Хабаровск. Церковь Иннокентия, епископа Иркутского.

В 1870 году в Хабаровске на берегу реки Барри, позже переименованной в Чардымовку, была воздвигнута деревянная церковь во имя святителя Иннокентия Иркутского. Деревянная церковь простояла более четверти века, но со временем обветшала, и уже не могла отвечать потребностям населения растущего города.
В 1896 году епархиальное управление и местные городские власти приняли решение о возведении каменного храма. Церковь строилась на средства хабаровских купцов Василия Федоровича Плюснина и Петра Тимофеевича Слугина, а также на пожертвования прихожан. Проект поручили разработать военным инженерам строительного отделения при Приамурском генерал-губернаторе: полковнику В.Г. Мооро и капитану Н.Г. Быкову. Возводить храм также должны были военные. В июле 1896 года для Иннокентьевской церкви из Имана (ныне город Дальнереченск) на пароходе «Хомка» прибыл в Хабаровск колокол, пожертвованный хабаровским купцом Максимом Киселевым. Колокол весил 98 пудов 25 фунтов и был отлит в Москве.
Место для храма было выбрано не самое высокое, но такое, с которого церковь была видна издалека при приближении к Хабаровску по Амуру. Строительство каменной церкви было осуществлено за один год, 8 ноября 1898 года состоялось освящение. Среди других строений города храм выделялся не только размерами, но и силуэтом, с колокольней и пятью главками, в котором просматривались черты русских церквей XVII века.
В комплекс зданий Иннокентьевской церкви вошли дом причта и здание лечебницы Александро-Ксеньевской общины, построенное после 1893 года. При церкви бережно сохранялось кладбище, на котором покоился прах первых поселенцев поста Хабаровка, погребенных в 1859-1874 годы. Действовала церковно-приходская школа (с 1899 по 1917 гг.).
Источник

Свою историю старейшая церковь Хабаровска ведет с 1870 года, когда на склоне Военной горы, на берегу реки Чардымовки (сейчас Амурский бульвар) была поставлена деревянная церковь, освященная в честь покровителя Сибири и Дальнего Востока Иннокентия Иркутского. Через четверть века церковь обветшала и уже не вмещала всех прихожан, потому в 1896 году городские власти и епархиальное управление приняли решение о строительстве каменного храма. Основными попечителями строительства стали купцы – Андрей Федорович Плюснин, по инициативе которого и началось строительство церкви взамен ветхой и маленькой церкви Марии Магдалины, Михаил Игнатьевич Чардымов и священник Иоанн Гомзяков, воспитанник и ставленник святителя Иннокентия (Вениаминова).
Строительство Свято-Иннокетьевского храма шло всего год – с 1868 по 1869, велось оно силами войсковой постовой команды, царские врата были сделаны отцом Иоанном Гомзяковым. Кроме того, купцом Киселевым будущему храму был пожертвован отлитый в Москве колокол весом в 98 пудов 25 фунтов. 23 июня 1870 года епископ Камчатский Вениамин (Благонравов) освятил сооруженный храм во имя небесного покровителя Сибири и Дальнего Востока святителя Иннокентия Иркутского.
В 1896 году протоиерей Успенского собора Александр Протодиаконов ходатайствовал перед Благовещенской Духовной Консисторией о разрешении постройки в Хабаровске новой каменной церкви на месте деревянного Иннокентьевского храма. Разрешение Преосвященного Макария, епископа Камчатской епархии было получено, и в этом же году 5 августа был создан строительный комитет под руководством городского головы Алексея Александровича Рассушина. Закладка второго каменного храма Хабаровска прошла 22 июня 1897 года в присутствии генерал-губернатора С.М. Духовского, главного начальника края.
Проект будущего храма был разработан инженером-полковником В.Г. Мооро совместно с капитаном Н.Г. Быковым. Мооро – автор многих красивейших зданий Владивостока и Хабаровска. Строили церковь силами солдат местного гарнизона в очень короткие сроки – за теплые месяцы 1898 года здание было возведено под крышу, к осени выстроили колокольню и пятиглавие куполов, в октябре установили колокольню из 12 колоколов. Роспись выполнялась, по некоторым данным, на средства четы Пьянковых при участии первого хабаровского художника, выпускника Санкт-Петербургской Академии Художеств С.А. Казаринова. Иконостас и церковную утварь перенесли из старой церкви.
8 ноября 1898 года, в день Собора Архистратига Михаила, состоялось торжественное освящение Градо-Хабаровской Свято-Иннокентьевской церкви, совершенное протоиереем Александром Протодиаконовым в сослужении с настоятелем освящаемого собора протоиереем Харлампием Петрологиновым и всем причтом. Стоящая на невысокой горе, окруженная одно- и двухэтажными постройками, эта пятиглавая церковь была прекрасная видна из всех районов города. Изящный силуэт был выполнен в стиле церквей XVII века, а шатровая восьмигранная колокольня придавала особенный выразительный вид со стороны Амура.
К Иннокентьевской церкви был причислены штаб Приамурского военного округа с командой, Топографический отдел, местный лазарет, Управление воинского начальника с командой, вещевой и аптечный склад. В комплекс зданий Иннокентьевской церкви вошли дом причта и здание лечебницы Александро-Ксеньевской общины, построенное после 1893 года. При церкви бережно сохранялось кладбище, на котором покоился прах первых поселенцев поста Хабаровка, погребенных в 1859-1874 годы. Действовала церковно-приходская школа (с 1899 по 1917 годы).
В таком виде здание Иннокентьевской церкви просуществовало чуть более 30 лет. Последнему настоятелю Свято-Иннокентьевского храма до его закрытия, иерею Виктору Козловскому и дьякону Иоанну Михайлову, несмотря на огромные трудности, удавалось вести службы и во время революционных событий, и в период Гражданской войны. Но в 1930 году здание Иннокентьевского храма вместе со всем имуществом было отдано обновленцами, а в 1931 году появилось их заявление в Постоянную культовую комиссию с просьбой получить Михаило-Архангельскую церковь взамен Свято-Иннокентьевской. Просьбу, конечно же, удовлетворили и Постановлением Президиума Далькрайисполкома за № 800 от 31 июня 1931 года Иннокентьевскую церковь ликвидировали, здание передали в ведение горсовета. Долгие десятилетия храм пребывал в оскверненном виде. В 1933 году здание передали в Государственный фонд и в декабре 1934 года продали Управлению комендатуры Пограничного военного округа. Управление разместило здесь телеграфно-телефонную мастерскую, и с этого момента началось разрушение первоначального облика храма. Наибольший урон зданию был нанесен при перепланировке под планетарий, проведенный в 1964-м.
Возрождение храма началось в 1991 году. В октябре 1992 года возвратили здание, в 1993 году возобновилась просветительская деятельность. Реконструкция храма шла под руководством Епископа Марка и при активном участии губернатора Хабаровского края В.И. Ишаева. Возглавил работы заслуженный архитектор России, профессор Н.П. Крадин. анализ сохранившихся частей здания и дореволюционных фотографий позволил ему воссоздать церковь в ее историческом виде. После передачи здания к работе приступили реставраторы, ведущим инженером реставрационных работ стал Ю.Н. Кривопуск. Деятельная реставрация началась с 1995 года, когда работы под свое попечительство и контроль взяли краевые власти и лично губернатор Хабаровского края В.И. Ишаев. Появились у храма благодетели среди предпринимателей, не оставляющие своим вниманием и попечением работы, предоставлявшие бесплатно тяжелую технику, строительные материалы.
В октябре 1998 года, ровно сто лет спустя после освящения построенной Иннокентьевской церкви, произошло ее второе рождение – на храме были установлены золоченые купола с крестами. Храм святителя Иннокентия Иркутского встретил свое столетие в 1998 году сиянием куполов. Стены покрывали новые росписи, выполненные по благословению владыки Марка группой хабаровских художников по эскизам и под руководством В. Евтушенко. Весной 1999 года стараниями В.Г. Фукалова на звоннице появились двенадцать колоколов.
Композиция церкви имела большое сходство с русскими культовыми постройками XVII века, на что указывает план церкви с осевым симметричным построением разных ее частей. С восточной стороны к храму примыкает пятигранная, с двумя невысокими приделами апсида, а с западной – трапезная почти одинаковой с храмовым объемом ширины и восьмигранная шатровая колокольня. Кирпичные стены здания поставлены на ленточном фундаменте из бутового камня. Колокольня, трапезная и апсида имеют общую высоту и подчеркнуты карнизом. Восточный фасад церкви выделяется объемом пятигранной апсиды, сильно выступающий из плоскости фасада. Южный и северный приделы апсиды меньше по высоте. Они создают иллюзию трехгранного выступа. На всех трех гранях апсиды – крупные арочные окна. Особую выразительность церковь имела со стороны Амура, откуда воспринимался ее западный фасад с шатровой восьмигранной колокольней. Колокольня церкви – ее главный композиционный акцент. Вместе с пятиглавием и колокольней церковь имела выразительную архитектуру и запоминающийся силуэт. Внутренние убранство храма выполнено хабаровскими художниками под руководством В. Евтушенко в каноническом стиле XVII века. В резном деревянном иконостасе храма помещены иконы святителей Иннокентия Иркутского, Иннокентия Московского, Преподобных Серафима Саровского и Сергия Радонежского.
Тщательный анализ остатков церковного здания и имеющихся фотоматериалов с изображением ее первоначального вида позволил выполнить проект реконструкции с большой долей достоверности. Именно это позволило воссоздать Иннокентьевскую церковь в ее первоначальном виде. 
20 мая 2000 года во время своего визита церковь святителя Иннокентия Иркутского посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

История храма

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?