Собор перестроен в камне в конце 17 века вместо прежнего деревянного. Освящен в 1700 г. Храмоздатель — «гостинной сотни торговый человек» Семен Ершов (в сохранившемся до настоящего времени доме Семена Ершова сейчас Гороховецкий музей).
Внешне каменный храм около двух веков почти не менялся «Храм этот пятиглавый в своих существенных чертах сохраняет первоначальный наружный вид до настоящего времени». В храме было два престола — Благовещения Пресвятой Богородицы и придельный Макария Желтоводского (пристроен в 1864 г в память об одноименном приделе существовавшем еще при деревянном соборе).
Особым почитанием прихожан пользовались: старинная икона Смоленской Божией Матери; древние напрестольные кресты (один — с изображением Макария Желтоводского и муч.Параскевы приложен в 1653 г. Гр.И.Кувалдиным, второй — крест с частицами Св. мощей с надписью «В сем святом кресте Господнем различные чудесоточныя Святых Божиих мощи, их же имена на местех противу частей коегождо начертаны, в Богоспасаемый град Гороховец в св. соборную церковь Благовещения Пресв. Богородицы положишася в царствующем граде Москве от Спасительного во плоти Смотрения Господня 1704 лета»); сосуды серебряные, приложенные С.Ершовым в 1685 г.; сосуды серебряные позолоченные с финифтью, приложенные в 1732 г посадским человеком А.И.Холкиным; серебряный ковчег, приложенный Авдотием Ширяевым в 1710 г; чара серебряная вызолоченная в виде виноградной кисти, приложенная также Ширяевым; ковш серебряный с надписями.
Соборная Благовещенская церковь вместе с теплой Предтеченской , шатровой колокольней и часовней составляли единый комплекс.
К Благовещенскому собору как к главному храму города были приписаны некоторые местные церкви: Сретенская церковь упраздненного женского монастыря (с 1870 г), кладбищенская деревянная Всехсвятская церковь
Березин В., Добронравов В. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Ч.5. В. 1898.
На месте каменной соборной Благовещенской церкви существовала деревянная соборная церковь того же имени в начале XVII ст.; в 1678 г. при этой соборной церкви была другая теплая церковь. Если мы сопоставим данные 1646 и 1678 гг., то можем заключить, что холодная соборная церковь между этими годами была перестроена, так как придел св. муч. Параскевы, показанный при Благовещенской церкви в 1646 г., оказывается в 1678 г. уже при теплой церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи.
В конце XVII ст. вместо деревянной Благовещенской церкви построен и освящен в 1700 г. каменный соборный храм; храмоздателем был гостиной сотни торговый человек Семен Ершов. Храм этот пятиглавый в своих существенных чертах сохраняет первоначальный наружный вид до настоящего времени, внутренние же украшения значительно обновлены особенно в недавнее время. Престолов в храме два: главный – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, в приделе – во имя преп. Макария Желтоводского, устроен в 1864 г. в память придела того же имени, бывшего в деревянной соборной церкви.
Рядом с холодною соборною церковью существует каменная, теплая. Когда и кем построена эта церковь, сведений о том не сохранилось. Глава на храме одна, внутри храм делится на 3 части двумя поперечными арками: алтарь, собственно храм и трапезу. Престолов в этом храме два: главный – в память Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи, в приделе — во имя св. муч. Параскевы. Отдельно от церквей стоит каменная колокольня с шатровым верхом, время ее построения неизвестно. В обеих соборных церквах сохранилось несколько старинных икон и других свящ. предметов.
В Благовещенской церкви особенно чтима прихожанами и окрестными жителями старинная Смоленская икона Божией Матери, и икона эта почитается чудотворною; риза на ней серебряная и частью вызолоченная. В теплой соборной церкви замечательны по древности следующие иконы: местная икона Вседержителя, писанная в 1659 г.; храмовая икона св. Иоанна Предтечи, писанная в 1628 г.; икона св. и чудотв. Николая и иконы: св. Алексия Человека Божия и Марии Египетской, писанные в 1652 г.
К Благовещенскому собору с 1870 г. приписана Сретенская церковь упраздненного женского монастыря. К собору же приписана кладбищенская церковь Всех Святых. Причт при соборе с приписными церквами состоит из протоиерея, священника, штатного диакона и 2 псаломщиков. На содержание их получается: жалованья из гос. казначейства 1050 руб. в год, процентов с причтового капитала в 3843 руб. – 148 руб. 72 коп. и от служб и требоисправлений 830 руб., а всего до 2030 руб. в год. Члены причта помещаются в церковных каменных домах, оставшихся при Сретенской церкви после упраздненного женского монастыря. В церковно-приходской школе в 1897 г. обучалось 20 мальчиков. Богадельня содержится на капитал, составленный из частных пожертвований; весь капитал состоит из 19 071 руб. Призреваемых ежегодно около 20 лиц. Приход соборный состоит из жителей гор. Гороховца и деревень: Морозовки, Городищ, Княжичей, Слухина и Арефина, всех прихожан по клировым ведомостям числится 794 души муж. пола и жен. пола 904 души.
В. С. Березин, В. Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В. А. Паркова, 1898 г.
Существующий каменный храм был построен в конце XVII века на средства гостиной сотни торгового человека Семена Ершова и освящен в 1700 году. Он сменил древнюю соборную церковь, «деревянную построенную клецки с главами, обитыми деревянною чешуею». Кубической формы, двухсветный четырехстолпный, крестовокупольный основной объем храма завершается пятиглавием. С восточной стороны к нему примыкает трехчастная апсида. Алтарь по высоте ниже основного объема и перекрыт коробовыми сводами. Кровля на основном металлическая четырехскатная. Массивные световые барабаны увенчаны луковичной формы главами. Интерьер собора величественный, просторный, четырехстолпный, устремленный ввысь. Столбы массивные, широко расставленные, необычно круглой формы. Перекрыт крестово-купольными сводами с круглыми световыми (все пять) барабанами. Относится к тому типу крупных по размеру соборов, которые в объемном и фасадном решении возвращались к традиции лаконичных и строгих пятиглавых храмов XVI века и в которых сохраняется деление фасадов на прясла, но закомары уже являются декоративными и позакомарное покрытие сменяется скатным. Необходимо отметить Ж-образный орнамент апсид, как вообще редкий декоративный прием, но встречающийся и в других культовых постройках города Гороховца.
http://www.golddomes.ru/gorohovetz/gorokh12.htm
От 1678 и 1687 гг. сохранилось следующее описание Благовещенского собора: „соборная церковь древяна клецки, главы обиты чешуею деревянною, строение великого государя царя Алексея Михайловича и Гороховецких посадских людей. В церкви двери царские, деисус с праздники, пророки и праотцы образ местной Пресвятыя Богородицы Благовещение — венец и гривна серебряные, прикладу 4 креста серебряных, серьги бечеты с жемчуги да золотой крест образ Пречистой Богородицы и преп. отец Антония и Феодосия обложен серебром золоченым, у Богородицы и Предвечного Младенца наруки и гривна серебряные резные золочены с каменьем. Образ Богородицы Владимирские, венец и гривна серебряные позолочены, убрус и ожерелье низаны жемчугом, крест писан в серебре золочен с жемчуги, серьги двоицы с каменьи достоканы с жемчуги. Евангелие печатное обложено бархатом золотным, Распятие и Евангелисты серебряные литые позолочены. Крест благословящий обложен серебром золочен, паникадило медное литое, сосуды церковные оловянные, три свечи поставные с подсвешники, чаша медная… В церкви придел преп. Макария Желтоводского, деисусов 11 образов, образ преп. Макария в чудесех, венец и гривна серебряные золочены, Николая Чудотворца, Алексея Человека Божия, Марии Египетской. Паникадило малое, лампады медные» (Владимирские губернские ведомости 1865 г.).
http://www.a33.ru/pic/fvlg/04grhv/religion/sobor_blagoveschensky/