Грабарь Игорь Эммануилович
«Вешний поток», 1904
Холст, масло. 70 x 89 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Этюд «Вешний поток» написан И.Э. Грабарем в конце марта 1904 года, в имении Дугино, когда «снег почти всюду сошел, в Дугине начинали искать его остатков в оврагах». Грабарь пишет «очаровательный овраг, поросший дубками, с сохранившейся на них с осени высохшей желто-зеленой листвой», пытаясь передать «соединение угасающих тонов осени, холодную белизну зимы и возрождающиеся краски весны».
Композиция, сочетающая вертикали деревьев, горизонталь бирюзового неба, нарушенную вкраплением прошлогодних листьев, крутые зигзаги ручья, по диагонали убегающего за рамки картины, и вторящие ему изогнутые пятна тающего снега, — невероятно динамична.
Грабарь пишет очень пастозно, буквально «выдавливая» краски из тюбика на холст, как на палитру, он активно использует «импрессионистический» раздельный мазок в изображении снега и воды. А охристые тона — от пожухло-коричневого до почти золотого — оттеняются сине-фиолетовыми красками, придавая пейзажу мажорное звучание.
Русская классическая живопись 🎨