В начале была прялка…
Городецкая роспись — особый вид росписи по дереву, который появился в середине XIX века в Нижегородской губернии, в районе города под названием Городец. Изначально визитной карточкой Городца были резные прялки, которые изготавливали жители близлежащих деревень. Сначала узор создавали с помощью вставок из других пород дерева, затем резной орнамент стали подкрашивать, а еще позже роспись полностью вытеснила резьбу.
Городецкие прялки отличались от обычных тем, что их не вытачивали из цельного куска дерева, а изготавливали из двух частей — гребня и донца. Донце представляло собой широкую доску: с одного конца она сужалась, и в этом месте делали отверстие для ножки гребня. Как раз донце и было расписным: когда прялкой не пользовались, ее вешали на стену в качестве украшения. Украшая свои изделия, мастера придерживались традиционной композиционной схемы. Изделие делилось на две зоны, в верхней части помещался основной «сюжет», это мог быть бравый всадник на коне, гуляющая парочка, сцена чаепития и другие жанровые мотивы, нижняя часть украшалась фигурками птиц, коней, цветами. Эти две зоны разделял декоративный поясок, как правила из цветочных гирлянд.
В первой четверти ХХ века прялки начали выходить из употребления, но яркие нарядные прялочные донца продолжали покупать для украшения крестьянских домов. Еще позже мастера начали изготавливать вертикально вытянутые декоративные панно, в своих пропорциях напоминающие донца прялок и таким же образом украшенные, сохраняется деление на две зоны с разделительным цветочным пояском. Конечно, со временем значительно расширяется сюжетный репертуар изображений. На декоративных панно появляются одетые в модные наряды щеголи, богато накрытые столы с красующимся на них самоваром, вошедшие в моду часы и даже пароходы. Так же излюбленной формой для городецкой росписи стали декоративные разделочные доски, узкие, вытянутые вертикально они очень напоминали донца прялок и как нельзя лучше подходили для этого типа росписи. Со временем городецкие мастера расписывали изделия различных форм, круглые и квадратные панно, поставцы, кандейки, коробочки и шкатулки, сундуки и детскую мебель, но панно, по форме напоминающие прялочные донца всегда оставались в ассортименте выпускаемых изделии, более того зачастую мастера выбирали для декорирования традиционную форму прялки. Сейчас в Городце художники-резчики по дереву создают высокохудожественные изделия в традиционной технике резьбы по дереву, как когда-то это делали мастера в XIX веке. Используя классическую городецкую прялку как основу, мастера создают резные композиции со вставками из различных пород дерева, применяя традиционную технологию. Именно такие изделия создает городецкий мастер Сергей Соколов, его резные панно очень точно и тонко передают стилистику резных прялок позапрошлого века.
Вот так прялка, которая когда-то была визитной карточкой Городца, преодолев время и периоды забвения, сейчас вновь стала желанной гостьей на выставках, ярмарках и, конечно, в музейных коллекциях.
Увидеть образцы городецкой росписи вы сможете на выставке «Во имя промысла. Художественные промыслы России. Имена XX века»!