ГРИГОРЬЕВО, ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, нач. 19 в.
Расположена на восточной окраине села на высоком берегу р. Вязьма. Церковь сооружена в 1816 г. Кирпичные стены побелены по кладке. Существующая деревянная ограда — поздняя, поставленная на месте разрушенной каменной. К юго-западу от церкви в линии ограды расположена сторожка сер. 19 в. В 1960-х гг. с северной стороны колокольни была сделана пристройка. Небольшой сельский храм, характерный для Суздальской епархии, выполнен в формах, сочетающих приемы барокко и раннего классицизма.
В композиции доминирует основной объем — двусветный четверик с куполообразной четырехгранной кровлей, увенчанной миниатюрной главкой на световом барабане. К нему примыкают суженные и сильно пониженные объемы пятигранной апсиды и квадратной трапезной. Трехъярусная колокольня у западной стены трапезной также имеет высокую куполообразную кровлю с маленькой главкой на деревянном граненом барабанчике.
В убранстве храма преобладают формы барокко кон. 18 в., видоизмененные под воздействием классицизма, о чем свидетельствуют рустованные пилястры, поставленные по краям фасадов с выпуском углов, и карнизы сложного профиля с сухариками. Влияние классицизма сказалось также в строгой регулярности фасадных композиций и плоскостной трактовке деталей. Особенно отчетливо классицистические мотивы проявились в колокольне, первый и второй ярусы которой прорезаны полуциркульными проемами (верхний ярус звона имеет арочные проемы). Наличники окон — с тонкими пилястрами на ступенчатых консолях по сторонам и треугольными фронтончиками в завершении — напоминают о традициях 17 в. У западного и южного входов устроены железные козырьки с подзорами. Основное помещение перекрыто высоким четырехлотковым сомкнутым сводом со световым кольцом барабана, трапезная — полулотковым сводом, апсида — конхой. Сохранились позднейшие росписи на сводах трапезной и апсиды.
Двухъярусный иконостас сер. 19 в. — типичный пример подобного сооружения в стиле классицизма — приобрел несколько упрощенный вид из-за утраты ряда декоративных деталей. В основе его композиции – четырехколонный портик с фронтоном, над которым возвышается пирамидальное завершение с двумя рядами сборных икон, увенчанное крестом. Среди немногочисленных резных деталей преобладают розетки во фризах и постаментах колонн. Царские врата в духе эклектики выполнены во 2-й пол. 19 в., иконы — в кон. 19 -нач. 20 в. Сохранилось паникадило 2-й пол. 19 в.
Сторожка — одноэтажная кирпичная, побеленная по обмазке постройка под двускатной кровлей. Три окна на торцовом южном фасаде (центральное ложное) заключены в широкие рамочные наличники с расширенной верхней частью; центр лучковых перемычек подчеркнут замками. Скромный венчающий карниз дополнен сухариками. Вход в здание размешен на восточном фасаде.
Березин, Добронравов, 1898, с. 141—142. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 264-266