Гриценко Николай Николаевич
«Вид на Москву с колокольни Ивана Великого», 1896
Холст, масло. 73 x 54 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Имя Николая Гриценко неразрывно связано с Третьяковской галерей, он был мужем дочери Третьякова – Любови Павловны. «Милейший Коля», как называл его сам Павел Михайлович, жил с супругой в доме в Толмачах. Благодаря многочисленным зарисовкам, акварелям и живописным этюдам, сделанным Гриценко, представляется возможным воссоздать облик дома Третьяковых и его окрестностей, дачи в подмосковном Куракино.
Запечатленная Николаем Гриценко панорама Московского Кремля представляет часть архитектурного комплекса с видом на Архангельский и Благовещенский соборы, а также угол Большого Кремлевского дворца, построенного в середине XIX столетия. В выхваченный художником «кадр» попадают и шпили Благовещенской и Водовзводной башен. Извилистая линия Москвы-реки уводит взгляд зрителя дальше, где на фоне летнего неба проступает силуэт Храма Христа Спасителя, уничтоженного в 1931 году и восстановленного в 1999. Все строения Гриценко запечатлевает с невероятной точностью, выписывая малейшие архитектурные детали.
Могущественное, эпическое звучание пейзаж приобретает благодаря избранной художником композиции – создается впечатление, что можно увидеть весь город, побывать в разных его уголках. Особенное состояние тишины, безлюдности площади, набережной за мощной крепостной стеной подчеркивают величие Кремля, создают вневременной «портрет» Москвы. Соборы, их стать и благородная старина, увековеченные кистью мастера, словно передают хранимую память о событиях и преданиях Первопрестольной. Вместе с тем голубое небо, сверкающее золото куполов и этот впечатляющий вид на город, который не охватить одним взглядом, рождает простую человеческую эмоцию – любование красотой Москвы, ее архитектурой.