Свято-Покровский кафедральный собор Гродненский Свято-Покровский кафедральный собор был построен в правлении епископа Гродненского и Брестского Михаила (Ермакова) (1905-1915) в честь воинов Гродненского гарнизона, которые погибли в русско-японской войне 1904-1905 годов. В старину православная Беларусь не знала скульптурных мемориалов и монументов. В память о тех или иных событиях военной истории возводились храмы. В конце XIX — начале ХХ активизировалось строительство крепостных, гарнизонных и полковых церквей. Подготовка к церковному строительству шла и в частях Гродненского гарнизона, однако его начало было прервано русско-японской войной. Горем и болью отозвалась трагедия Порт-Артура, Цусимы, других проигранных сражений в сердцах многих гродненцев, потерявших в этой далекой войне отцов, мужей и сыновей. Замедлившееся в начале войны строительство гарнизонной церкви впоследствии под влиянием скорби, значительно активизировалось. Имена павших Гродненского гарнизона (далеко не всех) были выбиты на мемориальных досках висящих и сейчас внутри на стенах храма. Строили храм-памятник как гражданские, так и военные специалисты. Проект его был разработан в инженерном управлении Виленского военного округа.
Автором проекта был архитектор М. Позаров. За основу строительства была взята церковь Каспийского пехотного полка в Новом Петергофе, однако местные инженеры внесли в проект новые архитектурные элементы, строительные материалы, благодаря чему храм приобрел неповторимые черты. Главная заслуга в этом принадлежит гродненскому военному инженеру капитану Ивану Евграфовичу Савельеву (1866-1951 гг.). Неутомимые труды И. Е. Савельева не остались незамеченными его современниками-гродненцами, которые, как бы предвидя забывчивость потомков, установили в построенном им храме памятную доску с надписью. Освящение храма совершилось 30 сентября (ст.с.) 1907 года. Бурные политические события начала XX века (три революции, Первая мировая, гражданская и советско-польская войны и т. д., включение Гродно в состав Польского государства) не позволили Свято-Покровской церкви превратиться в классический храм-памятник, более того, после потери для православных Гродно Софийского собора (1921), церковь из гарнизонной военной церкви превращается в кафедральный собор. Таковым Свято-Покровская церковь осталась и поныне.
Во время фашистской оккупации вышло постановление, которое запрещало проведение богослужений в будние дни, а в воскресение они должны были завершаться не позже 20-00. Тем не менее епископ Венидикт (Бобковский) добился разрешения на проведение каждодневных молебнов в соборе (1941-1944). С приходом советской власти начинается антирелигиозный террор. Запрещалось совершать крестные ходы и торжественные молебны на великие праздники. В 1962 году был запрещён соборный звон, вместо каждодневных служб они проводились только три раза в неделю и со стороны властей делалось всё, чтобы уменьшить количество до двух раз, но закрыть собор советским властям так и не удалось.
После обретения независимости Беларусью начинается новый период в жизни собора. Была возобновлена Гродненская епархия, которая была закрыта в 1951 году, и Свято-Покровский собор снова стал кафедральным. В конце декабря 1993 года традиция поминовения погибших воинов в соборных стенах совершилось торжественное освящение и открытие новой мемориальной доски в память воинов-интернационалистов, которые погибли в Афганистане. Накануне своего столетия собор пережил капитальный ремонт, самый масштабный за всё время своего существования. Стиль храма, как сейчас определяет его современная литература, неорусский, псевдорусский или ретроспективно-русский, который состоит из трёх нефов. На главном фасаде находится 10-метровая 8-гранная колокольня с маковкой. Высота колокольни составляет 39,5 метров.
По завершении реставрационных работ в центральном нефе Свято-Покровского кафедрального собора можно увидеть ряд новых икон. На них изображены новомученики и исповедники, пострадавшие в годы гонений от богоборческой власти. Сейчас в соборе находится чудотворная икона «Казанской Божьей Матери», которую во время Первой мировой войны пытались вывезти вглубь России, но её не удалось даже подвинуть и икона осталась в Гродно. Почитается мученик младенец Гавриил Белостокский, чьи мощи находились в соборе с 1946 по 1992 год, а после были торжественно перенесены в кафедральный собор Белостока, в храме осталась только святая частица мощей, которая находиться в особом ковчеге возле правого клироса. Возле левого клироса находится копия креста преподобной Евфросиньи Полоцкой с частицами мощей белорусских святых, в Никольском приделе храма находится икона святителя Николая Чудотворца с частицей его мощей.
http://orthos.org/grodno/structura_region/structura_gg_hr.htm
В конце XIX — начале XX в.в. царское правительство в целях прославления военной мощи активизировало строительство крепостных, гарнизонных и полковых церквей. В 1900 г. особой комиссией, созданной при Главном штабе армии, был разработан типовой проект войсковой церкви достаточной вместимости и сравнительно невысокой стоимости. Первая такая церковь была построена в 1901 г. в Новом Петергофе для Каспийского пехотного полка. За 1901-1903 г.г. было построено столько войсковых храмов, сколько их не было построено за два предыдущих столетия. В г. Гродно не было специальной гарнизонной церкви и поэтому в 1900 г. было принято решение о ее постройке.
Строительство храма началось в 1904 г., а к осени 1905 г. были возведены стены, сделаны перекрытия, возведены купола. Горем и болью отозвалось трагедия Порт-Артура, Цусимы, других проигранных сражений в сердцах многих гродненцев, потерявших в этой далекой войне отцов, мужей и сыновей. Замедлившееся в начале войны строительство гарнизонной церкви впоследствии под влиянием, как скорби, так и гордости за ее героев значительно активизировалось. Более того «отцы города» приняли решение о необходимости устройства при строящемся храме — музея и мемориала, где были бы собраны дорогие реликвии и куда могли бы придти родственники погибших и просто люди, пришедшие поклониться подвигу героев и вспомнить их в своей молитве. Строили храм-памятник как гражданские, так и военные специалисты. Проект был разработан в инженерном управлении Виленского военного округа. За основу взята церковь Каспийского пехотного полка. Однако местные инженеры внесли в проект свои архитектурные элементы, строительные материалы, благодаря чему храм приобрел свои неповторимые черты. Главная заслуга в этом принадлежит гродненскому военному инженеру Ивану Евграфовичу Савельеву. Кроме него проект переделывали архитектор И. Прозоров и губернский архитектор И.Плотников. Формой своей храм напоминает корабль. Внутри он был расписан в стиле римской базилики.
Представляет собой трехнефный объем с пятигранной апсидой и боковыми ризницами. Вместимость храма большая — до трех тысяч человек. Летом 1907 г. на 34-метровую колокольню были водружены 9 колоколов, самый большой из которых весил 485 пудов. Высота колокольни вместе с куполом и крестом составила 39,5 метров. Храм имеет насыщенное декоративное убранство. 30 сентября 1907 г. храм был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Это было не случайным — он символизировал заступничество Богородицы за родную землю. Кроме того, храм должен был символизировать рай для тех, кто отдал свои жизни за общенародное дело. В память о погибших однополчанах было решено передать в полковой храм такие реликвии этой войны, как полковые иконостасы и иконы, сопутствующие воинам во время боев. Гродненский Церковно-археологический Комитет объявил о сборе наград, личных вещей, фотографий, документов погибших и других свидетельств подвигов гродненцев в русско-японской войне. Сегодня в храме можно увидеть лишь отдельные вещественные свидетельства радений братства на пользу православия. Слева от алтаря находятся два киота с иконами Богородицы и Иисуса Христа, перемещенные сюда в 1919 г. Под каждой из икон имеются бронзовые таблички с выгравированным текстом, одинаковым по содержанию; «Киот сей сооружен на добровольные пожертвования братчиков и братчиц Гродненского Софийского Православного братства в память столетия кафедрального собора 7 августа 1907 года». Хранятся в Покровской церкви и хоругви, принадлежащие братству.
Большую роль в превращении гарнизонной церкви в комплекс, включающий в себя собственно храм для поминовения павших, и музей, дополняющий и поясняющий смысл памятника, сыграли гродненские историки и краеведы Е.Ф. Орловский, В.С. Манассеин, Д.М. Милютин, А.А. Турчинович, Д.Н. Кропотов, Н.Р. Диковский, И.В. Корчинский. Л.М.Солоневич и другие. Они были не только инициаторами установки мемориальных досок, сбора средств на их изготовление, но и составителями их текстов и внешнего оформления. Автором великолепных надгробий и памятников, гродненским мастером Б. Шишкевичем, в память о погибших были изготовлены две мемориальные доски из белого мрамора с креплениями в виде бронзовых болтов художественного литья, которые венчали бронзовые двуглавые орлы. Затем шел текст «Офицеры и низшие чины 26 артиллерийской бригады, убитые и умершие от ран в войну с Японией в 1904 — 1905 г.г.». Далее шло перечисление — звание, фамилия, имя, отчество, умер от ран или убит и дата смерти. Вторая доска была посвящена воинам — пехотинцам, однако без указания имен нижних чинов. Внизу второй доски имеется надпись: «мастер Б. Шишкевич в г. Гродно», что дает основание рассматривать вторую доску логическим продолжением первой, а содержание — как единый текст.
Бурные политические события начала XX века не позволили Свято-Покровской церкви превратиться в классический храм-памятник. Более того, после потери для православных Гродно Софийского собора, церковь из гарнизонной, военной церкви превращается в кафедральный собор. Тогда же в собор была перенесена часть мощей мученика младенца Гавриила Заблудовского. В 1938 г. из разрушенной Александро-Невской церкви в собор передали утварь, в том числе и весьма ценную икону «св. Александр Невский с предстоящими».
Из Софийского собора перенесена и чудотворная Казанская икона Божьей Матери, которая находится в Никольском приделе Покровского собора. Мощи мученика младенца Гавриила Белостоцкого, которые находились в соборе с 1946 по 1992 гг., были торжественно перенесены в кафедральный собор Белостока. В храме осталась только святая частица мощей, которая находится в особом ковчеге возле правого клироса. Возле левого клироса находится копия креста преподобной Ефросиньи Полоцкой с частицами мощей белорусских святых. В Никольском приделе храма находится икона святителя Николая Чудотворца с частицей его мощей. Имеются также частички от креста Господня и камень с Гроба Господня, помещенные в иконе Белорусских Святых. Почти все киоты, расположенные на стенах храма, были сделаны в начале XX века, о чем свидетельствуют подписи на них. Также почти половина подсвечников остались с того же времени.
Сильный вертикальный акцент главному фасаду придает восьмигранная колокольня с шатровым перекрытием и маковкой. По бокам от нее небольшие шатры с маковками. Над алтарной частью небольшой четверик с пятикупольем. Ризницы завершены шатрами с маковками. Каждый из трех входов на центральном фасаде — с 2-колонным рундуком и высоким крыльцом. Декор фасадов — реминисценция к древнерусскому стилю — украшен кокошниками, сандриками, витыми колонками, дыньками, килеподобными бровками арочных оконных приемов. Продолговатые боковые фасады по обоим ярусам ритмично разделены прямоугольными оконными проемами в богатых теремочных наличниках, простенки выделены широкими лопатками с ширинками. Белоковровое декоративное покрытие фасадов живописно выделяется на кирпично-красном фоне стен. Внутреннее пространство храма разделено 12 столбами и перекинутыми через них аркадами на три нефа перекрытых плоским потолком и опоясано по периметру мощным карнизом. Пол — кафельный с орнаментальным рисунком. Притворы перекрыты крестовыми сводами. Апсида выделена боковыми и главным иконостасами, которые имеют коричневую тонировку и позолоту. Их силуэт формируют трехлопастные килеобразные фронтоны, луковицеобразные головки. Хоры над входом консольной конструкции. Большую сложность при строительстве храма представляли внутренние работы по устройству интерьеров, так как храм должен был служить и памятником, и музеем.
В дар для внутреннего убранства были переданы ценные иконы XIX века: «Богоматерь», «Одигитрия», «Бог Саваоф и ангелы», «Сошествие Святого Духа» и ряд других. Залогом не только людской памяти, но и свидетельством воинской доблести является находящейся с правой стороны от алтаря киот с иконой святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Там же прикреплена бронзовая табличка, на которой выгравирован текст: «Икона сооружена усердием нижних чинов Шефской роты 20 Егерского ныне 103 Петрозаводского полка в 1804 г. декабря 3 в бытность командиром роты капитана Арацендова. Икона возобновлена усердием нижних чинов и командира роты штабс-капитана Гильберта 1 января 1845 г. в бытность командиром роты капитана Медовщикова».
В конце 2003 г. в соборе начались реставрационные работы. По завершению реставрационных работ в центральном нефе Свято-Покровского кафедрального собора появился ряд новых икон. На них изображены новомученики и исповедники, пострадавшие в годы гонений от богоборческой власти. Все иконы написаны в иконописных мастерских Свято-Елизаветинского монастыря Минской епархии. Некоторые из икон являются списками клейм иконы «Собора Новомучеников и Исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных», прославленных на Юбилейном Архиерейском Соборе 13-16 августа 2000 г. Сюжеты двух икон — священномученика Иоанна, архиепископа Рижского, и священномученика Павлина, архиепископа Могилевского — впервые разработаны в иконописных мастерских Свято-Елизаветинского монастыря. Также в храме имеются иконы «Святитель Тихон», «Священномученик Вениамин», «Священномученик Петр», «Священномученик Иоанн, архиепископ Рижский», «Священномученик Еергомен, епископ Тобольский», «Священномученик Митрофан, архиепископ Астраханский».
http://elib.grsu.by/katalog/162575-350124.pdf