Гжель — сказочная страна голубых роз и синих птиц.
Гжель — это традиционный русский промысел, особый вид росписи по керамике. Для создания гжели, как правило, используют белые и синие краски.
Изначально Гжелью называлась деревня недалеко от Москвы. Впервые это название появилось в списке владений князя Ивана Калиты в XIV веке.
Считается, что слово «гжель» произошло от глагола «жечь». В деревне Гжель с древности занимались гончарным искусством. Здесь создавали разные глиняные изделия, лепили и обжигали керамическую посуду и фигурки. А когда крестьяне, братья Куликовы, раскопали белую глину, — перешли на фарфор.
Со временем Гжелью стали называть не одну деревню, а сразу несколько — «гжельский куст», который объединил около тридцати населенных пунктов: Трошкóво, Глебово, Фенино, Речúцы, Ново-Харитоново, Турыгино, Бахтеево, Меткомелино, Володино, Жирово, Игнатьево, Карпово, Кузяево, Коломино… В Российской империи их включили в Гжельскую волость.
Гжельская волость в к.18в. в одной из ревизских сказок описывалась так: «Земля песчаная, хлеб посредственный, покосы худшие, лес дровяной, крестьяне на оброке промысел имеют деланием разных сортов посуды и сервизов…»
В конце XVII века по указу царя Алексея Михайловича в Гжели стали делать аптекарские и алхимические сосуды по государственным заказам. А в 1740-х химик Дмитрий Виноградов создал из местной глины первые русские фарфоровые изделия.
Бело-голубая роспись появилась на гжельских предприятиях в начале XIX века. Раньше местные изделия расписывали разноцветными красками, но в 1800-х годах технология изменилась. На гжельских мануфактурах стали производить фаянсовые изделия. Для новой продукции использовали другую глазурь и технику обжига. Расписывать посуду и статуэтки решили кобальтом — синей краской, которая легко переносила высокие температуры.
Фаянсовые изделия с синей росписью экспортировали в страны Ближнего Востока и Средней Азии. В это время гжельскую посуду называли «лучшею из всех делаемых в России сего рода посуд». Еще в Гжели создавали скульптуры, предметы интерьера, рукомойники и подсвечники. Все предметы лепили и расписывали только вручную. Изделия мастера обычно украшали растительными орнаментами и рисунками цветов.
В XIX веке в деревнях «гжельского куста» возникли многочисленные фарфоровые предприятия — заводы Кузнецовых, братьев Барминых, Сазоновых, братьев Храпуновых-Новых, братьев Акулиных, братьев Дунашовых, братьев Тереховых и Киселёвых… Посуду на них производили на новом оборудовании большими партиями. Из-за этого почти все небольшие ремесленные мастерские закрылись.
После Октябрьской революции, в 1918-1919 гг., в Гжельском керамическом районе были национализированы все фабрики и мануфактуры. Из них 7 наиболее крупных и хорошо оснащенных — стали государственными заводами.
Вновь народный промысел начал развиваться только в советское время. Тогда в Гжели открылся специализированный керамический техникум. В 1933 г. основали Гжельский керамический завод в д. Турыгино. Сюда пришли работать и возрождать промысел учёный-искусствовед Александр Салтыков и художница Наталья Бессарабова.
Смотрим: синие птицы на тарелках, голубые цветы на чайных парах… Что ни картинка, то загляденье. Главным секретом гжельской росписи можно считать мазок. Секреты известной росписи собраны в «Азбуке мазков». Благодарить за её появление можно ученого-керамиста, искусствоведа Александра Салтыкова. Он вместе с живописцами Гжели разработал методику художественной росписи, собрал опыт поколений под одной обложкой.
Сегодня в Гжели действует сразу несколько предприятий, где производят не только посуду и статуэтки, но и керамическую плитку, часы, люстры и даже телефонные аппараты.
#фарфор@word_is_part_of_soul #гжель@word_is_part_of_soul #народныепромыслы@word_is_part_of_soul
#русскийстиль@word_is_part_of_soul