Объект культурного наследия регионального значения «Городская усадьба, XIX в.» Дмитровский (до 1922 года Салтыковский пер.) владение 3. Комплекс строений формировался в 18 и 19 веках. Сначала в середине 18 века участок близкий к Большой Дмитровке принадлежал купцам Алекесеевым, при которых здесь было построено первое каменное здание. Оно потом стало частью главного дома усадьбы. В 1790 году при новом владельце князе Василии Урусове владение увеличилось, приобрело современную трапециевидную форму, а фасады главного дома были переделаны по проекту известного московского архитектора, члена Московской комиссии для строений Семена Карина. Несмотря на значительные перестройки и утраты (балконов, аттика, интерьеров и проч.) здание до сих пор не потеряло первоначальной композиционной структуры фасадов, созданной Семеном Кариным.
В 1812 году строения сильно пострадали от пожара. Главный дом сохранился. В начале 19 века владение принадлежало Н.Н. Муравьеву, потом надворному советнику Вильгельму Константиновичу Шмитцу, затем московскому купцу Григорию Прокофьевичу Шканову, который перестроил пострадавшие в пожаре 1812 года флигеля и надворные постройки. При нем же возведена и ограда по линии переулка, сохранившаяся в своей основе до настоящего времени — металлическая решетка на не высоких каменных столбах. В 1858 г. владение перешло к потомственному почетному гражданину Николаю Рудакову, а от него, в 1864 г. — к московскому купцу, известному коллекционеру икон и предметов старины Егору Константиновичу Егорову, который и владел им вплоть до 1917 г. Он пристроил на дальней меже двухэтажный каменный жилой флигель под доходные квартиры. К 1870 г. задний двор владения приобрел каменную 1-2 этажную замкнутую периметральную застройку. А все погреба и флигели были надстроены вторым этажом. Через несколько лет главный дом с мезонином был переделан. Вероятно, с этого периода здание сохраняется до настоящего времени без существенных изменений.
Купец Егор Егорович Егоров, владевший особняком до революции, был настоящей московской знаменитостью. Архитектор И.Е. Бондаренко вспоминал, как на торжественном открытии нового читального зала в Историческом музее, который он проектировал, он «увидел какого-то неряшливо одетого человека лет 50, с нечесаной головой и свалявшейся бородой, одетого в порыжелый и потертый старомодный пиджак и в стоптанные сапоги, никогда, очевидно, не чистившиеся. Он представлял что-то крайне нелепое среди публики во фраках. Это был богатый купец Егор Егорович Егоров, пожертвовавший свое замечательное собрание икон музею. Коллекция его была известна всей Москве, в ней находились уникальные вещи, иконы новгородской и московской школ XV и XVI веков. Одинокий Егоров скучал в своем огромном доме. Когда скука его одолевала, он ехал в Рогожскую к иконописцам-приятелям, отыскивавшим для него редкие иконы. Одиноко живущий в большом доме в Дмитровском переулке Егоров никого не пускал к себе, исключая знатоков иконописи. Молва о его богатствах побудила каких-то бандитов пробраться к нему и зарезать его.
Поднявший тревогу мальчик помешал грабителям. Оказалось, молва была не без основания: все комнаты были заставлены не только иконами, но и ценными золотыми и серебряными старинными вещами; много было парчи и других тканей; в бочонках из-под селедок нашли золотые монеты, кучи жемчуга и драгоценных камней. Много нашли денег в кредитных билетах, в рентах и в выигрышных билетах». Произошло это в ноябре 1917 г.
Теперь книжная и рукописная часть коллекции Егорова хранится в Российской государственной библиотеке, а иконы – в различных музеях.
Во дворовых доходных корпусах усадьбы в 1850-х гг. жил армянский писатель Микаэл Налбандян; в 1860-х гг. – Л.Ф. Минкус, композитор, автор известных балетов «Дон Кихот» и «Баядерка»; в 1880-х гг. – актриса Н.В. Рыкалова, для которой А.Н. Островский написал роль Кабанихи в «Грозе». Здесь также жил скрипач В.В. Безекирский, ведший у себя в квартире «Общедоступные скрипичные классы».
Материал из статьи Ирины Левиной с портала «Узнай Москву»