Губарёво. Церковь Богоявления Господня.

Село Губарево расположено на правом берегу р. Ведуга, притока р.Дон. Основано в конце ХYI века. В «Дозорной книге» 1615 г. отмечено как принадлежащее одному из боярских детей Василию Федоровичу Губарю. От этой фамилии и произошло название села. В 1657г. в селе была выстроена деревянная Богоявленская церковь, перестраивавшаяся в 1701 и 1800гг. Ныне сохранившийся каменный храм построен в 1800 г. на средства помещика — майора И.И.Невежина. Д.Самбикин писал: «Церковь Богоявленская в селе Губарева Землянского уезда с приделами на правой стороне – Казанской иконы Божьей Матери, на левой – придел Михаила Клопского. Каменная с колокольней. Построена в 1800 году на средства помещика майора Ивана Иоакима Невежина. К этой церкви приписана Богоявленная церковь села Терновки». На территории села сохранились усадьба и церковь, стоящие на государственной охране как памятники архитектуры. Церковь Богоявления, построенная в 1800г., расположена на территории сельского кладбища при автодороге Семилуки — Каверье, к которой обращена западным фасадом. В архитектуре прослеживаются черты барокко и классицизма.
Кригер Л.В.

Дошла до нас (правда, в разрушенном виде) еще одна православная святыня – церковь Богоявления, выстроенная в 1657 году и перестраивавшаяся в 1701 и 1800гг. на средства помещика – майора И.И. Невежина. В этой церкви крестили своих детей помещики Лосевы – Сомовы. Д. Самбикин писал: «Церковь Богоявления в селе Губарево Землянского уезда с приделами на правой стороне – Казанской иконы Божьей Матери, на левой — придел Михаила Клопского. Каменная с колокольней». Храм Богоявления в с. Губарево был богато украшен. В «Материалах свода памятников истории и культуры РФ» (вып. 4, ч.2) содержится его описание. Отмечается, что построена она в стиле барокко и классицизма. В композиции доминируют массивные, близко поставленные объемы храмовой части и колокольни. Северный и южный фасады четверика храмовой части украшены штукатурной имитацией четырех пилястрового портика с профилированными поясами антаблемента и капителей. Оригинальностью отличаются и проемы: в первом ярусе света – высокие, с лучковыми перемычками, обрамленные идущими от подоконной полки пилястрами и рамочными архивольтами; во втором ярусе – квадратные, в рамках. Окна восьмерика главы храма – арочные, в рустованных наличниках. Углы главки оформлены полу колонками с кубышками. Все остальные проемы (кроме арочных проемов звона) с лучковыми перемычками, в прямоугольных нишах над которыми помещались треугольные сандрики.
Внутри храмовая часть перекрыта восьмилотковым со световым кольцом сводом, опирающимся по углам четверика на ступенчатые тромпы. Алтарь перекрыт граненой конхой, трапезная – цилиндрическим сводом, подколокольное пространство – четырехлотковым сводом. Окна помещены в идущие от пола глубокие ниши с лучковыми перемычками. Такое количество архитектурных украшений свидетельствует о высоком мастерстве зодчих, сотворивших дивный памятник и, пожалуй, о щедрости его покровителей. По нему смело можно изучать особенности храмового зодчества своего времени. Большое количество архитектурных украшений свидетельствует о высоком мастерстве зодчих, сотворивших дивный памятник и, пожалуй, о щедрости его покровителей.
Разрушенная в годы Советской власти, церковь доживает свой век, храня еще множество неразгаданных тайн о людях, молившихся в ней.
Традиционной датой основания церкви Богоявления считался 1880 год. Именно тогда был построен красивый каменный собор в честь святого события – Крещения Господа. Но место это непростое, веками намоленное. В «Хронологическом указателе церквей Воронежской епархии» есть интересные сведения об этом. Оказывается, каменному храму предшествовала деревянная церковь 1701 года, которая, в свою очередь, была выстроена на месте бывшей до нее, основанной в 1651году. Село Губарево – древнейшее из сел Землянского уезда. О нем упоминается в межевой книге 1657 (7165) года. Описано событие, связанное с отведением земли детям боярским. В числе свидетелей был «Богоявленский, того же села, поп Симеон». Так что имя первого священника первой губаревской церкви, на месте которой и стоит нынешний храм, нам известно. Известны имена и первых прихожан: помещики Иван Иванович Михеев, Константин Иванович Губарев, Квасовы, Иловлинские (не отсюда ли коренная фамилия села – Лавлинские?).
Почитатели родословной нашего храма хранят предания, связанные с его именем. По воспоминаниям старожилов, символом единения губаревцев долгое время был Крест. Символ креста значит не только соучастие в смерти Иисуса Христа, но и знак смерти во имя возрождения для жизни. Сделанный умельцами из прочного дерева по всем канонам деревянного зодчества, он передавался семье покойного. История не сохранила сведений его созидания. Помнится только, что в горе людском утраты близких, он перекочевывал из семьи в семью, и оставался там ровно сорок дней, как и положено по православным обычаям. Кстати, по данным нейрохирургии, после смерти тело покойного сохраняет некоторую электрическую активность до 39 дня, затем регистрируется последний значительный мозговой импульс. Возможно это и есть свидетельство незримой человеческой души?
Одна из легенд связана с именем священнослужителя, сосватавшего в уездном городе Землянске невесту. В процессе обряда девушку – красавицу подменили душевно больной сестрой. Её – то и привез домой губаревский священник. Раскрыв покрывало, открыл обман. Стало понятно, почему родственники настаивали на странном обычае везти невесту с закрытым лицом. Удар судьбы он перенес стоически: «Значит — она и есть моя нареченная перед Господом!» Не поддался на уговоры, восстановить справедливость, обвенчался с убогой. До конца дней своих заботился о ней, никому не жаловался на трудности и лишения, связанные с этим. Достойный пример выполнения нравственного долга, жизни по совести!
Судьба храма была бы неполной, если бы мы не рассказали о тех, кто покоится на погосте. История захоронения насчитывает более трех с половиной веков. Старожилы вспоминают о необычных захоронениях в специальных подземельях — склепах. Там покоился прах лиц духовного звания, их родственников. Уход за могилами осуществляли монахини по всем канонам православной культуры. В наши дни здесь нашли покой многие односельчане. Мягков Иван Константинович, знаменитый агроном, под его руководством вырезался эталонный кубометр российского чернозема, который хранится в известном европейском музее. Попов Егор Семенович – председатель колхоза, а затем и местного сельского совета.
Удивительная история замечательного творения! Хочется верить, что найдется человек имеющий возможности исправить зло разрушения. Величественный Храм Богоявления с. Губарево заслуживает быть возрожденным – слишком уникальна его история!
Источник: http://gubarevo.ru/information/dostoprimechatelnosti.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?