Густыня. Троицкий Густынский монастырь.

Начало Густынского монастыря было положено в 1600г. Основателем монастыря был иеросхимонах Иоасаф, который испросив благословение игумена Афанасия и взяв с собою двух иноков, иеромонаха Евфимия и монаха Геннадия, удалился в Заднепровскую сторону для отыскания места, удобного к основанию монастыря. Осмотрев разные местности по берегам реки Удая, Иоасаф остановил свой взор на острове Густынь, который представлял собой наилучшее место для монастырского иноческого жития. Иоасаф со своими учениками поселился на острове и вскоре на остров к Иоасафу начали собираться люди, селившиеся близ Иоасафа «ради монашеского жития и спасения». Благодаря усердию и посильным жертвам окрестных жителей, Иоасаф в 1614 году соорудил малую деревянную церковь в честь Пресвятой Живоначальной Троицы. Так как к этому времени около Иоасафа собралось достаточное количество братии, то братия пожелала иметь над собою настоятеля, которым и стал единодушно избранный старец Иоасаф.
Новосозданная обитель во многом нуждалась, но Иоасаф был уже стар и устройство монастыря было не по старческим силам настоятелю. Поэтому в помощь себе он избрал известного ему по уму и благочестию Исаию Копинского, игумена и настоятеля Антониевых, при Киево-Печерской Лавре, пещер, желая иметь его преемником по управлению Густынским монастырем. Исаия принял приглашение Иоасафа и с благословения архимандрита Лавры прибыл в Густынь. Обозрев и одобрив выбранное место для монастыря, Исаия испросил право на владение островом Густынью, находившимся в то время во владении князей Вишневецких. Князь охотно исполнил просьбу Исаии и Иоасафа и дал им в 1615 году грамоту на владение островом Густынью и другими местностями с находившимися в них пахотными землями, лесами, прудами и другими угодьями. По смерти князя Михаила Вишневецкого, последовавшей в 1615 году, грамота эта была подтверждена супругою его, княгиней Раиной (Ириной) Могилянской.
По получению грамоты, Исаия приступил к строительству монастыря. Он построил несколько новых зданий, а при трапезе соорудил теплую в честь Успения Богоматери церковь с приделом при ней в честь Рождества Богородицы. Исаия, заботясь о благоустройстве Густынского монастыря, в то же время созидал и устраивал два скита: Ладынский в 1616 году и Мгарский или Лубенский в 1619 году. Скиты эти принадлежали Густынскому монастырю и от него получали все необходимое для своего существования. С течением времени они отошли от ведения ими Густынского монастыря и были обращены в самостоятельные обители.
Случившиеся в 1625 и 1636 годах пожары истребили почти все здания в монастыре. Но благодаря помощи Божией, монастырь вскоре же после пожаров вновь восстанавливался.
В 1639 году обитель посетил Киевский митрополит Петр Могила. Им был назначен новый игумен Илия Торский. Митрополит осмотрел весь монастырь и поставил крест, назначив на этом месте строить новую великую и прекрасную церковь. В 1641 году эта церковь была заложена и через три года освящена во имя Святой Живоначальной Троицы. При игумене Авксентии случился третий пожар в 1671 году, истребивший Троицкую церковь, колокольню, келии и другие постройки. Уцелели лишь Успенская трапезная церковь и церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, находившаяся в башне и построенная в промежуток времени с 1641 по 1671 год, и несколько келий. Вскоре приступили к возобновлению монастыря. В 1672 году была построена новая колокольня, одна башня, несколько келий.
В 1674 году приступили к построению большой Троицкой церкви. Эта церковь построена гетманом Иваном Самойловичем на собственные средства. Она каменная, пятиглавая, и существует до настоящего времени, служа памятником усердия благочестивого гетмана и образцом зодчества старинных малороссийских храмов. В 1675 году 23 мая, в день Сошествия Святого Духа, этот храм был освящен во имя Пресвятой Живоначальной Троицы архиепископом Черниговским Лазарем (Барановичем), который при этом освящении рукоположил в сан иеромонаха пребывавшего в Густынской обители и украшавшего Густынь трудами и подвигами иеродиакона Димитрия, впоследствии славного светильника Российской церкви и причисленного к лику святых, митрополита Ростовского.
Троицкая церковь стоит на телах невинных мучеников. Об этом факте Густынская летопись в общих чертах рассказа повествует следующее. В одном из нападений на Малороссию врагов ее, все жители Украины, спасаясь от преследований неприятелей, разбегались из своих домов и укрывались в лесах. Вблизи Густынской обители враги убили троих младенцев и тела их бросили в поле около монастыря. Трупы младенцев лежали три дня и три ночи, и ни зверь их не тронул, ни мороз не сковал их членов: они как были брошены, в таком виде и сохранились, и тела их были мягки, хотя стоял мороз и сыпал снег. Некоторые благочестивые христиане принесли тела этих невинных мучеников в монастырь, где предали их земле, хотя, впрочем, в неудачном месте. При постройке Троицкой церкви игумену явились во сне три младенца и, между прочим, сказали, что они перед Всевышним молятся за монастырь и за монастырскую братию. Игумен долго размышлял о видении. Наконец, он поведал об этом старцу-иноку. Тогда сей последний рассказал о случае трех убиенных младенцев и указал место их погребения в монастыре. Игумен приказал разрыть могилы младенцев и вынуть из земли их гробы. Когда гробы были открыты, тела мучеников оказались нетленными. Тогда они были перенесены для погребения в более достойное место и похоронены на том месте, где строилась церковь: над могилами невинных страдальцев воздвигли алтарь во имя Святой Троицы.
Следуя примеру князей Вишневецких, многие начальствующие и частные лица разных званий и сословий обогащали монастырь своими вкладами. Сверх того, Густынский монастырь имел право и возможность сам приобретать земли, леса и другие угодья. Ему принадлежали земли в трех уездах: Прилукском, Роменском и Путивльском, принадлежавшие тогда к Черниговской губернии. К концу XVIII столетия Густынский монастырь находился в полном процветании и благоустройстве, считался самым богатым из всех монастырей Малороссии и назвался в простонародье «второю Лаврою». Но это благоденствие Густынской обители продолжалось только до учреждения штатов для монастырей. Густынский монастырь был назначен к упразднению и в 1793 году закрыт.
Восстановлен Густынский монастырь и вновь получил самостоятельность в сороковых годах XIX столетия, благодаря заботам и хлопотам о том преосвященного Гедеона, архиепископа Полтавского, который обратился ко всей своей пастве с архипастырским воззванием о посильном для нее пожертвовании на благоустроение Густынской обители.
Полтавцы на воззвание своего архипастыря откликнулись жертвами, дошедшими в 1843 году до суммы в 6 686 рублей. Сам же преосвященный Гедеон, присутствовавший в то время в Святейшем Синоде, ходатайствовал перед Святейшим Синодом о восстановлении Густынского монастыря. Вследствие этого ходатайства преосвященнейшего Гедеона, указом Святейшего Синода от 16 декабря 1843 года, с высочайшего утверждения определено восстановить и снова открыть Густынский монастырь, с присвоением ему степени 3 класса и с назначением ему настоятелей в сане архимандритов.
Открытие Густынского монастыря последовало 15 мая 1844 года и совершено было торжественно в самый храмовый праздник, в день Святой Троицы. С того дня в монастыре началось и отправлялось ежедневно, по Уставу церкви богослужение.
Во время возрождения монастыря состояние его построек было следующее.
1. Главная или соборная церковь имела 2 придела: Святой Троицы и с правой стороны – в честь преп. Иоанна Кущника. Церковь каменная, пятиглавая, крестообразная, коринфского ордера. С наружной стороны украшена пилястрами и иконами в лепных крашеных рамах. Внутри церковь вся расписана по стенам священно-историческими изображениями в ликах притчей Господа. Имеет двухэтажные хоры. Иконостас четырехэтажный, древний, столярной работы, покрыт густою резьбою и весь позолочен. При входе в церковь изображены друг против друга князь Вишневецкий и гетман Самойлович как благотворители монастыря. На хорах находится портрет одного из Горленков. Под церковью склеп, в котором погребены тела фамилий Горленковых и Марковичей.
С левой стороны иконостаса местная икона Богоматери с Предвечным Младенцем на руках, именуемая Густынскою. В левой ручке Младенца находится закрытая книга Евангелия как источник духовного света и вечного спасения для человечества. Эта икона называется также Ярмарковою. Это наименование она получила от ярмарки, которая ежегодно бывает на монастырской площади 28 августа (по новому стилю). В это время икона выносится на ярмарку, обносится вокруг площади и оставляется в особой часовне. Здесь она пребывает во все продолжение ярмарки. Икона издревле признается чудотворною и пользуется особым почитанием приходящих в обитель богомольцев.
2. Трапезная одноглавая церковь с одним престолом. Раньше называлась Успенскою. Есть предание, что эта церковь была построена гетманом Иваном Мазепою. В 1845 году по случая погребения под нею в склепе бывшего генерал-губернатора Малороссийского генерала от кавалерии князя Николая Григорьевича Репнина, освящена в честь Воскресения Христова. Храм обновлен в прежнем виде, за исключением иконостаса, который заменен новым, устроенным на иждивение супруги покойного князя Варвары Алексеевны Репниной. Она же приняла на себя все издержки, требовавшиеся на обновление этого храма и достаточно снабдила его священными облачениями и сосудами. Под храмом устроена родовая усыпальница княжеской фамилии Репниных-Волконских.
3. Пятиглавая церковь с престолом в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Из-за скудности средств к ее возобновлению приступили лишь в 1854 году при настоятеле архимандрите Гермогене. В 1900 году при архимандрите Тихоне в ней был устроен еще один придел в честь свт. Димитрия Ростовского.
4. Церковь свт. Николая Чудотворца совершенно разрушена. Над нею была каменная колокольня, а под нею ворота, именуемые Никольскими. По преданию, она была выстроена, так же как и монастырская ограда, и Петро-Павловская церковь, на средства полковника Димитрия Горленко. В 1853 году попечением настоятеля архимандрита Варсонофия церковь перестраивается и над нею воздвигают огромную византийско-русского стиля колокольню с пирамидальным куполом, по чертежу и указаниям архитектора академика Ефимова.
5. Домовая церковь в честь вмч. Варвары устроена в ограде над воротами к ярмарковой площади, называющимися «Варваринскими». Она находится с настоятельским корпусом. Рядом с нею в виде колокольни возвышается небольшое здание, знаменующее, обычно треоконную башню. По преданию, эта церковь была построена на средства Варвары Марковичевой. Храм попечением настоятеля архимандрита Варсонофия полностью возобновлен, сооружен вновь прекрасный иконостас. Иконы писаны в Санкт-Петербурге художником Парченным в древневизанйтиском стиле. При церкви вновь построен настоятельский дом.
В 1845 году Густынский монастырь посетил, являясь членом археологической комиссии, Т.Г.Шевченко. Он сделал три акварели с видами монастыря. При архимандрите Тихоне в начале ХХ столетия было устроено монастырское подворье в г.Прилуках с Пантелеймоновскою церковью и школою, а также за городом, на 10 версте Роменской дороги странноприимница.
Мирная жизнь монастыря закончилась после большевистского переворота 1917 года. В марте 1924 года обитель была закрыта. После закрытия Густынского монастыря на его территории разместили детскую коммуну для беспризорников, которая просуществовала до начала сороковых годов ХХ столетья. Памятники архитектуры и церковного искусства приходили в упадок и разрушались. Этому способствовали помимо времени, молодые безбожники, грабившие склепы и храмы, уничтожавшие ценнейшие иконы и шедевры церковного искусства. Они заходили в храмы, срывали иконы с иконостаса, били их, а спустя некоторое время рубили их на дрова. Эту участь разделил и ценнейший иконостас, которым восторгался в 1654 году архимандрит Павел Алепский.
В начале 1930-х годов было подготовлено постановление об уничтожении монастыря. Но благодаря усилиям Николая Макаренко и других деятелей науки и культуры мы можем и сейчас наслаждаться красотой этой жемчужины украинского барокко. У Макаренко был сын Орест, который участвовал в исследованиях Густыни. В 1927 году он погиб на глазах своего отца. Его похоронили в родовом склепе князей Репниных под Воскресенской церковью.
В начале 1940-х годов на территории монастыря был размещен психоневрологический диспансер, просуществовавший до 1991 года. В начале 1943 года монахини закрытого Ладынского Покровского монастыря обратились в Прилукский старостат с прошением открыть Густынскую обитель. Разрешение на открытие монастыря последовало в июле 1943 года. Так мужской монастырь стал отныне женской обителью. Монастырь возглавила игумения Евстолия. Монастырь разместился в двухэтажном Варваринском корпусе. Богослужение совершалось в Воскресенской церкви. В 1958 году после смерти игумении Евстолии монастырь возглавила игумения Рафаила. Вскоре последовало очередное испытание. На праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в 1959 году монастырь был закрыт.
После многих лет запустения, 17 декабря 1993 года, на праздник св.вмч. Варвары в Воскресенском храме был освящен престол и отслужена первая Божественная Литургия. Монастырь обрел четвертое возрождение.
http://brigantina.e-gloryon.com/?page=2751917135

Густынский Свято-Троицкий монастырь, 3 класса, в 8 верстах от города Прилук, на острове Густыне, образованном рекой Удаем. Основан в 1610 году афонским иеросхимонахом Иосафом; в 1793 году упразднен; в 1843 году восстановлен. В монастыре находится чудотворная Густынская, называемая также Ярмарковою, Смоленская икона Божией Матери.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

В комплекс сооружений входят: Троицкий собор, две надвратные церкви, надвратный корпус настоятеля с Варваринской церковью и трапезная с Воскресенской церковью. Территория монастыря обнесена стенами и опоясана рвом, по конфигурации комплекс приближается к четырехугольнику. Памятник представляет собой уникальный комплекс периода барокко. Оказал значительное влияние на последующее строительство эпохи барокко на Украине: черты архитектуры Густыми заметны в зданиях Максаковского и Крупицко-Батуринского монастырей, в Спасском соборе в Прилуках и других сооружениях. При Густынском монастыре создавался широко известный литературный и исторический памятник «Густынская летопись». Ансамбль расположен на живописном берегу р. Удай в природном окружении.Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», издательство «Будивэльнык», 1983-1986 г., том 4, стр. 322-323

Территория монастыря, обнесенная могучей каменной оградой, представляет собой трапецию, вытянутую с запада на восток и слегка расширяющуюся к востоку. В центре западного звена ограды возвышается башня Св. врат (1-й ярус) с храмом свт. Николая (2-й и 3-й ярусы) и колокольней (4-й ярус); ее нижние ярусы – квадратные в плане (1693-1708), верхний – 8-гранный с шатровой кровлей (1853).
От ворот по оси двора проходит аллея к храму Св. Троицы (1674-1675), расположенному в центре восточной половины обители; этот храм – классический образец крестообразного в плане 9-частного 5-главого собора в стиле украинского барокко, но особой чертой здешнего интерьера является 2-ярусная 3-частная система лоджий в толще стен западной ветви здания. Из-за утраты старинного внутреннего убранства настенные росписи и иконостас исполнены заново, по стилю они подражают манере академизма, но очертания иконостаса и обрамление его икон имеют черты барокко. Слева от главного входа в храм устроен спуск в крипту, где в наше время положены мемориальные плиты в честь погребенного здесь прилуцкого полковника Лазаря Горленко (†1687) и его родни – предков свт. Иоасафа Белгородского.
Южнее храма Св. Троицы расположен храм Воскресения Христова с трапезной палатой (изначально – Успенский 1695 г., новое посвящение дано при обновлении в 1845 г.), в крипте под ним находится усыпальница князей Репниных (начиная с генерал-губернатора Малороссии Николая Репнина, †1845) и сына украинского историка Николая Макаренко Ореста (1910-1927).
Юго-восточнее храма Св. Троицы и северо-восточнее Воскресенской церкви сооружен храм свв. апп. Петра и Павла, включенный в кольцо ограды (1693-1708); в чем-то подобный храму Св. Троицы, но меньший в размерах, он также имеет крестообразный план и 5 глав, однако является 7-частным – за счет наличия второстепенных камер лишь в западной паре входящих углов, и несколько необычным – за счет большого диаметра этих камер; южнее храма в ограде обители устроены восточные ворота.
В центре северного звена ограды – дом настоятеля (XVII-XVIII вв.) с северными воротами (1-й ярус), кельями (2-й ярус) и храмом св. вмц. Варвары (3-й ярус); вариант сочетания в этой постройке оборонительной, жилой и храмовой архитектуры не имеет аналогов в зодчестве украинского барокко.

Архитектура

Обитель основали в нач. XVII в. на о-ве Густыня (название – от густого леса, ныне несуществующего) р.Удай иноки Киево-Межигорского монастыря иеросхимонах Иоасаф с учениками – иеромонахом Евфимием и монахом Геннадием. «Летопись монастыря Густынского» утверждает, что перед этим, придя в Киев с Афона в 1600 г., о. Иоасаф с игуменом Афанасием тогда же основали Межигорскую обитель, однако акты упоминают о ней с 1523 г. и называют о. Афанасия выходцем из Московии. С помощью мирян, живших вокруг Густыни, о. Иоасаф и его ученики, согласно «Летописи», построили в 1614 г. деревянный храм Св. Троицы.
Чувствуя близость кончины, о. Иоасаф направил о. Евфимия и Геннадия к начальнику Ближних пещер Киево-Печерской Лавры Исаии Копинскому с просьбой о содействии. Тот прибыл в Густынь, возвел здесь ряд строений, в т. ч. трапезу с храмом Благовещения или Рождества Пресвятой Богородицы, посетил на Волыни хозяев густынских земель – князя Михаила Корибута Вишневецкого с женой Раиной (Ириной) Могилянкой – и получил от них акт на угодья для монастыря (при этом князь наделил о. Исаию правом опеки всех православных священников в своих владениях на левом берегу Днепра. Вернувшись в Лавру и став вскоре игуменом Киево-Братского монастыря (1615) и Межигорья (в отличие от «Летописи», Межигорский помянник не сообщает об этом игуменстве), о. Исаия после кончины о. Иоасафа (†1616) присылал в Густынь достойных иноков в качестве настоятелей.
В 1620 г. Густынь посетил Иерусалимский патриарх свт. Феофан, которого охраняло в пути войско Запорожских казаков во главе с гетманом Петром Сагайдачным; по прибытии в Киев он принял участие в восстановлении православного епископата Украины (после Брестской унии 1596 г.), в частности – возведении о. Исаии во епископа Перемышльского. Речь Посполитая не признала эти посвящения законными, и владыка Исаия не вступил в управление своей епархией; однако и часть межигорской братии отказалась принять его настоятелем («епископ не может быти нам игуменом»), и он с преданными ему иноками перешел в Густынь (с 1628 г. он титуловался архиепископом Смоленским и Чернигово-Северским, в 1631-1632 гг. был митрополитом Киевским, затем жил в Киево-Златоверхом монастыре и некоторых монастырях Полесья, †1640).
В 1620-х гг. оба храма, трапезную и кельи сменили новые, которые в 1636 г. сгорели при пожаре. В 1638 г. монастырь перенесли на другое место и построили в нем трапезную с храмом Успения Пресвятой Богородицы и кельями. В том же году, узнав о нападении польского войска на Мгарский монастырь (основан владыкой Исаией в 1619-1624 гг.), густынские иноки оставили свою обитель и ушли в Московию. В 1639 г. монастырь был возрожден и окружен защитным рвом, тогда же обитель посетил митрополит Киевский свт. Петр Могила. Ее жертвователем в это время выступил правитель Молдовы Василий. В 1641-1644 гг. здесь вновь был выстроен храм Св. Троицы.
В разные дни 1654 г. обитель посетили патриархи: Константинопольский – свт. Афанасий Пателарий, и Антиохийский – Макарий с сыном архидиаконом Павлом Алеппским (последний отметил в дорожных записях, что увиденный им здесь иконостас храма Св. Троицы многократно превосходил великолепием бывшие в то время иконостасы Киево-Софийского собора и Успенского собора Киево-Печерской Лавры).
В 1671 г. часть обители вновь уничтожил пожар, после чего здесь начали каменное строительство: в 1674 г. заложен храм Св. Троицы, в 1675 г. его освящение совершил Черниговский архиеп. Лазарь Баранович, который во время торжества рукоположил во иеромонаха будущего свт. Димитрия Ростовского (Туптало, †1709); на рубеже XVII-XVIII вв. построены трапезная с храмом Успения Пресвятой Богородицы, ограда, башня св. ворот с надвратным храмом свт. Николая Мирликийского, храм свв. апп. Петра и Павла, корпус настоятеля с северными воротами и домовым храмом св. вмц. Варвары (последние 3 сооружения включены в ограду); обитель стала образцовым архитектурным ансамблем в стиле украинского барокко.
В XVII-XVIII вв. в обители составлены «Густынская летопись» и «Летопись Густынского монастыря», которые признаны важными источниками отечественной истории.
В 1697 г. прилуцкий полковник Дмитрий Горленко перенес в крипту храма Св. Троицы прах своего отца – прилуцкого полковника Лазаря Горленко (убит в Крымском походе 1687 г. казаками, поднявшими бунт при известии о смене гетмана), и украсил наместную храмовую икону Божией Матери серебряной позлащенной ризой; на его же средства построены монастырские стены и храмы свт. Николая и свв. апп. Петра и Павла (1693-1708); обитель посещал его внук Иоаким – будущий свт. Иоасаф Белгородский (†1754), отец которого, Андрей, был женат на дочери гетмана Даниила Апостола Марии.
В 1793 г. монастырь был упразднен, в 1844 г. – вновь открыт. В 1845 г. ветхие строения обители запечатлел на своих рисунках Т. Шевченко. В том же году в крипте Успенской церкви был погребен генерал-губернатор Малороссии князь Николай Репнин, а сам храм обновлен на средства вдовы Репнина Варвары и освящен в честь Воскресения Христова, в дальнейшем он стал усыпальницей Репниных. При обновлении этого и других строений монастыря их вид был частично изменен: Воскресенский храм обрел боковые апсиды, башню с храмом свт. Николая надстроили звонницей, храм свв. апп. Петра и Павла увенчали луковичными куполами.
В 1924 г. обитель вновь упразднили и отвели под коммуну беспризорных детей. Когда в 1927 г. строения Густыни изучал историк Николай Макаренко (1877†1938, репрессированный за протест против уничтожения Киево-Златоверхого собора), его сын Орест (1910) утонул в Удае и был похоронен в склепе Репниных. В 1943 г. монастырь возродился, в 1959 г. его повторно закрыли и отвели под психоневрологический диспансер, к нач. 1990-х гг. здания обители выглядели руинами. В 1993 г. началось новое возрождение монастыря, к настоящему времени его архитектурный ансамбль практически полностью восстановлен (верхи храма свв. апп. Петра и Павла вновь обрели барочную форму).

История

Густынский монастырь образован в XVII-XIX в.в. В комплекс сооружений Троицкого Густынского монастыря входят:
Троицкий собор, 1672-1676 г.г.
Сооружение в стиле украинского барокко, кирпичное крестовое в плане, пятибашенное (центральная и четыре граненые башни венчаются грушевидными куполами на граненых барабанах). Угловые камеры между башенными объемами прямоугольные в плане, их верхние ярусы пятигранные. Перекрытия — усеченные сомкнутые своды и купольные, над подвальными галереями — цилиндрические, над камерами — сомкнутые. Форма барабанов диктуется габаритами четырех боковых башен, ширина которых значительно превышает вынос.
Переход от подпружных арок к центральному барабану осуществляется с помощью двухступенчатых тромпов. Переход от пятигранника башни к восьмигранникам барабанов боковых куполов осуществляется следующим образом: стена барабана, обращенная к центральной главе, стоит на подпружной арке, а для поддержания остальных граней устроены тромпы и трапециевидные своды. Оконные проемы и ниши, расположенные в несколько ярусов, обрамлены наличниками. Ярусы подчеркнуты профилированными тягами, раскрепованными на колонках со своеобразными бутонообразными капителями. Наиболее богато был решен декор западной ветви над главным порталом. В интерьере высотно раскрыто пространство пяти куполов. Композиция сооружения центрична, двухъярусные хоры сообщаются внутристенными лестницами. Арочные проемы хоров ограждены балюстрадой.
Памятник относится к числу лучших сооружений в стиле барокко на Украине XVII-XVIII в.в.
Надвратная Петропавловская церковь, 1693-1708 г.г.
Значительно перестроена в 1845 г. Сооружение в формах барокко, кирпичное, пятикупольное, крестовое в плане. Ветви граненые, по бокам западной ветви — камеры цилиндрической формы. Угловые пилястры, на которых раскрепованы междуярусные и венчающий карнизы, узкие окна с арочными трехцентровыми перемычками, вписанные в обрамленные наличниками ниши, декорируют фасад. Восьмигранный барабан центрального купола перекрыт сомкнутым сводом, остальные четыре главы имеют цилиндрические барабаны со сферическими сводами. На трех главах сохранились луковичной формы купола. Памятник по объемной структуре близок Всехсвятской церкви над Экономическими воротами Киево-Печерской лавры.
Воскресенская церковь, 1695 г.
Сооружение кирпичное, оштукатуренное, одноглавое, одноэтажное, имеет в результате перестроек Т-образный план с тремя гранеными апсидами и новую форму завершения. Барабан главы восьмигранный. Стены украшены пилястрами, на которых раскрепован венчающий карниз. Полуциркульные окна и ниши обрамлены наличниками. Объемно-пространственное решение, несмотря на большие напластования, включает традиционные элементы: церковь, трапезный зал, пекарню, поварню и пр. Перекрытия сооружения плоские и сводчатые. В 1845 г. церковь приспособлена под усыпальницу, а глубокий подвал — под склеп. Памятник представляет собой один из интересных примеров трапезной, включившей два сооружения этого типа под одной кровлей.
Надвратная Николаевская церковь-колокольня, 1693-1708 г.г.
Сооружена в формах барокко как одноярусная надвратная церковь с куполом грушевидной формы. В результате многочисленных перестроек сооружение превратилось в церковь-колокольню: над первоначальным объемом надстраивается четверик, несущий восьмигранник звонного яруса с шатром. Надстройка выполнена в формах провинциальной архитектуры периода «историзма». Завершалась шатром, возведенным в 1853 г. Сооружение из кирпича, в плане квадратное, трехъярусное, четверик на четверике, над которым восьмерик звонного яруса. Под сооружением — глубокие подвалы. Все фасады первоначального объема решены, в основном, равноценно. Их плоскости ритмично расчленены пилястрами. Оконные проемы и ниши разработаны в соответствии с традициями каменной архитектуры Левобережья, разнообразны по форме, расположены в несколько ярусов, обрамлены соответствующими их форме рельефными наличниками. Стена завершается профилированным карнизом, раскрепованным на пилястрах. Обработка верхних двух ярусов, увенчанных карнизом с зубчатым поребриком, уступает первоначальному объему по архитектурно-художественным достоинствам. Памятник является самобытным образцом украинской архитектуры периода барокко.
Корпус настоятеля, XVII в., 1719 г.
В XVII в. в нижнем этаже здания по центру размещалась Варваринская брама с пятью кладовыми и кельями, на втором этаже — братские кельи, на третьем — пять летних келий настоятеля и церковь. В результате перестроек и реконструкций 1844, 1845, 1890 гг. здание приобрело вид, близкий к современному. Изменил свой облик южный дворовой фасад. Ризалиты и деревянная остекленная веранда в уровне верхнего этажа сооружены во второй половине XIX в., в начале XX в. заложена брама под корпусом. Сооружение кирпичное. Напольный фасад частично сохранил первоначальный облик: по центру видны очертания арочного проема — следы Варваринской брамы, наверху — ряд прямоугольных ниш-бойниц. Перекрытия плоские и своды, крыша двускатная, покрыта железом. Планировка смешанная. В восточной части здания сохранились отдельные первоначальные структурные элементы — кельи, перекрытые сводами. Скромный декор (многопрофильный карниз, венчающий стены, ниши, пилястры) не имеет ярко выраженных стилевых признаков, хотя черты барокко прослеживаются во многих элементах сооружения. Памятник — одно из древнейших сооружений ансамбля, в котором объединены черты оборонной, культовой и жилищной архитектуры периода XVII-XVIII вв. Аналогов в украинской архитектуре периода барокко не имеет.
Гостиница, 1843 г.г.
Сохранилась, в основном, в первоначальных объемах (к торцам пристроены деревянные тамбуры). Решена в формах позднего провинциального классицизма. Сооружение кирпичное, оштукатуренное, двухэтажное, прямоугольное в плане. Стены первого этажа частично скрыты в грунте, имеют уклон наружных поверхностей к середине здания наподобие подпорных стен. По центру северного фасада на уровне второго этажа расположен четырехстолпный портик, увенчанный треугольным фронтоном. К портику ведет широкая деревянная лестница. Памятник — пример сооружения гостиничного типа первой половины XIX в.
Ограда и ворота, XVII-XIX в.в.
В конце XVII в. были возведены кирпичные стены с черепичным покрытием, с двумя надвратными церквями с восточной и западной сторон — Петропавловской и Николаевской. В 1754 г. во время ремонта ограды сооружается стена длиной 558 м с бойницами. В середине XIX в. возводятся новые стены с трехлопастными арками с дворовой стороны. Памятник дошел до наших дней со значительными утратами: разобрана часть ограды, не сохранились башни в северной и восточной части стены, заложены въезды в монастырь со стороны Варваринской церкви, ворота Петропавловской церкви с востока.
Территория ансамбля Густынского монастыря в плане приближается к квадрату. Ограждение представляет собой земляные сооружения в виде остатков рвов и валов, на которых расположены кирпичные, частично оштукатуренные, расчлененные пилястрами и увенчанные карнизом стены. В отдельных местах можно проследить остатки бойницы. В западной части кирпичной ограды сохранились единственные на Приднепровье фрагменты старой оборонительной стены с двухъярусными аркадами, внутренними проходами и узкими бойницами.
Памятник представляет собой важный элемент ансамбля как составная часть оборонительной системы комплекса XVII-XVIII в.в.
Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР

«Посетите… полуразрушенный монастырь Густыню, по ту сторону реки Удай, верстах в трёх от г. Прилуки. Могу вас уверить, что раскаиваться не будете. Это настоящее Сен-Клерское аббатство…», — ещё в 1840-х г.г. советовал побывать в святой обители Тарас Шевченко. В 1845 г. классик украинской литературы, будучи членом археографической комиссии, делал зарисовки на монастырском подворье и позже, в 1953 г., повесть «Музыкант» начал с описания молитвенного места. Конечно, не все страждущие духовного очищения и просто путешественники подались в Густыню, прочитав строки поэта-пророка… Памятник украинского барокко за свою историю переживал периоды забвения и разрухи, восстановление и снова закрытие. Паломничество и интерес к святыне спустя 420 лет со дня основания не спадает и находится в светлой поре духовного познания.
Вход на монастырское подворье начинается с четырёхярусных Святых врат, где на втором и третьем ярусах расположен храм святого Николая, колокольный звон раздаётся с четвёртого яруса. Нижние ярусы, квадратные в плане, заложены на меже XVI-XVII веков, верхний — восьмигранный с шатровой колокольней дополнен в 1853 г.
В Густынской летописи повествуется о событиях XVI-XVII в.в. в Украине, Польше, Руси, Литве. В летописных сказаниях, в которых автор высказывается в защиту украинского народа и православия, говорится об основателе пустыни монахе Иоасафе. В густом лесу, откуда пошло и название Густыня, подвижник вместе с учениками в 1614 г. построил Свято-Троицкую церковь.
Пожары уничтожали не раз деревянные строения и позже было принято решение перенести обитель с пепелища на новое место.
Центральная аллея, разделяющая территорию на две части, ведёт к Свято-Троицкому храму. Один из лучших образцов украинского барокко построен в 1675 г. В строительстве использовано 8 типов разных окон — крестоподобных, угловых и глухих ниш. Слева от входа устроена крипта с мемориальными плитами семейства Горленко, в роду которых были полковники и войсковые старшины, а также предки святого Иоасафа Белгородского.
На средства прилуцких полковников Лазаря Горленко и его сына Дмитрия в XVII в. были построены храмы, защитные стены с башнями и бойницами, монастырь получил новые земли и считался одним из самых богатых в Украине, поступаясь только Киево-Печерской лавре.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы была основана в 1695 г. гетманом Иваном Мазепой. В 1845 г. храм заново освятили в честь Воскресения Христова. Под ним находится родовая усыпальница князей Репниных-Волконских. Собраны и сохраняются разбитые в годы советской власти первоначальные надгробия жертводателей и благодетелей, с именами которых связано восстановление святой обители.
Пятиглавый крестоподобный в плане храм святых апостолов Петра и Павла возвели в 1693-1708 г.г. Строение включено в монастырскую ограду и рядом с ним расположены восточные ворота.
На северной стороне возвышается дом настоятеля с северными воротами в первом ярусе, кельями — на втором и храмом святой великомученицы Варвары — на третьем ярусе. Постройка датируется XVII-XVIII в.в. Это единственный экземпляр украинской архитектуры, сочетающий оборонительное, жилое и храмовое предназначение здания.
Процветание обители длилось до Октябрьского переворота. После закрытия молитвенного места древние иконы и иконостас порубили на дрова, усыпальницу превратили в погреб, разрушив захоронения и надгробия. Снести храмы не позволили прихожане, и в помещениях богоборческая власть разместила колонию для несовершеннолетних. Во время Второй мировой войны гитлеровцы разрешили монахиням вернуться, но в годы хрущёвской оттепели их снова выставили за ворота, а храмы превратили в психоневрологический интернат.
В 1993 г. общине и братии досталось тяжёлое наследие. Памятник истории и архитектуры был изуродован и полуразрушен. В течение 20 лет были восстановлены храмы, братские корпуса, благоустроена территория. При монастыре созданы пекарня, мастерские, животноводческая ферма, птичник, сенокос, пасека, теплицы, гостиница для паломников.
28 августа, в День Успения Пресвятой Богородицы, проводятся ярмарки, на которой представлены монастырский мёд и пряники, травяные сборы, мыло ручной работы, свечи. Открыта воскресная школа. Возле монастыря зеленеет новой крышей здание 1843 года, на охранной табличке которого написано, что это гостиница.
Святыми покровителями Густынского Свято-Троицкого женского монастыря являются святитель Димитрий Ростовский, святитель Иоасаф Белгородский, Прилукский чудотворец и три христианские добродетели Вера, Надежда, Любовь и матерь их София.
В центральной части обители под высоким ясенем установлена памятная табличка Тарасу Григорьевичу, увидевшему в 1845 г. Густынь в плачевном состоянии и изобразившему храмы в альбоме и в прозе: «Я изволите видеть, по поручению Киевской археографической комиссии, посетил эти полуразвалины… Узнавши все это и нарисовавши, как умел, главные, или святые ворота, да церковь о пяти главах Петра и Павла, да ещё трапезу и церковь, где погребен вечныя памяти достойный князь Николай Григорьевич Репнин, да ещё уцелевший циклопический братский очаг, — сделавши, говорю, всё это, как умел… »
http://www.trip-impressions.com

Густынский Троицкий мужской расположен на территории Прилукского уезда Полтавской губернии, сегодня — Прилукского района Черниговской области. В прошлом мужской монастырь, а возрожденная обитель — женская.
Из дневниковых записей Стефана Таранушенко:
«Колокольню каменную с церковью во имя Великомученицы Варвары коштом монастырским за игумена Иосифа Дудуревича заложено в 1719 году и алтарь было довершено, а колокольня развалилась в 1724 году, а алтарь в целости с крайне обветшалой крышкою. Варвариснкая церковь возобновлена в 1875 году.
Каменная ограда первоначально она с половиной высоты была устроена двойной с бойницами, окончена глубоким рвом. Остатки рва и двойные стены сохранились.
Церква Троицы мурована 1674 р. коштом гетмана Самойловича.
Церковь Петра и Павла о 5-ти главах каменная превосходной архитектуры в совершенном разрушении, уцелелели только стены выказывающие легкость и изящество некогда красовавшегося здания. Внутренность храма уже не существовала, купола разрушены. Неизвестно кем и когда этот храм воздвигнут.
Трапезная Успенская каменная и при ней трапеза в разрушенном состоянии. Есть предание, что построена гетманом Мазепой. В 1845 году возобновлена».
Описание монастыря историка архитектуры Стефана Андреевича Таранушенко, дневниковые записи, 1926 г., орфография сохранена.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?