Гуляя по проспекту Кирова, невозможно пройти мимо здания гостиницы «Волга». А если поднять голову вверх, то взору откроются скульптуры и необычная крыша. Недаром это здание является одним из двух памятников федерального значения, расположенных на проспекте.
В середине 19 века данным местом владел князь Куткин. И.Я. Славин вспоминал: «На месте «Астории» стоял длинный одинокий особняк с мезонином князя Куткина. Дом фасадом и видом напоминал барские деревенские помещичьи усадьбы. Дом был ветхий, низкий, приземистый». На большом и пустынном дворовом месте князя устраивались выставки, зверинцы, театральные и цирковые представления, панорамы картин, ресторан и синематограф.
В 1911 году известный саратовский предприниматель, торговец недвижимостью, купец 1-й гильдии Д.В. Тихомиров купил бывшее дворовое место князя Н.Е.Куткина.
Первоначально тут были разные постройки и электротеатр «Эхо искусства». В 1-м полугодии 1912 года электротеатр был снесён. Были построены деревянная будка для билетов в садовый синематограф, проекционная будка, эстрада с двумя экранами и открытый павильон для продажи чая и вод.
В 1913 году Тихомиров решил построить на участке 5-этажный доходный дом с подвальным этажом «Центральный пассаж». Во дворе планировалось строительство корпуса театра, но городская дума не поддержала данное предложение.
В итоге вместо доходного дома было начато строительство гостиницы на 200 номеров с нижним этажом «под магазины». После оформления нужных бумаг и получения солидного кредита Д.В. Тихомиров начал здесь строительство крупной гостиницы, которую предполагалось обустроить на современном для того времени уровне — ресторан, электрическое освещение, душевые и ванные комнаты, подъемные электрические машины. Проект гостиницы был подготовлен архитектором Семеном Акимовичем Каллистратовым, недавно перестроившим здание для саратовской консерватории.
Строительство было начато весной 1914 года, но ход его во многом осложнился начавшейся вскоре 1-й мировой войной. Цены на стройматериалы резко подскочили, в связи с мобилизацией рабочих рук стало не хватать. Тихомиров выставил недостроенный дом на продажу. Предлагал купить дом Обществу купцов и мещан, Губернской земской управе. Но достраивать его пришлось своими силами, объединившись с другими известными купцами в «Первое домовладельческое и строительное товарищество в Саратове» (учредители: В.В. Тихомиров, Г.А.Борель, В.А.Красулин).
Будущую гостиницу назвали «Асторией», как известную столичную гостиницу, ставшую своего рода эталоном комфорта или в память о фешенебельных нью-йоркских отелях, которыми владели двоюродные братья Асторы.
Распространённое заблуждение – что все скульптурные изображения на гостинице были выполнены по эскизам молодого 26-летнего саратовского скульптора Павла Федоровича Дундука. Оно появилось благодаря фотографии Дундука в мастерской рядом с этими фигурами. На самом деле он просто в ней работал, а автором скульптур являлся преподаватель Боголюбовского рисовального училища скульптор Николай Петрович Волконский, учеником которого и являлся Дундук. Лепщиком скульптур был В.К. Фёдоров.
С тех пор не сохранились готические элементы: витражные окна в куполе и головы женщин или сфинксов на пилонах центрального купола. И самое интересное — первоначальные скульптуры присевших юношей. Их в советское время, видимо, посчитали неприличными и сделали в конце 1934-35 году коленопреклонённые фигуры. Обратите внимание на фигуры юношей на фотографиях: они меняют позу, на ранних советских фото они вообще отсутствуют. С 1935 года они стали присевшими.
Излюбленная легенда экскурсоводов гласит, что скульптуры рыцарей на пилонах символизируют стражников, охраняющих покой отдыхающих постояльцев, а замершие в стартовой позе юноши рядом с рыцарями обозначают гонцов готовых ринуться навстречу усталым гостям, что спешат с тяжелым багажом под крышу «Астории» — дабы встретить их и помочь сделать последние трудные шаги. Если присмотреться к старым фотографиям гостиницы, легенда вызывает сомнения.
Разглядывая старые фотографии, обратите внимание и на то, как раньше была крыта мансарда (не оцинкованной жестью) — сколько деталей было, какая красивая расстекловка была у мансардных окошек. Какой парапет, какие купола!
Гостиница была открыта в начале 1917 года. Для постояльцев предлагались 83 электрифицированных номера, но общественные пространства довести до ума не успели. Не был отделан ресторан, зал для кинематографа пустовал. Сразу после революции в неё определили губернский совнархоз. Потом здание отдали депутатам, сделали в нём общежитие «Третий дом пролетариев».
И лишь в 1925 году зданию вернули его основное назначение – оно стало центральной и лучшей городской гостиницей, где останавливались высокие и почетные гости Саратова. В январе 1927 года, например, в одном из номеров на 2-м этаже в течение 6 дней проживал 33-летний В.В.Маяковский. На протяжении следующих лет в числе постояльцев значились все знаменитые артисты и звёзды эстрады, приезжавшие в Саратов.
О бытовых условиях фешенебельной гостиницы Саратова того времени можно только мечтать!
В 1956 году гостиница была переименована в «Волгу».
В середине 1960-х годов были планы серьезно достроить гостиницу, к счастью, эти планы в жизнь не воплотились.
Использованы материалы блога Дениса Жабкина про жизнь, про Саратов, про путешествия