Горный Щит. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Поселок Горный Щит близ Екатеринбурга невелик. Узенькие улицы, небольшие аккуратные домики. И, как в старину, ориентиром для жителей является золоченый церковный шпиль с крестом, видимый далеко по всей округе. Старинный Покровский храм восстановлен общим трудом прихожан.

Реставрация и ремонт здания храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы шла в течение нескольких лет. Старинный, заложенный в 1830 году, каменный Покровский храм в богоборческие годы находился в поругании. Ныне, трудами благотворителей и прихожан, он благоукрасился и снаружи, и внутри.

Строители привели в порядок церковную кровлю, полностью заменив более восьмисот квадратных метров листового железного покрытия, а также деревянный кровельный каркас. Стены здания и лепные детали фасада аккуратно оштукатурены и покрашены. Крестильное помещение отделано современными водонепроницаемыми материалами. Алтарная часть восстановлена практически полностью.

На приходской территории возводятся вспомогательные сооружения: отдельные здания построены для церковной лавки, для воскресной школы и трапезной. Рядом растут стены будущей приходской спортшколы.

Источник информации — http://www.ekaterinburg-eparhia.ru/temples/ regionaltemples/sysertskoe/at907

Впервые Покровская церковь появляется в официальных документах в 1695 году. Согласно переписи 1695 года, в деревне Зыкова (в документах «Покровская деревня на Верхнем Уктусе», «Уктусское село», «Верхнее Уктусское село») уже находилась Покровская церковь.
В 1721 году Татищев, «готовясь строить большой железный завод на Исети, заложил для нападения от башкирцев укрепление на месте прежнего села Верхний Уктус, назвав его Горным Щитом и поселив туда драгун Уктусской роты». Горный Щит стал быстро застраиваться и заселяться. Для удовлетворения религиозных потребностей жителей вскоре была построена новая деревянная церковь, освященная 22 февраля 1726 года. Сто лет простояла церковь – зимой 1828 года она сгорела.
14 апреля 1828 года был издан приказ, согласно которому заводскому архитектору Михаилу Павловичу Малахову было предписано разработать план каменной церкви в Горнощитском селении. Строительство церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы было начато 21 мая 1830 г. и завершено в 1837 г. Церковь была расположена среди селения на ровной обширной площади, окруженная каменной оградой с мраморными столбиками и железной решеткой. В ограде кругом росли пихтовые деревья.
В 60-х годах 19 века Горный Щит посетил Дмитрий Мамин – будущий писатель Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. Он приехал учиться в Екатеринбургскую духовную семинарию и заехал к своему дедушке Степанову Семену Степановичу. Дедушка Дмитрия Мамина служил дьяконом в Покровской церкви. Писатель так описывает Покровскую церковь: «Издали еще виднелась высокая белая каменная колокольня. Церковь в Горном Щиту была новая, но построена по-старинному, в два этажа, — в нижнем помещалась теплая, зимняя церковь, а в верхнем — холодная, летняя. Около церкви расстилалась зеленой полянкой большая площадь, а в дальнем ее конце стоял низенький деревянный домик, глядевший на мир божий своими маленькими оконцами с каким-то старческим добродушием. В отличие от наших заводских построек этот уютный домик был крыт не кровельным тесом, а сосновыми драницами. Это и был домик дедушки Семена Степаныча».
Тяжелые времена пережил Покровский храм в начале 20 столетия. 1 июля 1918 праздновался день святых безсребреников Космы и Дамиана. Отец Аркадий Гаряев по обыкновению служил литургию в церкви Святителя Николая села Боровское Камышловского уезда (ныне Катайский район, Курганской области). В храм ворвалась банда мадьяр. Не дав окончить священнику службу, они прямо в облачении поволокли отца Аркадия из храма по дороге в сторону села Катайского. Пьяные красноармейцы жестоко расправились с мучеником. Решением Синода от 2002 года священномученик Аркадий был причислен к лику святых в соборе Новомучеников и Исповедников Российских. Аркадий Боровский – святой Покровского храма.
В августе – сентябре 1937 года церковь закрыли. С колокольни сняли колокола, ценности растащили, иконы сжигали прямо во дворе. Некоторые прихожане взяли на хранение иконы и вернули обратно через 60 лет. В эти 60 лет церковь была сначала зернохранилищем, затем клубом. Вместо звонницы была пологая крыша, вместо алтаря – сцена, в храме был зрительный зал, в притворе раздевалка и касса.
Здание церкви дошло до нашего времени в сильно изменённом виде. В 1993 году благодаря хлопотам и настойчивости церковной общины храм был возвращен верующим. И снова, как в далеком 1830 году, на восстановление храма собирались деньги с простых жителей, с индивидуальных предпринимателей. Люди в выходные и после работы своими силами восстанавливали храм.
17 апреля 2011 года храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы стал объектом культурного наследия Свердловской области. Сегодня в Покровском храме, как и 100 лет назад, действует воскресная школа, православная библиотека, появилась служба милосердия «Покровцы».
http://ekaterinburg-eparhia.ru/building/chrames/25/

Сохранившиеся исторические материалы по Покровской церкви демонстрируют специфику работы архитекторов провинции после распространения в российских губерниях альбома «Высочайше апробированных церковных фасадов». Окончательному архитектурному решению предшествовали два проектных варианта, выполненные М.П. Малаховым в 1828 и 1829 годы. Первоначально выбранный Малаховым вариант плана и фасадов храма и колокольни постепенно освободился от схематичности образцовых проектов. Масштаб здания уменьшился согласно ограниченным финансовым возможностям заказчика.
В построенном храме о первоначальном крестообразном варианте напоминают только слегка выступающие на боковых фасадах ризалиты под фронтонами по оси центрального объема и прямоугольная алтарная апсида. Характерную для позднего классицизма двухосную композицию плана церкви заменила одноосная схема. Доминировавший в типовом решении купол в окончательном варианте стал плоским и лишился своего барабана. Желая достичь большей выразительности облика храма, Малахов преобразовал сухую и лапидарную фасадную схему образцового проекта. Многократно повторив в вариантах мотив большого трехчастного арочного окна, он задал ритм всей фасадной композиции и избавил ее от свойственной архитектуре позднего классицизма нейтральности. Значительно переработав высотную композицию колокольни, Малахов привел ее к новому масштабу храмовой части. В поиске изящных пропорций, в художественной прорисовке немногочисленных декоративных деталей в полной мере проявился творческий «почерк» М.П. Малахова.
По материалам книги «Свод памятников истории и культуры Свердловской области». Т 1. – «Сократ», 2007.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?