Гвоздно (Наумовщина). Церковь Космы и Дамиана.

Погост Гвоздна находится в 250 верстах от Петербурга и в 70 от Гдова. Название это усвоено ему со времени существования здесь церкви, т. е. с 1728 г., от выделываемых здесь деревянных гвоздей, которые употреблялись при постройке барок. А прежде был в актах Спасо-Елеазаровского монастыря (Псковские губерн. ведом. 1860 г.), он назывался Гвоздинскою губою Кобыльского уезда.
Первая здешняя церковь устроена в 1728 г., с благословения Феофана Прокоповича, во имя св. Космы и Дамиана. Она была деревянная; о двух куполах, снаружи обшита досками и окрашена темно-желтой краской; внутри обита холстом и окрашена белой краской. В 8 окнах железные решетки. В иконостасе в 3 яруса были иконы частью древние, частью вновь написанные в 1826 г. В 1824 г. церковь исправлена, а в 1876 г. – по ветхости сломана.
Вместо этой церкви, выстроен по плану архитектора Калитовича в 1863 г. каменный теплый храм во имя тех же святых, о 5-ти куполах и освящен 2 июля. В нем 12 окон с железными решетками и двойными рамами. Длина храма 11,5 саж., ширина 5,5 саж. Внутри храм оштукатурен и выбелен, храм окружает каменная ограда. В дубовом, в 2 яруса, иконостасе иконы написаны художником Михаилом Ивановичем Чернышовым. Антиминс освящен митр. Исидором и подписан 27 окт. 1862 г.
Храм устроен на деньги, собранные в Петербурге, в числе 1 790 руб. Графиня Голенищева-Кутузова Мария Павловна и баронесса Корф пожертвовали 250 000 кирпичей, 300 дерев строевого леса и рабочих до 30 человек. Крестьяне, кроме подвоза материалов, собрали деньги до 1100 руб. и 300 дерев…
В церкви находятся 2 плана на землю. Один в 18 десятин 2092 кв. саж. – около церкви, другой — на два участка в 16 и 5 десятин. Последний участок значится в плане баронессы Корф и в 1842 г. передан причту. Метрические книги имеются с 1817 г.
«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии», выпуск 10. С.-Петербург, типография Департамента Уделов (Моховая, №36), 1885 г.

Первая церковь во имя Козьмы и Дамиана была построена в Гвоздно с благословения Феофана Прокоповича в 1728 году. Она представляла собой деревянный двухкупольный храм, снаружи обшитый досками, внутри обитый холстом и окрашенный белой краской. В XIX веке церковь обветшала и была сломана. В 1858 году в Гвоздно, которое со времени строительства здесь первого храма и устройства около него кладбища в официальных документах стало именоваться погостом, было начато возведение новой каменной пятикупольной однопрестольной церкви. Храм возводился по проекту архитектора Калитовича и был освящен 2 июля 1863 года. Длина постройки равнялась 11,5 саж., ширина 5,5 саж. Территория вокруг храма была обнесена каменной оградой.
Храм возводился на денежные пожертвования, собранные в Петербурге. Кроме того, для строительства храма Мария Павловна Корф, дочь бывшего петербургского военного генерал-губернатора Павла Васильевича Голенищева-Кутузова, пожертвовала 250 тыс. кирпичей, 300 дерев строевого леса и около 30 рабочих. До 1843 года причт церкви Козьмы и Дамиана в погосте Гвоздно составляли священник и два причетника. В 1843 году была прибавлена просвирня. В 1877 году за счет церкви и прихожан при храме была построена сторожка и дом для проживания священника. К 1880 годам под церковью, кладбищами и усадьбой притча находилось 4 десятины земли. К 1880 годам храм в общей сложности владел 40 десятинами земли. 8 октября 1908 года в храме произошел пожар, «погибла вся утварь церковная, полный звон, своды и все главы». Тогда же председатель и члены строительной комиссии по восстановлению храма обратились к императору Николаю II с просьбой о выделении пособия на ремонт церкви. В 1909 году петербургским епархиальным архитектором Аплаксиным А.П. был составлен проект реконструкции храма. 8 октября 1912 года восстановленный храм был освящен. По-видимому, в новой постройке был использован фундамент и часть стен сгоревшего каменного храма. В ходе реконструкции объемная композиция храма была обогащена пристройкой трехъярусной каменной колокольни и часовни. Храм получил новое завершение и фасадную отделку в «ново-русском» стиле.
Храм оставался действующим до начала 1960-х годов. В 1961 году его закрыли. Вся церковная утварь была вывезена в Псков. Здание использовалось колхозом под мастерские для ремонта тракторов, позднее – как склад удобрений. В 1999 году была зарегистрирована церковная община и начаты мероприятия по восстановлению храма. 14 июля 2003 года была отслужена первая Божественная литургия. У алтарной стены храма сохраняются захоронения. Из надгробий сохранилось одно, стоявшее ранее на могиле М.П. Корф (урожденной Голенищевой-Кутузовой), умершей в 1877 году. Надгробие перемещено с места захоронения и установлено на новом месте к северу от алтаря.
Церковь Косьмы и Дамиана — бесстолпный, одноапсидный, пятиглавый храм с шатровым завершением центрального светового барабана, вытянутый по оси восток-запад. Объемно-пространственная структура храма представляет собой основной приподнятый кубический объем четверика, шатер с главой центрального барабана, четыре малых на углах четверика придают общей объемной композиции характер пирамиды, стремящейся к вертикализму. С востока к основному объему примыкает дважды пониженный объем апсиды (восточная стена ее с предалтарной частью покрыта своей кровлей, имеющей килевидное завершение), покрытой волнистой кровлей. С запада к четверику примыкает пониженный объем трапезной с трехскатной кровлей, к последнему притвор с массивным ярусом колокольни, возвышающейся над объемом трапезной и уравновешивающей вознесшуюся ввысь шатровую кровлю барабана четверика. К южному фасаду апсиды примыкает часовня с крыльцом, прямоугольная в плане. Ее объем чуть возвышается над фасадом апсиды. Она покрыта по типу крещатых бочек восьмискатной волнистой кровлей, увенчанной шатриком с луковичной главкой и перехватом. Фасады ее имеют килевидное завершение. Аналогичное завершение у западного фасада двухстолпного крыльца часовни.
Декор фасада сложен: представляет собой смешение элементов декора древнерусской архитектуры с новыми деталями, характерными для новорусского стиля и модерна. Оформление южного и северного фасадов четверика происходит от трехчастных членений фасадов архитектуры средневековья с той лишь разницей, что здесь средние лопатки как бы обрублены. Боковые лопатки соединяются со средними короткими ползучими арками, последние соединяются между собой полуциркульныой аркой. Центральная часть фасада завершается килевидной лопастью с бегунцом в средней части. Фасады прорезаны узкими оконными проемами, подчеркивающими вертикальный характер всей объемной композиции. Средний оконный проем значительно больше двух боковых, под ним в углублении спаренные малые оконные проемы. На северном фасаде они исчезли: на их месте проломан большой дверной проем при приспособлении колхозом церкви под гараж. Над центарльными окнами — металлические козырьки, по бокам которых и внизу — квадртаные нишки.
Насыщен и сложен декор барабанов четверика. Центральный световой барабан имеет восемь граней. Грани, расположенные по странам света, имеют световые узкие оконные проемы с арочными перемычками, остальные грани с ложными окнами. Каждая грань имеет по бокам лопатки, которые соединяются между собой аркой, образуя рамки. Завершаются грани килевидными лопастями. Каждая грань шатра в совем основании имеет декоративный кокошник с ложным окном и с аналогичным граням барабана оформлением, только меньшим по размерам. Соединяясь между собой, эти кокошники образуют декоратвиный пояс. Восьмигранный шатер несет на себе круглый барабан с главою луковичной формы с металлическим крестом. Под отливом главы на барабане аркатурный пояс. Малые декоративные восьмигранные барабаны в основаниях имеют постаменты квадратные в плане углы четвериков перекрыты у переходов к восьмерику двухскатными кровельками. Каждый малый барабан украшен четырьмя ложными окнами, расположенным по странам света. Над окнами и по всем граням проходит аркатурный поясок ввиде полочки. Завершают грани килевидные лопасти, покрытые металлической кровлей. Верхняя часть этих барабанов круглая в плане, завершается выступающим аркатурным поясом. Главы с перехватами венчаются металлиическими узорчатыми крестами, в основаниях которых яблоко. Кровли глав металлические. По верху всех фасадов четверика проходит профилированный карниз. Фасады трапезной (южный и северный) завершает такой же профилированный карниз. На каждом фасаде по два окна. Нижнее узкое с наличником и верхнее широкое с арочной перемычкой, со столбиками по бокам по бокам. Боковые лопатки, сверху выступающая полоса, снизу цоколь — образуют на этих фасадах рамки.
В ином ключе решен сильно развитый западный фасад притвора. Его средняя выступающая часть с перспективным порталом является основанием колокольни. По бокам с юго и севера примыкают несимметричные части притвора. Правая меньшая часть, в первом этаже имеет полуциркульное окно, разделенное напополам широким простенком. Во втором этаже малое окно с арочной перемычкой. Верхняя часть фасада чуть выступает, повторяя уклон односкатной кровли и арочную перемычку окна. Сбоку фасада эта часть опускается обрубленной лопаткой, под которой три квадартных нишки в одном ряду. Северная часть западного фасада в первом этаже имеет такое же окно, как и на южном фасаде ( в первом этаже). Окно второго этажа с арочной перемычкой имеет наклонное основание, повторяющее уклон косоура лестницы. Этот фасад является фасадом лестничной клетки, а также часовни, примыкающей к притвору с севера, он завершается килевидной лопастью. На части фасада часовни ниша с козырьком для иконы.
Центральная часть с перспективным порталом представляет собой фасад трехъярусной колокольни. Над порталом три окна: среднее с арочным проемом и по бокам с четверть-циркульными перемычками (аналогичные по формам окнам первого этажа). Массивный ярус звона имеет четыре квадратных в плане постамента под бочкообразные столбы, несущие на себе арки и килевидные завершения фасадов яруса звона, покрытого по типу крещатых бочек, несущих декоратвиный, курглый в плане барабан с горизонтальным валиком и аркатурным пояском. Глава металлическая шлемовидной формы с крестом. Кровли колокольни и притвора металлические. В многосложной кровле колокольни часть с восточным и западным фасадоами повышена относительно южного и северного. На западном фасаде над арочным проемом звона крест, выложенный из кирпича и вписанный в круг. По бокам над столбоами маленькие квадратные нишки. Кровля крыльца-часовни имеет аналогичное колокольне покрытие с той лишь разницей, что венчает ее восьмигранный декоративный барабан с шатром (крест сбит). Интерьеры четверика, трапезной и алтаря в отличие от экстерьеров просты и не имеют декора, но здесь чувствуется стремление к эстетизации основных конструкций. Так, четыре подпружные арки, несущие купол, а также образующая последнего имеют эллипсовидную форму, что подчеркивает и внутри церкви стремление к вертикализму. Южная стена четверика имеет два оконных проема, северная — большой растесанный дверной проем на месте оконных проемов. Предалтарная стена с тремя арочными дверными проемами: средний большой и по бокам малые. Два проема заложены кирпичом, один забит досками. В алтаре выступает трехгранная апсида, в двух боковых гранях которой оконные проемы, в южной стене — дверной, ведущий в часовню.
Центральная часть алтаря перекрыта коробовым сводом, сопрягающимся с трехгранным сомкнутым сводом перекрытия апсиды. Центральный коробовый свод опирается на две подпружные арки, между ними и стенами алтаря (южной и северной) — ползучие своды. В трапезной на южной и северной стенах по одному оконному проему, в западной стене дверной арочный проем. Перекрытия над трапезной и над хорами — кирпичные сводчатые по металлическим балкам. На хорах металлическое узорчатое ограждение с поручнем. Дверной арочный проем ведет во второй ярус колокольни. В первом этаже притвора с южной стороны — палатка, с северной — лестница, ведущая на второй ярус колокольни. Перекрытия помещений притвора и первого яруса колокольни кирпичные сводчатые по металлиииическим балкам. Перекрытие яруса звона и южной часовни — крестовые своды. По всему периметру здания каменный цоколь, выступающий на 8-10 см. Все фасады оштукатурены и побелены. Материал — кирпич. Основные габариты: 29 х 12 м. Внутренне убранство церкви не сохранилось.
Церковь начала XX в. по своим формам относится к новорусскому стилю и представляет художественный и исторический интерес. В архитектрном наследии земли Псковской она является самым значительным памятником этого периода.
http://pskovgrad.ru/pskovskaja_oblast/gdovskijj_rn/41377-cerkov-kosmy-i-damiana.html

Церковь Космы и Дамиана в селе Гвоздно Гдовского уезда (1909 – 1912) — прямая предшественница еще одной работы А.П.Аплаксина — церкви Петра Митрополита Творожковского подворья в Санкт-Петербурге (1910-1913). Этот храм, находящийся ныне на территории Псковской области, несмотря на серьезные утраты, является на сегодняшний день одним из немногих сохранившихся его произведений, однако по причине удаленности и труднодоступности остается почти не известным.
Решение храма в Гвоздно обнаруживает влияние В.А.Покровского в достаточно явном виде. Щипцы и кокошники еще не приобрели резкой ломаной формы и близко повторяют аналогичные детали Петропавловской церкви на Шлиссельбургских пороховых заводах (1904-1907). Кроме того, на боковых фасадах присутствуют стилизованные лопасти с обрывающимися лопатками – декоративный прием, впервые использованный Покровским сразу в нескольких ранних произведениях и затем повторенный в ряде других храмов начала ХХ века. Звонница гвоздненской церкви по очертаниям оказывается ближе боковым крыльцам церкви на пороховых заводах.
Проектируя храм в Гвоздно, Аплаксин был скован необходимостью частично использовать фундаменты и стены прежнего здания 1863 – 1865 годов, сгоревшего в 1908 году. В изменении первоначальной композиции заметно стремление замаскировать симметричность с помощью введения в ее состав северо-западного крыльца с лестницей на колокольню и хоры, а также часовни (усыпальницы или ризницы) на юго-восточном углу. Асимметрична и декоративная разработка западного фасада: оконные проемы различной формы, огибающие их тяги, ниши-киоты. Композиции из трех окон под ярусом звона (своеобразный трифолий) и двух «половинчатых» окон по бокам входного портала выдают еще два произведения, повлиявших на замысел Аплаксина – проект церкви в Кашине В.А.Покровского и О.Р.Мунца (вариант с ярусами кокошников) и церковь Алексея человека Божия на Петроградской стороне Г.Д.Гримма (1906 – 1911). Об этом говорят откос, удлиняющий центральный проем трифолия, заимствованный из проекта для Кашина, и присутствующие в первоначальном проекте навесы над сдвоенными окнами, а также общая грубоватая пластика здания, родственные сооружению Гримма.
Проект церкви в Гвоздно был реализован в несколько упрощенном варианте. Это отмечается и в акте осмотра законченной постройки, составленной архитектором П.П.Соколовым 21 июля 1912 г.
По материалам статьи: Слезкин А.В. Произведения архитектора А.П. Аплаксина в контексте храмостроения неорусского стиля // Архитектурное наследство. Вып. 50. М., 2009. С. 362 – 379.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?