Государственный Эрмитаж – крупнейший не только в России, но и в мире культурно-исторический музей, в его коллекциях насчитывается порядка трех миллионов экспонатов. Основные экспозиции размещены в Главном Музейном комплексе, расположенном в Санкт-Петербурге в здании Зимнего дворца, бывшей резиденции императоров России. Здесь представлены памятники культуры Европы, несколько уникальных экспонатов, в том числе крупнейшее за пределами Нидерландов собрание полотен голландского живописца Рембрандта и единственная в России скульптура Микеланджело, хранятся оригиналы работ Леонардо Да Винчи. Эрмитаж уже давно не просто музей, а центр культурной жизни Восточной Европы, где каждый день кипит научная работа и проводятся различные культурные мероприятия, настоящая жемчужина северной столицы России.
Интересный факт. Коллекция Эрмитажа настолько велика, что для того, чтобы увидеть все экспонаты, затрачивая на них минимум одну минуту восемь часов в день, понадобится приблизительно 11 лет. При этом, это касается только Санкт-Петербурга. Общая длина залов превышает 24 километра. Крупнейшая картинная галерея в мире привлекает миллионы туристов со всего мира, Эрмитаж стал визитной карточкой города, посещение которого входит в обязательную программу.
История Эрмитажа
Присвоенный Петром Первым статус столицы городу Санкт-Петербургу заставил градостроителей искать место для резиденции царствующей особы. После смерти первого российского императора его потомки задумались о расширении так называемого царского зимнего дворца, в котором находились покои. В 1732 году по приказу Анны Иоанновны началось возведение объекта по проекту Растрелли. Однако, здание постоянно расширялось, появлялись новые пристройки, поэтому уже в 1754 году было начато строительство окончательного варианта Зимнего дворца.
Резиденция императрицы стала самым высоким зданием в Санкт-Петербурге, ее строительство было завершено в 1762 году. Позже Николай Первый издал указ, запрещающий строить здания в столице выше, чем у резиденции императора. Зимний дворец включал в себя 1500 комнат не только для царского двора, но и для многочисленной прислуги, широкие залы и парадные лестницы стали украшением изысканного особняка.
Интересный факт. Строительство затянулось почти на шесть лет, за это время в России сменились три царствующие особы. Изначально проект был начат при Елизавете, продолжился при Петре Третьем, а завершился только при его жене Екатерине Великой. Екатерина отстранила от работ Растрелли, обвиненного в казнокрадстве, и привлекла к отделочной работе таких мастеров как Фельтен и Ринальди.
Уже через год после своего торжественного открытия в Зимний дворец переехала Екатерина, известная своей тягой к европейской модели развития и просвещению. Логично, что, будучи в активной переписке с такими людьми как Вольтер, российская государыня задумывалась о создании частного музея у себя в резиденции. Удачный момент настал в 1764 году.
Коллекция Екатерины Второй
Прусский король Фридрих Второй был не только известным полководцем и одерживал многочисленные победы на полях воинских сражений, но и как большинство монархов Европы восемнадцатого века любил искусство. Начало Семилетней войны заставило его прекратить попытки создания уникальной коллекции живописи в Берлине, тем не менее, через свое доверенное лицо купца Иоганна Гоцковского он занимался скупкой произведений живописи из частных коллекций.
Интересный факт. Гоцковский не обладал знаниями в искусстве, поэтому его коллекция получилась крайне неоднородной, что не мешало ей считаться крупнейшей в Европе.
Берлинский купец вел финансовое сотрудничество с российским князем Владимиром Долгоруковым, он возлагал большие надежды на продажу полотен прусскому королю. Однако, Фридрих Второй оказался после окончания войны перед фактом полного обнищания государственной казны, что заставило его отказаться от покупки коллекции. Это в свою очередь поставило в неудобное положение Гоцковского, которого обступали кредиторы.
Тогда предприимчивый купец обратился к Екатерине Второй и предложил ей выкупить собранную экспозицию полотен. Российская императрица не смогла себе отказать в тщеславии показать перед Европой возможности российского государства и согласилась на это предложение, хотя казна страны тоже испытывала проблемы после окончания войны. Гоцковский получил 183 тысячи талеров в счет уплаты долга, а в Санкт-Петербург прибыли 317 картин голландско-фламандской школы. Полотна были размещены в апартаментах дворца, которые получили название «эрмитаж», в переводе с французского «уединенное место».
Екатерине понравилось иметь в своем дворце настоящую художественную галерею, это дало ей право считаться просвещенным монархом и знатоком искусствоведения. Поэтому, теперь лучшим подарком ей считались произведения искусств, началось постепенное увеличение экспозиции. Так в 1769 году была выкуплена коллекция польского короля Августа Третьего. Она включала в себя полотна Тициана и Беллотто.
Российское государство усилило культурную экспансию в Европе, совершив несколько знаковых приобретений:
1768 год. Покупка пяти тысяч рисунков из коллекции в Брюсселе;
1772 год. Выкуп 400 картин у барона Кроза во Франции при посредничестве Голицына. Эрмитаж пополнили картины Рембрандта, Рафаэля, Ван Дейка и многих других представителей голландской школы. Со временем эта покупка стала лицом художественной галереи, стала ядром будущего музея;
1779 год. Покупка живописи у британского премьер-министра Уолпола, включающая в себя Рембрандта и Ван Дейка;
1781 год. Приобретение экспозиции у графа Бодуэна во Франции.
Екатерина обратила внимание не только на европейскую живопись, но и активно скупала античные статуи и бюсты, так в России оказалась работа Микеланджело. Все частные коллекции, имевшие хоть какую-то историческую и культурную ценность, доставлялись в Санкт-Петербург и размещались в покоях императрицы. В стране, в которой до этого вообще не было ни одного собрания живописи, в течении пары десятилетий образовался крупнейший культурный центр в мире.
Мой музей в Эрмитаже состоит, не считая картин и лоджий Рафаэля, из 38 тысяч книг, четырех комнат, наполненных книгами и гравюрами, 10 тысяч резных камней, приблизительно 10 тысяч рисунков и собрания естественнонаучного, заполняющего две большие залы..
Екатерина в личной переписке
Из-за недостатка помещения для произведений искусства началось строительство так называемого Большого Эрмитажа под руководством архитектора Фельтена. Екатерина ревностно относилась к своей коллекции, любила находиться здесь одна, созерцая полотна великих художников. Сюда не допускалась даже прислуга, а сервировка стола производилась благодаря механическому лифту.
Открытие музея для публики
Потомки Екатерины продолжили ее дело, скупая по всей Европе частные коллекции. Особенно в этом помогли так называемые Наполеоновские войны, принесшие огромные разрушения на континенте. Обедневшие бароны и дворяне продавали доставшиеся им от предков экспозиции, чтобы рассчитаться с кредиторами. Так в Санкт-Петербурге оказались собрания испанской и французской живописи. Однако, посещение коллекции так и оставалось привилегией только высших царствующих особ и их приближенных.
Интересный факт. Александр Сергеевич Пушкин мечтал попасть в Эрмитаж и добился своего только после рекомендации со стороны Жуковского, который занимался воспитанием царского сына.
Николай Первый, получивший хорошее образование, хотел сделать из Эрмитажа настоящий музей для всех желающих. На это его подтолкнуло не только желание войти в историю просвещенным самодержцем, но и увеличение самой коллекции до огромных размеров, которая уже не помещалась в приемных покоях. Специально для размещения музея началось строительство нового здания под руководством немецкого архитектора Кленце. В этом ему помогали русские мастера Стасов и Ефимов. Постройка заняла практически 11 лет, здание украшали десять гранитных атлантов работы Теребенева. Торжественное открытие Эрмитажа состоялось 17 февраля 1852 года, на нем лично присутствовал Николай Второй.
Интересный факт. В день открытия в Эрмитаже состоялся званый ужин при свечах на почти 500 персон, особо приближенных к императорскому двору. Столы были накрыты в зале картин, что создавало незабываемый антураж.
Открывшийся музей стал не только местом выставки многочисленных полотен, но и вобрал в себя культурные памятники античности и средневековья. Особый акцент был сделан на российскую живопись, которая позднее была передана в Русский музей. Эрмитаж пользовался бешеной популярностью среди жителей Санкт-Петербурга, его посещало больше 50 тысяч человек в год – немыслимое количество людей для России.
Советский период
Приход к власти большевиков вызывает неоднозначную реакцию среди современных историков Эрмитажа. С одной стороны, после начала национализации музей пополнился многочисленными произведениями искусства из частных коллекций. Однако, в то же время была произведена массовая распродажа экспонатов за границу. Так Эрмитаж лишился большей части первоначальной покупки Екатерины, были проданы произведения Рафаэля, Боттичелли, Ван Эйка и многих других.
Параллельно начался процесс перераспределения культурного наследия между музеями. Переезд советского правительства в Москву ознаменовал собой переезд части полотен в новую столицу. Кроме того, из-за проблем с финансированием был начат процесс переплавки золотых и серебряных монет знаменитой коллекции, были безвозвратно утеряны экземпляры знаменитого автопарка Николая Второго, включающего в себя почти 50 автомобилей.
В годы Второй Мировой войны из-за опасности уничтожения Эрмитаж лишился практически всех своих экспонатов, их перевезли в Екатеринбург. Здание музея использовалось в качестве бомбоубежища, здесь располагался штаб советских военных частей. Примечательно, что при перевозке ни один экземпляр не был утерян или поврежден, после снятия блокады Ленинграда открытие Эрмитажа стало символом возобновления мирной жизни.
Приход советской армии в Европу помог серьезно увеличить количество экспонатов в музее, частные коллекции подлежали национализации, лучшие образцы отправлялись в Ленинград. Кроме того, серьезно пострадали коллекции Берлинского музея, по настоянию властей ГДР часть экспозиции вернулась в Германию только в 1958 году. Советское правительство из-за обвинений в откровенном воровстве было вынуждено хранить произведения искусства на своих складах, часть полотен были признаны утерянными безвозвратно.
История современного Эрмитажа
После развала Советского Союза Эрмитаж стал первым государственным музеем, который не стал отрицать обвинения в присвоении себе произведений европейского искусства. Многие работы были выставлены на обозрение, часть вернулись своим владельцам. Так в 2002 году после долгих переговоров в Германию вернулись знаменитые витражи франкфуртской церкви Мариенкирхе.
Руководство музея обратило внимание на работы современности, в 2006 году заработал проект по показу современного искусства, начали проводиться многочисленные выставки, посвященные определенным событиям исторической жизни не только города, но и страны в целом. Эрмитаж идет в ногу со временем, он не только расширяется, но и использует современные технологии. Так во время пандемии коронавируса в здании проводили онлайн-трансляции экскурсий на разных языках, директор музея Михаил Пиотровский вышел на рынок электронных аукционов по продаже цифровых копий картин.
Коллекции музея
Экспозиция Эрмитажа показывает развитие мирового искусства начиная с первобытного общества, для удобства посетителей она подразделена на несколько залов. Всего в музее 365 отдельных экспозиций, представляющие различные исторические эпохи.
Культура первобытного общества и античности
Эрмитажная коллекция насчитывает почти 170 000 наименований различных предметов, относящихся к эпохе античности. По количеству изделий из метала музей может соперничать с таким мастодонтом как Лувр. Большую ценность представляют предметы быта Древнего Рима и Греции, есть великолепные находки из Египта и Средней Азии. Присутствуют расписные вазы, есть собрание римского портрета и все виды античных скульптур.
Не обошла вниманием экспозиция историю первобытного общества на территории современной России. Представлена культура греческих колоний Причерноморья, особое внимание уделено кочевой культуре. Так посетители могут ознакомиться с раскопками древних курганов, увидеть как жили жители степной зоны юга России, собрана коллекция каменных плит с петроглифами.
Нумизматика
Отдел нумизматики – крупнейший в Эрмитаже, это самая большая коллекция монет в современной России. Эрмитаж по привычке считают собранием полотен известных художников, начиная с тринадцатого века, но это не полное представление о крупнейшем музее страны. Треть экспонатов дворца – это монеты различных исторических эпох, включая крупное собрание российской эпохи. В состав коллекции входят не только денежные единицы, но и различные медали, военные ордена и геральдические знаки.
В отделе нумизматики находится крупнейшее в мире собрание игральных карт, которые скрупулезно собирал на протяжении всей жизни генерал российской армии Ивков. Она включает в себя почти 2000 экземпляров со всех уголков земного шара.
Итальянская живопись
Второй этаж Эрмитажа отдан на откуп произведениям итальянской живописи, посетители могут увидеть единственные в России экземпляры произведений Леонардо Да Винчи. Это полотна «Мадонна с цветком» и «Мадонна Литта». Во время массовой распродажи картин большевиками в 1930-е годы руководству музея с большим трудом удалось уговорить власти не продавать эти шедевры в Европу.
В музее представлены и другие работы эпохи Возрождения от итальянских мастеров. В их число входят Тициан, Рафаэль, Джорджоне и Питтони. Отдельную часть залов занимают копии фресок Рафаэля из Папского дворца в Ватикане. Их по приказу Екатерины Второй изготовил Кваренга в восемнадцатом веке.
Итальянская экспозиция не ограничивается только представителями Возрождения, собрана обширная коллекция живописцев семнадцатого века. В их числе работы таких мастеров как Караваджо, Гвидо Рени, Лука Джордано, Франческо Гварди. Кроме картин представлены рисунки и многочисленные портреты.
Голландская живопись
Одна из лучших коллекций живописи в Эрмитаже – это собрание не только староголландской школы, но и фламандских образцов. Один зал отведен под работы Рембрандта, их порядка 20 картин. Это самое большое собрание произведений художника за пределами Нидерландов. Среди работ стоит выделить «Возвращение блудного сына», «Флору», «Давид и Ионафан», «Святое семейство». Полотна художника начал собирать еще Петр Великий, специально, чтобы посмотреть работы голландца в Эрмитаж стекаются сотни тысяч туристов.
В Зимнем дворце можно посмотреть и другие редкие работы, в том числе таких мастеров как Терборх, Поттер, Гойенн, Хеда, Калф, Лейден и Якобс. Особое место занимает диптих Робена Кампена «Троица. Мадонна с младенцем у камина». В Эрмитаже собрана крупнейшая коллекция фламандской живописи, собранная из полотен примерно 140 живописцев. Представлены работы Рубенса «Персей и Андромеда», «Возчики камней» и «Вакх», есть полотна его ученика Ван Дейка «Портрет Уильяма Чалонера» и «Автопортрет».
Испанская живопись
Собрание испанских картин в Санкт-Петербурге – одно из самых крупных за пределами самой Испании. Поэтому не стоит удивляться, что картины таких мастеров как Веласкес, Гойя и Эль Греко представлены в единичных экземплярах. Тем не менее есть и несколько редких работ, которые считались утерянными – «Пригвождение к кресту» Рибальты и «Портрет инфанты Каталины Микаэлы Австрийской» Алонсо Коэльо.
В Эрмитаже есть полотна золотого века испанского барокко. Ему свойственны религиозная тематика и искусство портрета. В Санкт-Петербурге посетители могут лицезреть работы Рибера, Сурбарана и Мурильо. Их работы были представлены не только в испанских монастырях и монашеских орденах, но и в Южной Америке в испанских колониальных владениях.
Французская живопись
В годы формирования коллекции Эрмитажа высоко ценились работы французских художников, что не должно вызывать удивления, учитывая, как французская культура оказывала влияние на повседневную жизнь в России. В дворце собраны работы многих представителей классицизма и рококо.
Особенными ценителями Франции были Николай Первый и его сын Александр Второй. Оба массово скупали частные коллекции, так в России оказались работы в стиле постимпрессионизма и символизма. Можно выделить такие полотна как «Куст» Винсента Ван Гога, «Красная комната» Матисса, «Любительница абсента» Пикассо, «Мост Ватерлоо» Клода Мане и «Портрет артистки Жанны Самари» Ренуара.
Английская живопись
Российские самодержцы предвзято относились к английской живописи, кроме того было проблемно выкупать произведения из этой страны из-за определенных культурных особенностей жителей Великобритании. Поэтому коллекция из Британии выглядит куцей, хотя и здесь можно познакомиться с несколькими интересными работами. Среди них «Амур развязывает пояс Венеры» Джошуа Рейнолдса, «Дама в голубом» от Томаса Гейнсборо и «Лодки у берегов Нормандии» Бонигтона.
Особое место в экспозиции отведено собранию портретов политических и военных деятелей от английского художника Джорджа Доу. Известный портретист сделал работы о всех героев войны 1812 года, благодаря ему мы можем знать как выглядели генералы российской армии. Кроме того, Доу выполнил портреты трех известных фельдмаршалов войны против Наполеона – Барклая де Толии, Кутузова и Веллингтона.
География Эрмитажа
Эрмитаж – один из самых посещаемых музеев мира, поэтому не удивительно, что он не ограничивается одним только зданием Зимнего дворца. География культурного центра обширна и включает в себя несколько городов.
Санкт-Петербург
Главный музейный комплекс Эрмитажа включает в себя пять различных зданий, объединенных общей концепцией и исторической общностью. Кроме них в него входят также императорские гаражи и несколько служебных построек. Зимний дворец не ограничивается только комплексом на Дворцовой набережной, в него входят:
Меншиковский дворец. Это дом первого губернатора Санкт-Петербурга Меншикова, близкого друга Петра Великого и в будущем после его смерти одного из самых влиятельных людей в стране. Данный филиал проводит экспозиции петровских времен, здесь можно увидеть образцы вооружения, которые использовали в годы Северной войны;
Здание Биржи. Долгое время в нем располагался Центральный военно-морской музей, в 2014 году мэрия передала его под нужды Эрмитажа. Здание окружено колоннами, стилизованными под римскую античность, оно символизирует могущество России как морской державы. Неудивительно, что здесь представлены композиции, посвященные Российской гвардии, отдельный зал отдан под геральдику;
Императорский фарфоровый завод. Это крупнейшее и старейшее не только в России, но и в мире предприятие по производству фарфоровых изделий. Он был открыт в 1744 году, его продукция получала наивысшие международные награды на многочисленных европейских выставках. Завод продолжает свою работу, налажен выпуск качественных авторских работ под брендом «люкс»;
Здание Главного штаба. Уникальная композиция в стиле русского классицизма считается одной из жемчужин архитектурного облика Санкт-Петербурга. В восточном крыле здания проводятся выставки современного искусства, можно посмотреть на полотна знаменитых художников;
Старая деревня. В 2003 году в честь 300-летия северной столицы России было построен комплекс зданий, выполняющих роль фондохранилища. Строительство продолжается, хотя посетители могут лицезреть несколько открытых экспозиций, в том числе собрание дореволюционных карет.
Европа
В начале двадцать первого века Эрмитаж при сотрудничестве других музеев открыл свои филиалы в Лондоне и Лас-Вегасе. Однако, они не получили должного финансирования и оказались невостребованными местной публикой. В итоге оба были закрыты, но руководство Эрмитажа не отказалось от продвижения своего бренда за пределами России. Так появились два центра в Италии и Нидерландах.
Венецианский филиал начал свою работу в 2013 году и расположен в центре исторической застройки города. Он создан с целью совместного изучения образцов итальянской скульптуры и живописи, российские специалисты получают возможность поработать в таких городах как Рим, Помпеи и на Сицилии.
В Нидерландах Эрмитаж открыл свое второе представительство в 2009 году, здесь показаны выставки из запасников музея, они имеют ограничение по времени, обычно длятся не больше шести месяцев. Часть вырученных средств от билетов идет на развитие комплекса, часть на развитие многочисленных детских кружков, которые работают в здании. Амстелхоф стал популярным местом современного искусства в Нидерландах, здесь всегда толпы туристов.
Российские города
Эрмитаж постоянно расширяет свою географию в России, на данный момент филиалы открыты в четырех городах:
Выборг. Так называемый «Эрмитаж-Выборг» стал культурным центром на севере России, где тесно переплетаются российская и финская культуры. С небольшой периодичностью здесь проводятся выставки из запасников музея, примечательно, что в здании проводятся многочисленные лекции и специальные программы. Прилегающая территория отдана под античные статуи, которые придают особый шарм северному городу;
Казань. В 2005 году в Казани было открыто представительство Эрмитажа, на котором лично присутствовал директор музея Пиотровский. Здесь представлена культура восточных народов России, есть прекрасные образцы золотоордынской эпохи. В бывшем здании юнкерского училища обзорные и тематические экскурсии, для детей созданы специализированные кружки;
Омск. Это крупнейший в Сибири музей изобразительных искусств, носящий имя прославленного российского художника Врубеля. Он включает коллекции примерно из 24 тысяч экспонатов, от античности до современного искусства;
Екатеринбург. Культурно-просветительский центр в столице Урала был открыт в 2021 году на месте местного музея изобразительных искусств. Согласно подписанному договору Эрмитаж обязуется проводить в год три выставки из своих запасников.
Кошки Эрмитажа
Традиция заводить котов в качестве домашних животных в России ведет свое начало с указа Петра Великого, который так хотел избавиться в Санкт-Петербурге от крыс и мышей. При строительстве Зимнего дворца обилие грызунов заставило Елизавету приобрести знаменитых котов из Казани, которых считали отличными охотниками.
Сыскав в Казани здешних пород кладеных самых лучших и больших тридцать котов, удобных к ловлению мышей, прислать в С.-Петербург ко двору ея императорскаго величества. И ежели кто имеет у себя таковых кладеных котов, оных бы для скорейшаго отправления, объявили в губернскую канцелярию конечно от публикования в три дни, опасаясь за необъявление, кто оных имеет, а не объявит, штрафа по указам.
Коты уничтожили опасных вредителей, с тех пор была заведена традиция их разведения в Эрмитаже. Их называли стражами Зимнего дворца и относились к ним с почтением.
Интересный факт. В годы блокады Ленинграда практически все коты были уничтожены, а в самом городе развелось огромное количество крыс, которые грозили уничтожением всей коллекции Эрмитажа. В город было привезено почти 5 тысяч котов со всей страны, они помогли спасти экспонаты музея.
В наши дни руководство Эрмитажа содержит 50 кошек, которые стали одним из символов музея. За ними ухаживают, покупают им корм, а летом кошек можно увидеть греющимися на лужайках вокруг Зимнего дворца. Для них открыт благотворительный счет, а родившихся котят отдают в хорошие руки после тщательной беседы. Владельцы эрмитажных кошек получают право на посещение музея, им вручают специальный сертификат.
Интересный факт. Каждое животное имеет свой паспорт и медицинскую карточку, животных постоянно проверяют ветеринары, что позволяет исключить возможность тяжелого заболевания.
Настоящий культ кошек привел к их частому упоминанию в книгах и фильмах, животным посвящают специализированные выставки, выпускаются сувениры. Ежегодно в марте проводится «День эрмитажного кота», с 2005 года он регулярен. Кошек чествуют, параллельно проводятся детские конкурсы. Руководство музея эксплуатирует легенду о том, что животным помогают выжить в огромном здании маленькие человечки эрмики. Красивая детская история, которая помогают с юного возраста приучить ребят к прекрасному.
Мифы и легенды
История Государственного Эрмитажа, как и любого здания с богатой историей, полна различных мистических событий и овеяна мистикой. Чаще всего всплывают в памяти истории о появлении в залах царственных особ. Зимний дворец на протяжении 150 лет был местом проживания российских императоров и императриц, среди сотрудников и посетителей ходят легенды о встречах с привидениями Николая Второго, Екатерины Великой и Александра Второго.
Красивая история существует вокруг восковой фигуры Петра Первого. Первый российский император сидит в кресле в просторном зале и периодически, по словам посетителей, либо мигает, либо указывает рукой на выход, намекая назойливым посетителям, что аудиенция завершена. Красивая легенда, которая не имеет никаких признаков существования, но прочно вошла в фольклор Эрмитажа. Тем не менее, после реставрации стало известно, что внутри фигуры Петра есть шарниры, позволяющие ему вставать и садиться. Так что красивая история имеет под собой основания.
Интересный факт. В Эрмитаже есть статуэтки из Древнего Египта, в том числе и богини войны. Вокруг нее возник ореол таинственности, якобы перед ней по ночам появляются лужицы красной жидкости, которые появляются аккурат перед историческими построениями в России.
Нельзя не обойти вниманием и рассказы о всевозможных подземных ходах, которые соединяют все важные здания Санкт-Петербурга. Бытует мнение, что из Эрмитажа по приказу Николая Второго был прорыт подземный тоннель к особняку Кшесинской, его возлюбленной, к которой он бегал по ночам. Кроме того, говорят о различных потайных дверях и коридорах собственно внутри здания музея.
Ну и нельзя обойти вниманием картину Малевича «Черный квадрат». По легенде многим посетителям становится неуютно перед картиной, некоторые теряют создание. Сами работники Эрмитажа отрицают такой подтекст, а среди молодых посетителей студенческих клубов появилась новая традиция – поправлять волосы перед картиной, используя квадрат как своеобразное зеркало.