Гришово. Церковь Николая Чудотворца.

Село Гришово Куракинской сельской администрации Бабынинского района лежит на реке Березуй. Это бывший древний город Людимеск (Березуевск), существовавший в 12-17 веках, основанный вятичами. В 1407 году Людимеск вместе с Козельском и Серетинском упоминался как владение Ивана Андреевича Можайского, внука Дмитрия Донского. В 1504 году Людимеск вошел в состав владений калужского князя Симеона Ивановича.
Первый деревянный храм был построен здесь в 1662 году. В «Описаниях и алфавитах к Калужскому атласу» (1782 г.) содержатся следующие сведения о нем: «Перемышльский уезд. Погост Людемской и писцовая церковная земля священно- и церковнослужителей. Домов нет. Жителей нет. На правом берегу речки Большой Березуй, церковь деревянная Спаса Нерукотворного Образа…». В 1769 году на его месте помещиком Щербачевым был построен каменный храм в честь святителя Николая — одноглавый, с трехчастной апсидой. Основная часть — четверик, переходящий в восьмерик. С запада к ней примыкала трапезная часть с колокольней в одной связи. В храме было три престола: главный — во имя святителя Николая, южный — в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» и северный — в честь Успения Пресвятой Богородицы. Приход состоял из следующих населенных пунктов: села Гришова, деревень Сычево, Волконское, Машкино, Матово, Лунино, Бахтинск, Тимофеевское, Курочкино, Мячково, Староселье, Плюсково, Городниково.
После революции в 1932 году храм был закрыт и использовался местным колхозом в разных целях. К 1962 году здание пришло в аварийное состояние и с тех пор пустует. В настоящее время колокольня полностью утрачена, в трапезной части обвалились своды и разрушена западная стена.

Церковь в честь Николая Чудотворца находится в селе Гришово Калужской области. Этот населенный пункт – одно из самых старых поселений в этом районе. Находится на берегах речки Березуй, на этом месте некогда стоял старинный город, построенный еще в XII веке. В начале XV столетия он перешел в собственность внука Дмитрия Донского Ивана Можайского. Через два века здесь построили первый деревянный храм. В 1769 году на его месте помещик Щербачев заказал построить каменную церковь в честь Николая Чудотворца.Церковное здание традиционно было возведено в форме четверика, переходящего в восьмерик. Она была одноглавой, трехпрестольной. С запада к ней пристроили трапезную с колокольней. Главный престол был в честь Николая Чудотворца, поэтому ее называли Николаевской.После революции церковь в честь Николая Чудотворца закрыли, помещения использовали под разные хозяйственные нужды. В 60-е годы прошлого столетия здание пришло в аварийное состояние. Колокольня была полностью разобрана, в трапезной обвалилась стена и своды. Сегодня храм представляет собой достаточно унылое зрелище.
http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/tserkov-nikolaya-chudotvortsa.html

Церковь относится к существующей в центральной части Калужской области (преимущественно в Мещовском районе) малоизвестной группе храмов рубежа 17—18 в. с яркими чертами нарышкинского стиля. Почти полным аналогом церкви в Гришево (по формам, размерам, пропорциям и деталям) является ныне полуразрушенный храм Знамения 1696 г. бывшего села Мезенцево близ Мещовска, также построенный Щербачевыми.
Храм в Гришево стоит на гребне холма, на правом берегу речки Большой Березуй. Доминирует в окружающем преимущественно равнинном пейзаже. Неподалеку в 12—17 в. существовал город Людимеск, упоминаемый в 1407 г. вместе с Козельском и Серенском как владение князя Ивана Андреевича Можайского, внука Дмитрия Донского. В 1504 г. город входил во владения калужского князя Симеона Ивановича; в 1508 г. назван в числе других городов-крепостей в мирном договоре между великим князем Василием III и польским королем Сигизмундом. Церковь построена Б. С. Щербачевым в кон. 17 в. Бытующие в литературе другие датировки, 1662 г. и 1769 г., первая — скорее всего относится к строительству на “погосте Людемском” деревянной церкви Спаса Нерукотворного (не сохр.; упоминается в 1782 г.), а вторая — возможно, к каким либо строительным работам. В 1-ой пол. 19 в. стесан первоначальный кирпичный и белокаменный декор и заменен на штукатурный, оконные проемы превращены в арочные, изменена глава. В церкви, кроме главного, было еще два престола: южный Одигитриевский и северный Успения (устроен в 1865 г. Пушкиным). В 1887 г. церковь имела кирпичную колокольню, деревянный с резьбою иконостас; интерьер был расписан. В 1932 г. храм закрыли и использовали для хозяйственных нужд местного колхоза, в 1970-е гг. — в качестве авторемонтной мастерской; с конца 20 в. здание пустует. В 20 в. утрачены колокольня, примыкавший к трапезной северный придел, коробовый свод трапезной, кровли, внутреннее убранство. До недавнего времени в южную стену трапезной был включен фрагмент древнего белокаменного надгробия: фриз из вставленных одна в другую ложчатых выемок, обрамленный витыми “шнурами”. Кирпичные стены сохранили следы тонкой штукатурки по обмазке.
Крупное ярусное здание обладает выразительным стройным силуэтом. Близкий к кубическому двусветный четверик служит основанием широкому и высокому восьмерику. Отступая от карнизов восьмерика над ним круто поднимается лотковый свод, завершенный вытянутым вверх кирпичным барабаном под главкой с перехватом (первоначально барабан имел другие пропорции). Равноширокий четверику пониженный сильно выступающий алтарь с востока завершен в плане тремя дугами. Гребень кровли над алтарем доходил до верхнего карниза четверика. Примыкающая к четверику с запада трапезная равновысока алтарю и несколько меньше храма по площади.
Углы четверика усилены огибающими лопатками, боковые фасады разделены на два яруса карнизом, продолжающимся в завершении стен алтаря и трапезной. Карниз включает верхнюю полочку, большой полувал (четвертной вал ?) и нижний узкий трехчетвертной вал. Аналогичный карниз завершает стены четверика. На южной стене четверика внизу помещены три проема, средний — входной, боковые оконные; на северной асимметричной стене — два проема, средний входной и восточный оконный. В верхней части каждого бокового фасада четверика помещено по одному крупному восьмигранному горизонтально вытянутому окну (проемы заложены) в профилированной раме. Такое же ложное окно находится на восточной грани восьмерика. На южной стене трапезной помещены два окна, а в северной стене находится широкий арочный проем, ведший в северный придел. В алтаре боковые части имеют по два окна, а в средней дугообразной стене — ложное окно. Судя по обнажившейся из под облетевшей штукатурки первоначальной кладке, наличники всех окон здания (включая 6 окон восьмерика) имели эффектный рисунок с вогнутыми скатами разорванных фронтонов в завершении. В основной части окон сохранились старые кубоватые решетки, а в растесанных верхних арочных частях — ампирные веерные решетки с дугами между радиусов. Углы восьмерика отмечены огибающими лопатками, полученными после стески первоначальных украшавших ребра объема колонн с белокаменными капителями вверху и кронштейнами в основании (от них остались фрагменты камней). Такие же детали сохранились на восьмигранном барабане храма, где колонны чередовались с нишами.
В храме переход от четверика к восьмерику (его диагональные грани гораздо уже) осуществляется посредством четырехступенчатых тромпов. Восьмерик завершен восьмилотковым сомкнутым сводом. Алтарь, в который ведут три арочных проема (заложены), перекрыт коробовым сводом, который расчленяется на три конхи. Пяты разделяющих конхи арок начинаются необычайно низко — на высоте одного метра от пола.
Рошефор Н. И. де. Опись церковных памятников Калужской губернии. // Записки отделения русской и славянской археологии Р.А.О., Т. III. СПб., 1882. С. 329; Преображенский М.Т. Памятники древне-русского зодчества в пределах Калужской губернии. СПб., 1891. С. 99; Малинин Д. И. Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии. Калуга, 1992. С. 26; Археологическая карта России: Калужская область / Сост. Ю. А. Краснов. М., 1992. С. 30; Земля Калужская — земля святая. Сост. М.Н. Алексахина, Н.В. Богатырева. М., 2003. С. 158; Шорбан Е. А. Неизвестные храмы Калужской земли. // “Собрание”, 2005, № 1. С. 83-87; Шорбан Е. А. “Нарышкинское барокко” в заброшенных местах Калужской области. “Природа”. М., 2008, № 7. С. 56-62.; ГАКО. Ф. 33. Оп. 2. Д. 2205. Л. 257; Ф. Р3502. Оп. 1. Д. 63. Л. 113; ИИМК РАН. Ф. Р-III. Д. 2058. Текст: Шорбан Е. А., кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания, куратор «Свода памятников» по Калужской области.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?