Ведомость о церкви Гребневския Божия Матери Богородскаго уезда, что в селе Гребневе за 1872 год. Построена первая холодная в 1786 году тщанием и иждивением бываго помещика того села Генерал-майора Гаврила Ильича Бибикова. В ней по обеим сторонам, с разрешения Высокопреосвященнейшаго Филарета в 1849 году тщанием и иждивением помещика Феодора Феодоровича Пантелеева устроены два придела: на правой стороне во имя преподобнаго Сергия Радонежскаго чудотворца, а на левой во имя великомученика Феодора Стратилата. Вторая теплая в 1823 году тщанием и иждивением князей Александра и Сергия Михайловичей Голициных, на которой устроена колокольня. 1854 года вокруг обоих церквей с разрешения Высокопреосвященнейшего Филарета сделана каменная с железными решетками ограда, с двумя железными решетчатыми воротами, на правой стороне в углу ограды каменныя: сторожка, а на левой ризница, крытые железом.
В 1817-1823 гг. при новых владельцах – Голицыных – ансамбль усадьбы реконструирован в стиле ампир по проекту архитектора Н. И. Дерюгина. Отдельные сооружения перестроены, другие созданы вновь. В этот период в 70м от Гребневской архитекторами И. И. Ольделли и Н. И. Дерюгиным построена зимняя Никольская церковь. Автором проекта предположительно называют А. Н. Воронихина. В отделке интерьера участвовал Д. И. Жилярди. Кирпичная с деталями из белого камня церковь представляет редкий для эпохи ампира тип ярусного центрического храма «под звоном». Внутреннее пространство церкви перекрыто сферическим куполом, боковые компартименты – цилиндрическими сводами. Над ярусом «звона» находится помещение для механизма башенных часов. Нижний восьмигранный ярус здания по странам света обработан дорическими портиками. Цилиндрический объем колокольни украшен спаренными ионическими колоннами. Сохранились элементы первоначальной отделки интерьера: колонны искусственного мрамора, скульптура, фрагменты росписей под мрамор и гризайль.
Зимняя церковь Гребневского прихода была построена в 1817-1823 гг. на средства князей А.М. и С.М.Голицыных вместо изначально существовавшего гребневского Никольского храма, известного по переписным книгам 1584-1586 гг. Автором проекта предположительно называют А.Н.Воронихина, в отделке интерьера участвовал Д.И.Жилярди. Строительство осуществлялось архиттекторами И.И.Ольделли и Н.И.Дерюгиным. Храм в стиле ампир представляет собой уникальный для своего времени образец церкви «под звоном». Церковь освящена 23 декабря 1823 г. Здание представляет собой ярусную восьмигранную в плане постройку, увенчанную цилиндром колокольни (глава церкви переделывалась в конце XIX в.). Сохранились башенные часы, бой которых слышен далеко вокруг. Фасады храма были украшены барельефами, выполненными известным московским скульптором академиком Г.Т.Замараевым (не сохранились). Церковь не закрывалась. Внутри сохранились элементы первоначальной отделки — колонны искусственного мрамора, скульптура, фрагменты росписей «под мрамор» и «гризайль». За иконостасом конца XIX в. стоит первоначальный, работы художника В.Баринова.
Источники: Каталог «Памятники архитектуры Московской области», т.2. М., 1975 г. Справочник-путеводитель «Подмосковье. Монастыри Храмы Источники». М., УКИНО «Духовное преображение», 2008 г. Материалы сайта «Храмы России».
Церковь святителя Николая в архитектурном комплексе усадьбы Бибиковых, Голицыных «Гребнево», по адресу: Щелковский район, пос.Гребнево, является объектом культурного наследия федерального значения (ранее памятником истории и культуры республиканского значения) (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. № 176). Также в списках выявленных объектов культурного наследия входят: ограда церковного комплекса с двумя воротами, устроенная в 1854 г. по благословению Митрополита Филарета; два дома причта; часовня в ограде.
Кирилл Аминов, 21 мая 2015 г.
Существовавшая ранее церковь Николая чудотворца в селе Гребневе.
Село Гребнево с деревянною в нем церковью во имя Николая чудотворца, построенную клетцки, в 1585 г. находилось Московского уезда, Бохова стана, «в вотчине за Богданом Яковлевичем Бельским, что было преж того за Вас. Ф. Воронцовым; у церкви дворы: попа и просвирницы». К Николаевской церкви принадлежала деревня Фролова, Буковка тож. В 1623 г. село Гребнево – «вотчина боярина князя Д. Т. Трубецкого по жалованной грамоте 1623 г., что было преж сего за боярынею Марьею Воронцовою; а в церкви Николая чудотворца, да в приделе царя Константина и матери его Елены: образы и свечи, и книги, и на колокольне колокола все строение вотчинниково; на церковной земле во дворе поп Иван, во дворе просвирница Анница, да на церковной земле 3 кельи, а в них живут нищие, питаются от церкви Божией; пашни церковной земли, по даче вотчинниковой, 12 четьи в поле…».
Село Гребнево с 1635 г. находилось во владении жены князя Д. Т. Трубецкого вдовы Анны Васильевны до 1655 г.; в селе за 1646 г. значится: двор вотчинников, на церковной земле 2 двора бобыльских, да того же села в слободке, за прудом, 7 дворов крестьянских, в деревне Фроловой – 3 двора крестьян. После княгини Трубецкой имение дано князю А. Н. Трубецкому, двоюродному брату князя Д. Т. Трубецкого; от него село перешло в 1663 г. к его внуку князю Ю. П. Трубецкому.
По смерти князя Ю. П. Трубецкого жена его вдова княгиня Ирина Васильевна, урожденная Голицына, недвижимое имение в разных уездах в 1679 г. отдала во владение своим детям Ивану, Юрию и Петру. Князья Иван, Юрий и Петр в 1697 г. имение разделили, и князю Ивану досталось село Гребнево. От него перешло в 1749 г., по духовному завещанию, к его дочери вдове графине Гессен-Гомбурской Настасье Ивановне и за нею утверждено того же года отказною книгою, в которой упоминается: «в селе церковь деревянная во имя Николая чудотворца с приделы».
В 1772 г. село Гребнево принадлежало жене князя Н. Ю. Трубецкого вдове княгине Анне Даниловне, по разделу с ее детьми и пасынками Юрием, Николаем, Александром, Василием, Петром, Иваном и Сергеем; в 1781 г. оно продано князем Н. Н. Трубецким жене Гаврилы Ильича Бибикова Татьяне Яковлевне. В 1814 г. селом владела Анна Александровна Голицына, урожденная Строганова.
Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.». Выпуск 5, Радонежская десятина Московского уезда. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, в Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1886 г.
Церковь святителя Николая — второй по времени постройки каменный храм в усадьбе Гребнево. Храм задумывался как зимний, и именно так он использовуется до сих пор. Никольский храм — лицо усадебного комплекса, он виден с нынешней подъездной дороги, а также с Барских прудов. В годы советской власти церковь оставалась действующей, и все интерьеры полностью сохранились. В советское время из окрестных закрываемых храмов привозилась в гребневские церкви утварь. В наше время её постепенно возвращали, когда церкви вновь начинали действовать. В конце 1816 года для работ в усадьбе Гребнево, по одной из версии, был приглашён архитектор Игнатий Иванович Ольделли. У зодчего были подряды на строительство новой зимней церкви с колокольней, перестройку прежней (летней, Гребневской) и «переделку дома с флигелями как снаружи, так и внутри». Прямых указаний на то, что храм строился именно по проекту И. И. Ольделли, не найдено. По предположению М. В. Дьяконова, автором проекта мог быть архитектор Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814). Историк московского зодчества В. Л. Снегирёв считал, что автором проекта мог быть ученик Д. Жилярди — Александр Сергеевич Кутепов (1781-1855). В 1818 году для консультаций по строительству храма усадьбу посетил Доменико Жилярди, который вместе со своим учеником, архитектором Михаилом Доримедонтовичем Быковским (1801-1885), после 1821 года участвовал в отделке интерьеров зимнего храма. Масштабные работы по возведению храма в усадьбе начались в 1817 году, а уже в следующем году каменные работы были завершены. В 1819-1821 гг. оштукатурены фасады и велась внутренняя отделка храма. По резолюции митрополита Филарета (Дроздова), зимняя Никольская церковь была освящена в конце 1823 года. Впоследствии она пережила несколько пожаров, здание не раз обновлялось (как в ХIХ в., так и в ХХ столетии).
Величественная и необычная для своего времени церковь «под звоном» в стиле ампир относится к храмам центрического типа. Она украшена четырьмя портиками с парными дорическими колоннами. На восьмигранном строгом по архитектуре объёме поставлен мощный барабан, прорезанный высокими арками звона. Над ним располагается ещё ярус с окнами, увенчанный куполом с люкарнами, в которых помещены часы. На куполе — луковичная главка с железным позолоченным крестом. Центральная восьмигранная часть храма соединена широкими проходами с алтарём, притвором и боковыми приделами, а узкими — с небольшими компартиментами. Вокруг центральной части с западной стороны образована обходная галерея. В интерьере храма замечательны отделанные искусственным мрамором коринфские колонны с золочёными гипсовыми капителями. Ризница храмов села Гребнево была богатой для своего времени. Из описи церкви не ясно, кем пожертвованы облачения и вещи из церковной утвари. По преданию, которое косвенно подтверждает даты вкладов, большая часть принесена в дар Бибиковыми, владельцами усадьбы в конце ХVIII — начале ХIХ веков. Трёхъярусный иконостас храма построен во второй половине ХIХ столетия. После эпохи ампира наступило время, когда стиль эклектики отразил увлечение древностью (Русь, Византия): иконостасы Никольского храма включают в себя элементы классицизма, а в формах и украшениях их использовано пышное богатство позолоты и плетёнки. Четырёхлепестковая форма икон второго яруса напоминает о стиле неоготика. Особо почитаемые иконы центрального иконостаса местного ряда оформлены в специальные рамы. Иконы Гребневской Божией Матери и святителя Николая, благодаря киотам, заметны издалека — это так называемые храмовые образа, напоминающие о посвящении двух усадебных храмов. Иконы Спаса Вседержителя и Божией Матери Чергиговской, возможно, древнее самого иконостаса. Местные образа, напротив, созданы позже, чем иконостас.
Иконы Спасителя и Богоматери — ростовые. Золотые фоны и имитация эмалей на полях, крупные стилизованные облака под ногами Спасителя, Божией Матери и архангелов указывают на середину — вторую половину ХIХ столетия. В это время мастера, стремясь возродить традиционную икону, использовали приёмы ремесленных мастерских и академической религиозной живописи столиц и создали широко распространённый стиль, который иногда называют русско-византийский. Богоматерь с Младенцем — в иконописном изводе, восходящем к известной работе В. М. Васнецова и распространённом в конце ХIХ — начале ХХ веков: Младенец с благословляющими и простёртыми в сторону руками, одетый в белую рубашечку. Во втором «Праздничном» ярусе центрального иконостаса — Двунадесятые праздники. В южном и северном приделах — изображения святых: архидиакона Лаврентия; Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на одной доске; равноапостольной Нины, святителей и праведных. В третьем ярусе центрального иконостаса вокруг центральной иконы Сопрестолие — значительные по размеру образа особо почитаемых на Руси святых. Самые крупные иконы этого чина и вообще иконостаса — образа преподобного Сергия и Елены. Икона царственных святых напоминает о храмовом приделе царей Константина и Елены, некогда упразднённом. В иконостасе рядом друг с другом находятся — изображения святых Сергия и князя Владимира: в 1892 году состоялись празднества, посвящённые 500-летию со дня преставления Радонежского Чудотворца, а в 1888 году происходили торжества в честь Тысячелетия Руси, в ходе которых был прославлен князь Владимир. В эти же годы развивалась иконография равноапостольного князя: в Гребневском храме святой Владимир изображён в византийских императорских одеждах, в «венце, схожем с шапкой»; в качестве атрибутов в его руках — крест и свиток. Настенные и интерьерные иконы находятся в основном в галерее храма и боковых приделах. Почитаемая Гребневская икона ХVIII в. из одноимённого летнего храма хранится в алтаре Никольской церкви, в интерьере храма — её копии различного размера, например, одна из них, современная — в галерее, за северным приделом.
В северной части галереи в одном из компартиментов современные писанные иконы святых, небесных покровителей жертвователей и прихожан храма, все они решены в едином стиле, в киотах на красном бархате. В северном приделе большой напольный киот, видимо, с первоначальным составом домашних, семейных образов, в составе икон которого святые молятся Христу и Богоматери за членов семьи. Иконы соответствующих Двунадесятых праздников являются молением о чадородии. Интерьер храма был расписан «цеховым живописных дел мастером» Всеволодом Афанасьевичем Лебедевым. В куполе — небесные силы, ангелы изображены живописными группами. В интерьере храма — изображение евангелистов с их символами в подкупольном пространстве, святители и преподобные на сводах. В росписях сделан акцент на показе евангельской и апостольской проповеди, исцелений именем Божиим. Храм насыщен изображениями ангелов, что, надо заметить, было распространено в ХIХ веке: здесь они подробно выписаны в куполе, встречаются в нескольких наиболее ярких сюжетах. Храмовый комплекс привлекает паломников со всего Подмосковья: поскольку гребневские церкви не закрывались, к ним тяготеют семьи, поколениями посещающие местные богослужения, многих людей интересует убранство храмов и их богатая история.
Из статьи Ж. А. Курбатова «Никольский храм в селе Гребнево» в журнале «Московские Епархиальные ведомости». Выпуск №11, 2020
С приходом советской власти усадьба Гребнево, которую в 1913 году купил известный московский врач Фёдор Гриневский, родственник писателя Александра Грина, и устроил в ней санаторий, была национализирована, а в 1919 году в ней был устроен санаторий для больных туберкулёзом (впоследствии его сменил Щёлковский техникум электровакуумных приборов, затем усадьбу заниает НПО «Платан»). Религиозная община располагавшихся рядом с усадебным комплексом церквей Николая Чудотворца и Гребневской иконы Божией Матери в Гребнево, также была зарегистрирована в 1919 году. В 1922 году из старинных храмов в рамках известной акции были изъяты серебряные предметы (серебряные кресты, уникальный серебряный оклад с Евангелия и другие ценные богослужебные предметы).
Церковная община села Гребнево была вновь перерегистрирована в связи с заключением договора с Московским уездным советом. Договор со стороны общины был подписан 64-ю членами. В 1930 году прошла повторная перерегистрация общины. Священником в том году служил батюшка Михаил Николаевич Смирнов (1868-1946), женатый на дочери местного священника Василия Матвеевича Воронова. В 1940 году М. Н. Смирнов был обвинён в неуплате налога и осуждён. Сидел в Бутырской тюрьме, а затем находился в лагере для заключённых под Осташковым. Умер в 1946 году и вместе с супругой был похоронен у стен храма Гребневской иконы Божией Матери. Потомки священника Михаила до сих пор живут в Гребнево.
В 1939 году гребневские храмы вновь подверглись тотальной проверке, в результате которой обнаружилось отсутствие описанного ранее имущества на сумму 1405 рублей. Церковная утварь на сумму 665 рублей вскоре была найдена при активной помощи прихожан и возвращена в гребневские храмы. Остаток недостающей суммы оплатил староста приходской общины. Через год, в 1940-м году вновь гребневские храмы подверглись проверки членами комиссии. Проверка 1940 года недостачи не обнаружила. По воспоминаниям очевидцев, два серебряных подсвечника даже оказались лишними. Здесь стоит сделать акцент на то, что в 1920-1940-е годы в Гребневские церкви были свезены ценные богослужебные предметы и реликвии из закрываемых церквей Щёлковского района. Среди святынь в Никольском храме оказался и образ Николая Можайского из Никольской церкви села Здехово.
Интересный факт: Церковь Гребневской иконы Божией Матери с главным усадебным домом соединял подземный ход, входы в который были завалены в 1970-е годы. Гребневские храмы никогда не закрывались и дошли до наших дней в практически не тронутом советской эпохой виде.
С сайтов: https://trojza.blogspot.com/2012/10/1918-1945-1/html/Подмосковный краевед. Судьба храмов Щёлковского района в советское время (1918-1945 годах) и https://grebnevo.org/istoriya/История села Гребнево/