Городна. Николая Чудотворца церковь.

Село Городна ( Городня ) в 22 верстах от уездного города Зарайска. Городна в качестве сельца упоминается в платежных книгах 1595 – 97 гг. и значится за Никитою Ивановым и Иваном Ивановым детьми Власьева. По приправочным книгам 1616 г. уже одна половина с. Городна значится за Никитой Ивановичем Власьевым, а другая половина за племянниками его Захарием и Григорием Ивановичами, детьми Власьева.
У показанных вотчинников пашни паханные доброй земли 15 четвертей, пашни 27 четвертей с осьминою и перелогом 50 четвертей, лесом поросло 15 четвертей с осьминою в поле, сена на речке Осетре до устья речки Матырки пополам с племянниками, а на Никитину половину 150 копен, леса пашенного с его племянниками у сельца за полем 1,5 десятины и непашенного леса у болота в длину на полверсты и поперек тож.
Находившаяся в с. Городне церковь в тех же приправочных книгах 1616 г. именуется Никольскою, в ней образы, свечи, книги, ризы, колокола и все церковное строение вотчинниково.
Время построения вместо деревянной каменной церкви в с. Городне неизвестно, только в 1818 году она, за ветхостью, была запечатана, и богослужение по праздничным дням совершалось в помещичьем флигеле.
Существующая ныне в с. Городне также каменная Николаевская церковь с приделами Сретенским и Пятницким построена в 1825 году помещиком Петром Михайловичем Бутурлиным. Земли церковной при ней состояло 54 десятины, кроме того, при церкви имеется капитал в 1600 руб. в пользу причта и мельница, за которую получается в год аренды 200 руб.
В приход, кроме села, состоят деревни Овинищи, Телятники и Берхина, в них 780 муж. пола, 836 жен. пола.
По штату 1873 г. в причте положены 1 священник и 1 псаломщик.
И. Добролюбов. «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии», 1884 г., том 1, стр. 224.

История села Городна, расположенного на горе при впадении реки Осётр в Оку, уходит в далёкое прошлое. Здесь некогда располагалось городище. По некоторым сведениям, оно называлось Осётр и известно согласно Никоновской летописи, аж с 1146 года. Поселение неоднократно разоряли набеги татар и его перенесли вначале в местечко Городец, что вверх по реке Осетру, а затем — в более лесную таёжную местность. Такая местность была найдена за урочищем «Заразы» (изрытое, неровное, овражистое место), за ним раздолье и новый рай — откуда Зарайск. В середине ХII века по Оке проходила граница Владимиро-Суздальского и Муромо-Рязанского княжеств, и правый берег реки Оки был пограничным. Потому восстановление городища при впадении реки Осётр в Оку было стратегически необходимо. Упоминание о Городне как важном стратегическом пограничном пункте мы встречаем в 1359 году в завещании о наследстве Дмитрия Донского, где Коломна, Городна и другие населённые пункты дарованы ему по духовному завещанию. В конце ХVI века (1595) село Городна значится за вотчинниками Никитою и Иваном Ивановым — детьми Власьева, об этом упоминается в книге И. Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии», 1884 года издания. В 1616 году село Городна значится за Никитою Ивановым Власьевым. Вторая половина села — за детьми Ивана Власьева: Григорьем и Захарьем.
В 1616 году в селе стояла деревянная церковь, именуемая Никольской, т. е. Николая Угодника. В ней образа, свечи и книги, ризы и колокола, все церковное строение — вотчинниково, т. е принадлежало Власьевым. С 1684 года служителем церкви в течение 4-х лет был Илларион, а затем его сын Климент Илларионов (с 1698 по 1740, 42 года) и Лука Илларионов — по 1741 год. С 1741 года церковь Святителя и Чудотворца Николая села Городна Зарайского уезда возглавлял 3 года Дионисий Флоров. Его дело продолжил Алексий Дионисьев (прослужил 41 год, до 1785 года). В 1785 году священником церкви в селе Городне значится Иоанн Алексеев, а с 1792 года по 1800 год — уже Иоанн Андреев. К этому времени церковь стала очень ветхой, простояв 184 года (с 1616 года). Новый настоятель храма, Терентий Симеонов богослужения в старом храме уже не проводил, так как по праздничным дням оно велось в помещичьем флигеле. Церковь была закрыта вплоть до 1818 года, когда иконы и утварь перенесли в новую. Начиная с первых дней своего настоятельства, владыка Терентий, особенно после событий 1812 года, вместе с верующими собирал пожертвовавния на строительство нового храма. Он был инициатором строительства в селе новой каменной церкви. Сказано — сделано! Решено было ставить кирпичный храм на новом месте, ближе к Оке. Место и вправду было очень выйгрышным: храм видели со стороны Акатьева, а с колокольни просматривались все луга вплоть до Окского леса. С колокольни также видны были, как на ладони, купола Старо-Голутвина монастыря, а также церквей Спаса-Дощатого и Матыры, да и все деревни, входившие в приход в сторону Зарайска, — Овинищи и Берхино, а к Коломне — Хутор и Телятники. В этих населённых пунктах проживало 780 человек мужского пола и 836 — женского. Копии метрических книг хранились в церкви с 1821 года. Большой вклад в становление церкви внёс городнянский помещик Пётр Михайлович Бутурлин. Ещё при жизни Бутурлин выделил средства на приобретение белого камня и утвари.
Церковь строилась по образцовому проекту в течение 6 лет на пожертвования всё того же помещика. В 1818 году был освящён один из приделов и в нём начались богослужения. Церковь продолжала строится… По проекту храм, в плане имел продолговатую форму в виде корабля: полукруглая апсида, основная часть церкви, трапезная и колокольня. Купол заканчивался главою, на которую установлен позолоченный крест. В книге замечательных исследователей Рязанских достопамятностей Вагнера Г. К. и Чугунова С. В. «Окраинными землями Рязанскими» читаем: «У реки Осётр, недалеко от впадения её в Оку, находится село Городня с очень поэтичным Никольским храмом в стиле ампир. Основной четверик несёт широкую ротонду с плосковатым куполом, а с востока имеет одну большую апсиду во всю ширину четверика. Такие несколько лапидарные формы оживлены дощатым рустом, а тело ротонды — полуциркулярными («венецианскими») окнами. Храм построен в 1825 году по заказу П. М. Бутурлина. Родовитость фамилии заказчика позволяет думать, что он пользовался услугами талантливого архитектора. Во всяком случае, Никольская церковь производит очень приятное впечатление. Она близка к Казанской церкви И. Е. Старова в селе Константиново, но естественно, не столь строга, более «женственна», хотя и не очень стройных пропрций». Над входом в храм, с её западной стороны, находится колокольня, на звонницу которой был подвешен набор колоколов, самый большой из которых назывался Благовестником. Созывали верующих к богослужению малые колокола. Старожилы сказывали, что когда пришла пора отливать большой колокол, сельчане призвали на помощь своих земляков-банщиков. Среди тех уже были к тому времени довольно состоятельные люди. Это о них в своей книге «Москва и москвичи» в главе «Баня», Владимир Алексеевич Гиляровский отмечал что многие банщики из этого села поднялись по служебной лестнице от мальчика, прислуживающего в раздевальне и цирюльнику, до «кусочника», что по Гиляровскому, является уже «полухозяином», которому беспрекословно подчинялся весь банный персонал, вплоть до рабочего-парильщика. Дядя Гиляй писал, что к концу ХIХ века в Москве было около шестидесяти бань на любой вкус. Судя по всему, городнянские крестьяне «зацепились» за какие-то престижные бани, вроде знаменитых «Сандунов». Колокол лили на одном из московских заводов, куда специально приезжали земляки, чтобы отдать в готовящийся сплав серебро и золото — дабы звончее пелось «Благовестнику».
В 30-х годах ХХ века храм не избежал всеобщего погрома. Иконы и утварь растащили быстро, рассказывали очевидцы, а вот колокол долго не поддавался. Чтобы свалить его с колокольни, пришлось прорубать в колокольне мощную кирпичную кладку, толщиной с полметра. куда потом колокол увезли, никто не знает. С западной же стороны появившейся здесь церкви, расположилось новое кладбище. Строительство храма приближалось к своей завершающей стадии. Пётр Михайлович Бутурлин много делал для этого. Он даже передал церкви мельницу в деревне Берхино. Великое освящение новой церкви в селе Городна состоялась в 1825 году. За труды при строительстве городенского храма священник Терентий стал именоваться Терентий Симеонов Городенский (1800-1849). Дело отца Терентия продолжил новый настоятель — священник Исидор Нестеров (1849-1868). В 1858 году он продал 5 десятин неудобной пустоши за 13 000 рублей коломенскому купцу Тупицыну, из которых часть пошла на строительство часовни из красного и белого кирпича, возведённой на месте старой деревянной церкви, а часть средств ушла на приобретение 11 ноября 1858 года билета №432-М Зарайского общественного банка в 1500 рублей серебром с целью последующего получения ежегодного дохода. Кроме того, были приобретены ещё 5-процентные билеты. Новый вклад в развитие церкви внёс Колосов Лука Васильевич (с 1868 года). При нём в 1871 году к церкви была пристроена трапезная каменною прикладкой и приделами.
В церкви было три придела: центральный — во имя святителя Николая Чудотворца, правый — во имя Сретения господня и левый — во имя святой мученицы Параскевы Пятницы. При освящении обновлённой церкви в 1873 году для управления местным приходом Рязанской духовной Консисторией утверждён новый причт: один священник и один псаломщик. А через десять лет, в 1883 году, при церкви числился ещё и диакон. Церковь владела землёй 69 десятин, из них под усадьбой причта — 3, под сенокосом — 4, пахотной — 15 и неудобной пустоши — 42 десятины. На банковские билеты церковь ежегодно получала доход 85 рублей 50 копеек. Священнослужители имели собственные дома, расположенные на церковной земле, что рядом с церковью. Жалованья и окладов ниоткуда не получали и жили на добровольное подаяние приожан. В 1899 году церковным старостой был избран крестьянин села Городна Андрей Михайлович Каменский. Доход по братской кружке составлял 1003 рублей 50 копеек. К церкви относилась также деревянная на каменном фундаменте сторожка с десятиаршинным приделом для женской церковно-приходской школы. При сторожке имелся деревянный сарай для хранения дров. Церковь управляли в 1909 году священник Аркадий Сергеев Вишневский, сын священника, диакон Константин Стефанов Кедров, псаломщик Иван Павлов Пальмин, церковный староста Андрей Каменский.
Последующие революционные события и новое отношение к религии привели к закрытию церкви Николая Чудотворца в селе Городна. В послевоенные годы помещение использовалось под зерноток. Здесь молотили и сушили хлебные злаки. Церковь со временем постепенно разрушалась. Верующих становилось мало. Они ездили на церковные праздники в Зарайск или Сушково, в храмы, которые ещё не были закрыты. Сейчас Никольский храм медленно восстанавливается усилиями настоятеля отца Фёдора и православной общины. В 1996 году на деньги прихожан было приобретено для церкви три тысячи штук кирпича. Именно этим кирпичом был заделан проём с восточной стороны и часть окон. Позже церковь украсил облик Николая Чудотворца, который крестным знамением благословляет всех, кто приходит сюда и печётся о восстановлении церкви в селе Городна.
Из книги: «Осетровье. Книга о сельском поселении Астаповское». — Рязань. Издательство «Русское слово», 2011

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?