Сейчас села Воронье нет на карте – оно вошло в состав д. Городок. По сведениям иерея Дмитрия Лихачёва, в д. Городок в 1938 г. скрывалась от преследования властей жена известного церковного публициста Сергея Александровича Нилуса — Елена Александровна. Здесь она помогала семье своих знакомых Орловых ухаживать за детьми. Судить о правдивости этой информации сложно, т.к. деревень с названием Городок в 1930-х гг. по всей Калининской области насчитывалось огромное количество…
Сложно понять, что здесь когда-то стоял храм. Хотя после осмотра сельского погоста мы сделали с Евгением Ивановичем Ступкиным вывод, что кладбище стоит на древнем городище. А вот о храме напоминают лишь несколько старых тополей, что росли когда-то у его стен. Вообще, как писал в своих воспоминаниях Тверской владыка Дмитрий (Самбикин), в селе было два храма. Один — деревянный, который стоял на вершине холма в центре сельского кладбища, второй – каменный, стоял у основания этого холма. Каменная церковь была трёхпридельной, в летнем храме главный придел посвящён Введению во храм Пресвятой Богородицы, в зимнем храме правый придел носил посвящение Святителю Николаю, левый — мученикам Кирику и Иулите.
История Введенского прихода с. Воронье началась в 16 веке. Земли прихода входили в состав погоста Георгиевско-Чудинского. Ещё в 1545 г. здесь не упоминается ни села ни храма, есть только информация о д. Городок: «двор Васко, двор Карпик, двор Иванко, двор Фомка, пашни 9 коробей, сена 40 копен, да в отхожей пожне на Клокуше на реке на Медведице сена 15 копен, да промеж Рогатца и Олховца на Медведице-ж сена 15 копен, 3 обжи». В 1583 г. в Писцовых книгах мы читаем о деревянной Никольской церкви и сельце Воронине. «А на погосте церковь Николы Чюдотворца древяная вверх. А в церкви образы и свечи и книги приходное. Да на погосте поп Тимофей, двор церковной дьячёк Богдашко Онисимов, двор пономарь, двор проскурница, да две кельи, а в них живут нищие, а питаютца о церкви Божии. Пашни церковные десять чети в поле, а в дву по тому-ж; сена, лесу нет; а в обжи церковная земли не положена».
Каменная церковь в селе Воронье была поставлена на месте прежней деревянной, устроенной в 1718 г. Из архивных документов мы узнаём о бывшем в 1798 г. перерасчёте церковной суммы и об украденных в 1801 г. церковных деньгах. Но, несмотря на эти видимые трудности, в 1815 г. в приходе всё же началось строительство нового каменного храма. В декабре 1816 г. надворный советник Лев Антонович Теильс подал в Тверскую духовную консисторию прошение о строительстве каменной Введенской церкви с приделом Святителя Николая. В благочиннической ведомости за 1816 г. значилось по храму с. Воронье следующее: «Церковь в ветхости, утварию довольна, пашенной и сенокосной земли 94 десятины, приходских дворов 137, мужеского пола 372, доход церкви в год 350 рублей, священник в ней Фёдор Харитонов, диакон Фирс Михайлов, псаломщик Архип Михайлов». Обязанности по сбору денег на строительство церкви взял на себя крестьянин д. Ладьино Тарас Иванов.
9 декабря 1818 г. Л.А. Теильс сообщил в консисторию, что церковь построена и покрыта железом. «Но храм ещё не совсем украшен утварью». В этом же рапорте надворный советник просит разобрать ветхую деревянную церковь, а «материал употребить на устройство ограды вокруг церкви». К прошению приложена опись, из которой следует, что купола храма обиты железом, остальная же кровля тесовая. Колокол большой «весу в нем неизвестно сколько и надпись польская», три других колокола медные без надписи. Этот большой уникальный колокол с надписью на латинском языке «Si Deus pronobis, quis contra nos», что значит «Если Бог за нас, кто против нас?», датировался 1686 г. И изготовлен он был из чугуна, как утверждает владыка Дмитрий (Самбикин). Освящена была церковь в 1819 г. Через год Теильс отправил в Московский опекунский совет шесть тысяч рублей на содержание храма.
Повествуют архивные документы о принятии в 1821 г. в храм пожертвования в 1000 рублей, о выдаче в 1831 г. нового антиминса, о прошении причта и прихожан в 1839 г. дозволения окрасить крышу на церкви. Но на этом хозяйственные хлопоты священства не закончились. В 1843 г. в Тверскую духовную конситорию снова поступает прошение «о дозволении причту сделать деревянный пол», а ровно через год «о дозволении перелить большой колокол». Следующее десятилетие ознаменовалось для прихода новыми строительными заботами. В 1852 г. кровлю храма перекрывают новым железом. В 1856 г. – поправляют покосившийся крест. В эти годы главным благодетелем храма выступает титулярный советник Николаевский. В 1863 г. причт подаёт прошение «о возвращении колокола». Колокольная история повторится на приходе в 1877 г. И начнёт её прошение «об отлитии нового колокола».
Есть в архиве Введенского прихода два дела о приходских часовнях. Первое датировано 1872 г. и озаглавлено «О дозволении исправить деревянную часовню». Часовен в приходе на начало двадцатого века было три. В Петрове стояла часовня в честь Преображения Господня. Часовня в д. Головино в честь Святителя Николая была поставлена на уникальном месте – «на могиле, под которою погребены были ратные люди, погибшие в какой то битве». А также была часовня в Большом Дворе — Рождества Пресвятой Богородицы. За 1881 г. в приходском архиве значится дело с просьбой о дозволении исправить часовню. Аналогичное дело значится и за 1883 г.
1875-й – год ещё одного большого строительства в Введенском приходе. Строится зимняя церковь с одним приделом. Второй зимний придел был устроен в храме в 1883 г. Из истории прихода становится понятным, почему оба зимних придела носили такие наименования. Во-первых, святителю Николаю была посвящена первая приходская церковь, а икона мучеников Кирика и Иулиты с давних пор свято чтилась в селе. Была в храме и ещё одна икона, чтимая местными жителями, – образ преподобного Нила Столобенского с частицей его мощей. Другая чтимая на приходе икона — Иверской Божией Матери — находилась в часовне д. Петрово в Преображенской часовне. В 1888 г. духовенство и крестьяне просили перенести её с крестным ходом в храм. В том же году по просьбе священников в церковь был откомандирован архитектор «для осмотра щели находящейся в церкви онаго села». В 1891 г. начались работы по исправлению этой трещины. Большой ремонт прошёл в летнем храме и в 1897 г. Через два года он, по видимому, завершился и на престол была освящена новая одежда. 1902 г. также стал годом очередного церковного ремонта.
Документы того времени донесли до нас имя одного из последних старост церкви — крестьянина Климентьева. В 1901 г. на приходе служили священник Феодор Петрович Гумилевский, 43 лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1880 г., священник с 1882 г. Состоит заведующим и законоучителем церковно-приходской школы, награждён в 1897 г. скуфьёй. Диакон Иоанн Симеонович Зверев, 48 лет, из низшего отделения духовной семинарии, диакон с 1887 г. Псаломщик Алексий Арсентьевич Введенский, 49 лет, кончил духовное училище, в должности с 1872 г.
На начало XX века Введенский приход был довольно обширным. В него входили деревни Песчаница – центр Песчаницкой волости, Филино, Высочка, Городок, Тупики, Никулкино, Казиха, Ладьино, сельцо Саково, Наумково, Козленево, Большой Двор, Попово, Будилово, Петрово, Головино. Всего прихожан насчитывалось: 385 дворов, 1031 мужчина, 1192 женщины.
В 1914 году служили: Священник Феодор Гумилевский 57-ми лет, окончил семинарию, на службе 33 года, в Веденском храме 32 года. Штатный диакон Иоанн Зверев 63-х лет, на службе 26 лет. Псаломщик Алексей Введенский 64-х лет, на службе 41 год, в Веденском храме 40 лет. Прихожан в деревнях: Песчаница, Фалино, Волочек, Городок, Тупики, Никулкино, Козиха, Ладьино, Савково, Наумково, Козленово, б. Двор, Попово, Будилово, Петрово, Головино — 1184 мужчины, 1222 женщины.
Введенская церковь была взорвана перед самой войной.
Денис Ивлев. http://hram-tver.ru/index.php/khramy-tverskoj-oblasti/spirovskij-rajon/1499-gorodok-vorone-vvedenskaya-tserkov