Государственная академическая капелла или, как еще ее называют, Петербургская певческая капелла находится на набережной реки Мойки в Санкт-Петербурге. Это самое первое российское профессиональное музыкальное учреждение. В развитии и жизни труппы принимали личное участие князья и цари династии Рюриковичей, императоры рода Романовых, а также такие талантливые деятели искусства как Глинка, Римский-Корсаков, Балакирев, Бортнянский, Аренский, Ломакин, Варламов.
История государственной академической капеллы как музыкального учреждения
Зарождение академической капеллы как первого профессионального музыкального коллектива состоялось при Иоанне III Московском, в середине XV века. Князь, считал Русь преемницей византийского наследия, в том числе культурного. Иоанн способствовал развитию разных направлений искусства, уделял большое значение этикету. Что бы придать лоска и величия придворному церемониалу, он создал государев хор певчих дьяков. Хористы занимались исключительно музыкой, сопровождали князя на всех официальных мероприятиях, пели на торжественных приемах, обедах, крестинах, праздниках тезоименитства.
Представить себе эту труппу времен Московского княжества не трудно, достаточно вспомнить советскую комедию «Иван Васильевич меняет профессию» Л. Гайдая. Там в одном из эпизодов, когда «лже-царь» и вор Милославский обедают с бородатыми боярами в царских чертогах, роль музыкального сопровождения выполняет мужской хор, который аккомпанирует себе на старинных струнных, ударных инструментах. Прообраз этого коллектива – певчие дьяки.
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»
Государев хор также сопровождал князя на разных выездных мероприятиях, таких как военные походы, освещение храмов, паломничество, посольства (дипломатические встречи, поездки). Самое раннее документальное свидетельство участия певчих отмечено 1479 годом (записи об освещении Успенского собора Кремля).
Дьяки из хора получали хорошее образование. Кроме музыки, они обучались грамоте, светским наукам. Обязательным было изучение всех тонкостей проведения церковных служб, хотя сами певчие по статусу священнослужителями не были.
Коллектив постоянно расширялся, изменялся, певчие и оркестровые совершенствовали свое мастерство. Уже при Ивана IV музыканты играли не только старые русские произведения, но уже создавали новые. Из века в век эволюционировал и состав труппы. Изначально хор был чисто мужским. Через пару сотен лет труппу разбавили малолетними певцами с высокими звонкими голосами, а с 1920 года, свое место в постоянном составе музыкального коллектива заняли десятки талантливых женщин-хористок.
Практически каждый новый правитель содействовал становлению капеллы. Внук Иоанна III, Иван Грозный усилил государевый хор певчих самородками-распевщиками из Новгорода (Ф. Крестьянин, И. Нос считаются основателями первой певчей школы). Петр I лично следил за своевременным пополнением коллектива музыкантами, редактировал или дополнял новые произведения, переименовал коллектив певчих дьяков в Придворный хор. Анна Иоанновна открыла первую музыкальную школу, в которой учили малолетних певцов для хора). В Глухове талантливые ребята помимо вокала, нотной грамоты обучались игре на оркестровых инструментах. Созданное учреждение полностью закрывало потребности государственного хора в музыкантах.
С XVIII века певчих стали активно привлекать к участию в спектаклях, постановках Придворного театра. Тогда дочь Петра I, императрица Елизавета, своим указом 1752 года увеличила состав хора до 48 взрослых, 52 мальчиков-певчих.
Екатерина II стала вторым монархом, который переименовал Придворный хор. По ее указу коллектив получил название Капеллы, но сохранил статус придворной.
Интересный факт. С 1816 году начальник/директор певческой Капеллы получил полное право цензурировать русскую духовную музыку, т.е. произведения, которые использовались во время богослужений на церковных мероприятиях.
Значение капеллы в истории отечественной музыки, переоценить трудно. Важная, ведущая роль учреждения в формировании академического профессионального образования в России, очевидна. Преображение Придворной капеллы на стыке веков в государственную академическую, понятно. Организация бережно сохраняла, передавала следующим поколениям музыкантов аутентичные традиции русского хора, одновременно знакомя, приобщая учеников и слушателей к европейской музыкальной культуре.
О стенах. История здания государственной академической капеллы
Как уже говорилась выше, певческая капелла была неотъемлемой частью дворцового церемониала, досуга, быта русских монарших особ, их окружения. Хор сопровождали Петра I, когда он переехал в строящийся Петербург, пели при закладке основания города на торжественном богослужении (1703 г).
Вплоть до начала XIX века быт и профессиональная деятельность хористов были не очень хорошо организованы, даже несмотря на то, что по факту они были государственными служащими. Музыканты жили на съемных квартирах (Адмиралтейском канал одна из известных локаций). Каждый день, в любую погоду они были обязаны являться в Зимний дворец, где проходили певческие спевки, службы, балы. Певцам приходилось нелегко, ведь ежедневный моцион от жилья до дворца и обратно, в любую погоду подрывал здоровье артистов. Ангина, болезни легких никак не способствовали развитию профессионального мастерства участников труппы.
Так бы и закончилась славная история русского государева хора, но к счастью, руководить капеллой был назначен Д.С. Боротянский. Сам Дмитрий Степанович на тот момент уже состоялся как музыкант, композитор, имел имя и признание в Италии, на родине классической оперы. Боротянский получил величайшее разрешение на покупку жилого дома для певческой Капеллы. Там без вреда для здоровья хористы могли жить, репетировать, учится.
1808 год. На деньги, выделенные из государственной казны, был выкуплен клиновидный земельный участок между двумя улицами — Большой Конюшеная и Мойкой, с комплексом небольших двух-трехэтажных строений. Почти 2 года под руководством Л.И. Руска (архитектор) в зданиях делали ремонт.
1810 год. Коллектив хора переехал в свой собственный дом, с обустроенными учебными аудиториями. На тот момент здание капеллы состояло только из певческих корпусов, концертного зала не было.
Функционально новый дом певческого учреждения все же оставался усадьбой. Жилых, подсобных помещений было откровенно мало. Как аргументировал необходимость реконструкции флигелей Ф.П. Львов: «Там даже не было подходящего места для пения».
Портрет Ф. П. Львова (худ. В. Л. Боровиковского)
П.Ф.Соколов. Портрет А.Ф. Львова. 1836 (директор капеллы 1837-1861 гг)
Именно Львовы как управляющие капеллой, сначала отец – Федор Петрович (1826-1836 гг), а потом его сын – Алексей Федорович (1837-1861 гг) стали движущей силой процесса реконструкции, перестройки, расширения учреждения.
1830 г. По настоятельному прошению Ф. Львова было одобрено строительство концертного зала. Уже в феврале архитектор Шарлевань пристроил здание в три этажа к центральному корпусу усадьбы. Верхние два этажа занимал концертный зал. Это помещение отличалось роскошной императорской ложей, множеством дополнительных места для посетителей, широкими боковыми проходами. Эти стены существуют и сейчас. Они помнят репетиции великих русских музыкантов: занятия Римского-Корсакова с симфоническим оркестром, распевки Глинки и Ломакина с хористами. Правда сейчас это уже лишь скрытая от зрителей часть зала.
1834 г. По настоятельной просьбе Львова надстроены жилые флигели со стороны Мойки, в которых квартировали музыканты, убраны арочные проходы между корпусами (обустроено еще две квартиры). Приглашенный архитектор П.Л. Виллерс, который выполнял эти работы переделал и парадные ворота, которые украсил новым рисунком (сохранены до сих пор).
С 1856 г. Певческая капелла пополнилась регентскими, инструментальными классами, создано первое хоровое училище. Первое русское музыкальное учреждение разрасталось. Жилые корпуса еще не раз надстраивалось, расширялось. Но все же места всем, по-прежнему, не хватало. Администрация не могла самостоятельно решать этот вопрос, т.к. подобные дела находились в ведении государственных сановников.
В 1883 Н.А. Римский-Корсаков, граф С.Д. Шереметьев и М.А. Балакирев (заведующий по муз. части, начальник и управляющий певческой капеллы) сумели добиться разрешения от имперских сановников на капитальную перестройку всех зданий комплекса Придворной капеллы. Самой лучшей из представленных на суд монарха архитектурных проектов оказалась работа Л. Бенуа, русского архитектора.
Внутренний двор Государственной Академической капеллы Санкт-Петербурга
Бенуа совершил невероятное. Изначально он имел лишь участок странной формы, много раз надстроенные и перестроенные корпуса, а также неровный рельеф, проблемный грунт и смелый проект. Результатом работы его гения стал ансамбль зданий совершенной, казалось бы, симметричной формы флигелей по отношению друг к другу. Жемчужиной Капеллы стало главное строение с величественным концертным залом. Также на новом фундаменте были заново отстроены Школьные флигеля, Регентские классы, Царский павильон, Машинное здание и два жилые дворовые флигели со стороны Конюшенной улицы.
К ноябрю 1984 года перестройка ансамбля капеллы была полностью завершена, но тут случился пожар. Пострадали главный зал, квартиры, классы. На восстановление ушел еще год. Строители восстановили отделку, заменили систему отопления – печное на центральное. Кстати, именно неисправность дымохода стала причиной возгорания.
Ноябрь 1895 г. Здание повторно освятили. Сегодня прекрасную работу Бенуа можно увидеть во время посещения Петербурга. Ансамбль государственной академической капеллы за прошедшие годы почти не изменился. Лишь Царский павильон был разрушенный во время бомбёжки блокадного Ленинграда, был восстановлен лишь в 2020 году (не на 100% точное сходство с работой Бенуа, но почти).
Интересный факт. Концертный зал Государственной академической Капеллы в плане акустики признан одним из лучших концертных залов мира.
Посетить Государственную академическую капеллу Санкт-Петербурга можно не только из-за большой любви к музыке или архитектуре дореволюционного периода. В культурном центре проводятся интересные выставки, фестивали и экскурсии.