Готический кабинет особняка Морозова

Готический кабинет особняка Морозова в Подсосенском переулке, 21с1, Москва.

Последним владельцем дома был фабрикант и коллекционер Алексей Викулович Морозов. При нем заново были оформлены некоторые интерьеры, включая кабинет, который представлен на фото 1-7. Проект разработал знаменитый московский архитектор Федор Шехтель.

Для кабинета он выбрал стиль «пламенеющей французской готики». В нем находится большой белый каменный камин, сделанный в мастерской Кутырина с готическими узорами и французскими геральдическими лилиями. Такие же лилии архитектор нарисовал золотом на стеновых панелях. Кстати, вся деревянная дубовая отделка кабинета и библиотеки сделана на Фабрике Художественной мебели П.А. Шмидта, зятя Викулы Морозова, с которой постоянно сотрудничал Шехтель. Над камином деревянные «маски грешников», тоже фирменные у Шехтеля. Справа от камина начинается лестница на второй этаж в библиотеку. Лестница у Шехтеля всегда выполняет какую-то символическую нагрузку. В данном случае она ведет к знаниям, в библиотеку. Знания, умственное развитие, для Алексея Викуловича были высшей целью, раем земным. Лестницу к знаниям сторожит гном в монашеском одеянии. Перед гномом открытая книга, на которой написано Ars longa, vita brevis est — «жизнь коротка – искусство вечно».

Стены украшают 4 панно написанные по заказу хозяина Михаилом Врубелем: Маргарита, Фауст, Мефистофель и Полет Мефистофеля и Фауста. Панно были написаны в 1896 году. При этом три узких вертикальных полотна Маргарита, Фауст и Мефистофель написаны весной этого года и очень быстро. Четвертым панно сначала была композиция «Фауст и Маргарита в саду», но Алексей счел его не соответствующим своему кредо. Никакая Маргарита не может отвлечь его от страсти коллекционирования. Он согласен отдать душу Мефистофелю. Он продал это панно троюродному брату Михаилу Абрамовичу Морозову. А Врубель летом 1896 года в свадебном путешествии в Швейцарии пишет другой вариант, который устроил хозяина кабинета. Композиционно и колористически это панно напоминает известную картину Бёклина «Война», которая написана была в том же году. До сих пор историки в недоумении, видел ли Врубель картину Бёклина или нет.

На втором этаже за балконом над рокайльной гостиной (фото 8) Шехтель сделал библиотеку в стиле немецкой готики. К сожалению, туда сейчас не пускают из-за ветхости перекрытий. По периметру стен выстроились шкафы в виде «голландских» домиков с черепичными крышами и трубами-пинаклями. Нижняя часть шкафов сделана комодами для собрания русских гравированных и литографированных портретов. В 1895 Алексею Викуловичу удалось купить около 1 тысячи листов из коллекции В.А. Тюляева, в 1897 — 160 редких листов у Н.С. Мосолова, в 1901 — ценнейшие гравюры из собрания П.А. Ефремова, в 1902 — собрание гравюр Э.П. Чапского. К 1912 собрания гравюр и литографий Морозова насчитывало около 10 тыс. листов, было одним из первых по числу портретов и качеству оттисков.

Алексей Викулович хотел сделать из своего особняка и собрания музей и в 1913 году составил завещание в пользу города. Но наступила революция. Весной 1918 года особняк был захвачен латышской анархической организацией «Лесна». Собрание Морозова значительно от них пострадало: исчезли все табакерки (фарфоровые и лаковые лукутинские), часть миниатюр, разбиты многие фарфоровые предметы, некоторая мебель. Летом 1918 года анархистов из дома выбили и Алексею Викуловичу удалось добиться от Луначарского «охранной грамоты» на дом и коллекции и создания Музея Художественной Старины, где он был главным пожизненным хранителем. С тех пор вся жизнь Морозова была подчинена описанию и сохранению коллекции. В конце 1918 года был опубликован Декрет о национализации собрания, а в конце 1919 года открылся Музей. Но сохранить все коллекции в нем не удавалось. Сначала в 1920-е годы забрали в Третьяковсую галерею полотна Врубеля. И почти сто лет кабинет стоял с голыми стенами. Сейчас там напечатанные на холсте копии. В 1922 году решено было переименовать музей в «Музей Фарфора» и сделать отделом Центрального декоративного музея. И постепенно все, что не относится к фарфору, передавали в другие музеи. Гравированные портреты были переданы в Музей изящных искусств императора Александра 3, теперь ГМИИ им. Пушкина. В 1926 году в ГИМ отдали иконы, коллекцию серебра и часть миниатюр, вторая часть поступила в Третьяковку. А в 1928 году Музей Алексея Викуловича перевели в Особняк С.И. Щукина на Знаменку, там создавался 2-й Пролетарский музей, а самого Морозова переселили в комнату на ул. Покровку. И только в 1932 году весь фарфор, часть мебели и архив были перевезены в Кусково, где создавался Музей Русского Фарфора. Алексей Викулович Морозов скончался 21.12.1934 года и похоронен в семейном участке на Преображенском кладбище.

Сейчас в особняк можно попасть с экскурсией.

Пост подготовлен по материалам Ирины Левиной. Советую посетить дом именно в ее сопровождении.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?