ГЖЕЛЬСКИЙ СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ ХРАМ В НОВОХАРИТОНОВЕ

ГЖЕЛЬСКИЙ СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ ХРАМ В НОВОХАРИТОНОВЕ

У пересечения Егорьевского шоссе с речкой Доркой стоит изящная церковь, построенная в стиле модерн в 1913 году по проекту архитектора Б. М. Великовского. Этот храм был возведен на средства фарфорозаводчика Ивана Емельяновича Кузнецова на родине его предков в Новохаритонове. В Гжельской волости до революции жили православные и старообрядцы разных направлений. Это конфессиональное разнообразие отразилось и в судьбе Новохаритоновской церкви.
В 1761 году в деревне Новохаритоново Гжельской волости родился основатель знаменитой династии русских фарфорозаводчиков Яков Васильевич Кузнецов. Сначала он зарабатывал кузнечным делом, о чем говорило и его прозвище, но примерно с 1810 года занялся производством посуды для местных трактиров и изделий из глины.

Наибольшего расцвета керамическое производство Кузнецовых достигло во второй половине XIX столетия при правнуке основателя династии Матвее Сидоровиче Кузнецове. Он владел предприятиями в Риге, Тверской, Владимирской и Калужской губерниях, однако не терял связи с подмосковной родиной. В трех километрах от Новохаритоново на Коптевском старообрядческом кладбище были похоронены отец, родная сестра и другие родственники Матвея Сидоровича.

Коптевское кладбище. «При сем кресте полагается род Сидора Терентьевича Кузнецова»
Другой представитель династии Иван Емельянович Кузнецов был Санкт-Петербургским купцом 1-й гильдии, владел четырьмя фарфоровыми фабриками в Новгородской губернии. В конце жизни он пожелал быть похороненным в родном Новохаритонове. Для этого он решил построить старообрядческую церковь со склепом-усыпальницей. Зимой 1910 года Иван Емельянович получил разрешение от Московского губернского правления учредить старообрядческую общину во имя великомученика Георгия Победоносца.

В том же году Иван Емельянович заказал архитектору Борису Михайловичу Великовскому проект ансамбля, состоящего из каменной церкви, деревянного «хозяйского дома» и богадельни. Великовский ранее уже выполнял два заказа И. Е. Кузнецова: проектировал здание фарфоровой фабрики в Чудово Новгородской области и доходный дом на Мясницкой улице в Москве. До революции Великовский строил особняки, доходные дома и промышленные корпуса, а в 1927 году возглавил проектирование здания Госторга в Москве в стиле конструктивизм. Новохаритоновский храм стал единственной церковной постройкой в творческой биографии Великовского.

В 1910 году на месте будущей Георгиевской церкви был заложен первый камень, однако из-за финансовых трудностей строительство затянулось. В 1913 году уездные чиновники инспектировали состояние Новохаритоновской общины и пришли к выводу, что та существует лишь на бумаге: на деле все еще не имеет ни действующего храма, ни моленной, ни наставника, не ведет записей в метрических книгах. Кузнецова даже обвинили в создании фиктивной общины. Только спустя три года после закладки Георгиевская церковь, наконец, была построена.

Изящный храм с шатровым завершением и стрельчатыми кокошниками возведен из кирпича и покрыт двойной бетонной оболочкой. Облик церкви сдержан и суров: лишь имитация древнего каменного орнамента украшает западное крыльцо церкви. Колокольня намеренно поставлена асимметрично к основному объему храма и по высоте ниже центрального шатра.

По преданию, на тверской фабрике двоюродного брата храмоздателя Матвея Сидоровича Кузнецова был изготовлен эмалевый иконостас специально для храма в Новохаритонове. Говорят, он был точной копией кузнецовского иконостаса, который в 1900 году получил приз на Всемирной выставке в Париже, а позже был установлен в православной церкви святого Владимира в курортном городе Мариенбад. Иконостас в подмосковном Новохаритонове, к сожалению, был утрачен в советские годы, а его предполагаемый прототип до сих пор сохранился в церкви в чешском городке Марианские Лазни — бывшем Мариенбаде.

Служащий кузнецовской фабрики Адриан Леонтьевич Корсаков вспоминал, что с открытием Георгиевской церкви была связана печальная история. Торжественное открытие всего комплекса в Новохаритонове вместе с богадельней и жилым хозяйским домом наметили на май 1914 года и приурочили к престольному празднику — памяти Георгия Победоносца. В тот май выдалась холодная и ветреная погода. За неделю до торжества распорядитель приехал в Новохаритоново, но подготовкой заняться так и не смог: сильно простудился, заболел воспалением легких и через несколько месяцев скончался.

Георгиевская церковь в Новохаритонове действовала с 1914 по 1929 год. Известны имена трех старообрядческих священников, которые служили здесь в этот период. 27 октября 1914 года на собрании Новохаритоновской общины избрали священника Петра Ивановича Плевина, родившегося в Диево-Городищенской волости Ярославской губернии. Отцу Петру на тот момент было тридцать лет, семьи он не имел.

С 1922 по 1929 годы настоятелем Георгиевского храма был отец Мартиниан Салин. Он родился в 1892 году в семье старообрядческого священника в соседнем селе Игнатьево. Мартиниан Салин принял сан по рекомендации духовника протоиерея Льва из гуслицкого неокружнического селения Молоково. Отец Мартиниан пережил две ссылки в Казахстан, в военные годы скрывался от властей, исполняя требы нелегально. Последние годы священник жил в подмосковном поселке Родники, где и скончался 21 мая 1977 года в возрасте 85 лет.

После первой ссылки отца Мартиниана Салина приход в Новохаритонове остался без священника, и чтобы храм не закрыли, верующие попросили занять вакантное место уроженца соседней деревни Турыгино Якова Алексеевича Межуева. Прослужил в Новохаритонове он, по-видимому, не долго, так как в 1929 году храм все-таки закрыли. В помещении церкви в дальнейшем были керосиновая лавка, мебельный склад. В 1988-1989 годы внешний вид храма был частично восстановлен руководством «Объединения Гжель», которое планировало разместить здесь музей истории керамического промысла.

В начале 1990-х годов церковь была передана общине старообрядцев Русской Древлеправославной Церкви, приемлющих новозыбковскую иерархию. Первым настоятелем стал протоиерей Василий Пчелинцев, который до этого служил в Покровском храме на Новокузнецкой улице в Москве. Таким образом, Георгиевский храм в Новохаритонове после восстановления передали другому старообрядческому согласию. Однако конфессиональная принадлежность храма до его закрытия в 1929 году также вызывает вопросы из-за разнородности старообрядческих общин в историческом регионе Гжели.

Корреспондент старообрядческого журнала «Слово Церкви» А. Морозов написал в 1916 году заметку об этой местной особенности религиозной жизни. В трех соседних гжельских деревнях он обнаружил три отдельных неокружнических толка: во Фрязеве — даниловцев, в Кузяеве — иосифовцев, в Новохаритонове (Новой Деревне) — иовцев. Вот что он писал: «Проезжая в г. Бронницы по тракту: Фрязево — Бронницы, мне по пути пришлось посетить три старообрядческих прихода и во всех этих приходах последуют за тремя раздорствующими с Церковью и между собою епископами… В Новой Деревне, во владении Кузнецовых, построен благолепный храм с большим вкусом. Священник тоже приличный. Но как жаль, что здешние старообрядцы так враждебны одни к другим и не единствуют с нашей св. Христовой Церковью!»

Еще большая путаница с определением изначальной конфессиональной принадлежности церкви в Новохаритонове возникает при знакомстве с документами. Новохаритоновская община в самом начале избрала попечителем и распорядителем имущества Ивана Емельяновича Кузнецова. В документе есть оговорка, что в случае смерти попечителя и его наследников, имущество общины должно было бы перейти Рогожскому кладбищу в Москве. То есть речь шла об известном духовном центре старообрядцев «рогожских окружников», а не об одном из направлений неокружников, которое упоминалось в статье 1916 года.

После того как церковь в Новохаритонове закрыли, прихожане стали искать другое молитвенное здание. Видимо, общая беда в годы гонений смягчила противоречия между разными толками староверов и даже между ними и православной «господствующей» Церковью. В начале 1930 года некогда «раздорствующие» старообрядцы из Новохаритонова и соседнего Кузяева обратились к священнику обычного православного прихода села Игнатьева, где было две церкви. Священник «никонианин» передал старообрядцам в пользование старую кладбищенскую Игнатьевскую церковь, где они и молились некоторое время в 1920-е и начале 1930-х годов. К сожалению, эта церковь в Игнатьеве, на время примирившая верующих разных толков, была сломана в 1957 году, а подмосковные неокружнические общины окончательно распались в советские годы.

Автор: Антон Саков
Источник: www.blagovest-info.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?