Дорогие друзья, наш рассказ о художественном стекле продолжается! Сегодня вы узнаете о таком виде обработки, как гранение. Гранение (огранка) изделий из стекла и хрусталя относится к холодным видам его декоративной обработки, когда при помощи специальных шлифовальных дисков на поверхность изделий наносят разнообразные по форме линии (бороздки) или плоскости, образующие узор. Существует множество видов различных граней, каждая из которых отличается от других по форме и способу ее нанесения.
Важным свойством хрусталя является высокий коэффициент светопреломления и дисперсии, определяющие игру света при его многократном внутреннем отражении. Данный эффект усиливается при декорировании хрусталя алмазной гранью, где грани выполняют роль призм и разлагают белый цвет на лучи цветового спектра. Чаще всего огранке подвергают крупные толстостенные изделия: вазы, графины, кувшины, пепельницы, подвески для люстр. При этом необходима геометрическая точность нанесения граней на поверхность изделия, чтобы эффект светопреломления был наибольшим. Подвергают огранке также и цветное стекло, но гораздо реже, чем хрустальные изделия, поскольку в ограненных цветных стеклах не так очевиден эффект радужной игры света.
Способы гранения стекла и хрусталя развились на основе методов огранки драгоценных камней, от которой и произошло само название «алмазная грань», поскольку некоторые рисунки грани напоминают ограненные драгоценные камни. Это чаще относится к резьбе, при помощи которой на поверхность изделия наносят углубленные бороздки, а не плоские грани. Алмазная резьба выполняется при помощи остро заточенной кромки абразивного шлифовального круга, которая глубоко врезается в поверхность изделия при его огранке. Для придания большего декоративного эффекта в конце процесса алмазной огранки изделие часто полируют, что заметно усиливает световую игру.
На Императорском Стеклянном заводе и на всех ведущих частных стеклозаводах России XVIII – начала ХХ века применялись «номерные грани», специально разработанные художниками рисунки, которые входили в заводские прейскуранты. Каждый стеклозавод старался разработать свои виды граней, которые отличали бы его продукцию от изделий других стеклозаводов.
В советском стеклоделии применялись как хорошо известные виды граней, так и разрабатывались собственные с учетом новых художественных тенденций и стилевых направлений. Это позволило сформироваться советской школе художественного стеклоделия, основные достижения которой и сегодня с успехом применяются в современном художественном стекле.
#decorativeartmuseum
#damuseum
#коллекция_damuseum
#стекло_damuseum
#годкультурногонаследиянародовроссии