Архимандрит Трифон был настоятелем, а возможно и основателем Городецкого монастыря («Гремячей пустыни»). Он погиб за веру около 1592 г. во время литовских войн. Легенда гласит, что когда «литовские люди» подошли к церкви, братия разбежалась по лесам, а св. Трифон посчитал невозможным прервать службу. Литовцы порубили его саблями. Вернувшиеся монахи омыли тело настоятеля водой из источника и останки мгновенно срослись, остались только красные рубцы. С тех пор стали происходить исцеления у раки преподобного. Св. Трифон почитается как местночтимый святой – его прославлению помешала революция.
Рака с телом преподобного находилась в подцерковье деревянного Георгиевского храма. Этот храм неоднократно перестраивался, был закрыт в 1930 году, в конце 1950-х или начале 1960-х годов толи сгорела, толи была разобрана. Тогда же по проекту епархиального архитектора А.М. Казанского над усыпальницей архимандрита Трифона была возведена часовня. Часовня квадратная в плане, бревенчатая, с четырехскатной крышей и маленькой главкой. Со стороны лицевого фасада находилось два прямоугольных окна и крыльцо с навесом. В ходе только что оконченного ремонта, часовня была обшита и покрашена, окна и дверь стали иметь арочное завершение, а крыльцо убрано, также изменена форма главки. Под ракою, на могиле подвижника имеется плита высеченной надписью: «Боже премилосердный призри дух Священноархимандрита Трифона, пострадавшего во время нахождения Литовскаго. Сей камень воздвигнут усердием И.О. 1812 год». С противоположной стороны дороги у моста находится святой источник. Паломники обращаются к св. Трифону за исцелением от болезней, часто от болезни ног, страждущие обходят часовню босиком, берут песок от часовни.
Подробный рассказ о Городце, монастыре и архимандрите Трифоне можно прочитать на сайте Санкт-Петербургской митрополии http://www.mitropolia-spb.ru/vedomosty/n28/03.shtml#7
Городец Володарской вол. – церковь во имя Св. вмч. Георгия Победоносца Георгиевской-Городецкой Гремячей пустыни (Городецкого монастыря), деревянная, до 1576 г., обращенная в приходскую после упразднения монастыря в 1764 г.; деревянная, 1791 г., закрыта в 1930-е гг., разрушена в годы войны, в 1950 г. на ее месте выстроена часовня Прп. мч. Трифона Городецкого, сохранилась, действующая.
Деревня Городец находится на Киевском шоссе, в 22 км южнее г. Луги. Это первый населенный пункт, который встречает гостей Ленинградской области при въезде на ее территорию со стороны Пскова… Городецкий холм привлек внимание пришельцев – славян, которые выбрали его для создания оборонного центра округи и одновременно для жительства здесь главы общины («старца градского») и «лучших мужей», которые к IX в. уже оформились как высшее сословие славянского общества.
Княгиня Ольга, следуя из Новгорода ко Пскову, могла проходить мимо Городца, наделив его функциями центра разноплеменной округи. Современные археологи считают почти доказанным, что поход Ольги был отнюдь не мирной экспедицией. К тому времени словене Приильменья имели свои племенные центры. Это были крупные поселения, можно сказать, протогорода. Задачей Ольги было подчинить их Киеву. Всякое сопротивление жестоко подавлялось. Только этим можно объяснить слои пожарищ, обнаруженные в Старой Ладоге, Надбелье, Передольском погосте и датируемые одним и тем же временем, а именно серединой X в. Слой пожара этого же времени обнаружен и в Городце, который со временем становится административно-военным поселением, местом дислокации одного из подразделений новгородской дружины, торгово-ремесленным городком, приграничной крепостью. Оборонительный вал городища, включая крутые склоны холма, достигал с внешней стороны 20-метровой высоты. В кольце укреплений в тесном соседстве располагались жилые строения.
Многочисленные археологические находки свидетельствуют о богатстве горожан. Среди массы найденных вещей значительную часть составляют «прекрасные образцы городского ремесла (кузнечного, гончарного, стеклодельного, ювелирного, оружейного, косторезного)».
Жизнь на городецком городище оборвалась в 1240 г., в результате опустошительного вторжения немецких рыцарей в полужские земли. Стремительный набег врага застал горожан врасплох. Дощатые створки ворот не выдержали натиска. Бой рассыпался на множество неравных схваток среди объятых огнем построек. «Нападение на Городец было неожиданным, обитатели его не успели ни убежать, ни спрятать свое имущество».
Долгое время разоренное городище стояло заброшенным. Лишь к 1570-м гг. на нем возвели деревянную Георгиевскую церковь, вслед за которой здесь возникает мужская обитель, именуемая Георгиевским-Городецким Гремячей пустыни монастырем. В грамоте, данной его основателю архимандриту Трифону в 1592 г., говорилось, что монастырская земля относилась к Шелонской пятине, «место было убогое, развоевано от литовских людей и немец».
В XV–XVI вв. по соседству с пустующим холмом возникает и довольно быстро разрастается неукрепленное поселение, «селище», своего рода посад. На этой территории был выявлен культурный слой толщиной до 2 м с остатками деревянных строений, развалами каменных кладок, фрагментами глиняной посуды, серебряными «денежками» начала XVI в. и т. д.
Церковная реформа 1764 г., проведенная Екатериной II, затрагивала не только ликвидацию земельных владений церкви, но касалась и вотчинных имений монастырей, разделив последних на три класса, в результате чего бо́льшая часть обителей была оставлена на собственном содержании, «без пособия от казны («заштатные»)». Значительное количество монастырей подлежало упразднению. В С.-Петербургской епархии их число достигало 30, включая Георгиевский-Городецкий монастырь. С этого времени Георгиевская церковь в Городце становится приходской. В 1791 г. ее из-за ветхости заменили вновь построенным храмом, также во имя Св. вмч. Георгия, с приделом во имя Успения Божией Матери.
Здесь же, в подвале Георгиевской церкви устроили гробницу основателя монастыря игумена Трифона, по легенде, мученически убитого в 1597 г. «литовскими людьми». Это мало достоверно, так как этот год был спокойным, литовских набегов здесь быть не могло, в связи с тем что в 1582 г. Россия и Речь Посполитая заключили мирный договор, действовавший до 1610 г. На месте погребения Трифона Городецкого была устроена деревянная рака, которая накрывалась коврами.
Весной 1845 г. Городец посетила некая Олимпиада Шишкина, автор путевых записок. От местной жительницы она узнала, что здесь был «мужеский монастырь и что в деревянной церкви под спудом, мощи его основателя, преподобного Трифона… – И далее сообщала: – Провели нас в глухой подвал и там показали бедную гробницу, по-видимому, совершенно забытую… В бывшей монастырской церкви образа очень древние… Замечателен образ хорошего греческого письма: Успение Божией Матери».
В 1851 г. Георгиевская церковь была основательно поновлена «на сборную сумму заботами священника Василия Ильинского и церковного старосты, крестьянина села Городец Григория Михайлова». Обновленная Георгиевская церковь осталась деревянной, холодной, на каменном фундаменте, снаружи обшитой тесом под покраску. Успенский придел был снесен. Высота церкви достигала 5,7 м до карниза. Колокольня отсутствовала. Церковь венчала одна скромных размеров глава. Здание было двухэтажным. На втором этаже находилась собственно церковь, на первом, в подцерковье, размещалась часовня с гробницей игумена Трифона, который стал почитаться как месточтимый святой. Деревянная рака над его могилой была заменена на мраморную. Таким мы видим храм на фотографии 1920-х гг.
Георгиевская церковь погибла вскоре после войны. Второй этаж был разобран полностью. Первый, с гробницей прп. Трифона, сохранили, переделав в отдельно стоящее здание часовни. На беломраморной раке сделана надпись церковной вязью, которая повествует о покоящемся здесь городецком старце.
В 1973 г. архитектурным отрядом ЛГУ под руководством археолога В.А. Булкина был раскопан фундамент Георгиевской церкви, построенной в 1791 г. Раскопки выявили, что храм был «простой и очень архаичный по планировке, мог быть поставлен на месте деревянной церкви XVI столетия» (Г.С. Лебедев).
Набокина О.В. Луга и окрестности. Из истории населенных мест Лужского района / О.В. Набокина, А.В. Носков. — М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2015.
В 2018 году деревянную часовню разобрали, и на её месте началось возведение новой часовни из газобетона.