Уже в 1734 г. приходских дворов при Дмитриевской церкви состояло только 87. Но церковь эта в половине прошлого столетия сгорела, на место ее поставлена другая, также деревянная и в тоже храмонаименование, которую предписано было в 1752 г. марта 24 освятить на новом антиминсе строителю Скопинского Троицкого монастыря Иринарху; но и эта церковь сгорела.
В существующей ныне в с. Горлово каменной церкви придел в честь Святителя Николая освящен в 1819 г., а перестроен в 1860 г. Настоящий Дмитриевский храм был окончен постройкою и освящен в 1827 г. В 1862 г. был пристроен с левой стороны трапезы другой придел во имя Трех Святителей. Дмитриевский храм в настоящее время имеет фигуру крестообразную, простирается в длину на 30, а в ширину 11 сажень. Окружающая церковь каменная с железными решетками ограда устроена была в 1870 г.
В одном из приделов Дмитриевской церкви находится чтимая во всей окрестности икона Божьей Матери Скоропослушницы, вышиною в 1 аршин с четвертью и шириною не более 1 аршина. Поставленная 27 окт. 1869 года не известным лицом на церковной паперти, икона эта сочтена была в народе ,,явленною’’ и привлекла множество молящихся из всех окрестных селений, вследствие чего в 1871 г., по указу преосв. Алексия, велено было передать икону на хранение в ризницу Скопинского собора, откуда она была возвращена в Дмитриевскую церковь Палладием только в 1879 г. по просьбе прихожан.
В настоящее время при Дмитриевской церкви числится неприкосновенного капитала, проценты с которого идут на поддержание благолепия храма, 1500 руб. Церковной земли во владении причта состоит: усадебной 5 ?, луговой 3 и пахотной 38 ? десятин.
Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии ныне существующих и упразднённых со списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX столетия. Составил священник Иоанн Добролюбов. 1884 г.
Церковь закрыли в 1930-х годах прошлого столетия, но священник храма Попов Валентин Михайлович венчал и крестил до конца 1937 года. Храм не взрывали, его в 1950-х годах разрушали с целью использовать кирпичи для строительства колхозных зданий, но из-за прочной кладки сломать алтарь не смогли. В таком состоянии его и оставили. В заложенных окошках были изображения святых и Богоматери.
Первое документальное упоминание о деревне Горлово относится к тому времени, когда она стала частью дворцовой волости царя Алексея Михайловича с центром в Скопине. Оно датируется 1666 г. и связано с волнениями под предводительством атамана Василия Уса.
С 1671 г. Горлово упоминается уже как село – в нем была построена деревянная церковь Св. Димитрия Солунского. В окладных книгах… в 1676г. о ней сказано следующее: « Церковь мученика Дмитрия Салунского, двор попа Макария, двор пономарский. (…) В приходе 125 дворов крестьянских, 13 дворов бобыльских. Церковной пашни 10 четвертей (…) сенных покосов на 50 копен. А преж сего с тое церкви дани не было, церковь построена и освещена в прошлом во 179 (1671)году, а данные деньги с того приходу тот поп Макарей по се число (т.е. по 1676 г. – прим. авторов) платил села Хворощева с Дмитреевским попом Дорофеем соопча, для того что приход был один». Из священников, служивших в горловской Дмитриевской церкви в XVII в., известны Макарий (упоминается 1671-1687 гг.), Исидор Макариев (в 1687-1698 гг.) и Кирилл Макариев (в 1698-1734гг.).
По переписным книгам 1675 г. в Горлово в это время было 129 дворов крестьянских, 3 двора бобыльских, а общее количество мужских крестьянских душ составляло 519… В переписной книге 1710 г. о селе Горлово сказано: «Церковь во имя великомученика Димитрия, у той церкви поп Кирилл, у него попадья Марья, Игнатова дочь, и Кирилла дети, (…), дьячок Никита Макарьев сын Попов (…), солдатских 15 дворов, в них людей мужеского полу 52 человека, в том числе женатых 29 человек, женска полу 47 человек; крестьянских 97 дворов, в них людей мужска 341 человек, женска полу 292 человека»…
И. В. Добролюбов сообщает: «В 1734 г. приходских дворов при Дмитриевской церкви состояло только 87. Но церковь эта (имеется в виду середина XVIII в. – прим. авторов) сгорела, на месте ее поставлена другая, также деревянная и в то же храмоименование, которую предписано было в 1752 г. марта 24 освятить на новом антиминсе строителю Скопинского Троицкого монастыря Иринарху; но и эта церковь также сгорела».
В 1824-1827 гг. в Горлово было возведено новое кирпичное здание церкви Св. Дмитрия Солунского. Видимо, его строительство на месте сгоревшей деревянной церкви началось с придела в честь Святителя Николая, который был освящен в 1819 г…
В 1860 г. был перестроен Никольский придел Дмитриевской церкви в Горлово. В 1862 г. с левой стороны трапезной храма был возведен второй придел во имя Трех святителей. И. В. Добролюбов писал: «Дмитриевкий храм в настоящее время имеет фигуру крестообразную, простирается в длину на 30, а в ширину на 11 саженей (64 и 23.5 м)». С 1860-1870 гг. он стал важным центром народного благочестия.
В ночь под 27 октября (8 ноября по новому стилю) 1869 г. на паперти храма неизвестным лицом была оставлена икона Божией Матери Скоропослушницы «вышиною в 1 аршин с четвертью и шириною не более аршина». Икона эта сочтена была в народе «явленною» и привлекала множество молящихся из окрестных селений, вследствие чего в 1871 г. по указу преосвященного Алексия велено было передать икону на хранение в ризницу Скопинского собора, откуда она возвращена была в Дмитриевскую церковь преосвященным Палладием только в 1879 г. С тех пор и до 1920-х гг. образ находился в одном из приделов Дмитриевской церкви, привлекая к себе массы верующих со всей округи.
В 1870 г. церковь была окружена кирпичной оградой с железными решетками… В XIX – в начале XX вв. в Дмитриевской церкви в Горлово служили священники: Парфений Андреев (в 1816-1829 гг.), П. Ф. Мизеров (в 1829-1859 гг.), протоиерей И. Стахиев (в 1849-1853 гг.), М. П. Рудинский (в 1853-1880 гг.), Е. М. Назаретов (в 1860-1873 гг.), И. Я. Архангельский (в 1872-1915 гг.), А. Е. Незлобин (в 1881-1905 гг).
В 1844 г. священником П. Ф. Мизеровым в селе было открыто первое церковно-приходское училище. В 1866 г. оно размещалось в доме одного из священников Дмитриевского храма, в нем обучалось 73 мальчика. Необходимые средства на его содержание и обучение предоставлялись Палатой государственных имуществ. В 1875 г. в Горлове ревизовало Рязанское губернское земство. В отчете о ревизии сообщалось: «Земская мужская школа, законоучитель Иван Архангельский, учитель прочих предметов – окончивший курс Александровской учительской семинарии, обучается 48 мальчиков». В 1877 г. в селе открылась также школа для девочек.
В 1884 г. И. В. Добролюбов сообщал о горловском храме: «В настоящее время при Дмитриевской церкви числится неприкосновенного капитала, проценты с которого идут на поддержание благолепия храма, 1500 руб. Церковной земли во владении причта состоит: усадебной 5 ½, луговой 3 и пахотной 38 ½ десятин (6, 3,3 и 42 га соответственно).
К Дмитриевской церкви принадлежит устроенная в том же Горлово в 1882 г. часовня в память о Царе-Освободителе Императоре Александре Николаевиче, в которой ежегодно в 1-й день марта совершается крестный ход из приходского храма. При часовне было предложено устроить склад духовного содержания книг для народа… (Часовня Св. Александра Невского в Горлове была уничтожена в 1930-х гг.).
В состав Дмитриевского прихода, кроме села, входят деревни: Ново-Александровка (Потеряевка, Потеревка) в 2 верстах и Даниловка в 7 верстах, в коих при 465 дворах числится муж. пола 2010 чел., жен. пола 2098 чел. По штату 1873 г. в причте положены 2 священника и 2 псаломщика. В 1896 г. при храме возведена колокольня.
В 1905 г. в Горлове насчитывалось 592 двора, в которых проживали 2357мужчин и 2302 женщины. В селе «церковь каменная, каменная часовня в память императора Александра II, волостное правление, почтовое отделение… смешанная земская школа, паровая мельница князей Голицыных, аптека, фельдшерский пункт, кирпичный завод…».
В конце 1905 г. в Горлове было закончено строительство новой земской больницы… в 1907 г. при земской больнице была выстроена часовня.
В 1905 г. было капитально обновлено здание горловской церкви Св. Дмитрия Солунского. Фактически был выстроен новый кирпичный храм с двумя приделами: с левой стороны – в честь Святителя Николая Чудотворца, освященный 26 ноября (9 декабря) 1905 г., а с правой стороны – в честь образа Пресвятой Богородицы Троеручицы, освященный 25 сентября (8 октября) 1907 г. В Горлово из Скопина на поезде привезли большую икону Божией Матери Троеручицы и на руках внесли ее в церковь.
Жители богатого села заботились об украшении своего приходского храма и не скупились на поддержание «церковного благолепия». Так в 1906 г. унтер-офицер З. Х. Спорыхин пожертвовал Дмитриевской церкви икону преп. Серафима Саровского в киоте, оценивавшуюся в 545 руб., житель Горлова Н. Я. Рыбин преподнес храму облачения на престол и жертвенник на 50 руб., мещанин И. М. Лапкин – семисвечник в 75 руб., а местным священником И. Я. Архангельским была сделана киота для иконы «Достойно есть» в 250 руб. До этого в 1903 г. горловский храм стал одним из четырех окрестных церквей, получивших пожертвования из капитала в 5000 руб. Матрены Ивановны Пугачёвой, жены пронского помещика Макария Пугачёва.
В 1907 г. на собранные крестьянином Петром Ворониным по просительной книге средств с добавлением церковных 500 руб. в Дмитриевской церкви был устроен новый иконостас. В 1908 г. по духовному завещанию коллежского секретаря И. Н. Министрова храм получил 14 000 руб. на содержание церквей в Горлово и в соседнем Ново-Александрове, а также призрение бедных прихожан.
В 1910 г. на церковные деньги и пожертвования прихожан были оштукатурены вновь устроенные в церкви приделы и возведена вокруг нее новая кирпичная ограда. В пределах ограды также построили два каменных помещения для церковно-хозяйственных потребностей. В 1914 г. при Дмитриевской церкви села Горлова числилось земли усадебной 7 дес. 1800 саж. кв., пахотной 32 дес., сенокосной 1 дес. В церковной библиотеке насчитывалось 120 книг духовного содержания. В приходе действовало земское начальное училище, четырехклассное земское и двухклассное училища. В приход храма, помимо самого села, входили также жители деревни Даниловки.
В 1905 г. скончался и был погребен возле апсиды горловского храма его второй штатный священник А. Е. Незлобин. С этого времени И. Я. Архангельскому сослужил брат покойного Алексей Ефимович Незлобин. Многолетнее пастырское служение И. Я. Архангельского завершилось его кончиной в конце 1905 г. Глубоко почитаемый горловцами сельский батюшка и подвижник народного образования был погребен на кладбище при Дмитриевской церкви. Священник А. Е. Незлобин продолжал служить в Дмитриевском храме во время гражданской войны и в первые годы советской власти, до самой своей смерти в 1926 г. Преемником И. Я. Архангельского стал в 1916 г. его племянник Валентин Михайлович Попов.
В 1939-1940 гг. местными властями была предпринята попытка уничтожить здание закрытой Дмитриевской церкви. С колокольни были сняты и отправлены на переплавку колокола, один небольшой колокол остался в селе в качестве пожарного. Были сломаны венчания церковного здания и снята жесть с его крыши. Кирпич храма предполагалось использовать для возведения новых построек. Сравнительно быстро были разобраны колокольня, паперть и церковная ограда, однако с основным объемом храма возникли проблемы – кирпичная кладка начала ХХ в. оказалась практически монолитной и не давала целого кирпича. Не удалось до конца разрушить даже алтарную часть, так что от этой идеи вскоре отказались.
В 1950-х гг. в уцелевшем от разрушения Дмитриевском храме был оборудован сельский клуб, где по вечерам демонстрировались кинофильмы и устраивались танцы для молодежи. В это время в нишах боковых фасадов здания все еще оставались фрески с изображением Богородицы и Св. Николая. Их регулярно закрашивали, но старинные росписи проступали сквозь свежие слои краски. В итоге… религиозные изображения пришлось уничтожать при помощи паяльной лампы.
В. А. Коростелев, М. А. Российский «Прошлое Скопинской земли в очерках по истории её сёл и деревень», I том, 2017 г.
…Первоначально Горлово было деревней, входившей, по всей видимости, в приход церкви Димитрия Солунского в селе Хворощево (ныне – Рудинка). Но в 1671 г. в Горлове была построена своя церковь… Согласно окладной книге Рязанской епархии 1676 г., «церковь святаго велико Христова мученика Димитрия Солуньского в селе Горлове. У тое церкви двор попа Макария, двор понамарской… В том же селе Горлове сто двадцеть пять дворов крестьянских, тринадцеть дворов бобыльских, и всего сто сорок дворов».
В 1676 г. горловская церковь оставалась приписной к селу Хворощеву (Рудинке), поэтому церковный приход сел Горлово и Хворощево (Рудинка) был объединенным: «Данные деньги с того приходу тот поп Макарей, — говорится в окладной книге 1676 г., — по се число платил села Хворощева с димитриевским попом Дорофеем сопча, для того что приход был один»…
Как пишет священник Иоанн Добролюбов, «в 1734 г. приходских дворов при Димитриевской церкви состояло только 87. Но церковь эта в половине прошлого (т. е. XVIII – М. Д.) столетия сгорела, на место ее поставлена другая, также деревянная и в то же храмонаименование, которую предписано было в 1752 г. марта 24 освятить на новом антиминсе строителю Скопинского Троицкого монастыря Иринарху»…
Вскоре деревянная церковь в селе Горлово сгорела, поэтому в селе началось строительство новой, каменной церкви. В 1819 г. был уже построен и освящен придел Николая Чудотворца, а в 1827 г. завершено строительство основного храма, освященного в том же году в честь св. Димитрия Солунского. Построенный в 1827 г. храм – это апсида ныне существующего храмового здания, имеющая граненую форму, которую церковь… имела изначально.
В 1827 г. в селе Горлово, как было сказано, трудами протоиерея Иоанна Стахиева была завершена постройка двухпрестольной каменной церкви св. Димитрия Солунского, настоятелем которой отец Иоанн оставался вплоть до своей кончины в 1835 г… Надо сказать, что с 1834 г. протоиерей Иоанн Стахиев был местным благочинным, а другой горловский священник, о. Павел Мизеров, с 1853 г. был духовником благочиния. Соответственно, в 1830-1850 гг. церковь села Горлово была центром благочиния. По исповедной ведомости 1829 г. в горловском приходе, состоявшем из села Горлово, деревень Дмитриево и Александрово и сельца Даниловское, проживало 2 583 прихожанина вместе с семьями духовенства…
Еще при своей жизни протоиерей Иоанн Стахиев сдал в 1853 г. один из двух своих домов в аренду купеческому сыну Петру Роцкому для того, чтобы средства от аренды использовать на устройство в горловской церкви придела во имя трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста и сооружения для него иконостаса. В своем завещании, составленном в том же 1853 г., протоиерей Иоанн определил, чтобы по истечении десятилетнего срока аренды дом был продан, а вырученные деньги потреблены на устройство иконостаса…
Население горловского прихода в первой половине XIX в. стремительно увеличилось: с 1824 человек в 1818 г. до 3886 человек – в 1855 г… Рост количества прихожан побуждал церковный причт не просто устроить третий придел в Димитриевском храме, а, вообще, расширить всю церковь, перестроив ее трапезную часть.
В июне 1855 г. святитель Гавриил (Городков), архиепископ Рязанский и Зарайский, благословил работы по расширению трапезной. В итоге, к 1862 г. в трапезной на пожертвования местных прихожан были устроены новые, теплые приделы: справа – святителя Николая, а слева – трехсвятителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Правый придел был освящен а 1860 г., а левый – в 1862 г…
…В 1870-1880 гг. боголюбивые клирики и прихожане горловского храма неоднократно делали те или иные пожертвования в свою приходскую церковь. Так в 1875 г. скопинская купчиха Анна Проскурина пожертвовала в церковь села Горлово два священнических и одно диаконское облачения черного цвета из полубархата, двое шитых бисером воздухов – малиновые из бархата и розовые из атласной ткани, серебряный ковчег и медную канунницу (панихидный стол). Общая стоимость этого пожертвования – 220 руб. В 1877 г. горловский крестьянин, бывший церковный староста, Автоном Суханов подарил храму две металлические позолоченные хоругви и паникадило, общей стоимостью 140 руб. В 1882 г. местный диакон Илья Троицкий пожертвовал 225 руб. на устройство киота для Казанской иконы Божией Матери.
Известно, что около 1864 г. возле церкви была построена каменная караулка для церковного сторожа, а в 1870 г. вокруг храма усердием священника Митрофана Рудинского была выстроена каменная церковная ограда с металлическими решетками. В том же 1870 г. при горловской церкви было открыто приходское попечительство.
В 1886-1887 гг. все три иконостаса горловской церкви были «возобновлены»: сначала в 1886 г. – четырехъярусный иконостас в главном приделе, а в следующем 1887 г. – двухъярусные иконостасы в северном и южных приделах. …В июне 1890 г. горловскому причту было разрешено окрасить кровлю церкви, возобновить штукатурку, окрасить внутренние стены храма и промыть стенную живопись, а июле 1893 г. – разрешено «разные обновления по их храму на средства церковного старосты Андрея Калашникова».
Затем в мае 1895 г. разрешено распространить трапезную часть своего храма, что было обусловлено ростом численности прихожан. Если в 1862 г., когда было окончено предыдущее расширение горловского храма, их было 3 218 чел., то в 1895 г. прихожан уже было 5 359 чел. Освящение перестроенной трапезной с левым приделом в честь святителя Николая было совершено 26 ноября 1905 г. местным благочинным, священником Василием Волковым.
В апреле 1907 г. был утвержден эскиз иконостаса правого придела, а 26 сентября 1907 г. тем же священником Василием был освящен сам придел – в честь иконы Божией Матери «Троеручицы». Что касается придела св. Димитрия Солунского в так называемой «настоящей» церкви, построенной в 1827 г., то после постройки и освящения приделов в трапезной был заперт и богослужения в нем не совершались. В рамках расширения и обновления храма, в 1898-1901 гг., была также выстроена новая колокольня высотой 35.5 метров.
…В июне 1910 г. причту села Горлово было разрешено оштукатурить приделы и устроить вокруг церкви новую кирпичную ограду, а в ноябре 1910 г. – два каменных помещения в ограде церкви для церковно-хозяйственных потребностей. В январе 1913 г. церкви села Горлово было разрешено приобрести колокол весом 200 пудов (около 3т 200кг), а в июне 1913 г. – промыть стенную живопись и окрасить церковную крышу.
Во многом все перечисленные работы по благоустройству горловского храма и его территории лежали на плечах церковного старосты, которым вместо ушедшего в 1891 г. на должность сельского старшины Якова Тулянкина был избран крестьянин Андрей Михайлович Калашников, переизбиравшийся в 1894, 1897, 1901, (1904-1905?), 1908, 1911 и 1915 гг. в 1908 г. А. М. Калашников пожертвовал на благоукрашение своей церкви 450 руб. 1 марта каждый год совершался традиционный крестный ход от горловского храма к мемориальной часовне, который завершался заупокойной литией по императору Александру II…
В страховой же ведомости церкви за 1910 г. дается подробное описание экстерьера и интерьера горловской церкви: «Димитриевская церковь каменная, на каменном цоколе, снаружи оштукатурена, внутри оштукатурена, окрашена масляными красками и украшена священными картинами из истории Ветхого и Нового Завета, покрыта железом, окрашенным зеленой масляной краской. Длина церкви, считая с колокольнею, 27 саженей и 2 аршина, ширина трапезной церкви – 14 саженей, а настоящей церкви – 6 саженей и ½ аршина, высота до верха карниза в трапезной церкви – 4 сажени и 1 аршин, высота до верха карниза в настоящей церкви – 6 саженей и 2 аршина, на церкви имеется одна большая главка, другая – средняя и третья – малая, больших окон в трапезной церкви – 14 штук, в настоящей церкви – 11 штук, малых окон – 2 штуки в настоящей церкви над дверьми; дверей наружных и створчатых, обшитых железом, 3 штуки и внутренних – 3 штуки.
В церкви имеются три иконостаса, один из них в настоящей и два – в трапезной церкви. Иконостас в правом приделе трапезной церкви двухъярусный и вызолоченный, длиной 13 ¼ аршин, высотой – 8 аршин (оценен в 5000 руб.), иконостас в левом приделе трапезной церкви двухъярусный и вызолоченный, длиной 12 аршин, высотой 7 ½ аршин (оценен в 1000 руб.), в настоящей церкви иконостас четырехъярусный и вызолоченный, длиной 8 ½ аршин, высотой 6 саженей и 2 аршина (оценен в 1000 руб.). В церкви – духовое отопление. Колокольня в 4 яруса, общей высотой до верха карниза 16 саженей и 2 аршина… Сторожка церковная в колокольне».
Согласно клировой ведомости, в 1914 г. в приходском архиве горловской церкви хранились следующие документы: исповедные ведомости за 1826-1914 гг., книга брачных обысков и приходо-расходная книга, начатые в 1913 г., «приходские» экземпляры метрических книг за 1810-1914 гг. и опись церковного имущества 1883 г., а в библиотеке церкви находилось 120 изданий, не считая богослужебных книг. Кроме того, известно, что в 1901 г. в приходском архиве хранилась и церковно-приходская летопись, заведенная не позднее 1881 г. В 1908-1910 гг.
Димитриевская церковь села Горлово была центром 2-го благочиннического округа Скопинского округа, так как 12 марта 1908 г. священник Иоанн Архангельский был повторно назначен благочинным, а в июле 1908 г. священник Алексий Незлобин был определен духовником округа. …После начала летом 1914 г. Первой мировой войны при церкви села Горлово был создан попечительный совет, который оказывал денежную помощь раненым воинам, лечившимся в открытом в Горлове лазарете…
При церкви св. Димитрия Солунского в селе Горлово было прицерковное кладбище. Из просмотренных метрических книг села за 1869-1874 и 1877-1918 гг. стало известно о 17 захоронениях, сделанных при церкви в период с 1892 по 1918 гг. Это, прежде всего, могилы горловских священно- и церковнослужителей и членов их семей, но не только их. Дело в том, что в конце XIX – начале XX вв. при Димитрие-Солунской церкви села Горлово по благословению рязанских архиереев погребались и миряне, связь которых с местным храмом и его причтом пока не установлена.
Священно-церковнослужители и миряне, погребенные на прицерковном кладбище села Горлово:
Священник Александр Евфимьевич Незлобин. Скончался 25 сентября 1905 г. от чахотки. Отпет 27 сентября 1905 г. местным благочинным, священником В. Волковым вместе с девятью священниками и тремя диаконами. Погребен возле алтаря церкви. Священник Иоанн Яковлевич Архангельский. Скончался 8 ноября 1916 г. от крупозного воспаления. Отпет 12.11.1916 г. священником Алексием Незлобиным с собором духовенства. Погребен в церковной ограде.
Диакон В. В. Куракин… диакон И. И. Троицкий… псаломщик И. А. Лесков… Воротникова О. П. – жена скопинского мещанина, Гусев И. Я. – крестьянин села Чернава… Иконников С. И. – скопинский мещанин… Косаткин К. А., Косаткина В. А., Косаткина Л. А. – дети запасного унтер-офицера из г. Мокшан Пензенской губернии А. Н. Косаткина… Незлобина А. З. – вдова священника села Яблонево Скопинского уезда Евфимия Григорьевича Незлобина и мать священника Александра Незлобина… Незлобина Л. П. – просфорница, вдова священника Александра Незлобина… Пищулина Е. Н. – жена местного псаломщика Н. М. Пищулина… Пугачева П. М. – вдова, кума священника Александра Незлобина и благотворителя горловской церкви… Пустынская М. А. – вдова псаломщика села Затворного Скопинского уезда В. Пустынского и мать местного диакона Д. Пустынского…Пустынская М. Е. – жена местного диакона Д. Пустынского…
В настоящее время вокруг храма, на месте прицерковного некрополя, пустырь.
В настоящее время Димитриевская церковь в селе Горлово не действует, а ее здание входит в число «выявленных»объектов культурного наследия… В советское время церковь утратила не только храмовую ограду, но и колокольню.
М. Е. Денисов, Д. Е. Попов «История Димитриево-Солунской церкви в селе Горлово Скопинской епархии, ее духовенства и прихода в XVII-XXI вв.»
В центральном государственном архиве Московской области хранится проект постановления Президиума Московского областного исполнительного комитета советов р. к. к. д. № 705 от 20 апреля 1934 г. о закрытии «старой» церкви в с. Горлово, под которой подразумевается придел св. Димитрия Солунского.
Данный проект был инициирован Горловским районным исполнительным комитетом с целью переоборудования Димитриевского придела под электростанцию. В тексте этого документа говорится: «…так называемая «старая церковь» в с. Горлово Горловского района не используется верующими в течение двадцати пяти лет, что общее собрание колхозников и единоличников с. Горлово ходатайствует о переоборудовании здания церкви под электростанцию, и рядом имеется другая церковь, где группа верующих отправляет религиозные обряды, Президиум Мособлисполкома, руководствуясь постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 08.04.1929 г. постановляет: разрешить Горловскому РИКу так называемую «старую церковь» закрыть, а здание использовать для переоборудования под электростанцию».
Что касается трапезной части храма с приделами святителя Николая и иконы Божией Матери «Троеручица», то она была закрыта только в начале 1939 г., поводом для чего стало то, что «религиозная община села Горлова» по словам властей, якобы «ответственности за молитвенное здание и уплаты обязательных платежей отказалось».
Возможно, речь идет о том, что горловская церковь осталась без священника и, соответственно, без богослужений. На основании этого церковь в селе Горлово была закрыта с целью «использовать под организацию клуба». /ГАРО. Ф. Р.-3251. Оп. 4. Д.65. Л.27-28/.
М. Е. Денисов, Д. Е. Попов «История Димитриево-Солунской церкви в селе Горлово Скопинской епархии, ее духовенства и прихода в XVII-XXI вв.»