками перестройки были представители царского дома. По сведениям указателя церквей, составленного М.И. Александровским, Знаменский храм с приделом преподобного Александра Свирского был освящен в 1699 г. Наименование «в Зубове» связано с тем, что здесь находилась слобода стрелецкого полка И.Д. Зубова, фамилия которого дала также наименование соседней улице и площади. В начале XVIII века вместо деревянной была воздвигнута каменная колокольня, и весь храм освятили 24 февраля 1709 г. В XIX веке был устроен второй придел святителя Николая.
Здание храма было высоким, квадратным в плане, завершенным пятью куполами, поставленными на четырехскатную кровлю. Фасады четверика были завершены красивыми кокошниками с белокаменными раковинами в них. Кокошники отделяли от стен храма и его кровли карнизы, что вошло в моду после постройки одной из красивейших московских церквей – Николы Большой Крест. Знаменская церковь строилась по ее образцу, только в более упрощенных формах. Вместо белокаменной резьбы почти везде в украшении храма применили лекальный кирпич, что было характерно для построек более раннего времени. Возможно, это было сделано из-за дороговизны белого камня и резных работ, а возможно, из-за желания заказчика держаться старых форм в архитектуре, как противника петровских реформ. Но как результат, храм получил одни из красивейших наличников среди всех московских храмов. Шатровая колокольня, построенная в начале XVIII века, также смотрелась архаично, хотя прекрасно сочеталась со зданием храма.
В храме сохранялся иконостас, сооруженный одновременно со зданием, покрытый сложной мелкой резьбой с иконами конца XVII века. Одна из икон была более древняя – Петровский образ Божией Матери, написанный в XVI веке. На рубеже XIX и XX веков здание поновлялось снаружи, и было расписано внутри. При этом пропали белокаменные резные узоры в виде раковин в кокошниках. Раковины либо стесали, либо заштукатурили, и в кокошниках были написаны изображения святых. Сохранилась нетронутой только одна резная раковина на южном фасаде, так как перед ней стояла труба, что затруднило работу.
Храм достоял до 1929 г. почти нетронутым, из него только изъяли, как и из большинства церквей, ценную утварь и украшения. Но Наркомат почты и телеграфа в 1929 г. решил построить на этом месте телефонную станцию. Центральные государственные реставрационные мастерские пытались сохранить здание Знаменского храма, сообщая, что это одна из лучших построек Москвы. Но в 1930 г. церковь все-таки снесли, и телефонную станцию построили. Теперь вместо красивейшей Знаменской церкви стоит безликое серое здание.
Михаил Вострышев «Москва православная. Все храмы и часовни».