Ахтырский монастырь, общежительный, при слободе Гусевке, в 60 верстах от города Камышина. Учрежден в 1892 году из существовавшей с 1880 года женской общины. При монастыре богадельня и школа-приют для малолетних девочек-сирот.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Ахтырский женский монастырь основан священником Иоанном Левитским из с. Лопуховка Камышинского уезда Саратовской губернии и тамбовским крестьянином Илларионом Яковлевичем Двойченковым. Странствуя по святым местам, последний провёл много лет в Веркольском монастыре Архангельской губернии и, в конце концов, тайно постригся на Афоне в монахи с именем Никодим. Как это было тогда распространено на Востоке, его послали в Россию для сбора пожертвований и учреждения обители в честь Пресвятой Богородицы (её Ахтырскую икону он принёс с собой из Греции). В с. Лопуховка летом 1865 г. монах встретился с о. Иоанном Левитским и уговорил его создать в этих местах общину.
Сначала 30 сестёр, желающих потрудиться Богу, собрались в г. Камышине в 1860 г. и создали общинное хозяйство из дома с трапезной, бани, амбара и погребицы (о. Иоанн жертвует для этого 4 дворовых места). Первой настоятельницей общины стала монахиня Мария. Но дальнейшего развития в городе начинание не получило, и решено было попробовать вдали от суеты.
В 1871 г. о. Иоанн и о. Никодим покупают 281 десятину 2140 кв. сажен земли близ сл. Гусевка нынешнего Ольховского района Волгоградской области. По словам первопоселенцев, ещё до основания общины на этом месте происходили чудеса: звенели невидимые колокола, слышалось молитвенное пение, виднелся свет как бы от горящих свечей. В то же время основателями приобретаются и 3 усадебных места в самой слободе, дом помещика Николева для сестёр, а до 1874 г. «шестидесятный» и «пятисотенный» наделы, «плантация» (всё покупалось на имя Иллариона Яковлевича Двойченкова – т.е. о. Никодима). Всего о. Никодим передал общине 1708 дес. земли с ветряной мельницей и другими постройками. В состав этого участка входило 1132 дес. пахотной земли, 331 дес. луговой и 245 дес. леса. Помогали в обустройстве пусть и небольшие, но искренние пожертвования местных крестьян.
Священник Иоанн с приехавшими из Камышина монахинями споро возводят плетёные мазанки и деревянные сооружения для жилья. Перейдя из прихода с. Лопуховка в храм сл. Гусёвка, он передаёт на нужды общины все получаемые им пожертвования. А их на жизнь большой общины, насчитывающей уже около 50 сестёр, не хватает, много средств уходило на выплату долгов и процентов по займам (земли приходилось закладывать в банках). Своего храма у сестёр не было и они ходили на службы в сл. Гусёвка, что было довольно неудобно. Местные чиновники также чинили свои препятствия, фактически выживая монахинь отсюда. И тогда о. Иоанн, решив обратиться к такому покровителю монашествующих, как о. Амвросий, едет в Оптину пустынь. Известный всей России святой – оптинский старец Амвросий (1812-1891 гг.) вносит огромный вклад в основание обители — именно он нашёл благотворителя, на средства которого и крепла община — Елизавету Николаевну Годейн (23.10.1835 – 07.12.1904 гг.). Елизавета Николаевна, ставшая духовной дочерью старца, происходила из знаменитого дворянского рода (её мать – урождённая княжна Багратион – двоюродная племянница героя Отечественной войны 1812 г. П.И. Багратиона, смертельно раненого в Бородинском сражении).
В 1876 г. Елизавета Николаевна жертвует общине 17 тысяч рублей, фактически спасая общину (земли все были заложены, и для её официального утверждения требовалось выкупить хотя бы их часть). А весной 1877 г. она впервые посещает эти места. В ней родилось желание оставить суетный мир и уйти в Шамординский монастырь, но о. Амвросий благословил ей послужить далёкой сельской обители между Волгой и Доном. Продав свои имения (в том числе и знаменитые после ленинские «Горки»), она осенью 1878 г. приезжает сюда и выкупает все заложенные в банках земельные участки. На содержание священника и насельниц она жертвует 10 тысяч, а на возведение церкви 20 тысяч рублей. Теперь община оказалась в состоянии построить свой храм, законченный и освящённый епископом Саратовским Тихоном 8 сентября 1879 г. Эта деревянная церковь на каменном фундаменте и с каменной колокольней получила название в честь Ченстоховской иконы Божией Матери. Монахиням не нравилась близость слободы, и они мечтали устроить храм на уединённом хуторе Толмачёве. Между тем, 7 июня 1880 г. община была официально открыта и Высочайше утверждена.
В общине Елизавета Николаевна начинает нести послушание письмоводительницы, ткёт ковры, вышивает, в свободное время пишет иконы, рисует тушью и карандашом. Ежедневно новая послушница кладёт 500 поклонов: 300 – Спасителю, 100 – Пресвятой Богородице, по 50 — Ангелу-хранителю и всем святым. В 1882 г. она облачается в новоначальную иноческую одежду. Также много потрудилась над укреплением обители игумения Нина (Марина Яковлевна Трунова), начинавшая своё монашеский подвиг в одном из монастырей Самарской епархии. Она являлась начальницей общины с 1874 г. В 1880 г. её официально утверждают в этой должности. В 1887 г. она была награждена золотым наперсным крестом, а в 1893 г. возведена в сан игуменьи. Основатель общины о. Иоанн пребывает здесь до 1883 г., а после переходит на другое место (он умирает в г. Саратове в 1891 г.). Старец Амвросий пристально следит за духовным состоянием Елизаветы Годейн, и в своей переписке зовёт её «новой Лией», т.е. такой же смиренной и покорной пред Богом, как библейская женщина. Все дела в общине решались только по воле старца, внимательно наблюдавшего за её устроением до самой своей смерти в октябре 1891 г. А в 1892 г. община получает статус монастыря с игуменским управлением.
На 1888 г. в процветающем монастыре проживает 1 монахиня и 70 послушниц, на 1890 г. – соответственно 1 и 75, на 1894 г. кроме игуменьи — 77 сестёр (среди 14 монахинь 11 являлись выходцами из крестьян, среди 64 послушниц — 58). Неграмотными записались 2 монахини и 11 послушниц. Возраст монахинь составлял от 42 до 68 лет, а послушниц — от 12 до 66. В монастырской школе на 1895 г. обучаются 15 девочек.
В селе Гусёвка Ольховского района города Волгограда Инокиня Елизавета (Годейн) отходит ко Господу 3 декабря 1904 г. и захоранивается в склепе у храма. Её тело перед погребением находилось около 5 суток в натопленном храме, но не проявляло признаков разложения. На время смерти инокини Елизаветы монастырь уже сильно окреп: кроме благоустроенного храма, он имел 6 сестринских корпусов, игуменский корпус, больницу, ковровую мастерскую, конюшни, множество иных помещений. Всё это окружала высокая каменная стена.
Обитель владела 3 хуторами с 2 садами, 1000 десятин луговой земли. В 1908-1911 гг. капиталы монастыря составляли 12 000 руб. С 1910 г. по 1918 г. монастырём управляла монахиня Августа. На годы её правления приходится большой духовный подъём среди насельниц, когда 27-28 ноября 1912 г. сразу 21 послушница постригается в монашество, а 2 — в схиму (ещё в 1911 г. обитель населяют 90 монахинь и 45 послушниц).
Монастырский священник о. Михаил Соловьёв в 1912 г. издаёт книгу о инокине Елизавете. Известно имя и другого священника обители – о. Иоанн Позднеев. В 1914 г. он жертвует в епархиальный комитет по оказанию помощи раненым воинам 9 руб. 65 коп., собирает по деревням множество вещей для солдат (простыни, полотенца, чулки, фуфайки и т.п.). В марте 1915 г. за свою активную работу он награждается скуфьёй. Да и сами сёстры изготовили и отослали на фронт сотни необходимых в окопах и в лазаретах предметов. Монастырь только за зиму 1914-1915 гг. передал семьям фронтовиков 52 руб. пожертвований, отгрузил им 60 возов дров, по 3 воза соломы и кизяка.
Епископ Саратовский и Царицынский Алексий своим указом от 5 мая 1913 г. за № 263 назначает монастырским благочинным архимандрита Серафима — ректора Саратовской духовной семинарии, а духовником сестёр — иеромонаха Георгия из Киновийной церкви Саратова. В том же году двое насельниц отправляются в Саратов для обучения на антисектантских миссионерских курсах.
В мае 1915 г. монастырь посещает епископ Палладий, в своей проповеди сказавший, что на сестёр «взирают сектанты, живущие вблизи от вас». Довольный деятельностью настоятельницы, 22 мая владыка возлагает наперсный крест на игуменью Августу. А в 1918 г. место настоятельницы временно занимала казначея монахиня Антонина. На тот год в монастыре числится 112 монахинь.
В годы гражданской войны (в марте 1919 г.) монахини устроили у себя в одном из помещений лазарет для раненых и тифозных красноармейцев, выплачивали продналог, обеспечивали семенами овощей всю Ольховскую волость, а пшеницы собирали по 63 пуда с десятины (обычный крестьянский сбор был 20-30 пудов). Сёстры вносят свой вклад и в борьбу с голодом, прокатившимся по Поволжью в 1921-1922 гг. Историк О.Ю. Редькина обнаружила в публикациях тогдашней царицынской печати сведения, что общее собрание православных приходов Ольховской волости решило передать в фонд помощи голодающим «всё ценное, что найдётся в церквах и монастырях».
Прошла национализация монастырских имуществ и, по данным историка С.П. Синельникова, в 1922-1924 гг. у обители остаются лишь 4 жилых дома, 2 служебных помещения, баня и плуг, на которые у властей тоже имелись свои виды. Самих монахинь на 1925 г. остаётся всего 28 человек. По данным «Списка зарегистрированных в Губадмотделе священнослужителей» на 1923-1924 гг., в храме Ченстоховской иконы Богородицы служил священник Позднеев Иван Дмитриевич, прошедший регистрацию 10.10.1923 г.
В 1925 г. сёстры попробовали оформить аренду помещений, но получили отказ, т.к. коммунисты планировали устроить здесь школу крестьянской молодёжи (ШКМ). После упорной борьбы за сохранение обители у неё не остаётся ничего, кроме своего храма. По арендному договору все жилые и служебные постройки, фруктовый сад из 2000 деревьев и парк переходят в пользование ШКМ на срок 12 лет (с 1926 по 1938 гг.). Часть помещений также ушла под народный дом. Обитель уплотнили до предела, а заведующему школой и учителю дали квартиры по 5 комнат. Монахини жалуются во все инстанции (в том числе председателю Совета Народных Комиссаров А.И. Рыкову), пытаясь отстоять своё существование как сельскохозяйственную трудовую артель. На конец 1925 г. она состояла из 24 трудоспособных и 29 нетрудоспособных сестёр. В феврале 1926 г. общину выселяют, хотя здесь имелась масса свободных помещений. Сёстры уходят кто в храм, а кто к крестьянам в дома х. Забурунный.
Верующие должны были подписать договор на пользование своим храмом с 1925 по июнь 1929 г. Но их не оставили в покое и начали преследовать за то, что монахини ночевали в церкви («превратили её в ночлежку»), не смогли делать ремонт и т.д. Ссылаясь на высказывания граждан о ненужности монастырского храма, наличии прихода неподалёку в сл. Гусёвке и истечение срока договора аренды, власти решили закрыть церковь. Всероссийская газета «Безбожник» от 12 мая 1929 г. писала: «Давно решили крестьяне с. Гусёвки Ольховского района Камышинского округа закрыть церковь. Дело утверждено всеми инстанциями и застряло где-то в краевых органах. До каких пор?».
С 1929 г. храм пустовал и использовался Гусёвским сельсоветом как зернохранилище. Под этим предлогом комиссия по вопросам культов Сталинградского крайисполкома в 1934 г. решила удовлетворить прошение президиума Ольховского РИКа и закрыть храм, переоборудовав его под культурно-просветительское учреждение. Приходская же Свято-Троицкая церковь 1837 г. постройки также просуществовала недолго и была закрыта 22.09.1934 г. В 1934 г. её разобрали на стройматериалы для новой бани, а на этом месте разбили садик. На 1945 г. по докладам местных властей в Ахтырском монастыре «самого здания церкви нет, есть дом бывший церковный, занят неполной средней школой, а другие мелкие здания, принадлежащие НСШ, намечены под детский дом».
Процесс возвращения монастырского имущества, используемого средней школой и колхозом, затянулся, и продвинулся лишь с приездом в Гусёвку в июле 1994 г. архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа (Тимофеева).
Ахтырский Божией Матери женский монастырь в селе Гусёвка Ольховского района города Волгограда открылся 21 февраля 1996 г. Его насельникам пришлось покупать жильё для переселения нескольких семей, живших в старинном особняке. Местные верующие собрали по домам сохранившиеся монастырские иконы. С момента возвращения обители отремонтированы дом для игуменьи и сестёр, старая трапезная под административное помещение, сохранившиеся хозяйственные постройки, построена новая трапезная, баня, склады, оборудована иконная лавка, просфорня. Идет реставрация старинного келейного корпуса.
10 октября 2001 г. был заложен первый камень в основание каменного храма в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Строительство храма закончено. Летом 2004 г. нашли старый колодец, над которым была построена часовня.
С.М. Иванов http://www.volgaprav.ru/monasteries/axtyrskij-bozhiej-materi-zhenskij-monastyr/
Ченстоховская церковь при Гусевском Ахтырском женском монастыре построена и освящена 8 сентября 1879 г. тщанием дочери генерал-майора города Москвы девицы Елизаветы Николаевны Годейн и настоятельницы монастыря игуменьи Нины; деревянная, теплая; настоящая внутри и снаружи оштукатурена, однопрестольная. Зданий, принадлежащих церкви, не имеется.
При монастыре имеются: богадельня на 10 человек женского пола, открыта с 1880 г., и приют-школа грамоты на 10 девочек, открыта с 1891 — 92 учебного года. Попечительства при монастыре нет. Земли для причта не отведено и не дается.
Священник живет в деревянном, находящемся в слободе Гусевке, монастырском доме с отоплением от монастыря. Жалованья положено священнику 500 руб., каковое и получается ежемесячно. Священник Михаил Покровский. Прихожан при церкви числится: духовных, военных, крестьян обоего пола душ 96, дворов 2, деревень нет.
«Краткие сведения о церквах Саратовской епархии, существующих при них причтах и о прихожанах»: приложение к «Саратовским епархиальным ведомостям» № 8–11, 17–24 за 1895 г.