Георгиевский собор в г. Гусь-Хрустальный выдающееся архитектурное сооружение, выстроенное по заказу стеклозаводчика Ю.С. Нечаева-Мальцева. Проект архитектора Л.Н. Бенуа, росписи и убранство В.М. Васнецова. Внешнее решение собора в «русском» стиле поражает искусством кладки и резьбы по камню. Огромные объемы сооружения внутри поддерживают изящные лабрадоритовые колонны. Сохранились и оригинальные мозаики В.М. Васнецова — как на фасаде, изображение Георгия Победоносца, так и внутри.
В настоящее время в соборе размещается музей хрусталя.
Актуальная библиография: «Гусь-Хрустальный. Очерки истории Мещерского края.» — Гусь-Хрустальный.: Издательство «Мещера». ИП Васильев С.Ю. 2006. (авт.-сост. Васильев С.Ю. // серия Малые города России) Глава 4 — Георгиевский собор (авт. Н.Т. Пак, стр.88-101)
В настоящее время довольно обширный Троицкий храм стал тесен сравнительно с числом жителей, поэтому на окраине завода в 1892 г. заложен новый храм, рассчитанный на 3000 богомольцев. Храм строится по проекту академика Бенуа. В настоящее время каменные работы окончены и на главы храма подняты кресты. Иконы для иконостаса и живопись на стенах храма будут работы известного художника Васнецова. Таким образом этот фабричный городок, выросший в глухом углу Меленковского уезда, в скором времени украсится таким величественным и художественно отделанным храмом, который сделал бы честь и столице. На построение и украшение храма настоящим владельцем Гусевского (хрустального) завода Ю. Ст. Нечаевым-Мальцевым ассигновано до полумиллиона руб.
В. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4, Губ. гор. Владимир, Типо-литография В.А. Паркова, 1897 г.
В конце 80-х гг. ХIХ столетия владелец гусевской фабрики Юрий Степанович Нечаев-Мальцов задумал построить в имении Гусь ещё один церковный храм. Умеющий ценить основательность и красоту, он не остановился на типовой провинциальной церкви. Проект храма святого Георгия был заказан известному русскому архитектору Леонтию Николаевичу Бенуа, автору усыпальницы высочайших особ при Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге, костёла французского посольства, банков на Невском проспекте, зданий в Петергофе и других известных строений. Сам Бенуа позже напишет так: «… в этот храм я вложил всё, что мог, и может быть, он останется лучшим из моих творений». На строительство Георгиевского собора Юрий Степанович выделил 560 тысяч рублей золотом.
Величественный собор был строился в период с 1892 по 1903 гг. Правда, сам Бенуа лишь время от времени приезжал в Гусь, непосредственное руководство строительством вёл архитектор Георгий Яковлевич Леви. Воздвигали храм местные владимирские мастера, работу которых Бенуа сравнивал с мастерством лучших европейских каменотёсов. Здание было спроектировано так, что в нём одновременно соединились традиции как западно-европейской, так и русской архитектуры. 25 мая 1892 года состоялась закладка этого грандиозного сооружения — собора во имя Георгия Победоносца с приделами в честь Иоанна Богослова и святой мученицы Софии на 3000 прихожан. Через пять лет (1897) основные строительные работы были завершены, хотя отделка храма заняла ещё некоторое время.
По первоначальному замыслу Л. Н. Бенуа, собор намеревались расписать клеевыми красками с позолотой по готовой штукатурке. Но заказчик доверил роспись храма професскору живописи В. М. Васнецову. Для Георгиевского собора в Гусе Виктор Михайлович стал писать композиции маслом не по штукатурке, а на холсте. Здесь ему были заказаны: «Страшный суд», «О тебе радуется, Благодатная», «Евхаристия», «Сошествие во ад», «Распятие». Восемь лет работал Васнецов над росписями Георгиевского собора, для чего ему было выделено одно из помещений Исторического музея в Москве. С 1904 по 1910 гг. готовые произведения с огромным успехом экспонировались на нескольких выставках и только весной 1910 года были доставлены в гусевский храм. Три эмалированных бронзовых иконостаса были изготовлены по эскизам Васнецова в 1897 году московским товариществом Постникова. Ранее эта же фирма выполнила для Георгиевского храма кресты и купола. Кто писал образа для иконостаса, до сих пор не совсем ясно. Они явно не принадлежали кисти Васнецова, о чём художник неоднократно заявлял сам. Васнецов в своём письме А. В. Прахову указывает, что образа в иконостасе исполнены в какой-то московской мастерской. Установкой же икон в 1900 году занимались мастера от придворного поставщика П. А. Овчинникова, фабриканта серебряных, золотых и бриллиантовых изделий. Ими же были выполнены заказная лампада и металлические ограждения у престола и жертвенника Георгиевского алтаря.
В 1901 году хозяин гусевских фабрик, большой поклонник композиций из цветной смальты, заключил контракт с академиком-мозаистом Александром Николаевичем Фроловым, в котором мастер обязался выполнить и сдать работы на месте не позднее 1 сентября 1902 года. Несмотря на то, что контракт был подписан академиком, непосредственным исполнителем работ был его сын В. А. Фролов. Однако мозаичные работы для Георгиевского собора выполнялись не только в мастерской Фролова. Изображения великомученика Георгия и евангелиста Иоанна на фронтонах боковых крылец выполнены по рисункам профессора Васильева в мозаичной мастерской Академии художеств.
23 августа 1899 года на звонницу Георгиевского собора были подняты колокола. По рисункам Бенуа московский слесарный мастер Неборг изготовил металлические кованые ворота и калитку для ограды. Для главного и боковых входов в храм, в Москве были выполнены фонари в русском стиле, а для освещения алтаря установлен ряд электрических огней на задней стене иконостаса. Когда храм был готов к освящению, хозяин своим желанным гостям разослал такое приглашение: «2 сентября 1901 года храмоздатель Юрий Степанович Нечаев-Мальцов просит Вас покорнейше почтить торжество своим присутствием. Начало обряда освящения имеет быть в 9 часов утра…» По случаю торжества освящения в Гусь, кроме церковного и светского начальства, прибыли академик архитектуры Л. Бенуа, академик живописи П. Чистяков, академик-мозаист В. Фролов, прфессор Петербургской Академии художеств В. Васнецов, русский историк, профессор Московского университета Иван Владимирович Цветаев и другие. Приглашённых гостей встречал сам владелец фабрики Ю. С. Нечаев-Мальцов и его родственники.
В 1923 году в соборе прошли последние службы. Пустующее здание бывшего храма решено было переделать под Дворец культуры. В 5-ую годовщину празднования дня Красной армии (23 февраля 1923 года) в соборе был открыт «Дворец Труда», а на колокольне вывешены красные флаги. Посвятили открывшийся дворец Л. Троцкому. Купол с главками, колокольню и верхнюю часть храма, конечно же, снесли, чтобы дворец не напоминал культовое здание. Иконостас переплавили; мозаику «О тебе радуется, Благодатная!» спас тот факт, что «реставраторы» послереволюционного периода решили, что им проще будет замазать её побелкой, чем тратить силы на её обдирание (что и было сделано)… От холстов тоже пожелали избавится. Уничтожить полотна всё-таки не решились, и они после разных мытарств переехали во Владимир, где были брошены в Дмитриевском и Успенском соборах. В 1935 году все картины, кроме «Страшного суда» (находилась в запасниках г. Суздаля) оказываются в столице, в Центральном антирелигиозном музее, а в 1946-47 гг., после закрытия ЦАМа, полотна поступают в Государственный музей истории религии и атеизма в Ленинграде.
В 1936-1949 гг. в подвальном помещении располагалась торговая база по продаже пива. До 1967 года в бывшем храме работал кинематограф, а до 1972 года в алтарной части располагалась музыкальная школа. В 1970 году Владимиро-Суздальский заповедник берёт собор под свою опеку. Последовавшие реставрационные работы длились на протяжении 10-ти лет (с 1973 года). 18 мая 1983 года Музей хрусталя в Георгиевском соборе принял первых посетителей, а в августе этого же года полотно «Страшный суд» В.М. Васнецова (?), находящееся четыре года на реставрации, заняло первоначальное место на западной стене Георгиевского храма. Восстанавливала картину группа реставраторов во главе с замечательным ленинградским изографом А. Я. Казаковым, известным по восстановлению росписей Исаакиевского собора, дворцов в Петергофе и Пушкине.
Ныне в здании Георгиевского храма размещён Музей хрусталя, филиал Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Заходя в здание храма посетитель невольно обратит внимание на пол. Пол собора выложен метлахской плиткой из Германии, которая хорошо сохранилась до наших дней. Внутри собора мы можем видеть три нефа, разделённые колоннами из чёрного горного лабродорита. Высота центральной сотавляет 16 метров. Высокий потолок центральной части собора позволил проделать в стенах верхнего яруса ряд окон, что обеспечило дополнительное внутреннее освещение в светлое время суток. В вечерние часы в соборе включались 12 электрических хрустальных люстр, которые бесследно исчезли после событий 1917 года. По счастливой случайности, на Гусевском хрустальном заводе (где и были изготовлены люстры для храма) сохранилась 13-я, которая считалась образцом. Сегодня именно она и висит в храме. Кстати, каждая хрустальная люстра весила 350 кг.
С сайта: www.lubovbezusl.ru/Статьи/Собор Георгия Победоносца город Гусь-Хрустальный
Ю.С. Нечаев-Мальцов меценат, владелец стекольных заводов построил храм Святого Георгия по проекту Леонтия Бенуа. На строительство Георгиевского собора Юрий Степанович Нечаев-Мальцов выделил 560 тысяч рублей золотом. Бенуа серьезно отнесся к порученному делу, и через 11 лет после начала строительства Георгиевский собор, выполненный в стиле католической церкви (базилика) принял первых прихожан, поражая собственным великолепием. Сам Бенуа позже напишет так: «… в этот храм я вложил всё, что мог, и, может быть, он останется лучшим из моих творений».
Величественный собор был построен в период 1892-1903 гг. Правда, сам Бенуа лишь время от времени приезжал в Гусь. Непосредственное руководство строительствам вёл архитектор Георгий Яковлевич Леви. Воздвигали храм местные владимирские мастера, работу которых Бенуа сравнивал с мастерством лучших европейских каменотёсов. Здание было спроектировано так, что в нём одновременно соединились традиции и западноеврoпейской, и русской архитектуры. Через пять лет, в 1897 г., основные строительные работы были завершены, хотя отделка храма заняла ещё некоторое время.
По первоначальному замыслу собор намеревались расписать клеевыми красками с позолотой по готовой штукатурке. Таковым был проект профессора Л.Н. Бенуа. Но заказчик доверил роспись храма профессору живописи В.М. Васнецову. Для Георгиевского собора в Гусь-Хрустальном Виктор Михайлович стал писать композиции маслом не по штукатурке, а на холсте. Здесь ему были заказаны: «Страшный суд» (на западной стене храма); «О Тебе радуется, Благодатная» (в главном алтаре храма); «Евхаристия» (запрестольный образ в апсиде главного алтаря); «Сошествие во ад» (запрестольный образ в правом приделе); «Распятие» (зaпрестольный образ в левом приделе). Восемь лет работал Васнецов над росписями Георгиевского собора, для чего ему было выделено одно из помещений Исторического музея в Москве.
С 1904 по 1910 г. готовые произведения с огромным успехом экспонировались на нескольких выставках и только весной 1910 г. были доставлены в гусевской храм. Три эмалированных бронзовых иконостаса были изготовлены по эскизам Васнецова в 1897 г. московским товариществом Постникова. Ранее эта же фирма выполнила для гусевского храма кресты и купола. Кто писал образа для иконостаса, до сих пор не совсем ясно. Они явно не принадлежали кисти Васнецова, о чём художник неоднократно заявлял сам. Васнецов в своем письме А.В. Прахову указывает, что образа в иконостасе исполнены в какой-то московской мастерской. Установкой же икон в 1900 г. занимaлись мастера от придворного поставщика П.А. Овчинникова, фабриканта серебряных, золотых и бриллиaнтовых изделий. Ими же были выполнены заказная лампада и металлические ограждения у престола и жертвенника Георгиевского алтаря.
В 1901 г. хозяин гусевских фабрик, большой поклонник композиций из цветной смальты, заключил контракт с академиком-мозаистом Александром Николаевичем Фроловым, в котором мастер обязался выполнить и сдать работы на месте не позднее 1 сентября 1902 г. Несмотря на то, что контракт был подписан академиком, непосредственным исполнителем работ был его сын В.А. Фролов. Однако мозаичные работы для Георгиевскoго собора выполнялись не только в мастерской Фролова. Изображения велякомученика Георгия и евангелиста Иоанна на фронтонах боковых крылец выполнены по рисункам профессора Васильева в мозаичной мастерской Академии художеств.
23 августа 1899 г. на звонницу Георгиевского собора были подняты колокола. По рисункам Бенуа московский слесарный мастер Неборг изготовил металлические кованые ворота и калитку для ограды. Для главного и боковых входов в Москве были выполнены фонари в русском стиле, а для освещения aлтаря установлен ряд электрических огней на задней стене иконостаса.
Внутри собора три нефа, разделенные колоннами из черного горного лабрадорита. Высота центральной колонны 16 метров. Наличие окон на стенах верхнего яруса обеспечило дополнительное внутреннее освещение в светлое время суток. Для освещения в вечерние время в соборе включались 12 хрустальных люстр. После революции 1917 года службы в храме запретили и собор длительное время пустовал.
В 1923 году было решено размещать в соборе государственные учреждения. В это же время с собора сняли купола. Сначала в здании Георгиевского собора разместился Дворец Труда имени Льва Троцкого, затем кинотеатр, а потом — библиотека, музыкальная школа и под конец — торговые склады.
В 1970 году Владимиро-Суздальский музей-заповедник берет собор под опеку и с 1973 начались реставрационные работы. 18 мая 1983 г. Музей хрусталя в Георгиевском соборе принял первых посетителей, а в августе 1983 г. полотно «Страшный суд» В.М. Васнецова, находящееся четыре года в реставрации под руководством А. Казакова, известного по восстановлению росписей Исаакиевского собора, дворцов в Петергофе и Пушкине, заняло первоначальное место на западной стене Георгиевского собора.