Некоторые исследователи Церковной истории на Волыни полагают, что сей монастырь существовал еще в 1538 году и только в 1746 году им завладели кармелиты. На высокой горе возле одного из древних поселений Волыни князь Богуш (Евфимий) Феодорович Корецкий основал в 1528 году мужской монастырь. Об этом свидетельствует завещание князя, написанное 1576 годом. Престарелый князь на склоне своих лет наказал своим преемникам быть высокодуховными и покровителями монастыря. Однако по неизвестным причинам в начале ХVIII века монастырь прекратил свое существование. На том же месте в 1746 году князья Любомирские и дворянин Яков Погрошевский начали строительство в селении Городище первый костел и при нем монастырь для монахов римско-католического кармелитского ордена. 12 мая 1782 года строительство костела и монастыря было закончено и освящение строений совершил Луцкий епископ Хризостом (Качковский).
В построении костела и монастыря принимали участие кроме князей Любомирских и семьи Погрошевских княгиня Елена Четвертинская, Аполлоний Валевич, Игнатий и Тереза Вишневские, Игнатий Клещевский, Елена Якубовская и другие. Этот монастырь был один из богатых латинских монастырей в Украине, которому также принадлежали села Городище и Пашуки. Из разных поместий монастырю прибывала прибыль в сумме 102 тысячи польских злотых.
В 1831 году в Польше возникло народное восстание, а так как монахи-кармелиты принимали активное участие и поддерживали его, то монастырь был закрыт. Костел по распоряжению правительства передали православным, который был преобразован в приходскую церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Освящение его совершилось 26 ноября 1832 года.
От кармелитского монастыря остались только просторные подземные склепы, где найдено много погребений знатных вельмож и памятник одному из польских генералов. В 1851 году архиепископ Варшавский и Новогеоргиевский Арсений, управляющий тогда Волынской епархией, предложил Святейшему Синоду Русской Православной Церкви перевести в Городище женский монастырь с Полонного Новоград-Волынского уезда. Таким образом, по Указу Святейшего Синода в 1858 году кармелитские здания были отданы православной женской обители Рождества Пресвятой Богородицы.
В 1867 году обители выделили участок государственного леса и 265 десятин пахотной земли. Согласно штату монастырь получал от казны государства 1.564 рублей в год. Кроме того, ему поступали прибыли от трех мукомельных водянных мельниц. На территории монастыря находились два храма: соборная холодная Рождества Пресвятой Богородицы в форме корабля с двумя большими пятиэтажными башнями на юго-восточной стороне, в одной из них находится колокольня, а в другой — башенные часы; другой — теплый во имя святителя Николая Чудотворца. В холодной церкви находилась с правой стороны особо чтимая икона Божией Матери «Шкаплерная» католиками, которая изображалась без Предвечного Младенца Иисуса с семью мечами в сердце.
Во время управления монастырем кармелиты учредили здесь «Шкаплерное братство», члены которого носили на груди и плечах небольшие кусочки ткани в виде сердца с вышитым на них имена Пресвятой Девы Марии.
Первая игумения монастыря Василиса открыла при обители Сиротское училище для девочек всех сословий. Ее преемница Алевтина занималась благоустройством монастыря. Третья игумения Варсанофия построила В 1878 году дом для прихожан и помещение для монастырской школы, в которой девочки учились письму, рукоделию, а также им преподавали элементарные знания по Закону Божию и другие предметы. Следующая игумения Елевферия открыла на территории монастыря в 1902 году больницу с аптекой, при которой была пристроена церковь во имя святого пророка Иоанна Предтечи, а также вокруг монастыря была ограждена каменная ограда.
13 июля 1908 года обитель праздновала свое 50-летие. В знак отличия этой знаменательной даты игумения Леонида открыла в обители двухгодичную женскую школу. На то время монастырь достиг своего высшего расцвета. В его стенах проживали 206 монахинь и 18 рясофорных. В 1914 году в Городищенском женском монастыре проживало 67 монахинь и 167 послушниц.
В 1920 году советская власть закрыла монастырь. Одна часть монахинь поселились в другие женские обители, другая — у своих ближайших родственников.
Во время Великой Отечественной войны, в 1941 году монастырь был открыт и восстановлен как мужской.
В 1964 году обитель снова была закрыта атеистической, богоборческой державой. Лишь только в 1996 году монастырь был возрожден.
«Монастыри и храмы Украинской Православной Церкви»
Городищенский Рождества-Богородичный монастырь — православный мужской монастырь в селе Городище Хмельницкой области находится в ведении Шепетовской епархии. В 1538 году владелец местечка Городище, князь Корецкий Богуш Федорович основал здесь православную обитель и в 1576 году завещал своему сыну Иоакиму беречь в этой обители Православие. В нач. ХVIII века монастырь обеднел и прекратил своё существование. В 1746-1782 гг. князья С. и И. Любомирские (владельцы Городища с кон. ХVII в.) на свои средства и на деньги пана Я. Погрошевского возвели на месте прежней обители каменный католический костёл с усыпальницей волынских знаменитых католиков и при нём монастырь ордена кармелитов. В 1832 году, спустя 37 лет после Третьего раздела Речи Посполитой (1795) и после участия монахов-кармелитов в Польском восстании (1830-1831 гг.), кляштор был упразднён, а его костёл после проведённой реставрации стал православным приходским храмом.
В 1858 году по указу Святейшего Синода при храме учредили женскую обитель Рождества Пресвятой Богородицы. В том же году сюда, по ходатайству управляющего Волынской епархией архиепископа Арсения, перевели монахинь из Полонского Успенского монастыря во главе с игуменьей Василисой. Согласно штату монастырь, отнесённый к III классу, получал от казны государства 1564 рублей в год. Кроме того, ему поступали прибыли от трёх мукомольных водяных мельниц, с участка леса из казённых оброчных статей. По воспоминаниям очевидцев от монастыря был проложен подземный ход, ведший аж до самого Киева!
Во 2-й пол ХIХ в. монастырский ансамбль построек дополнили здания училища и гостиница, а в 1902 году — каменный тёплый храм Рождества Иоанна Предтечи. Монастырь содержал училище для приходящих девушек, школу для сирот, больницу и странноприимный дом. В 1923 году обитель местные власти закрыли. После выселения монахинь и насельниц, коих в то время было огромное количество, в монастырских постройках разместили школу для кадров компартии Украинской ССР, с 1926 по 1936 гг. здесь находился комсомольский санаторий ЦК ВЛКСМ Украины, с 1936 года — военные госпитали и санаторий командного состава Киевского особого округа. После оккупации Хмельничины немецко-фашистскими войсками, летом 1941 года сюда вернулись несколько инокинь со схимонахиней Херувимой, а в одном их трёх храмов вновь стали проводиться службы. Монастырь функционировал и в советское время. В 1944 году в нём подвизались 32 монахини, в 1954 — 63, в 1958 — 70. В июне 1960 года, во время т. н. «хрущёвских антирелигиозных гонений», обитель вновь закрыли, а в зданиях разместили помещения для пациентов и персонала психиатрической больницы.
28 января 1995 года здесь был открыт мужской монастырь, в 2001 году освящён Предтеченский храм после реставрации, а в 2004 году окончен ремонт храма Рождества Пресвятой Богородицы, устроена гостиница для паломников. В 2005 году в нём проживало 20 насельников. В Рождество-Богородичном монастыре располагаются два каменных храма: большой соборный (бывший костёл) — в честь Рождества Пресвятой Богородицы, больше похожий на величественный огромный костёл, имеет на крыше посередине огромный позолоченный купол на цилиндрическом барабане и «тёплая» церковь, южнее главного корпуса — в честь Рождества Иоанна Предтечи, построенная в 1902 году. Третья монастырская церковь, освящённая в 1911 году в честь Святителя Николая, ранее размещалась в самом корпусе, в его северо-западной стороне. Но во времена пребывания психбольницы эту церковь до неузнаваемости переоборудовали под больничные палаты. Городищенский монастырь имеет огромные подвалы, не уступающие размерам наземным постройкам. Подземные ходы составляют три этажа глубиной и имеют многокилометровые диаметры в длину, основной подземный ход при прохождении разделяется на три подземных хода: 1-й ведёт к храму Святителя Николая, 2-й — до Изяслава, 3-й — в лес, в направлении соседнего села Середницы. Там, в склепах, в неизведанной темноте, уже несколько веков покоятся тела известных на Волыни людей, среди которых Елизар Ермила и его брат Матвей. В 1882 году под стенами Богородичного храма похоронен Станислав Евстафий Закревский. До нашего времени частично сохранились стены, огораживающие Святую обитель.
В числе святынь обители — чтимая икона Божией Матери «Семистрельная» (принесена в 1999 году из кафедрального Покровского собора г. Хмельницкого. День чествования — 26 августа), и чудесно обновившийся список Почаевской иконы Божией Матери, который был подарен возрождающемуся монастырю одной старенькой бабушкой (обновление совершилось в стенах обители спустя некоторое время). В Городищенском монастыре имеется келейный корпус, братская трапезная, столярная и слесарная мастерские, гараж, подсобное хозяйство. Свою известность эта небольшая старинная обитель давно уже приобрела за пределами Хмельницкой области.
С сайта: pravlife.org/ru/content/rozhdestva-bogorodicy-gorodishchenskiy-muzhskoy-monastyr/