Горные Ключи. Троицкий Николаевский мужской монастырь.

Монастырь построен в 1893-1895 гг. С 1896 по 1923 год монастырь достигает таких высот, что к 1917 году претендует на статус Лавры. В 1923 году монастырь закрыли и отдали его здания военному санаторию. В 1995 г. монастырь восстановлен.
Источник: книга «Далекая обитель на краю Руси», 2008.

Первоначально идея об устроении в Камчатском регионе монастыря прозвучала в послании Священному Синоду от архиепископа Камчатского Иннокентия (в последствии митрополит Московский) 18 декабря 1862 года, который в своем прошении говорил о высокой нужде учреждения мужской общежительной обители. Однако сам Владыка и Синод на тот момент понимали, что решение этой задачи будет в тот период крайне затруднительно.
Только через 30 лет, а именно в 1894 году, Синод благословил иеромонаха Алексея (Осколкова), согласно его желанию, принять на себя труд основать обитель в Камчатской епархии. Отец Алексей в своем послании к Синоду пишет задачи, которые ставит перед собой будущая обитель. Пожертвования на монастырь стекались чуть ли не со всей России: пожертвования и от Канского городского головы (г. Канск), и от губернатора острова Сахалин, и от горного исправника Северо-Енисейского Горного Округа, и от Губернатора Забайкальской области, и от Забайкальской Казачьей батареи и просто от верующих людей.
В 1896 г. последовал Указ об учреждении в Приамурском крае мужского монастыря, который был подписан императором Николаем II через несколько дней после возведения его на престол. Это был самый первый Указ в царствование Императора Николая Александровича, касающийся именно монастырей. О. Алексей с особым тщанием отбирал земли, ему помогали очень опытные топографы и агрономы. Вследствие чего был выбран участок на реке Уссури в Приморском крае.
В столетие первой обители на Дальнем Востоке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II утвердил Указ Св. Синода от 22 февраля 1995 года: «Возобновить монашескую жизнь в Свято-Троицком мужском монастыре в п. Горные Ключи Владивостокской епархии». В 2010 году возрожденному монастырю исполнилось 15 лет. За этот короткий срок благословенным трудом монахов, послушников и трудников обустраивается духовная и хозяйственная жизнь монастыря.
Почитаемые святыни монастыря — икона Пресвятой Троицы, написанная на спиле сучка Мамврийского дуба. Эта святыня была пожертвована в монастырь со святой Афонской горы. На престоле хранятся частицы мощей новопрославленных Дивеевских святых: преподобных Марфы, Елены и Александры.
Монастырь сейчас расположился на участке бывших монастырских конюшен, в советские времена сильно разрушенных, и перестроенных в совхозные коровник и гараж. На этой же территории находятся два здания. В первом двухэтажном здании находится административный корпус. В нем располагаются келия настоятеля, келия наместника, административные кабинеты и домовой храм прп. Сергия и Германа Валаамских. Второе здание — одноэтажное, в нем расположен келейный корпус (келии насельников).
Ко времени восстановления монастыря вся его территория находилась в ведении Дальневосточного военного округа (ДВО) и на ней расположился Шмаковский военный санаторий. В собственности курорта оказались часть сохранившихся монастырских зданий: храм во имя Иверской иконы Божией Матери (2-й этаж превращен в клуб, 1-й в лечебный корпус); недостроенный в 1917 году храм-часовня Преображения Господня (стал смотровой площадкой санатория из-за своего выгодного географического расположения на вершине сопки); домик настоятеля (стал административным корпусом санатория); трапезная (теперь столовая курорта); келейный корпус (стал спортивным залом).
Монастырские конюшни были перестроены в совхозные коровник и гараж. Из четырех храмов в годы гражданской войны два сожжены. Из всего большого монастырского хозяйства (типографии, больницы, школы, свечного и кирпичного заводов и проч.) к 1995 г. не осталось ничего; как и от всей церковной утвари и икон. Полуразрушенный и оскверненный храм-часовня Преображения Господня, да небольшой клочок земли на вершине сопки рядом с часовней — это все, что было возращено вновь открытому монастырю в 1995 году.
Возрождение монастырской жизни началось с того, что Преображенский храм был приведен в более-менее пригодное состояние для совершения в нем богослужений. Рядом с ним построили несколько деревянных строений для проживания в них братии, которой нашлось тогда всего несколько человек. В Преображенском храме начали ежедневно служить, при этом на самом здании делали ремонт с внешней стороны. Прежде всего, была разрушена смотровая площадка, устроенная под крышей. Затем начались работы по подготовке к установке купола на храм. В конце 1990-х годов на храме появился новый купол. Дальневосточный военный округ передал монастырю территорию бывших конюшен, где в последнее время располагался военный совхоз. Сюда по благословению епископа Вениамина было решено переносить центр возрождающегося монастыря. Для этой цели подошел двухэтажный каменный корпус, сохранившийся еще от бывшего монастыря.
В 1999 году открыт домовый храм во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских, закончен внутренний ремонт Преображенского храма, в котором создан новый иконостас в несколько ярусов, устроены братские келии. К 2001 году обустроен корпус для послушников и трудников, открыт в интернете сайт монастыря.
В 2002 году состоялась закладка нового деревянного храма во имя Живоначальной Троицы.
Источник: сайт монастыря и сайт Владивостокской епархии

Мысль об учреждении в Приамурском крае мужского монастыря принадлежит архиепископу Камчатскому святителю Иннокентию (Вениаминову), который писал об этом в епархиальном отчете Священному Синоду в декабре 1862 года. Основателем и строителем монастыря стал иеромонах Алексий (Осколков). В докладной записке от 27 июня 1893 года митрополиту Палладию Санкт-Петербургскому, иеромонах Алексий испрашивал благословения на создание обители и предложил четкий план действия, а на следующий день направил письмо сходного содержания обер-прокурору Синода К.П. Победоносцеву. Изначально, прибыв в неизведанный край, он избрал для строительства монастыря Петропавловское озеро, но место это оказалось непригодным для обители. Только в 1895 году о. Алексий нашел подходящую точку в Южно-Уссурийском крае между железнодорожной станцией Шмаковка и телеграфной станции Тихменево. Впервые известно о твердом решении о. Алексия избрать новое место под монастырь из его докладной записки от 16 июля 1895 года военному генерал-губернатору Приамурского края С. М. Духовскому, где он пишет: «…Наплыв переселенцев в Южно-Уссурийский край, лучшие его климатические условия, лучшие качества угодий, большое удобство путей сообщения — указует наискорейшую надобность в устроении монастыря именно в Южно-Уссурийском крае, откуда его влияние живительно благотворное христианское, нравственно и умно-просветительное — успешнее могло бы проникнуть в соседния Манжурию и Корею…».
После определения нового места под строительство обители игуменом Алексием предпринимаются огромные усилия, касающиеся решения вопросов об отводе земель, о выделении лесосечного фонда и многого другого. На место устроения монастыря отец Алексий прибыл в августе 1895 года, поместившись временно в квартире начальника бывшей тогда телеграфной станции Тихменево. Вскоре прибыли к о. Алексию назначенные с Валаама в помощь ему и сотрудничество иеромонах отец Сергий и иеродиакон отец Герман. Монахи отправляли богослужения и своими руками исполняли все работы, не отказывая в гостеприимстве богомольцам. Первые насельники обители были поставлены в крайне затруднительное положение: пищевых запасов не хватало, даже печеный хлеб по временам приходилось доставать из Владивостока и Никольска (ныне Уссурийск), а отказывать в довольстве пищею богомольцам было нельзя и по долгу иноческого гостеприимства и потому еще, что население в соседних деревнях было крайне разорено наводнением, случившимся летом 1895 года. Монастырь во всем нуждался, нужды все более и более увеличивались, а источников дохода не было никаких. Отец Алексий преступил к делу основания обители будучи в весьма преклонном возрасте и уже летом 1895 года старец, измученный физически и духовно, подает первое свое прошение об удалении его с этого тяжелого послушания. После отъезда отца Алексия на Афон, его сменил на посту игумена приехавший с Валаама иеромонах Сергий (Озеров), под началом котого с 1896 года по 1923 год монастырь достиг таких высот, что к 1917 году претендовал на статус Лавры. Свято-Троицкий Николаевский монастырь, именуемый Шмаковским, или Уссурийским, стал с почтением называться «Новым Валаамом».
Внутренний строй монастырской жизни шел со строжайшим соблюдением общежительного устава в духе самаго древняго подвижничества святых отцев церкви, по образцу Валаамского монастыря. Из святых угодников Божиих Шмаковские иноки особенно чтили память святителя Иркутскаго Иннокентия, небесного покровителя всей Сибири, а также новопрославленного преподобного Серафима Саровского.
Храм Уссурийскаго Свято-Троицкаго Николаевскаго мужского монастыря обладал редкими для новоустрояемых обителей святынями: 3 частицами Животворящаго древа Креста Господня, 31 частицей святых мощей разных угодников Божиих и иконой Святой Троицы, писанной на Афоне на сучке Мамврийскаго Дуба. По стенам храма были размещены иконы писанные на Афоне и Валааме, а также имелся ряд редких икон — точная копия с чудотворной Курской-Коренной иконы «Знамения Пресвятой Богородицы», копия с иконы «Умиление», перед которой молился преподобный Серафим, точная копия Тихвинской иконы Божией Матери, древняя икона Святой Троицы, присланная в дар от обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева, икона святого Исидора Юрьевскаго — от праведного Иоанна Кронштадтского. Большой деревянный Крест-Голгофа был сооружен на монастырские средства в память о государе императоре Александре III.
За свою недолгую дореволюционную историю обитель оказала огромное влияние на духовно-нравственную, хозяйственную, культурную жизнь Приморья. С первых дней существования монастырь доставлял великое утешение соседнему населению — в то время самая ближайшая церковь отстояла от монастыря в 80 верстах; громадный район оставался без служб. Видя безвыходное положение населения, обитель, несмотря на свои скудные средства, открыла у себя больницу с аптекой и школу с общежитием. Медицинская помощь каждому оказывалась безмездно, лекарства же давались по низкой цене, а для бедных — бесплатно. Из единственной в епархии монастырской лавочки, существовавшй с весны 1901 года, ежегодно расходились тысячи брошюр и листовок религиозно-нравственнаго и патриотическаго содержания. С самаго начала поселения своего крестьяне этого края становились прихожанами монастыря и обращались к нему в самых разнообразных нуждах. В монастыре размещались глазные отряды Попечительства Императрицы Марии Александровны о слепых. В 1902 году Южно-Уссурийский край впервые посетила страшная болезнь — холера, появившаяся в соседнем с монастырем селе Тихменево, но благодаря монастырскому санитарному отряду болезнь скоро прекратилась.
К 1913 году хозяйство обители состояло из храма в честь святителя Иннокентия Иркутскаго; часовни в честь Казанской иконы Божией Матери и в память восшествия на Всероссийский престол государя императора Николая Александровича, первого благодетеля обители; дома под братские келлии, канцелярию, библиотеку, кухню; книжной лавочки; больницы; хлебопекарни-просфорной с келлиями; трех домов для мастерских с келлиями; дома для рабочих; трапезной; кухни; трех гостиниц для богомольцев; школы со спальнями и переплетной мастерской; дома для приходящих в церковь крестьян ближайших к селений; амбара; 2-х скотных дворов с домами при них; фруктового сада; пасеки; кладбища; свечного завода; рыбо-засольного сарая; маслобойни; сушильни для зерна; кузнечно-слесарной мастерской с домом при ней; бани и прачечной; двух фанз для работающих в монастыре корейцев и китайцев, где они жили применительно к своим нравам и обычаям; оленьей фермы; лесного участка, отделенного в собственность монастырю в 1901 году.
Осквернение и закрытие
После начала революционной смуты в 1917 году Шмаковская обитель некоторое время продолжала существовать, находясь вне пределов богоборческой власти. Впервые монастырь подвергся разорению в июле-августе 1918 года в связи с отступлением войск Красной армии, вытеснявшихся с юга Приморья. Подавляющая часть братии покинула монастырь, опасаясь беззаконной расправы. Оставшийся в обители для охраны храма монах Павлин и другой монах на монастырской лесной даче были зверски убиты красноармейцами. Святыни храмов были кощунственно осквернены, все ценное — разграблено солдатами и некоторыми враждебно-настроенными крестьянами из соседних деревень. Были сожжены деревянная Иннокентиевская церковь, хлебный амбар, монастырская лавка, игуменский корпус. После ухода красных в сентябре 1918 года возвратились игумен Сергий с братией и начали восстанавливать обитель.
О последнем периоде жизни монастыря сохранилось мало сведений, но он просуществовал до утверждения в крае власти большевиков. Свое большое хозяйство здесь смогли сохранить и содержать на хорошем уровне. Признав хозяйство Уссурийского мужского монастыря культурным и опытным и по существу колхозом, губком все имущество изъял и передал его 23 апреля 1923 года в ведение Приморского земельного управления. В октябре 1924 года монастырь был закрыт под предлогом перевода туда сельскохозяйственного техникума. В таких условиях настоятель с большинством братии приняли решение покинуть обитель. Впоследствии территория, на которой располагалась обитель, была передана Дальневосточному военному округу.
После падения безбожного режима и распада СССР, в год столетия монастыря патриарх Московский и всея Руси Алексий II утвердил указ Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 февраля 1995 года: «Возобновить монашескую жизнь в Свято-Троицком мужском монастыре в п. Горные Ключи Владивостокской епархии.» 14 марта 1996 года был издан указ президента Российской Федерации «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий» по которому церковные здания и имущество должны быть переданы первоначальному владельцу. Но и по сей день большая часть территории монастыря занята Шмаковским военным санаторием, в бывшем храме в честь Иверской иконы Божией Матери до сих пор находится клуб, купол с крестом с него снят.
Руководство ДВО, отказываясь сдать занимаемую землю, в официальных ответах утверждает что «… из документов Центрального Архива РА и ВМФ (ф-33892, ф-33892с, ф-40253с) доподлинно известно, что под видом Шмаковского Свято-Троицкого Николаевского монастыря в конце прошлого века была создана разведывательная школа, которой руководил офицер Генерального штаба Русской Армии полковник А. Осколков. Строительство и жизнедеятельность монастыря финансировалась исключительно из средств Генерального штаба России, через канцелярию Главного священника Русской Армии, т.е. изначально «монастырь» строился как военный объект и оставался таковым до 1921 года». Из вышеприведенного видно, что ссылки на данные о существовании разведшколы делаются без преведения полной информации об архивном документе (фонд, опись, дело, лист). После того как монастырский Духовный Совет послал официальный запрос в Российский Государственный военно-исторический архив (РГВИА), был получен ответ следующего содержания: «В ответ на Ваш запрос сообщаем, что сведений о создании в конце 19 в. под видом Свято-Троицкого Николаевского мужского монастыря разведывательной школы в архиве не имеется. Полковник Осколков в списках офицеров Генерального штаба за интересующий Вас период не значится». Так, на сегодняшний день легенда о «разведшколе» не имеет документального подтверждения.
Обитель постепенно растет и продолжает надеяться на возвращение своих земель. Возобновленный монастырь располагается в здании бывшего дальнего скотного двора. Ныне действующий храм в честь Преображения Господня строился на пожертвования купца-чаеторговца И. Чистякова как церковь-часовня в память воинов, убиенных во время Отечественной войны 1812 года, но по причине событий 1917 года храм достроить и освятить не успели. Несколько десятилетий он был смотровой башней в санатории. На нынешней территории монастыря находятся два здания. В двухэтажном здании находится административный корпус — здесь располагаются келлии настоятеля и наместника, канцелярия, библиотека, братская трапезная. Второе здание — одноэтажное, где расположены келии насельников.
https://drevo-info.ru/articles/11906.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?