Граф Алексей Андреевич Аракчеев справедливо заслужил ненависть своих современников и нынешняго поколения людей за свою небывалую жестокость и кровожадность, но и его можно помянуть добром, если вспомнить о построенном им «Андреевском Соборе» в его имении «Грузино», ныне село того же имени по Тихвинскому тракту Новгородского уезда и губернии, в 13 верстах от станции Николаевской железной дороги «Чудово». Собор этот замечателен красотой и оригинальностью своего внутренняго убранства и особенно тем, что в нем граф Аракчеев всячески постарался увековечить память о своих благодетелях, Императорах Павле 1 и Александре 1, а также и различныя события из своей жизни. Разсматривая собор и его достопримечательности, восхищаешься их красотой, оригинальностью и изяществом их работы и невольно забываешь о тех грубых и пошлых расчетах, по которым создались некоторые памятники и произведения искусства.
Собор заложен графом Аракчеевым 5 мая 1805 года (в это число в 1799 году Аракчеев получил графский титул) на месте древней деревянной (?) церкви, построенной 6 июня 1793 года, освящен 20 сентября 1806 года, в день рождения Императора Павла 1 (в 1754 году) и назван Андреевским, в честь апостола Андрея Первозваннаго, который, по преданию, посетил это место, водрузил на нем крест, отчего будто бы это место и называется «Грузино», и предсказал, что здесь будет христианство процветать. Строителем собора был тот же архитектор, какой строил Аракчееву в Грузине дом («Аракчеевский дворец»), Феодор Иванович Демерцов. Он построил собор в виде продолговатаго, широкаго, одноэтажнаго здания простой архитектуры ранняго «empire» с двускатной крышей, с треугольными римскими фронтонами на все стороны храма, при чем восточный и западный фронтоны поддерживают 8 ионических колонн (по 4 колонны на каждой стороне); средняя часть храма увенчана массивным двойным куполом в виде высокой шапки с полукруглым верхом, заканчивающимся другим куполом, продолговатым, меньшаго размера, с крестом и шаром наверху; кроме того, большой купол украшен 14 ионическими колоннами. Колокольня построена отдельно от храма, на запад.
Начнем свой осмотр храма с большого стараго креста на наружной восточной стене храма. Крест восьмиконечный грубой работы с обычными для креста надписями: «Сей крест перенесен в 1806 году графом Алексеем Андреевичем Аракчеевым и поставлен в наружно восточной стене построенной новой церкви Апостола Андрея Первозваннаго против Горнаго места». «Поставлен бысть сей Святый и животворящий честный Крест Христов в лето … (от рождества Христова в 1693 году) месяца июля в 6-й день, при державе великих Государей, Царей и великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея великия и Малыя и Белыя России Самодержцев и при святейшем Патриархе Андриане Московском и всея России, и при Митрополите Корнилии великаго Ново-Града и великих Лук, и при Настоятели власти тоя Святыя обители Воскресения Христова Деревяницкаго монастыря при Игумене Маркелле с братиею тщанием рабов Божии Грузинскаго погоста жителей и праздновать и молебен петь Святому Апостолу Андрею Первозванному июля в 6-й день. Чудный Крест Христов на поклонение верным всем православным Христианам. К.Т.Ч.П.Х.И.В.Т.С, что значит «Кресту твоему честному поклоняемся Христе и воскресение Твое славим». Пред Крестом на железных цепях висит большой бронзовый золоченый фонарь с неугасаемой внутреннею лампадой.
Над входом западной стены находится фреска позднейшаго времени и плохой работы: «Воскресение Христово». Чрез маленькую полуетмную паперть входим в собор. На южной и северной наружных стенах нет украшений. Внутри собор довольно большой, светлый, четырьмя столбами, поддерживающими купол, разделяется на 3 части, или придела, из которых средний придел больше и шире двух других. В северо-западном углу находится «комната графа Аракчеева», но в 70-х года прошлаго (XIX) столения она была уничтожена для расширения храма в виду большого наплыва молящихся. Одна пара столбов отделяет алтарь от остальной части храма, от другой пары столбов, стоящих посередине храма, идут железныя хоры на три стороны храма: на северную, западную и южную. На хорах помещается ризница и библиотека собора. Над иконостасом и между столбами купола сделаны полукруглыя арки, опирающиеся на широкий римский карниз, идущий по всем стенам храма. Все 3 иконостаса поставлены на одну высоту и в одну линию, только форма солеи и число ступень ее разныя, солеи средняго и праваго приделов деревянныя и из 3 ступени, солея леваго придела – каменная, полукруглая и в 1 ступень.
Все иконостасы деревянные: средний и левый одноярусные, правый двух-ярусный. Архитектура храма внутри также проста, как и снаружи, только грубая позднейшая мазня местных богомазов по стенам и потолкам храма, его неумелая раскраска и позднейшая прибавка разных украшений, в виде неуклюжих громоздких киотов с аляповатой золотой резьбою и иконами плохой суздальской работы, разрушают строгую аракчеевскую симметрию в расположении храмовых украшений и портят общее впечатление у посетителя храма.
Средний придел устроен в честь святого апостола Андрея Первозваннаго (праздник 30 ноября), левый – в честь трех святых, Московских митрополитов Петра, Алексея и Ионы (праздник 5 октября). Чрезвычайно любопытно то обстоятельство, что граф Аракчеев устроил придел в честь только трех святителей Московских, тогда как церковь православная 5 октября празднует память четырех Московских святителей: митрополитов Петра, Алексея, Ионы и Филиппа. Очевидно, Аракчеев не почитал святителя Филиппа. Неужели он этого святого, «истинного печальника земли Русской» не чтил только за то, что митрополит Филипп заступался за всех несчастных и громко обличал жестокого царя за его кровожадность и пороки и, следовательно, являлся царским «супротивником и ослушником». Посвящением леваго придела в честь апостолов Петра и Павла, Аракчеев пожелал увековечить потомству день именин своего «благодетеля», Императора Павла 1, посвящением леваго – в честь трех святителей московских – день своих именин.
Средний (главный) придел
Иконостас его одноярусный, столярной работы, по словам церковной описи «в итальянском стиле, коленчатый». Все иконы в нем живописныя превосходной работы известных русских художников: таковы же все запрестольные образа, а также и многия другия иконы, расположенныя в разных частях храма, например, Андрей Первозванный художника Егорова на западной стене, или чудные горельефы евангелистов Мартоса в парусах Купоал; часть икон – хорошия копии итальянских мастеров, как «Madonna della s…llа” Рафаэля Са…цио, и другия, но в настоящем описании Андреевсаго собора будут разсмотрены только одни исторические памятники. За престолом на деревянной тумбе стоит выносной восьмиконечный кипарисовый крест, со всех сторон обложенный серебряной ризой. На лицевой стороне креста изображены: посредине распятие, над ним Бог Отец, под распятием апостол Андрей Первозванный, справа от распятия Богородица, слева – апостол Иоанн Богослов; на обратной стороне креста: посредине Христос, идущий со крестом на Голгофу, над Ним икона Божией Матери «Знаменския», под Ним мученица Анастасия Римлянина, справа от Христа архангел Михаил, слева – Алексей, митрополит Московский. Все эти изображения поколенныя, кроме средних и воспроизведены живописно и весьма изящно. На лицевой стороне креста надпись: «Граф Аракчеев в Грузинский собор 30 ноября 1818 года в день Святаго Апостола, Андрея Первозваннаго», на обратной «весу серебра 15 фунтов 24 золотника».
На северной стороне алтаря в резной золоченой раме висит икона Тихвинской Божией Матери, принадлежащая одной из родственниц Аракчеева, Евдокии Федоровне Сназиной. На северной же стене расположена золоченая медная доска с разрешением петербургскаго митрополита Серафима служить в Андреевском соборе литургию в праздичные и воскресные дни при открытых Царских Вратах.
Храмовая икона апостола Андрея по недостатку места в самом иконостасе помещается на правом столбе предалтарной арки. Икона большого размера, старинная и писана иконописно; на ней апостол изображен в рост и в «чудесах». На иконе серебряная риза в 12 фунтов 48 золотников веса, при чем вся ея середина вызолочена, а поля ея с чудесами оставлены белыми. На ризе надписи: «Зделала графом Аракчеевым 1806 года месяца марта 13 числа»; на чудесах другая надпись» «сей оклад на чудеса святаго Апостола Андрея Первозваннаго сделан графом Аракчевым в память благополучнаго его возвращения из похода в 1814 году, весу 7 фунт. 48 зол.». Слева от этой иконы, на том же столбе, медная золоченая доска с надписью: «В 1796 году месяца Декабря 12-го дня Государь Император Всероссийский Павел 1 пожаловал в Новгородской губернии волость именуемую Село Грузино разных Орденов Кавалеру Графу Алексею Андреевичу Аракчееву Который воздвигнул сей Памятник Церковь Святаго Апостола Андрея Первозваннаго и Святую его Икону украсил богатою Серебреною и вызолоченною ризою с Камениями в коей весу пять фунтов, а при Освящении Храма перенесена Святая икона чино Свяденниками в 1806 году месяца Сентября 20 дня в память дня рождения Государя Императора Павла Перваго в присудствии Его Сиятельства Графа Алексея Андреевича Аракчеева и Супруги его Графини Натальи Феодоровны и все той волости благочестивыми христианами».
Рядом с этой иконой в сторону праваго придела находится большая живописная икона в серебряной ризе и в раме под стеклом. Икона это родовая графа Аракчеева и интересна по своей композиции с портретом Императора Павла 1. На иконе в рост изображены 5 святых, имена которых носили члены аракчеевской семьи: посередине иконы апостол Андрей Первозванный (отец графа Аракчеева), справа от него праведная Елизавета, мать Предтечи (мать графа), рядом с ней святитель Петр, митрополит Московский (брат графа), слева апостола Андрея мученица Анастасия Римлянина (Анастасия Минкина, любовница графа) и рядом с ней святитель Алексей, митрополит Московский (сам граф). Над святыми в облаках виден по пояс апостол Павел, правую руку простирающий над святыми и левой рукой держащий закрытую книгу своих посланий, на которой нарисован поясной портрет Императора Павла 1. Над апостолом Павлом в облаках по пояс изображен Бог Отец со святым Духом, окруженный херувимами. Вся икона покрыта ризой, при внимательном осмотре которой над книгой апостольских посланий можно заметить дверку. Если эту дверку открыть, то будет виден портрет Павла 1; таким образом выходит, что апостол Павел держит в руках не свои послания, а портрет Павла 1. Легко понять, какими расчетами руководствовался граф Аракчеев, сочиняя композицию для своей родовой иконы.
Против храмовой иконы, на левом столбе той же предалтарной арки помещена большая старинная икона Покрова Божией Матери в серебряной ризе весом в 34 фунта 42 золотника. Под иконой на медной золоченой доске написано: «Святая икона Покрова Божией Матери украшена сею серебряною ризою весом 34 фунта 42 золотника усердием Графа Алексея Андреевича Аракчеева в память полученного им имяннаго собственноручнаго указа из местечка … от 18 июня 1807 года с коего копия изображена на особой медной у сей Иконы доски». Рядом с этой надписью, но ближе к иконостасу помещается в бронзовой золоченой раме под стеклом чудная и большая пастель «Мадонна» работы Екатерины Болотниковой 1824 года: Богородица изображена по колени, голова Ея склонена к Сыну (влево от нея молящегося), глаза молитвенно устремлены вверх. Правой рукой Богородица поддерживает Христа в виде обнаженнаго курчаваго младенца с лицом, обращенным к молящемуся. Младенец сидит на мягкой подушке с толстыми кистями, лежащей на граненом столбе, и правую руку протягивает Матери, Которая поддерживает Его руку левой рукой. Эту Мадонну некоторые считают портретом самой Настасьи Минкиной, но для этого нет достаточных оснований. В феврале прошлаго года об этой Мадонне в газетах появилось сенсационное сообщение под названием «Кощунственное изображение», но известный знаток портретной живописи А.А. Г… — Голомбиевский, своей статьей «Напрасный переполох» наглядно доказал всю вздорность такого сообщения.
Против храмовой иконы апостола Андрея Первозванного у солеи на аналое лежит другая его икона небольшого размера (около 4 вершков вышины и 3 ширины) XVII века, превосходной иконописной работы. На этой иконе апостол изображен в рост, в полуоборот, среди гористой местности. Он водружает свой жезл в землю. Над апостолом в облаках новозаветная Троица (в верхнем левом углу иконы). Икона украшена серебряными вызолоченными венчиками и таким же окладом. Венчик апостола украшен драгоценными камнями, а по верхней части иконнаго оклада написано вязью: «Моление на горе ко Господу Богу Святаго Апостола Андрея Первозваннаго и водружение жезла мало в землю и оттоле место оное прозвався Грузино». Икона вставлена в великолепную массивную раму из золоченой бронзы, сделанной в виде сияния из лучей с трех сторон иконы. На сиянии 11 горельефных херувимов в облаках. Раму делал Штрейберг, получивший за нее 500 рублей. В описи церковной этот образ описан так: «Аналойный образ святаго апостола Андрея Первозваннаго, изображающий посещение сим апостоло Грузина и водружение им своего жезла на горе, при устье реки Грузинцы, впадающей в реку Волхов».
Третья икона того же святого находится по правую сторону родовой иконы графа Аракчеева с портретом Императора Павла 1. Она такого же размера, как только что описанная, грубой работы, чрезвычайно бедная по своему убранству оклада, не интересная по композиции и надписи на золоченой медной дощечке сзади иконы. Здесь апостол изображен тоже в рост, но в профиль, в правой руке держит закрытое евангелие, а левую прижимает к груди. Над апостолом в облаках поясная фигура благословляющего Спасителя (в верхнем левом углу иконы); справа от головы апостола, на фоне иконы, написано: «с.апостол андрей первозванны». На иконе риза из разноцветной фольги с набивными узорами. Эту икону Грузинские крестьяне поднесли Аракчееву как своему помещику при пожаловании вотчины, в Петербурге через особую депутацию, о чем надпись сзади иконы гласит: «1796 года декабря 21 дня. Сей образ святаго апостола Андрея Первозваннаго принесен Графу Алексею Андреевичу Аракчееву из села Грузина в С.Петербург при пожаловании сей Вотчины в Его Владене Священником Федором Яковлевым и Крестьянами села Грузина Григорьем Семеновым, Деревни Березовца Афанасьем Федоровым, Деревни Перехода Никифором Никифоровым и Дмитреем Михайловым, Деревни Большой Любани Тимофеем Ивановым».
Против иконы Покрова Божией Матери, у солеи, на аналое лежит икона «в память дарования митрополитом Серафимом грамоты на служение обедни в соборе в праздничные и воскресные дни при открытых Царских Вратах» (см.выше). Икона составлена из 8 финифтевых образков различной формы отличной работы, вделанных в бронзовую золоченую доску с такой же рамкой. Посредине доски, ближе к верхнему краю ея, помещен довольно большой и продолговатый образок двунадесятых праздников с Воскресением Христовым в середине, немного ниже, по сторонам его, 2 столбиками расположены остальные образки круглой и эллиптической формы: 1. Происхождение честных древ честнаго и животворящаго Креста Господня. (По церковной описи этот образок назван «Торжество Креста на небеси с изображением Господа Саваофа, Божией Матери и небесных сил»). 2. Святая праведная Елизавета. 3. Апостол Павел и Алексей, митрополит Московский. 4. Дмитрий, митрополит Ростовский. 5. Архангел Михаил. 6. Святые Иаков и Дмитрий. 7. Мученица Анастасия Римляныня. Под всеми изображениями мраморная доска с такой надписью золотыми буквами: «Изображение сих святых оправлено в оную доску попеченьем Графа Алексея Андреевича Аракчеева в Грузинской собор, в память дарованной грамоты Митрополитом Серафимом Новгородским и СПетербургским о служении в том соборе литургии при отворенных царских дверях 26 марта 1825 году. От Преосвященнаго Митрополита Серафима».
На двух средних столбах храма, поддерживающих купл, висит на золотой крестообразной киот с небольшими иконами, из которых некоторыя в серебряных позолоченных ризах с надписями. Пред этими киотами висит на изящной вызолоченной лампаде работы мастера Годлунда с цепочками и надписью: «В Грузинский Собор от Графа Аракчеева 1821 года 10 Апреля к образам родительскаго благословения». Против иконостаса, но на тех же средних столбах, поддерживающих купол храма, а также и по сторонам их, находятся 3 больших, бронзовых золоченых горельефа – портрета Императоров Петра 1, Павла 1 и Александра 1 в роскошных узорных, бронзовых, золоченых рамах с царскими регалиями и инициалами наверху. Все горельефы сделаны в профиль на черном фоне, и с лавровым венком на голове и инициалом Императора наверху рамы, на щите, сверху котораго горельефом расположены царския регалии: корона, скипетр и держава, лежащая на подушках с кистями, и перекрещивающиеся между собою дубовыя ветви, такия же ветви но меньшаго размера, над щитом с Императорским инициалом. Высота каждаго горельефа с рамой 1 аршин 20 вершков, ширина 14 вершков.
Будучи человеком аккуратным, Аракчеев позаботился о сохранении этих портретов на вечныя времена и оставил особый капитал в 37 000 рублей, из которых одну часть завещал употреблять «на содержание в нынешнем виде и благолепии Грузинскаго Собора», а другую часть – «на находящихся в том памятнике в Бозе почивающему Императору Павлу 1 и убиенным Офицерам и солдатам Гренадерскаго Графа Аракчеева (что ныне Ростовский) полка, а также Императорских медалионов с гербами и надписами». Этими горельефами Аракчеев хотел лишний раз подчеркнуть свою любовь и преданность своим «благодетелям», Императорам Павлу 1 и Александру 1, горельеф Императора Петра 1 помещен в Грузинском соборе потому, что он был первый император, подаривший Грузино своему подданному, князю А.Д. Меньшикову. Под горельефом Императора Петра 1 помещена золоченая бронзовая доска с великолепно сделанным горельефным гербом перваго помещика Грузина, князя Александра Даниловича Меньшикова, и с такою надписью по сторонам герба: Грузинская вот чина бывшая во владении Монастырей пожалована Государем Императором Петром Первым в 1705 году Князю Александру Даниловичу Меньшикову. Точно такая же доска, но с гербом последняго помещика Грузина, графа Алексея Андреевича Аракчеева, и иной надписью, находится под горельефом Императора Павла 1: Грузинская волость в двух тысячах душах состоящая пожалованная Государем Императором Павлом Первым в вечное Потомственное владение Графу Алексею Аракчееву 1796 году Декабря в 12 день.
Под Императором Александром 1 находится продолговатый, бронзовый, позолоченный ковчег со стеклянной крышкой и замком, превосходно сделанный на бронзовой золоченой доске с надписью по сторонам ковчега; точно такой же ковчег, но с иными украшениями и надписями, находится на противоположной стороне храма. Оба эти ковчега, а также большая, бронзовая, золоченая люстра под куполом, описание которой помещается ниже, и несколько бра по стенам храма произведения парижскаго литейщика Ле Дюра.
Первый ковчег сделан так: к большему краю продолговатой доски, посередине, прикреплен небольшой продолговатый ящик, со стеклом и замком; крышка ящика украшена орнаментом из предметов римскаго вооружения и знаков консульской власти. Верх ящика украшен сиянием из лучей; на сиянии, в облаках, круглый щит с Императорским Инициалом «А» и вороной и по сторонам его 6 херувимов. Под ковчегом 4 распущенных знамени, а под ними военные орнаменты. Сверху знамен полукруглый щит с двуглавым орлом с распростертыми крыльями; над гербом каска и 2 пальмовыя ветви. Нижние углы ковчега поддерживают 2 двуглавых орла. По сторонам ковчега обозначено время посещения Грузина Императором Александром 1. Все украшения обоих ковчегов и надписи сделаны горельефом. В этом ковчеге хранится собственноручный рескрипт Императора Александра 1 графу Аракчееву после перваго посещения Им Грузина, и его французский перевод. Тот и другой вложены в желтую кожаную с золотым тиснением и надписью папку.
На втором ковчеге вместо воинских доспехов изображены: на крышке … кадила и масляничные ветви; верх ковчега такой же, как у перваго, только вместо Императорскаго инициала помещен херувим. Под ковчегом [изображены] первосвященническая митра, Ааронов жезл, Моисеевы скрижали, круглое блюдо и закрытая книга. Нижние углы ковчега поддерживают головой и руками ангелы, стоящие на одном колене. Им на одну руку перекинута тяжелая гирлянда из роз и цветов. По обе стороны ковчега такая надпись. В ковчеге хранятся печатный экземпляр «Положения о заемном Банке для крестьян Грузинской отчины» в желтом кожаном переплете с золотым украшением таким же Аракчеевским гербом и заглавием: «Положение о заемном Банке для крестьян Грузинской отчины».
Под куполом храма висит роскошная, бронзовая, золоченая люстра, дивное произведение парижскаго мастера Ле Дюра, который сделал ее в Грузинский собор, по повелению Императора Александра 1, о чем гласит французская надпись на люстре «…, par Le Dure bronzier a Paris en 1818». Люстра в 40 свечей, расположенных на трех кругах ярусами, причем средний круг больше других. От нижняго большого круга к вершине люстры поднимается 8 гирлянд изящных древесных листьев, заканчивающихся вверху шпицем от этого конца чрез всю люстру в центре нижняго круга проходит толстый железный прут, который связывает между собой круги и гирлянды. В середину нижняго круга вделана хрустальная чаша, по выпуклому краю которой, по черной кайме, идет выше приведенная надпись.
По доставлении люстры в Грузино, она 13 сентября 1819 года была распакована, согласно указаниям Ле Дюра, под наблюдением генерала майора Карбоньера и архитектора Минута, и повешена; а на другой день 14 сентября, по случаю пожалования Высочайшаго дара в Грузинский собор, было народное празднество, о чем в вышеназванной церковной описи передается: «Сия люстра, в которой весу 25 пуд, поднята и повешена на место трудами Генерала Майора Карбоньера и архитектора Минута, 13 сентября 1819 года, а 14 числа того же месяца, в день Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня было в соборе празднество при народном собрании, как на сей случай, так и на получение пожалованнаго Государем Императором Александром 1 Протоиерею Федору Малиновскому наперстнаго с бриллиантами Креста.
Левый придел
Иконостас его очень оригинален и красив: в виде римскаго круглаго храма с 10 коринфскими колоннами и высоким карнизом, причем только 2 колонны составляют часть иконостаса, остальные же находятся в алтаре. Самый иконостас сделан в виде распятия с двумя предстоящими между двух колонн находятся Царские Врата в виде большого четвероконечнаго креста с живописным распятием на золотом узорном фоне, боковыми дверями (северной и южной) являются живописные фигуры Богородицы (справа от креста) и Богослова (слева). На двух колоннах у Царских Врат повешены небольшия иконы Спасителя и Божией Матери в серебрянных золоченых ризах, являющихся местными иконами в этом иконостасе. Пред этими иконами стоит 2 металлических подсвечника. Над Царскими Вратами надпись «святая святым», а в алтаре, над горним местом – «горе имеем сердца». Храмовая икона апостолов Петра и Павла превосходно сделана на форфоре на светлосером тоне, разделена на две части (по одной фигуре на каждой) и помещена по обе стороны предалтарной арки. На северной стене храма, у клироса, Аракчеев соорудил красивый памятник своему «благодетелю» Императору Павлу 1, у подножия котораго похоронил свою любовницу, Анастасию Минкину, за свою жестокость зарезанную дворовыми людьми села Грузина 10 сентября 1825 года. «Подлой архимандрит Фотий – пишет в своих записках современник события, Марченко, — в надгробной речи утешал Аракчеева, что зарезанная поступит в сонм великомучениц». Рядом с могилой Минкиной Аракчеев при жизни своей приготовил и себе могилу с приличной надписью на ней; на могиле же Минкиной положили чугунныя шестиугольныя листы и среди них одну бронзовую с такой надписью: «Здесь лежит 25-летний друг Анастасия, убиенная дворовыми людьми села Грузина за искренюю ея преданность к Графу». Позднее Аракчеев, узнав об измене Минкиной, велел наглухо заделать ея могилу так, что теперь не осталось и следов ея…
Н. Лашков «Андреевский собор села «Грузино» как хранилище исторических памятников эпохи императора Александра 1 (к 100-летию собора 17 апреля 1811 – 17 апреля 1911)», http://www.privolhovie.ru/1762
Северо-западные земли России, согласно преданию, освящены присутствием Первозванного апостола. Здесь находится один из самых известных Андреевских храмов в России – Андреевская церковь в Грузино: считается, что она стоит на пути следования апостола. Правда, сведений о древнейших храмах на этом месте нет.
В середине XIV века Грузино, принадлежавшее новгородскому владычному дому, было пожаловано Деревяницкому Воскресенскому монастырю, во владении которого находился до 1764 г. упоминаемый в Писцовой книге 1499–1500 гг. «Погост Андрея Святого Грузинской в Обонежской пятине за Волховом». Первое литературное известие о Грузине относится к 1537 г., во вступлении боярина В. М. Тучкова к житию св. Михаила Клопского рассказывается о посещении этих мест апостолом Андреем. В нем объясняется происхождение топонима Грузино ссылкой на предание о том, что апостол в ознаменование будущего церковного просвещения Руси «погрузи мало» в землю свой жезл. В XVI веке это сказание было введено в «Книгу Степенную царского родословия» и впоследствии не раз служило аргументом в дипломатических спорах, касающихся исконности русского самодержавия и статуса Русской церкви.
Постройка каменного храма в Грузино, вероятно, осуществилась в 1520–1560-е годы. В архитектуре псковские черты (прежде всего плановое решение) сочетались с московскими и новгородскими. Погост пострадал от шведов в 1582 г.; а в 1613–1614 гг. – от немцев и литовцев. Храм, отличавшийся редкой каменной алтарной преградой, был восстановлен в середине XVII века, но около 1691 г. его постигло новое несчастье – сильный пожар. При восстановлении к нему в 1693 г. с трех сторон были пристроены паперти с приделами Троицы и Покрова.
В 1805 г. был заложен новый храм по проекту Ф. И. Демерцова, старую церковь разобрали. Осталось ее изображение, выполненное И. С. Семеновым в числе прочих построек усадьбы. В 1811 г. церковь получила уникальный для сельского храма статус собора. В 1821 г. на соборной площади усадьбы установили чугунный храм-колоннаду (арх. В. П. Стасов), в центре которого была помещена статуя св. Андрея Первозванного, исполненная И. П. Мартосом. Зодчий В. П. Стасов построил и колокольню (1812–1825 гг.), аналогичную колокольне кронштадтского Андреевского собора: переход от кубических объемов к открытой ротонде, завершение шпилем, дорическая круговая галерея нижнего яруса.
В 1910 г. Грузинскому Андреевскому собору принадлежали 14 деревянных часовен в окрестных селениях, одна из которых – при знаменитой фабрике купца И. Е. Кузнецова – в 1912 г. была обращена в церковь.
В годы Великой Отечественной войны Грузинская усадьба, включая собор, была полностью разрушена.
В 2003 г. в поселке Грузино построили небольшой деревянный храм апостола Андрея, в котором ежемесячно совершаются богослужения. Новгород Великий также отмечен на пути апостола Андрея.
На Торговой стороне Новгорода еще в 1417 г. была построена каменная Андреевская церковь, позднее к ней был пристроен придел свв. Зосимы и Савватия. В 1796 г. церковь была приписана к Никитской церкви, а затем упразднена. В XV веке упоминается также Андреевский монастырь близ Новгорода, впоследствии также упраздненный.
Андрей Первозванный – апостол для Запада и Востока /Под ред. Михаила Талалая и Ирины Языковой. — Библейско-богословский институт св. апостола Андрея. https://iknigi.net/avtor-kollektiv-avtorov/91672-andrey-pervozvannyy-apostol-dlya-zapada-i-vostoka-kollektiv-avtorov/