С начального периода тамбовской крепости у въезда с московской дороги в город имелось ярмарочное место, которое располагалось у Никольского моста через речку Студенец. Здесь в 1786 году возвели деревянный гостиный двор, а вместо прежнего моста в 1788 году построили каменный – под надзором главы Тамбовского наместничества Г.Р. Державина. Гостиный двор пострадал во время пожара, поэтому с 1824 года купцы, лишённые удобных для торговли мест в центре города, ходатайствовали о возведении новых торговых рядов, из кирпича, предлагая на то свои личные средства.
Новый гостиный двор предполагалось поставить фасадом по улице Знаменской (ныне Октябрьская). Однако купечество нашло такое расположение невыгодным, поскольку постройка встала бы «к старому гостиному двору задом», а это принесло бы неудобство как торгующим, так и покупателям. Поэтому купцы просили поставить гостиный двор на одной линии со старым – вдоль улицы, ведущей от каменного моста. В проект внесли изменения, удовлетворив просьбу, и в 1836 году началось возведение комплекса лавок. Западная часть Соборной площади стала представлять собой большое ярмарочное место с множеством торговых рядов, балаганом и временными лавочками.
Гостиные дворы, возведённые в тот период в городах России, благодаря своим художественным достоинствам, являлись их украшением. Так, гостиный двор в Тамбове с его мощной колоннадой, несущей тяжёлый антаблемент и восьмиколонный портик в центре, выглядел пластически выразительно и монументально.
Однако историки градостроительства и архитектуры считают, что появление нового торгового комплекса ухудшило композицию центра города. Во-первых, кафедральный собор оказался на задворках гостиного двора. Во-вторых, подвоз товаров и их хранение осуществлялись теперь на главной городской площади. Поэтому, чтобы закрыть хозяйственный двор, во второй половине XIX века его окружили общественными постройками.
Во время Великой Отечественной войны в помещениях гостиного двора ремонтировали грузовые автомобили, а в 1956 году его реконструировали по проекту архитектора В.Г. Самородова. В то время здание, в котором решили разместить ГУМ, расширили за счёт пристройки и из двухэтажного превратили в одноэтажное. Для оформления интерьеров пригласили столичных художников.
Материал из статьи Марины Климковой «Гостиному двору в Тамбове 175 лет» (ЖЖ)